Шведско-новгородская война 1348-1351 годов.

Шведско-новгородская война 1348-1351 годов.

В 1348 г. феодальная Швеция в последний раз в ходе своей двухвековой экспансии на востоке Балтики предприняла крупную попытку завоевания северо-западных русских владений, прилегавших к Балтийскому морю. Это был четвертый большой поход феодальной Швеции против Руси, возглавлявшийся руководителем государства и проводившийся основными вооруженными силами страны. На этот раз во главе похода впервые встал король Магнус Эрикссон.

Острие похода Магнуса, как и шведских походов 1240 и 1300 гг., было направлено на Неву. Главная цель похода — захват берегов Невы, жизненной артерии новгородской внешней торговли. Король собирался захватить прилегавшую к берегам Невы Ижорскую землю и расположенную далее на север основную часть Корельской земли. Водь и ее земля в источниках, исходящих от шведской стороны, не упоминается, но из летописей известно, что в ходе военных действий Магнус пытался завоевать и Вод скую землю. Овладение этими территориями должно было полностью отрезать Новгород и всю Русь от Балтийского моря, поставить русскую торговлю с Западом под контроль Швеции. Военно-политическая ситуация в русских приморских владениях по сравнению с рубежом XIV в. (со времени похода Тюргильса Кнутссона на Неву) коренным образом изменилась. Если до начала XIV в. в приморских владениях Новгорода не было никаких русских укреплений и ноЕгородцы пресекали попытки шведов строить здесь крепости и разрушали их, а сами своих укреплений не возводили, то с начала XIV в. Новгород решительно изменил тактику.

В центрах всех трех приморских областей новгородцы построили сильные крепости. В 1297 г. был сооружен «город» в центре Водской земли, в Копорье; в 1310 г. новгородцы возвели крепость в центре Корельсксй земли, в Кореле; в 1323 г. — в Ореховце, центре Ижорской земли. Все три крепости были сооружены в местах, по своим природным особенностям удобных для обороны: Корела и Ореховец на островах, Копорье — на скалистом холме. Крепости имели постоянный гарнизон. Захват приморских земель Новгорода стал теперь несравненно более трудной военно-политической задачей, чем ранее, до начала XIV в. Кроме того, Новгородом в 1330-х гг. была также сделана попытка передать пограничные приморские области под охрану служилых литовских князей с литовской дружиной. Судя по беглому упоминанию летописи, в Ореховце в 1348 г. продолжал находиться наместник служилого литовского князя Наримонта, он был взят в плен шведами при захвате крепости. Однако из источников не видно, чтобы литовский наместник и его воины сыграли какую-нибудь роль при обороне Ореховца.

О составе шведских военных сил, собранных для участия в походе, мы знаем лишь из беглых упоминаний источникав. В исландских анналах говорится, что в поход было отправлено традиционное, существовавшее еще с «эпохи викингов» во всех скандинавских странах морское ополчение — ледунг. Однако в шведской и финляндской историографии существует мнение, что ледунг в последпий раз был собран для похода в 1300 г. на Неву и что в XIV в. шведские военные силы составлялись уже из рыцарского войска, в значительной мере наемного, из отрядов конных воинов — рыцарей (как и в других западноевропейских странах). Из рифмованной хроники известно также, что в состав войска Магнуса вошли отряды немцев и датчан, приведенные графом Генрихом Голштинским. Магнус «собрал сильное войско», — говорит автор хроники. Перевозилось войско к устью Невы, по-видимому, на шведских судах.

Флот короля Магнуса, пройдя через Балтийское море и большую часть Финского залива, дошел до Березового острова (у западного берега Карельского перешейка вблизи русской границы) и здесь остановился. А затем последовали действия, вызвавшие удивление новгородцев. Вместо того чтобы использовать весьма важный для военной операции фактор внезапности, совершить неожиданное нападение с моря (как это делали руководители всех предшествовавших крупных шведских походов на русские прибалтийские владения), Магнус отправил в Новгород своих гонцов с предложением устроить религиозный диспут на тему: «Чья будет вера лучьши». Правящие новгородские бояре, совершенно трезвые и здравые политики, разумеется, не могли принять фантастическое предложение короля о проведении религиозного диспута, понимая всю нереальность, бесперспективность подобной дискуссии. От устройства диспута новгородские правители отказались под предлогом того, что православная религия принята Русью от греков, и поэтому для решения вопроса о том, чья религия, католическая или православная, более правильна, нужно обратиться в Константинополь к главе православной церкви — к константинопольскому патриарху.

