Виктор Хомутский предлагает Вам запомнить сайт «Исторический дискуссионный клуб»
Вы хотите запомнить сайт «Исторический дискуссионный клуб»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Мудрее всего время, ибо оно раскрывает все. Диоген Лаэртский

Запомнить

Ностальгический клуб любителей кино

    

 

Ностальгический клуб любителей кино .

Жизнь коротка, искусство вечно. Гиппократ

 

Летопись лихих 90-ых.

 

Яндекс.Метрика
Блог
Сага о том, как славянин Рюрик и прочая челядь на чистом вологодском санскрите преподавали российскую историю

Сага о том, как славянин Рюрик и прочая челядь на чистом вологодском санскрите преподавали российскую историю

Авесхан Македонский Сага о том, как славянин Рюрик и прочая челядь на чистом вологодском санскрите преподавали российскую историю Рецензия на книгу:

Виктор Хомутский 20 янв, 10:16
-2 45
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Римские имперские шлемы. Изменение веса шлема от его комплектации и отделки.

Римские имперские шлемы. Изменение веса шлема от его комплектации и отделки.

Всегда интересовал вопрос — насколько серьёзно сказывается на весе шлема количество декоративной отделки на нём. Вспоминая самое начало занятия римской р

Виктор Хомутский 21 янв, 10:49
+5 1
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
20 января 1238 года после осады монголо-татарскими войсками была взята Москва.

20 января 1238 года после осады монголо-татарскими войсками была взята Москва.

После поражения под Коломной князь Всеволод Юрьевич бежал во Владимир, а московские ратники — в Москву, сообщив о поражении и приближении татар. Около 15 ян

Виктор Хомутский 20 янв, 12:12
+7 4
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
"Кулькану была нанесена там рана и он умер" - битва под Коломной

"Кулькану была нанесена там рана и он умер" - битва под Коломной

После взятия Рязани 21 декабря 1237 г. монголы двинулись вверх по Оке к Коломне. Не случайно пунктом, где собирались владимирские полки для отпора монголам был

Виктор Хомутский 18 янв, 08:46
+10 13
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Леонид Ильич Брежнев на отдыхе и не только

Леонид Ильич Брежнев на отдыхе и не только

Леонид Ильич Брежнев на охоте, 1972 год Леонид Ильич Брежнев и братья Кастро на катере. Фото Владимира Мусаэльяна, 1974 год Леонид Ильич Б

Виктор Хомутский 18 янв, 10:36
+14 3
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
История Казахстана в персидских источниках XIII-XIX вв.

История Казахстана в персидских источниках XIII-XIX вв.

История Казахстана в персидских источниках XIII-XIX вв. В 5-ти т. Автор: (сост.) Абусеитова М.Х. Жанр: первоисточник Описание: Публикация включает в

Виктор Хомутский 26 ноя 18, 14:43
+9 68
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Блог
Первый послевоенный парад в Сталинграде май 1945 года.

Первый послевоенный парад в Сталинграде май 1945 года.

Первый послевоенный парад в Сталинграде состоялся в мае 1945 года. Он представлял собой шествие физкультурников с элементами акробатики. 1. 2.

Виктор Хомутский 4 янв, 13:00
+24 5
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
«Чёрный миф» о советских военнопленных: Сталин и Женевская конвенция

«Чёрный миф» о советских военнопленных: Сталин и Женевская конвенция

Одной из любимых тем Великой Отечественной войны, на которой паразитируют либеральные антисоветские пропагандисты, стала трагедия военнопленных, которые сотнями ты

Виктор Хомутский 12 янв, 10:35
+22 27
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Необычные картины монгольского художника Самбу Заясаихана

Необычные картины монгольского художника Самбу Заясаихана

Удивительно самобытные работы! Zayasaikhan Sambuu родился в маленьком городе Gobi (Западная Монголия). Впервые познакомился с искусством через бу

Виктор Хомутский 6 янв, 15:58
+22 5
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Дореволюционная Старая Русса на открытках и фотографиях и немного об археологии

Дореволюционная Старая Русса на открытках и фотографиях и немного об археологии

В древнем русском городе - Старой Руссе я в последний раз был в далеком уже 1991 году, когда я, студент-историк, участвовал в археологической экспедиции (исс

Виктор Хомутский 4 янв, 10:13
+21 8
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Чувственные китаянки Ху Джун Ди

Чувственные китаянки Ху Джун Ди

Китайская история искусства столь же богата, сколь богата история китайской цивилизации. Современная китайская живопись является одной из самых загадочных, люб

Виктор Хомутский 15 янв, 08:58
+20 6
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Блокада Ленинграда — как холокост для евреев. На этом строится идентичность

Блокада Ленинграда — как холокост для евреев. На этом строится идентичность

Берясь за тему блокады, историки и люди творческих профессий должны осознавать ответственность — речь идет об одной из самых ужасных гуманитарных катастроф в исто

Виктор Хомутский 4 янв, 19:10
+19 18
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

«Стояние Зои»: история мифа.

