Человек, не захотевший быть обезьяной. Настоящая история Патриса Лумумбы

Край, забытый Богом

В послевоенный период Советский Союз активно поддерживал народно-освободительные движения в странах Азии и Африки, боровшиеся за независимость против колонизаторов-угнетателей. Имена многих героев этой борьбы запечатлены в отечественной топонимике в виде названий улиц и площадей.

Среди массы труднопроизносимых имён революционеров есть одно, ставшее практически нарицательным — Патрис Лумумба. Во многом это связано с тем, что имя Патриса Лумумбы три десятилетия носил самый интернациональный вуз страны — Университет дружбы народов.

Однако о том, кем был настоящий Патрис Лумумба, пожалуй, знают даже не все нынешние студенты данного вуза.

 
Репродукция рисунка художника Наума Карповского Патрис Лумумба
Репродукция рисунка художника Наума Карповского «Патрис Лумумба». Фото: РИА Новости

Патрис Эмери Лумумба родился 2 июля 1925 года в Бельгийском Конго, в одном из Богом забытых уголков нашей планеты.

 

Это не преувеличение — на рубеже XIX—XX веков этот район Африки превратился в арену одного из самых жестоких и малоизвестных геноцидов. Король Бельгии Леопольд II, правитель не самого большого и влиятельного европейского государства, сумел превратить эту африканскую территорию, не попавшую в поле зрения крупных держав, в частную собственность. Коммерсантом бельгийский король оказался жадным и жестоким: местное население было превращено в рабов и эксплуатировалось нещадно. За невыполнение работ жителям отсекали кисть руки. Точное количество жертв предприимчивого короля установить сложно, однако исчисляется оно миллионами. По некоторым данным, с 1885 по 1908 год в Конго в результате действий колонизаторов погибло до 10 миллионов человек.

В 1908 году в Европе о грязных делах бельгийского короля стали писать журналисты, и европейская общественность испытала настоящий шок. После этого Бельгийское Конго из частного владения превратилось в колонию Бельгии. Впрочем, принципиально жизнь местных жителей не изменилась.

Революционер с почты

Вот в таком месте и родился в 1925 году Патрис Лумумба. Однако мальчику из бедной семьи народности тетела повезло — его приняли в школу при католической миссии, по окончании которой взяли на курсы почтовых служащих.

Патрис попал в ту небольшую прослойку местного населения, которому колонизаторы считали нужным дать образование, дабы они выполняли роль своего рода «приказчиков» при белом господине.

После окончания Второй Мировой войны в африканских колониях европейских государств развернулась активная борьба за независимость. Не обошла это борьба и Бельгийское Конго, и в неё включился молодой Патрис Лумумба.

Его биографию друзья и враги рассказывают по-разному. По версии первых, столкнувшийся с несправедливостью, в которой жила его Родина, Патрис по велению сердца вступил в ряды революционеров. По версии вторых, Лумумба готовился делать карьеру в колониальной администрации, но «погорел» на воровстве денежных переводов, за что и оказался в тюрьме. И уже после этого, обиженный на «колонизаторов», вплотную занялся политикой.

Так или иначе, но к 1958 году Патрис Лумумба становится одним из самых известных деятелей народно-освободительного движения своей страны и основывает партию «Национальное движение Конго», выступающую с левых позиций.

«Мы больше не ваши обезьяны!»

Нарастание протестного движения привело власти Бельгии к пониманию — из Конго придётся уйти. И тогда колонизаторы стали активно работать с местными политиками, рассчитывая сохранить своё влияние в стране.

Лумумба в этом смысле оказался наиболее неудобным — он требовал полной независимости страны и ухода из неё эксплуататоров. Пугали бельгийцев, а также внимательно наблюдавших за ситуацией американцев и левые взгляды Лумумбы, толкавшие его к сотрудничеству с СССР.

Репродукция линогравюры Патрис Лумумба . Художник К.В. Туренко
Репродукция линогравюры «Патрис Лумумба». Художник К.В. Туренко. Фото: РИА Новости / Светлов

В мае 1960 года в Бельгийском Конго прошли первые парламентские выборы, в которых победило «Национальное движение» Патриса Лумумбы. 34-летний политик стал первым премьер-министром Республики Конго.

Бельгия, официально признав независимость бывшей колонии, рассчитывала при помощи пробельгийской элиты сохранить ситуацию, при которой все ресурсы страны находятся под контролем европейцев.

На торжественной церемонии 30 июня 1960 года в присутствии посетившего страну бельгийского короля Бодуэна I первый президент независимого Конго Жозеф Касавубу произнёс речь о национальной модернизации, многорасовом обществе и сотрудничестве с бывшей метрополией.