Вскоре король Магнус «приступилъ къ городку ратью со всею своею силою». Началась осада Ореховца. По имеющимся теперь данным, полученным в результате недавних археологических и источниковедческих исследований, можно достаточно полно установить, что представляла собой эта крепость к началу первой ее осады в 1348 г. Крепость занимала не весь Ореховый остров, но значительную его часть. Территория крепости была обнесена деревянной закругленной стеной с одной каменной башней — «костром». Стены и башня не сохранились, но они реконструируются по данным летописного текста, описывающего взятие этой крепости русскими войсками в 1348 г. Башня должна была служить и наблюдательным пунктом, и последней опорой для осажденных во время штурма крепости. Поскольку первоначальный Ореховец занимал не весь остров (как это было в последующие столетия), крепость лишь частично была защищена водами Невы, имелся и сухопутный фронт крепости, и оба раза в 1348 г. осада крепости велась с сухопутного фронта — с территории острова вне крепости.

Ореховец, расположенный в истоке Невы, господствовал над этой важнейшей водной артерией Новгородского государства; кому принадлежит Ореховец — тому принадлежит Нева. Магнус начал военные действия с осады Ореховца, показывая тем самым, что вопреки разговорам о религиозных целях похода главной задачей короля является приобретение господства над Невским путем. Приведя свой флот через Неву к Ореховцу и высадив часть войска на Ореховом острове, где началась осада крепости, Магнус остальную часть войска высадил на берегах Невы и приступил к покорению окружающей местности — Ижорской земли. Подчинение Ижорской земли было также необходимо для закрепления господства над Невой. Захватнические планы Магнуса не ограничивались Ижорской землей, он стремился захватить и соседнюю (лежавшую западнее) Водскую землю. По косвенным данным видно, что еще одна часть шведского войска была послана из-под Ореховца на север для покорения основной части Корельской земли, шведские войска продвинулись до административного центра Корельской земли — г. Корела (Корельского городка), но взять его, по-видимому, не смогли.

Шведско-новгородская война 1348-1351 годов.

Итак, шведское войско осадило Ореховец, заняло берега Невы, распространялось по Ижорской, Водской и Корельской землям, стремясь их захватить и покорить. Военно-политическая ситуация на приморских окраинах Новгородской республики резко обострилась. Надо было принимать срочные меры. Новгородские военные силы были собраны в Ладоге. Сюда прибыли посадник Федор Данилович, наместники князя Симеона, ополчения Новгорода, Пскова, Торжка «и вся область новгородская». Получив сведения о размахе вражеского вторжения, о развертывании шведами активных действий в Водской и Ижорской землях, новгородские правители срочно выслали свои силы, чтобы не допустить закрепления шведов в этих важнейших новгородских областях. Против врагов были отправлены бояре Онцифор Лукинич, Яков Хотов, Михаил Фефилетов выступившие «в мало дружине» (основные силы продолжали Сосредоточиваться в Ладоге), всего было послано 400 воинов. Шведским отрядам, действовавшим в Водской и Ижорской землях, был нанесен неожиданный для них и весьма сильный удар. На Жабче поле новгородцы вступили в бой со шведами и нанесли им тяжелое поражение; около 500 «немцев» было перебито, многие взяты в плен. Были захвачены и изменники из числа ижорцев и води, тут же подвергнутые казни. Видимо, победа на Жабче поле значительно изменила ситуацию в Водской и Ижорской землях, главные силы шведов здесь были разгромлены, и остаткам шведских отрядов пришлось отойти к Неве, к району Ореховца.