развернуть

«Стояние Зои»: история мифа.

В 1956 году по всему СССР распространялась легенда об «окаменевшей Зое», якобы наказанной богом за святотатственные танцы с иконой святого Николая.

Странным образом эта история совпала со скандалом там же – в Куйбышеве, когда вскрылось гомосексуальное насилие иеромонаха Серафима над послушниками.

Холодным зимним утром января 1956 года, когда Клавдия Ивановна Болонкина убирала снег у своего дома на Чкаловской улице, в Куйбышеве, к ней обратилась пожилая женщина: «Это какая улица? А дом? А кто хозяйка пятой квартиры?» Когда выяснилось, что в квартире проживает сама Клавдия Ивановна, старуха начала её торопить: «Ну, тогда, дочка, пойдем скорее, покажи её, несчастненькую. Ах, какой грех!.. Ах, какое наказание!»

Из слов старухи Клавдия Ивановна поняла, что в её квартире якобы находится окаменевшая молодая женщина. Как выяснилось, старухе рассказали историю о некоей девушке, которой на вечеринке не досталось партнёра для танца. Рассердившись, она сняла со стены икону святого Николая и стала кружиться с ней в такт музыке. Вдруг сверкнула молния, грянул гром, и девушку окутал дым. Когда он рассеялся, все увидели, что богохульница застыла с иконой в руках.

«Стояние Зои»: история мифа.
(Дом, где якобы жила Зоя)

Именно так разговор, который якобы имел место 18 января 1956 года на Чкаловской улице, был описан несколько дней спустя в газете «Волжская коммуна». Публикация пыталась развеять слухи об «окаменевшей девушке». За беззубой старушкой, которая, вероятно, была первой посетительницей мистической квартиры, последовало много народу, пожелавшего увидеть чудо своими глазами.

По мере роста числа любопытных множилось и количество вариантов истории. Некоторые датировали происшествие новогодней ночью; другие рассказывали, что все попытки взять икону из рук девушки – или даже выбить топором – остались безрезультатными. Третьи предлагали окропить застывшую святой водой или обратиться к врачам. В последующие дни толпа перед домом выросла до нескольких сотен человек. Новость про нездоровый интерес советских граждан вскоре дошла даже до ЦК КПСС. В Куйбышеве, у того самого дома на Чкаловской улице, были выставлены заслоны пешей и конной милиции.

«Стояние Зои»: история мифа.

Милицейские посты лишь подогрели ажиотаж. Весть о мгновенной божьей каре за святотатство широко распространилась в околоцерковных кругах области и всей страны, приняв характер легенды. Сегодня благодаря медиа легенда о поначалу безымянной героине известна под названием «стояние Зои» – на её основе даже снят художественный фильм. Почему этот слух (или, с точки зрения верующего населения, новость о божественном вмешательстве) смог набрать такую силу?

Почему она возникла именно во второй половине 1950-х и почему в вернувшей свое название Самаре её вспоминают до сих пор. До сих пор, несмотря на широкое распространение легенды, она хоть и упоминается в некоторых научных работах, но механизмы её возникновения (и её функции) ещё ни разу не были исследованы.

Уполномоченный ЦК по делам РПЦ отмечал тогда, что «весть о чуде» в Куйбышеве в особенности адресовалась молодёжи, призывая её уважать авторитет церкви, соблюдать посты и праздники – именно для этого легенду пересказывали пожилые прихожане. Во время поездки в Борский район (120 километров от Куйбышева) он зафиксировал следующие высказывания колхозников: «Мы точно не знаем, что там было на Чкаловской улице, но говорим об этом и сейчас, поддерживаем веру в это чудо и припугиваем этим молодёжь, чтобы не хулиганили, меньше ходили на танцы, а больше ходили в церковь».