Речь премьер-министра Патриса Лумумбы не была столь миролюбивой, зато выражала всю боль народа, пережившего неисчислимые страдания под игом колонизаторов. «Мы больше не ваши обезьяны!» — буквально прокричал Лумумба ошарашенному королю Бельгии.

Неудобный премьер

Радикализм главы правительства Конго не устраивал слишком многих. Правительство Лумумбы попыталось добиться реального контроля над ресурсами страны, стать на путь, ведущий к экономической самостоятельности. Намечалось создание государственного планирования, госсектора в промышленности и производственно-сбытовых кооперативов на селе, введение фиксированных цен на товары первой необходимости и повышение зарплаты рабочим. Был запрещён вывоз капитала за рубеж. Лумумба объявил об отделении церкви от государства и школы от церкви. Во внешней политике был взят курс на неприсоединение, полное освобождение Африки от колониализма и расизма.

У курса Лумумбы было достаточно противников — против него выступил президент Касавубу, вспыхнул армейский мятеж, а в самой богатой ресурсами провинции Катанга ставленник бельгийской компании «Юнион Миньер» Моиз Чомбе и вовсе объявил о независимости от Конго.

Среагировала и Бельгия, введя войска в бывшую колонию «для наведения порядка». Премьер-министр Лумумба обратился за помощью к ООН, однако прибывшие «голубые каски» неожиданно выступили на стороне противников правительства, обвинив в дестабилизации самого лидера «Национального движения».

Тогда Патрис Лумумба обратился за помощью к СССР. Однако время было упущено — противники Лумумбы уже контролировали ситуацию. Более того, в США во влиятельном политике левого толка увидели «африканского Кастро» и посчитали необходимым от него избавиться.

5 сентября 1960 года президент Касавубу снял с должности Лумумбу и отправил его под домашний арест в обмен на обещание Моиза Чомбе прекратить мятеж.

Однако мятеж в Катанге так и не прекратился, а премьер-министр Лумумба оставался под арестом, несмотря на то, что его возвращение на пост поддержал парламент. Введённые в страну «голубые каски» де факто выступили не в роли миротворцев, а в роли оккупантов.

Патрис Лумумба в плену. Январь 1961 года
Патрис Лумумба в плену. Январь 1961 года. Фото: РИА Новости

Политическое убийство

Сторонники Лумумбы взяли под контроль северо-восток страны. Освобождённый 12 сентября восставшими в столице солдатами премьер-министр решает добраться до своих единомышленников, чтобы продолжить борьбу.

Однако по пути на северо-восток Лумумба вместе с соратниками был схвачен своими политическими противниками при молчаливом согласии представителей ООН.

Подробности гибели Патриса Лумумбы стали известны лишь 40 лет спустя, после специального расследования, проведённого в бельгийском парламенте.

Как выяснилось, Лумумбу передали его злейшему врагу — главе сепаратистов Катанги Моизу Чомбе. Здесь его вместе с двумя соратниками поместили в лесную хижину, где подвергали пыткам. В расправе над Лумумбой главную роль играли его местные противники, однако руководили ими бельгийские военные и представители спецслужб.

17 января 1961 года после долгих издевательств Патрис Лумумба вместе с соратниками был расстрелян. Останки Лумумбы и его товарищей были уничтожены убийцами.

Известно, что планы расправы над Лумумбой были и у американских спецслужб, причем одобрены они были лично президентом Дуайтом Эйзенхауэром. Повод всё тот же — левые взгляды, стремление к сотрудничеству с СССР. Правда, споры о причастности ЦРУ к убийству 17 января 1961 года идут до сих пор.

В 2002 году Бельгия признала свою причастность к гибели Патриса Лумумбы, отказавшись, однако, продолжить расследование всех обстоятельств убийства.

«История нас рассудит»

Республика Конго после убийства первого премьер-министра страны погрузилась в растянувшийся на десятилетия гражданский конфликт, выход из которого стал намечаться лишь к концу первого десятилетия XXI века.

В 1961 году имя Патриса Лумумбы стало символом борьбы за свободу порабощённых народов. В Советском Союзе его именем было названо немало улиц и площадей, а также Университет дружбы народов.

Правда, в 1992 году, вместе со сменой политических формаций, Университет дружбы народов от имени Лумумбы официально отрёкся, оставшись при этом «университетом Лумумбы» в просторечье.

В своём последнем письме жене Патрис Лумумба написал: «Никакие жестокости, издевательства или пытки меня не сломили и не сломят, так как я предпочитаю умереть с гордо поднятой головой, с непоколебимой верой и глубокой уверенностью в будущем моей страны, чем жить в подчинении, попирая священные принципы. Однажды история нас рассудит, но это будет не история, угодная Брюсселю, Парижу, Вашингтону или ООН, а история стран, освободившихся от колониализма и его марионеток».