Шведское войско свои главные усилия направило на захват решающей позиции — крепости Ореховец. Король Магнус добился крупного военно-политического успеха — без штурма, без пролития крови захватил эту крепость. Осада длилась 6 недель, крепость была взята 6 августа 1348 обманными льстивыми обещаниями, «докончав окуп взяти», т. е. пообещав отпустить защитников крепости за выкуп. Рядовым воинам и горожанам (всего около 500 человек), а также наместнику князя Наримонта было разрешено уехать из города, а тысяцкий Аврам, Кузьма Твердиславич и восемь бояр (по другим данным 11 «человек добрых» — знатных людей) стали пленниками короля и были увезены в Швецию. Добившись крупной победы, захвата Ореховца, и считая, что тем самым он закрепил Неву за Швецией, король Магнус оставил в Ореховце сильный гарнизон (около 800 воинов) и двинулся с основным войском в обратный путь. На принятие этого решения, вероятно, повлияло приближение осени (уже шел август) и конца навигации (когда Орешек на много месяцев будет отрезан льдами от Швеции).

Отъезд короля с большой частью его войска изменил военно-политическую ситуацию в пользу Новгорода. Новгородские военные силы начали развертывать широкие наступательные операции против шведов. «Посадник Федор Данилович, и наместники князя Семена Ивановича, и все новгородци, и псковичи, и вся земля Новгородцкая совокупившеся идоша под град Орехов», и 15 августа приступили к осаде крепости. У Ореховца был разбит застигнутый в поле шведский отряд. В Корельскую землю, где еще находились значительные силы шведов, была послана внушительная новгородская рать из 1000 воинов, подошедшая к Корельскому городку и разгромившая шведов «под городком» (возможно, шведов, осаждавших Корельский городок). По одним данным, в этом бою убили шведского «Людку воеводу», по другим сведениям, «Людку» убили во время уже упомянутого сражения под Ореховцом. В результате этих действий Корельская земля была очищена от шведских войск. Ижорская и Водская земли, как уже говорилось, были освобождены от шведов еще ранее, до взятия Ореховца шведами. Теперь шведские военные силы оставались только в одном месте — в осажденном Ореховце.

Можно полагать, что укрепления Ореховца пострадали от шестинедельной шведской осады. После взятия Ореховца король с основным войском быстро покинул крепость (видимо, через неделю), а у шведов не было времени на восстановление укреплений, поскольку сразу же началась осада Ореховца русскими. Не имели шведы времени и на обеспечение гарнизона провиантом. И, поскольку с окончанием навигации связь гарнизона со Швецией надолго прервалась, судьба осажденных была предрешена. Правда, вскоре после начала осады в лагере осаждающих возникли раздоры. Новгородские войска пришли на Ореховый остров для ведения длительной осады, пока не удастся взять крепость; руководители псковского ополчения (во главе с посадником Ильей), напротив, не захотели долго оставаться под стенами Ореховца. Псков к тому времени фактически уже стал самостоятельным, вышел из-под прямого административного подчинения Новгороду, и в лагере под Ореховцом произошло обострение отношений правящих верхов Пскова и Новгорода. На поведение псковичей повлияли поступившие из Пскова известия о начатых соседями — немцами рыцарей на окрестности Пскова, Изборска, Острова и на русский берег Наровы. Новгородские бояре — военачальники пытались уговорить псковских руководителей в столь ответственный период начала осады не покидать лагерь осаждающих или по крайней мере уйти тайно, под покровом ночи. Но конфликт обострился настолько, что псковские бояре не согласились даже на последнее (минимальное) условие и демонстративно увели псковское ополчение в полдень под звуки боевой музыки, чем весьма порадовали осажденных.