Действительно, многие сельские жители сделали в пасхальные дни 1956 года соответствующие выводы: «Под праздники и в Страстную неделю в этом году не слышно было песен и гармошки, больше стало народу ходить в церковь и причащаться при этом ходили издалека. В Страстную неделю даже кино срывалось».

В других районах и больших городах Куйбышевской области так же сильно возросло количество посещающих службы во время поста и в пасхальные праздники.

«Стояние Зои»: история мифа.

Уже позже в основанном в 1959 году журнале «Наука и религия» упоминались события в Куйбышеве. Подобные факты не только показывают, насколько широкое распространение получила эта легенда – по всему СССР, – они ещё дают представление о том, сколько новых вариантов легенды о случившемся на Чкаловской улице возникло к тому времени. Если поначалу темой разговора было только то, что девушка окаменела, то позднее на первый план выдвинулись вопросы о том, сколько времени продлилось «стояние» и чем оно закончилось.

Ещё в июне 1956 года уполномоченный по Куйбышевской области записал, что «и сейчас еще есть разговоры, что она стоит». В опубликованном четыре года спустя гневном письме члена партии в журнал «Наука и религия» содержится новый вариант истории, согласно которому застывшая девушка «в таком состоянии была несколько месяцев, потом вдруг ожила, вышла из комсомола и стала религиозной». Ещё два года спустя, в 1962-м, автор отчёта о плохом состоянии антирелигиозной работы в Куйбышевской области сообщал, что теперь у слухов о застывшей девушке такое окончание: «Только когда священник отслужил перед статуей молебен и окропил её «святой водой», окаменевшая ожила».

«Стояние Зои»: история мифа.

Андрей Синявский вспоминает в написанных в эмиграции размышлениях о русской народной набожности ещё об одном варианте, услышанном им в молодости и восхитившем его; по этой версии, сам Николай Угодник взял икону из рук девушки и тем самым освободил её. Как пишет Синявский, КГБ и партийные органы пытались пресечь распространение слухов. Любопытно, что во всех вариантах легенды – как с участием Николая Угодника, так и без его вмешательства – девушку, в конце концов, увозят «органы».

Это специфическая перспектива, в центре которой стоит сила и бессилие советских органов, наглядно показывает, что «история про Зою» была удобна для разных сторон. Каждый, кто пересказывал легенду, мог по-своему расставить акценты. Именно возможность продолжить сюжет – и довести его до счастливого конца – сделали его привлекательным в последующие десятилетия.

«Стояние Зои»: история мифа.

Слухи об «окаменевшей девушке» не только отражали изменение в настроениях верующих после смерти Сталина. Они странным образом вписываются в ситуацию локального церковного кризиса, который вспыхнул в ряде городов за несколько недель до описываемых событий. До Московской патриархии из Куйбышевской епархии доходили не только слухи о чуде на Чкаловской улице: в феврале 1956 года патриарх и члены Священного синода ознакомились с письмом куйбышевского священника, в котором рассказывалось о сексуальных домогательствах одного иеромонаха в отношении кандидата в духовную семинарию, а также о попытках куйбышевского епископа замять это дело.

При этом бросаются в глаза три вещи. Во-первых, хотя эти события, на первый взгляд, и не связаны с историей на Чкаловской улице, удивляет временнóе совпадение: мать пострадавшего семинариста сразу обнародовала случившееся – в начале декабря 1955 года, за несколько недель до волны слухов и столпотворения на Чкаловской улице.

Во-вторых, в центре обеих историй находятся молодые, но уже довольно взрослые по тогдашним меркам люди: в истории с «окаменевшей» – фабричная работница лет восемнадцати, во второй истории – 17-летний юноша, который, однако, в отличие от «Зои», исправно посещал церковь и помышлял об обучении в духовной семинарии. Чтобы подготовиться к учёбе в семинарии он обратился к иеромонаху, настоятелю своего прихода, который и стал его домогаться.

«Стояние Зои»: история мифа.

В-третьих, мать жертвы позаботилась о том, чтобы и факт домогательства, и попытки иеромонаха Серафима (Полоза) купить молчание потерпевшего стали достоянием общественности. Мать не только обращалась с жалобами к другим священникам, но, судя по всему, и в милицию, так как уже в декабре 1955 года против Полоза было возбуждено уголовное дело, по которому дали показания священники ряда куйбышевских приходов. В околоцерковных кругах и среди прихожан активно обсуждалось поведение епископа, который повысил обвиняемого в церковной должности, а священников, давших показания, уволил или перевёл на другое место.