Источник ➝

Известия немецких хронистов о битве русских с ордынцами в 1380 г.

 

Немецкие хроники конца XIV — начала XV века и позднейшие сочинения, основанные на их известиях, сообщают о битве русских с ордынцами, в которой нетрудно узнать знаменитое сражение на Дону. Детмар Любекский — монах францисканского ордена — жил в Торнском монастыре, где и вел хронику на латыни вплоть до 1395 года. Иоганн фон Позильге, чиновник из Помезании, живший в Ризенбурге, писал хронику на латинском языке с 60—70-х годов XIV века до 1406 года. Обе названные хроники впоследствии, около 1395—1419 годов, были переведены соответственно на нижненемецкий и верхненемецкий языки.

Ранние хроники использовал в своем труде "Вандалия" богослов и историк Альберт Кранц, родившийся в середине XV века в Гамбурге, где он служил соборным деканом (старшим священником храма) и умер в 1517 году. "Вандалия" доведена до 1501 года и была издана уже после смерти автора, в 1519 году. Детмар, Позильге и Кранц с небольшими вариациями повторили известие о битве русских с татарами, которое, возможно, попало в Германию благодаря купцам прибалтийских городов (союз этих городов назывался Ганзой), торговавших с Русью и Литвой. В 1381 году в Любеке проходил ганзейский съезд, и здесь же находился один из названных хронистов — Детмар.
      Известие немецких хроник нельзя целиком принимать на веру. Место битвы Позильге и Кранцем ошибочно перенесено с Дона к Синей воде — реке, притоку Южного Буга, где в 1363 году литовскому великому князю Ольгерду удалось разгромить ордынские отряды и тем самым остановить дальнейшее продвижение войск Джучиева улуса на запад. Рассказ о победоносной акции литовского войска ("литовцы отняли у русских добычу и множество их убили в поле") не подтверждается русскими источниками. Летописная повесть 1425 года свидетельствует лишь о том, что Ягайла, пришедший "всею силою литовскою Мамаю пособляти", опоздал на один день или меньше. Некоторые исследователи предполагают, что у Детмара и в сходных с ним известиях речь идет о малозначительном ограблении передовыми отрядами Ягайлы арьергардов русской дружины, возвращавшейся с поля боя. Однако, если вспомнить, что войска Дмитрия возвращались по территории Рязанского княжества, не участвовавшего в битве с Мамаем и потому сохранившего свое войско, возможны два предположения: Либо хронисты ошибаются, допуская беспрепятственное вторжение Ягайлы на земли Рязани, либо литовцы действительно, по договоренности с рязанским князем Олегом, ограбили на рязанской земле какие-то отряды Дмитрия Ивановича. В позднейших источниках князь Олег, объявленный "изменником", обвиняется в ограблении московских отрядов, возвращавшихся домой с Куликова поля. Возможно, в этих свидетельствах имеется какая-то доля истины.

 

ХРОНИКА ДЕТМАРА

      Там сражалось народу с обеих сторон четыреста тысяч. Русские выиграли битву. Когда они отправились домой с большой добычей, то столкнулись с литовцами, которые были призваны на помощь татарами, и литовцы отняли у русских их добычу и множество их убили в поле.

ХРОНИКА ПОЗИЛЬГЕ

      В том же году была большая война во многих странах, особенно так сражались русские с татарами у Синей Воды, и с обеих сторон было убито около 40 тысяч человек. Однако русские удержали [за собой] поле. И, когда они шли из боя, они столкнулись с литовцами, которые были позваны татарами, туда на помощь, и убили русских очень много и взяли у них большую добычу, которую те взяли у татар.

"ВАНДАЛИЯ" А. КРАНЦА

      В это время между русскими и татарами произошло величайшее в памяти людей сражение на месте, которое называется Синяя Вода. Как обычно сражаются оба народа не стоя, а набегая большими вереницами, бросают копья и ударяют, и вскоре отступают назад. Победители русские захватили немалую добычу — скот, так как [татары] почти никакой другой [добычей] не обладают. Но не долго русские радовались этой победе, потому что татары, соединившись с литовцами, устремились за русскими, уже возвращавшимися назад, и добычу, которую потеряли, отняли, и многих из русских, повергнув, убили. Было это в 1381 г. после рождения Христа. В это время в Любеке собрался съезд и сходка всех народов общества, которое называется Ганзой.

Текст печатается по изданиям: "Слово о полку Игореве" и памятники Куликовского цикла. К вопросу о времени написания "Слова". М.—Л., 1966, с. 507—509 (статья Ю.К. Бегунова); Азбелев С.Н. Историзм былин и специфика фольклора. Л., 1982, с. 160-161.

Популярное в

))}
Loading...
наверх