Последние комментарии

  • stanislav matveev
    ну и математики! В то время в Византийской империи  проживало не более 12 миллионов человек и тысяч около 70 в Конста...Демография древнего Киева
  • Гордей
    Великолепно! А особенно радостно что у Зализняка достойный продолжатель ...Берестяные грамоты — 2019: кто украл бобров? Орки?!
  • Лебедев Алексей
    Шикарное издание.Древняя Русь в свете зарубежных источников

5 фильмов об Античности

Что посмотреть, чтобы познакомиться с Античностью с разных точек зрения, рекомендует историк Анастасия Ашаева

2 MAY 2019
Кадр из фильма «Агора» (2009)  

Фильмы разных кинематографических школ, которые в наибольшей степени повлияли на образ Античности в современном мире.

 

1

 

Клеопатра (1963)

США, режиссер Джозеф Манкевич

Фильм «Клеопатра» завершил эпоху грандиозных пеплумов — дорогостоящих костюмированных блокбастеров на античную тематику, став самым масштабным фильмом в подобном жанре.

В четырехчасовой ленте представлена трагическая история одной из самых известных женщин Античности — Клеопатры. Сценарий основан на античных источниках и повествует о драматических событиях в истории Римского государства 48–30 годов до нашей эры. Незначительные отступления от исторических свидетельств меркнут перед любовной драмой последней царицы эллинистического Египта Клеопатры VII, которая разыгрывается на фоне политической борьбы между Цезарем и Помпеем, Антонием и Октавианом Августом и приводит к превращению республики в империю. История женщины-правительницы красной нитью проходит через историю гражданской войны и политических интриг, в которых погрязла Римская республика на закате своего правления. Этот фильм можно рекомендовать тем, кто соскучился по классическому костюмированному историческому кино, изрядно сдобренному мелодрамой.

 

2

 

Калигула (1979)

Великобритания, режиссер Тинто Брасс

 

 

Натуралистичный фильм об античных ужасах, исходящих от неограниченной власти римских императоров, снятый королем порнографической индустрии Тинто Брассом. Несмотря на звездный актерский состав, фильм завораживает и пугает своей натуралистичной порнографией и обилием крови. Гор Видал, написавший на основе сочинений античных авторов — Тацита и Светония — сценарий для фильма с целью показать деградацию единоличной власти, даже снял свое имя с титров из-за слишком откровенных картин насилия и разврата императорского двора. Описание всех безумств правления императора Калигулы в фильме перекликается с демонстрацией того, как трансформируется личность Калигулы под влиянием неограниченной власти над людьми.

 

3

 

Медея (1988)

Дания, режиссер Ланс Фон Триер

В отличие от двух предыдущих фильмов, создатели которых стремились передать атмосферу античного мира в деталях, «Медея» фон Триера – обнаженный миф без античных одежд. Сюжет фильма построен на переосмыслении самой известной трагедии Еврипида, основанной на античном мифе о Медее и Ясоне. Медея — колхидская ведунья, привезенная аргонавтом Ясоном в Коринф, оказывается брошенной им ради Главки, дочери местного царя. Движимая местью за предательство, Медея сначала убивает соперницу и ее отца, а потом и собственных детей, рожденных от Ясона. Трагедия Еврипида предстает здесь без всяких прикрас и светлого антуража солнечного Средиземноморья, а мрачность и трагизм сюжета многократно усиливает тоскливый датский пейзаж, который подчеркивает неотвратимость судьбы героев. Фон Триеру удалось передать суть античной трагедии — ощущение катарсиса (очищения), которое охватывает зрителя после просмотра фильма.

 

4

 

Комедия о Лисистрате (1989)

СССР, режиссер Валерий Рубинчик

Этот фильм — типичное перестроечное кино, и не только потому, что режиссеру удалось организовать съемки за границей, в Греции, и вывезти туда актеров. Гораздо важнее то, что сюжет — это комедия древнегреческого автора Аристофана «Лисистрата». Античный текст был нужен для иллюстрации важных перестроечных дискурсов — свободы и пацифизма. Обилие малохудожественной обнаженки продолжило традиции нашумевших фильмов той эпохи (например, «Маленькой Веры», «Интердевочки»), а аутентичный древнегреческий пацифизм вполне коррелировал с выводом советских войск из Афганистана. При всей наивности этого фильма он интересен своей нетипичностью и для советской, и для западной традиции использования античности и является важным для понимания феномена советской культуры периода перестройки.

 

5

 

Агора (2009)

Испания, режиссер Алехандро Аменабар

Фильм испанского режиссера о Гиппатии Александрийской — античной женщине-ученом, философе и астрономе — венчает эпоху возрождения пеплумов в XXI веке. Однако высокое качество постановки и историческая достоверность меркнут перед атмосферой, которую режиссер воссоздал в своем фильме. Это атмосфера неотвратимости конца античного мира и всего античного, что совсем скоро канет в Лету, оставив лишь шлейф мозаичных воспоминаний и монументальных памятников. В фильме Аменабара действие разворачивается в некогда процветающем Египте — одном из центре наук и культуры античного мира на рубеже IV–V веков. И тем символичнее, что именно здесь происходит последняя «схватка» за античную цивилизацию. Однако «темные века» уже наступили, а те немногие античные образы, которые олицетворяет Гиппатия, — античная ученость, язычество, уклад жизни — скоро трагично погибнут в муках рождения нового мира.

 
Анастасия Ашаева
кандидат исторических наук, приглашенный исследователь Школы актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС
 
Источник ➝

Популярное в

))}
Loading...
наверх