В результате давление на епископа Иеронима (Захарова) усилилось, и он был вынужден покинуть епархию в конце мая 1956 года. Иеромонах Серафим (Полоз) был приговорен за «насильственное мужеложство» (статья 154а УК РСФСР) к 2 годам лишения свободы.

Несмотря на судимость (да ещё по такой статье) ееромонах Серафим в марте 1964 года был назначен вторым священником Свято-Казанского храма, а через два года стал его настоятелем в сане игумена, и прослужил здесь около 10 лет. В 1976 году его перевели в Черниговскую епархию. Он скончался в Чернигове в 1987 году.

Вся эта история выставляет «чудесный» рассказ о «Зое» в несколько ином свете. В легенде о «стоянии» можно легко обнаружить следы скандала с гомосексуальным домогательством: в обеих историях речь идёт о святотатстве и (сексуально коннотированном) грехе, хотя и с характерным перевертыванием действующих лиц.
В то время как молодой человек стал жертвой домогательств священника, в истории с «Зоей» молодая женщина играет роль грешницы, которая как бы домогалась (посредством иконы) святого. Традиционные представления о женщине как искусительнице и чистоте священника таким образом восстанавливаются.

«Стояние Зои»: история мифа.
(На крыльце Свято-Казанского храма (Республика Коми, Сыктывкар). Слева, с наперсным крестом, - игумен Серафим (Полоз), справа, с посохом, - епископ Архангельский и Холмогорский Никон (Фомичёв). Конец 1960-х)

Возникновение этой истории есть истинное чудо и для дискредитированного местного православного клира, так как церкви Куйбышева не опустели после скандала с домогательством, как этого можно было бы ожидать. Распространение слухов об окаменевшей девушке, напротив, привело к росту числа людей, приходящих в храмы.

Есть подозрение, что легенда об «окаменевшей Зое» была придумана в верхах РПЦ, чтобы нивелировать гомосексуальной скандал в той же епархии – в Куйбышеве. Но архивы как самой РПЦ, так и КГБ, курировавшего её, закрыты до сих пор, и потому эти подозрения тоже остаются легендой.

Ульрике Хун «Содом и Гоморра в Куйбышеве: трансформация православной легенды»,

Источник →

Опубликовал Виктор Хомутский , 05.11.2018 в 10:13
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Юрий Гаврилов
Юрий Гаврилов 5 ноября 18, в 10:30 Всё может быть. Но очень много неясного и всяческих предположений. Текст скрыт развернуть
0
Афанасий44
Афанасий44 5 ноября 18, в 10:48 Фейковброс про мужеложство.
И про Стояние Зои от балды (от линии партии) написано.
Здесь на видео рассказывают свидетели того события.:
Текст скрыт развернуть
-2
Наталья Политова (Панова)
Наталья Политова (Панова) Афанасий44 5 ноября 18, в 18:04 Какие же это свидетели? Одни только слышали, другие видели толпу около дома - так это ещё не доказательство. Распустите слух, что в каком-то доме скрывается инопланетянин - и у дома день и ночь будет стоять толпа в надежде увидеть его хоть краешком глаза. Текст скрыт развернуть
1
Володя Никитин
Володя Никитин 5 ноября 18, в 17:50 Какие глупости. Как автор статьи себе представляет эту историю? Некий священник всем рассказывает, что в одном доме застыла девушка с иконой? И многосотенная толпа ломанулась к этому дому?! Что-то не верится. Версия притянута за уши. Текст скрыт развернуть
1
Viktor Valkovich
Viktor Valkovich Володя Никитин 6 ноября 18, в 17:11 Тем более, что так оно и было  ... Текст скрыт развернуть
0
Vera Bartosevska
Vera Bartosevska 24 декабря 18, в 21:34 Историю Зои помнят и сейчас. Детали меняются, но сущность остается. Что-то не верится, что все это кто-то придумал.Скорее всего это удивительный, но реальный факт. Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 6
Комментарии Facebook
Комментарии ВКонтакте
Присоединиться

Последние комментарии

Виктор Хомутский
Дикан
злодей злодейский
злодей злодейский
злодей злодейский
Дикан
Виктор Хомутский
Сергей Чекановский
Дикан
Сергей Чекановский

Поиск по сайту