Осажденный шведский гарнизон, блокированный на острове со всех сторон, после начала зимнего ледостава был лишен всякой надежды получить помощь извне. Скоро стал ощущаться недостаток продовольствия, настроение у осажденных падало.В феврале 1349 г., когда после полугодовой блокады положение осажденных шведов стало критическим, русские воеводы решили предпринять штурм крепости. Поскольку стены крепости были деревянными, новгородцы приняли решение брать Ореховец с помощью огня. 24 февраля осаждавшие начали поджигать крепостные стены, а на следующий день (25 февраля), на рассвете, когда пожар разгорелся, они ринулись на приступ и ворвались в догоравший «город». «Немцы» пытались найти спасение в каменной башне («костре») и удержаться там, но были побеждены. Часть шведских воинов погибла в огне, остальных новгородцы порубили или взяли в плен. Во время штурма погибло всего девять новгородцев. Пленных шведов отвели в Новгород, а затем отправили к князю Симеону в Москву. Новгородцы могли торжествовать победу. Попытка шведского короля овладеть важнейшим русским выходом к морю полностью провалилась, берега Невы были возвращены в состав Руси. Правда, стены новгородской твердыни на Ореховом острове погибли в огне пожара во время штурма, но на острове был оставлен сильный гарнизон во главе с боярами Яковом Хотовым и Александром Борисовичем. Несмотря на отсутствие помощи от великого князя и псковичей, Новгородское государство только собственными силами сумело отбить последнее в его истории крупное нашествие с Запада на русские земли.

Добившись крупной победы — полного разгрома вражеского нашествия, Новгородское государство с 1349 г. перешло к ответным действиям против владений короля Магнуса. Летом 1349 г. был совершен русский набег на Северную Норвегию; русские мореходы прошли вдоль побережья северонорвежской провинции Халогалад и напали на крупное селение и замок Бьаркей. Поскольку поход совершался по морю (и нацеливался на морское побережье), его исходным пунктом, очевидно, были новгородские владения на берегу полярных морей, вероятно, ранее всего освоенное русскими Подвинье. А раз объектом похода являлось норвежское побережье, значит, новгородцам, жившим на Крайнем Севере, было хорошо известно существование унии Швеции и Норвегии под властью Магнуса. Самым значительным ответным действием был новгородский поход в марте 1350 или 1351 г. Большинство ученых склоняется к последней дате.

Большое новгородское войско с тысяцким Иваном Федоровичем во главе двинулось на Выборг и 21 марта подступило к городу. Городской посад, видимо, располагавшийся на полуострове, примыкавшем к замковому острову с юго-востока (там, где и впоследствии находилась старейшая часть города), был сразу сожжен. Новгородцы вышли на берег замкового пролива. Гарнизон замка на другой день сделал вылазку, но новгородцы разбили «немцев», и остатки их бежали внутрь замка. Новгородцы не стали развертывать длительную осаду замка и вскоре вернулись обратно без потерь, произведя опустошения на вражеской территории. Рассказ летописи создает впечатление, что новгородцы не рассчитывали добиться взятия сильной и хорошо укрепленной Выборгской крепости и поэтому не брали с собой стенобитных машин — пороков, о которых (в отличие от 1322 г.) летопись не упоминает. Поход являлся скорее военной демонстрацией, должен был показать силу и мощь новгородского войска и понудить Швецию к окончанию войны.

Летом 1351 г. шведский король должен был согласиться на мирные переговоры. Местом переговоров стал Юрьев Ливонский (Дерпт, нынешний Тарту) где в мае 1351 г. состоялись переговоры, приведшие к заключению соглашения. Взятые в Ореховце в плен шведами посадник Аврам, Кузьма Твердиславич и другие бояре и знатные люди были доставлены из Швеции в Юрьев и здесь обменены па шведских пленных, взятых при штурме Ореховца в 1349 г. и привезенных из Новгорода и Москвы. Поход Магнуса 1348 г. был последним «крестовым походом» шведского рыцарства на русские земли. Поражение войска Магнуса свидетельствовало о выросшей и окрепшей военной силе Новгородского государства. В сложной международной и внутренней обстановке новгородцы отстояли от вражеских нашествий берега Невы и Финского залива.

По материалам: Шаскольский И. П. Борьба Руси за сохранение выхода к Балтийскому морю в XIV в.

Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб