Развалины церкви, городище Старая Рязань

Развалины церкви, городище Старая Рязань

Руины церкви, построенной на месте Собора Бориса и Глеба

Как известно, нынешняя Рязань не является той самой Рязанью, упоминаемой в летописях с 1096 года, описанной в ”Слове о полку Игореве” и героически сопротивлявшейся Батыю. Город у слияния рек Трубеж и Ока носил до конца 18 века имя Переяславля-Рязанского, историческая же Рязань была сожжена дотла в 1237г. во время набега хана Батыя. Расположена старая Рязань была в живописной излучине Оки на крутом берегу, примерно в 60 км от нынешней Рязани.

В настоящее время в этом месте по правому берегу Оки находятся остатки городища Старая Рязань, одного из богатейших археологических памятников, а по левому – уездный купеческий город Спасск-Рязанский.

* * *

Старая Ряза́нь— один из крупнейших древнерусских городов XII-XIII веков, столица Рязанского княжества. Впервые упоминается в летописи под 1095. Город расположен в 60 км от современной Рязани, на мысе при впадении речки Серебрянки в Оку.

* * *
И вот, наконец, Южный город, на котором даже издалека видны какие-то руины. Древность руин обманчива – это остатки храма начала 20-го столетия, построенного в честь, как было тогда модно, древних храмов, разрушенных. Типа возврат к истокам. Беда, но такой возврат подчас бесследно губил подлинные фундаменты. Не так ли было, например, в Херсонесе, где новый монастырь просто извратил следы древности? До такой жизни новый храм дошел к 1947 году, когда его закрыли да еще, по-моему, и взорвали.

Именно здесь стояли Спасский и княжеский Борисоглебский соборы. От Спасского собора ныне осталась впечатляющая яма, заполненная строительным мусором. На месте Борисоглебского собора находятся как раз руины одного из новых зданий. Об этих соборах ныне дает хоть какое-то представление экспозиция в музее Новой Рязани. Как заходишь – тут же, в полутьме, под лестницей, фрагменты белокаменных капителей необычайной красоты, как будто античных, нечто, что названо просто “архитектурная деталь”, видимо, часть колонны алтарной преграды, наконец, разные излишества, украшавшие фасад. Соборы были построены из кирпича, только не такого, как сейчас, а большемерного, тонкого, квадратного. Фасады и полы храмов были украшены поливной плиткой, которую делали тогда может быть в Киеве, а по большому счету – только в Византии или в Иране. Стены соборов были расписаны фресками, от которых сохранились ничтожные фрагменты.

Именно под фундаментом Спасского собора найден знаменитый бронзовый идол, который доказывает, что церкви строились на месте старых языческих капищ. Сам факт, что идол был закопан ПОД ФУНДАМЕНТ, говорит о том, что рязанцы как бы положили в основу веры новой – веру старую. О весьма поверхностной христианизации рязанцев до 13 века свидетельствуют и языческие вещи, извлекаемые археологами из могил.

Смиренное сельское кладбище за оградкой притулилось в сторонке. Здесь хоронили потомков древних рязанцев до 19-го века. Надгробные плиты, кто знает, может, из последних остатков храмов той, исконной Рязани? По виду надгробия довольно старые, 17-18 вв.

«СТАРАЯ РЯЗАНЬ: чтоб я так жил»

* * *
СТАРАЯ РЯЗАНЬ

Городище (площадь 48 га) на правом высоком и крутом берегу р. Ока в нескольких км. ниже впадения в нее р. Проня, неподалеку от современного г. Спасск-Рязанский, остатки бывшей столицы (в XII-XIII вв.) Рязанского княжества – Рязани.
По археологическим данным, славянское поселение возникло здесь в X в., на месте городища Городецкой культуры и языческого святилища.

Старя Рязань – укрепленное поселение, являющееся обращенным в сторону Поля (незаселенные лесостепные и степные земли, примыкающие с юга к русским землям) военным форпостом и крепостью Древнерусского государства, призванной обезопасить окско – волжский путь, который вел в богатые страны Востока. Одновременно оно являлось «погостом» — местом стоянки гостей — именитых купцов, ведущих торговлю в чужих землях, а так же станом для князей и сборщиков дани. При слабости внутреннего обмена ремесленники выполняли заказы самих горожан и проезжих торговцев – воинов. Первоначальный состав населения города был пестрым: представители княжеской администрации, ремесленники и крестьяне. Все насущные дела территориальной городской общины решало вече – собрание свободных граждан, на которое сходились все рязанцы. Возникновение маленького городка – Старая Рязань – стало мощным стимулом дальнейшей славянской колонизации земель на востоке.

Древнее городище располагалось на плато, ограниченном с севера оврагом, по которому протекает ручей Серебрянка. Большой овраг, частично разрушивший укрепления, проходит и с юга. Поселение, состоявшее из 2 частей: древней (Северное городище) и новой (Южное городище), вытянулось с юга на север вдоль берега реки. Она со всех сторон было защищено валами. Окруженная плодородными и густонаселенными землями, Рязань в домонгольский период превращается в цветущий город и становится крупным ремесленным и торговым центром на востоке Руси. Впервые г. Рязань упоминается в Ипатьевской летописи под 1096г. «В лето 6604. Святополк Изяславич и Володымер Мономах посласта в Чернегов к Олгу Святославичу, да ряд учинят о Рускои земле, при епископах и старцех, «како бысмо могли оборонити Русскую землю от поганых». Олег же гордяся речи: «несть лепо мене судити епископом, и чернцем, и смердом, и не хоте ити ко братом своим на совет, послушав своих злых советник». Святополк же и Володымер рекоша ему: «понеже ты не идеши с нами на поганых, ни на совет, Яве есть, яко зле о нас мыслиш, хотя помагати поганом»; и поидоша на него к Чернегову. Олег же избеже из Чернегова, в субботу, мая 3, и в Стародубе затворился, но и тамо Святополк и Володымер доставаху его, но из града бияхуся крепко; и стояху окрест града до 30 дний, донеже люди во граде начаша изнемогати. Тогда и Олего смирися и выйде из града, прося мира, и Даша ему на сем мир, яко да придет в Кие и тамо целует крест, со братом своим Давыдом, еже бытии с ними в любве; Олег же обеща и на том тогда крест целова. И возвратишася Святополк и Володымер восвояси; а Олег поиде к Смоленску, и не прияша его Смолняне, тоже идее к Рязаню».

В начале XI века было основано Северное городище. От берегового плато глубоким рвом и валом отрезали северо-западную оконечность мыса (около 3 га). К середине XII века уже сложилась уличная планировка города.
Первым рязанским князем стал сын черниговского, а затем великого князя киевского Святослава Ярославича Муромский князь Ярослав, о котором В.Н. Татищев в своей «Истории Российской» под 1103г. сообщает, что «Ярослав Святославич рязанский ходил на мордву».
После его смерти в 1129 году Рязань осталась во владении его сыновей и внуков. Вскоре рязанские князья стали независимыми от Мурома, а затем и от Чернигова. С усилением Рязани связан рост городской территории и возведение нового пояса укреплений. Треугольный в плане город площадь около 10 га со стороны Поля был защищен дугообразно изогнутым валом, концы которого направлены к берегам Оки и Серебрянки. Рубленые стены с боевыми площадками – заборолами шли по всему периметру Рязани над естественными, почти отвесными склонами. На месте проезда в валу, через который проходит современная дорога, стояла деревянная башня со Спасскими воротами в нижней части. Перед ней через ров был перекинут узкий мост, уничтожавшийся в момент опасности. 2-ая воротная башня, к которой уступами спускались стены, находилась значительно ниже – у северного въезда со стороны Оки (Серебряные или Золотые ворота). Нынешняя дорога, пересекающая городище, проходит по трассе древней улицы. Между городскими стенами и Окой ближе к воде вырос подол – неукрепленное предградье, расположенное на первой надпойменной трасе. Подол простирался от слобод Задола и Пешей у подножия Северного городища до места современного парома под Соколиной горой. У места впадения Серебрянки в Оку открыта древняя пристань, к которой причаливали военные и торговые суда.
Одновременно с возведением Рязани соорудили прямоугольный сруб с 2-скатной крышей и луковичной главкой на небольшом возвышении – барабане – деревянную церковь.
Бурный рост Рязани с середины XII века связан с усиленным процессом урбанизации по всей Руси, когда в летописях упоминалось уже свыше 100 новых городов, а некогда единая Киевская Русь распалась на отдельные города – государства, самостоятельные земли – княжения.
Ипатьевская летопись под 1145г. сообщает о смерти Святослава Ярославича в Муроме и направлении в Рязань сына его брата – Глеба Ростиславича. В эти годы Старая Рязань стала столицей Муромо – Рязанской земли, сильной крепостью, способной защитить не только своих жителей, но и население окрестных сел и деревень, политико – религиозным, торгово – ремесленным и культурным центром. С утверждением в Рязани княжеского стола укреплениями обносится огромное Южное городище (около 40 га). От Рязани зависели уделы – пригороды: Ростиславль, основанный в 1153г., Коломна (первое упоминание в летописи 1177г.), Пронск (1186г.) По сообщению Никоновской летописи под 1156г. Рязань подверглась набегу половцев, которые, захватив пленных отправились обратно, но рязанцы организовали погоню, догнали и разбили половцев и освободили пленных.
В 1187г. половцы снова напали на Рязань в тот момент, когда дружины рязанских князей были отвлечены на борьбу с князем владимирским Всеволодом Большое Гнездо. Но кочевники не умели брать крупных городов и Рязань оказалась для них неприступной крепостью.
В 1205г. Рязанский князь Роман Глебович с дружиной устроил поход на кочевников, разбил половцев, взяв многих в плен, захватив коней, волов, овец, освободил пленных славян и христиан и отпустив их.
В 1208г., во время княжения Глеба Ростиславича, Рязань входе между усобиц была сожжена великим князем владимирским Всеволодом Большое Гнездо, о чем сообщает Лаврентьевская летопись ( при этом он приказал покинуть город всем жителям с имуществом и товаром).
А через 30 лет, в 1237г., вновь отстроенная Рязань, была полностью уничтожена войском Бату-хана, вместе с населением.
В последующем Старая Рязань кое как восстанавливалась, вновь подвергалась неоднократным разрушениям, после чего княжеская столица была перенесена в Переяславль – Рязанский. Перенесение столицы осуществлялось постепенно, и лишь с середины XIV века Старая Рязань была оставлена окончательно, в к XVII веку уже утратила всякое значение.
На Старорязанском городище раскопки ведутся с 1-й трети XIX века. За это время был обнаружен богатый клад золотых украшений, открыты фундаменты 3 известных рязанских соборов – Борисоглебского, Спасского и Успенского. Установлено, что на месте Южного городища до 2-й половины XII века не было никаких поселений. На будущей территории города располагался могильник XI-нач.XII веков. Вместе с тем, у берега Оки уже существовало обширное неукрепленное селище-посад. До самой гибели Рязани в 1237 году на Южном городище так и не сложилось сплошной застройки. По-видимому, осевой магистралью в Рязани была улица- дорога, пересекавшая город с юга на север. Другие улицы подходили перпендикулярно к ней из ворот в восточном валу окольного города. Как и в других древнерусских городах, застройка Рязани осуществлялась усадьбами. Основным типом жилищ здесь были большие срубные наземные дома.
Среди огромной коллекции найденных вещей выделяются прекрасные образцы произведений прикладного искусства из драгоценны металлов, предметы с надписями, привозные вещи.
Обнаружены ремесленные мастерские: домница, гончарные горны, ювелирная, косторезная и прочие.
Найдены так же братские могилы защитников города 1237г.

* * *

Из статьи Л.А.Беляев. Борисоглебский храм:

Для Борисоглебского храма дан даже надежный terminus ante quem, погребение князя Игоря Глебовича Рязанского. Это первое по времени упоминание церкви в Рязани дано в Ипатьевской летописи под 6000 (1194/95) г.: «Того же лета преставися князь Игорь Глебович Рязанский и положен бысть во граде в Рязани, в церкви камене святых мученик Бориса и Глеба» (ПСРЛ, I, 173; отметим отсутствие оговорки о постройке храма самим князем или его отцом — монастырь не назван ни «своим», ни «отним», как часто бывает в подобных случаях). Второй престол упомянут не в погодном летописании, но в «Повести о разорении Рязани Батыем», это собор «пресвятые владычицы Богородицы честнаго ея Успения»; после взятия города эта «великая церковь внутрь погоре и почернешаЕ ». Последнее упоминание церковного посвящения, летописное, появляется под 1258 г. в связи с погребением князя Олега Ингваревича, причем речь, возможно, идет о монастырской церкви: «Преставися князь великий Олег Рязанский постригся во ино¬ческий образ и в схиму на страстной недели в среду и положен бысть в церкви святого Спаса» (ПСРЛ, 1,203).
Дата постройки двух последних храмов, конечно, более ранняя, оба они возникли до монгольского нашествия. Но последовательность появления всех трех церквей остается неясной. Позднее упоминание Спасского храма никак не свидетельствует о его более поздней, в сравнении с Успенским и Борисоглебским, дате, и наоборот. Все, что можно выяснить из имеющихся текстов — это то, что до 1237 г. в Рязани было по меньшей мере три церкви, (причем каменные: две — наверняка, а третья, Спасская, с большой долей вероятности). Привлечение косвенных свидетельств, прежде всего о развитии общей политической ситуации на Руси и в Рязанской земле, дает еще меньше. Вряд ли следует думать о каменном

строительстве в городе до того, как началось выделение Муромско-Рязанского княжества из состава Черниговского, то есть до конца 1-й трети XII в., когда в И 29 г. в Муроме умер Ярослав Святославич, и его дети, Ростислав и Святослав Ярославичи, «сели на Рязани». А.Л. Монгайт допускал строительство первых храмов в конце 1150 — начале 1160-х годов, при Глебе Ростиславиче, исходя из того, что при нем Рязань впервые стала стольным городом и могли появиться укрепления Южного городища. Но это не самая вероятная, а скорее самая ранняя из возможных дат: город оставался вторым в княжестве после Мурома, поскольку даже в 1145 г., по смерти Святослава, Ростислав «седе на стопе (т.е. в Муроме. — Л.Б.) а Рязаню послаша меншего Ростиславича Глеба».
Конечно, можно привлечь общие соображения. В Myромско-Рязанском княжестве свв. Бориса и Глеба особо почитали, так как исторический князь Глеб считался местным святым (он правил в Муроме). Допустимо думать, что каменный храм его памяти мог появиться в Рязани очень рано. Однако обязательно ли это? Достаточно проверить ход освящения престолов в память святых князей в Древней Руси, чтобы убедиться, что их почитание прежде установилось в городах Поднепровья (Киев, Чернигов, Смоленск) — и только в позднем XII в. (как раз в 1190-х годах), наблюдается широкая волна строительства храмов и освящений престолов в честь братьев-мучеников по всей Руси.
Таким образом, письменные источники дают очень мало для датировки каменного строительства в Рязани. Конечно, на первый взгляд соединить сведения о трех вышеназванных престолах с тремя же каменными церквями, открытыми на Южном городище, соблазнительно легко. Обычно так и делают, опираясь на относительную хронологию, которая довольно надежна. Типологически и технико-конструктивно самый ранний храм открыт последним, после раскопок 1949 г. (в атрибуции А.Л. Монгайта и Г.К. Вагнера это городской Успенский собор). За ним следует «храм XII» — Борисоглебский (или, по Корзухиной и Холостенко, Успенский); третий раскопан А. Севостьяновым, который видел в нем также Борисоглебский, но со времени работ Монгайта эту точку зрения оставили, и обычно храм считают Спасской церковью. Но ведь источники не говорят, какой среди трех упомянутых престолов возник раньше, а какой — позже, и основанием для таких атрибуций служат только дополнительные соображения, косвенные аргументы.
Предложенное Д. Тихомировым отождествление изученных им руин с летописной церковью Бориса и Глеба» поддержано, главным образом, тем, что вблизи них в XVII-XIX вв. стояла кладбищенская «Деревянная церковь во имя Рождества Богородицы, именуемая Борисоглебской Городищенской». Такое назва¬ние, само по себе неординарное, указывает на сохранении памяти о прежде стоявшем храме или о сохранении в храме древнего престола в качестве придельно¬го. Косвенно поддерживает идею отождествления и развитый внутренний некрополь «храма XII», а также явная неординарность его прихожн и клира, которые оставили на стенах граффити греческой скорописью, учебные «таблицы» по расчету пасхалий н множество других текстов, для начертания которых нужно было ежедневно упражняться в каллиграфии61. Захоронения в храме, явно принадлежавшие знати, соотносимы со сведениями о Борисоглебской церкви как о престижной княжеской усыпальнице62. Таким образом, отождествление, предложенное Тихомировым и поддержанное Монгайтом, можно считать обоснованной гипотезой.

Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб