Казачество – народ или сословье?

   Казачество – народ или сословье?

В последнее время все чаще сталкиваюсь со спорами: кто же такие казаки? Многие пытливые умы пытаются разобраться в истории казачества. Но историю часто пишут под заказ определенных правящих кругов. Некоторые обращаются к рассказам стариков. Что может рассказать старик, рожденный в СССР? Получается неразбериха. Давайте попробуем вместе разобраться в ситуации, на основании косвенных доказательств, а так же записей некоторых историков и писателей.

  За точку опоры возьмем «Историю» Геродота жившего в 5 веке до н.э. и его рассказ, записанный со слов коренных жителей северного Причерноморья. С их слов греческие мореплаватели пленили амазонок где-то в районе Лазики. Погруженные на корабли как рабыни, амазонки восстали и перебили команды кораблей. Неуправляемые суда выбросило на берег недалеко от  местечка под названием Кремни, на земли свободных Скифов. Здесь женщины сошли с кораблей, разграбили первый попавшийся им табун лошадей и затем, сев на них, начали грабить селян. Поначалу Скифы, приняв их за мужчин, вступили с амазонками в бой. Но, осмотрев убитых, убедились, что имеют дело с женщинами. В этом не было чести. Тогда старейшины решили: амазонок больше не убивать. Они послали к ним самых молодых из своих воинов. Но амазонки привыкли  употреблять лук, метать дротики и ездить верхом. Мирные женские занятия им были неизвестны и они не захотели быть похожими на других домашних женщин. «Наши семьи не будут принадлежать ни одному улусу (роду-племени), и жить мы будем по своим законам-обычаям…» — такое условие поставили амазонки. Парни Скифов поклялись в этом, и они создали пары. Потом молодые  семьи перешли Дон и шли три дня на восток и три дня на север, где и основали свои поселения. Жены ездили верхом на охоту вместе с мужьями, сопровождали их на войне и носили одинаковую с ними одежду.

  Таким образом, можно сделать вывод о самом главном принципе казачьего рода: равноправие мужчин и женщин. Уходя на охоту или войну мужчины и женщины объединялись в братские и сестринские союзы, объединенные в общую братовщину. Из-за этого над ними смеялись все соседние народы, считая их «подкаблучниками».

  От равенства мужчин и женщин оставалось сделать совсем небольшой шаг до всеобщего равенства внутри улуса, напоминающий славянское Вече. Из этого проистекает второй принцип казачества: прямые выборы атамана на общей сходке, которая называлась Круг.

  Казаки считали себя детьми солнечного бога Хорса, который проявлялся на земле в образе Белого волка – Хорта. Поэтому все их изначальные поселения и городища имели в своем названии корень, указывающий на солнечного бога. Со временем пантеон богов менялся. Неизменным оставался  третий принцип: вера в Светлых богов.

  Теперь разберемся с терминологией. «Каз» – тюркский корень «кочевать», «ак» — означает «белый». В отличие от «ар, эр» — мужчина, воин. По поздним китайским понятиям татары подразделялись на белых (вольных), черных (служащих царю) и диких (разбойных). Что ж пока эта градация не противоречит названию «казак». В русском обществе, в быту разных регионов и местностей империи, слово использовалось и в других его значениях, в частности — «свободный человек», «вольнонаёмный работник», «свободный воин» и др.

  Со временем улус разрастается до племени. Племя разрастается до народа. И во все времена находятся молодые люди, которым тесно в родных краях. Их манят новые земли. Им по плечу любые горы – они жаждут подвигов во имя матери Славы. Их ватаги объединяются в братовщины. Подобные явления происходят и в наше время. Кто не слышал о современных американских уличных «бандах»? Часто такие вот братовщины уходили в геть, ведомые гетманами. Термин переводиться с малоросского, как идти в поход, также — знать, смотреть.  Отсюда – название геты, трансформированное в азиатском звучании, на  хетты.  А еще можно вспомнить третью  жену патриарха Авраама по имени Геттуса, ставшей прародительницей некоторых племен Ханаана.

  Удивительно? Следы казачьих улусов можно найти в самых неожиданных местах. «Браты» брали в жены местных цариц, «сестры» выходили замуж за местных вождей. Некоторые такие семьи разрослись до народов со своим языком и традициями, но с неизбежными следами первых трех принципов. Давайте поищем некоторые такие следы. И начнем мы с Херсонеса Фракийского, который сейчас переименован в Галли́польский полуостров. А на побережье полуострова со стороны пролива Дарданеллы расположен город Гелиболу (старое название Галлиполи). Хорс, он же Гелиос – ничего не напоминает? Совпадение? А с другой стороны пролива в Мраморном море – город Кизик,  который в древности был (предположительно) островом, но связанным с материком искусственным путём. Позднее в районе Кизика разместилось большое количество колоний греческого Милета. А еще позднее колонисты Милета основали свои торговые города–полисы на восточных берегах Черного моря и на полуострове Таврия. Кто указал им путь? Нетрудно догадаться. Одно известно точно. Греческие поселения славились своими демократическими принципами, на которые теперь равняется весь просвещенный мир. А кто этому обучил греков, в эпоху рабовладения?

  И что за народ такой кизики, с которыми, по свидетельству Гомера, сталкивались еще аргонавты? Находим небольшое племя с таким именем в крае Кахети восточной Грузии. Выясняем, что главным городом кизиков была Хоранта расположенная в месте слияния Алазани и Куры. Был ли это остров, мы уже не узнаем, потому что остатки города поглотили воды Мингечаурского водохранилища в 1953 году.  Зато жители  Сигна́хи в  историко-географической области Кизики хвастают, что «под царями (господами) никогда не были». И, тем не менее, всегда считались лучшей частью войска грузинских царей.  А еще выясняется, что к кизикам, на протяжении многих веков приходили на поселение казаки с северного Кавказа. Иногда с семьями, иногда поодиночке. Как говориться: « Ворон ворона видит издалека».

  От Куры перемещаемся к Днепру и там находим остров Хортица, на котором обнаруживают, как сейчас говорят,  остатки скифских поселений. Туда тоже на протяжении многих веков приходили казаки с северного Кавказа. Созданный на острове форпост стал сердцем Запорожской Сечи.

  Но вернемся опять на южный берег моря Черного. Гетов, совершавших набеги в Малую Азию называли не только хеттами, но и по названию их улуса – кашаками. Если мы отправимся по следам тех кашаков, то непременно снова окажемся на северном Кавказе, в стране под названием Казакия. Читаем запись Константина Багрянородного, византийского императора 10 века: «Выше Зихии лежит страна, именуемая Папагия выше страны Папагии — страна по названию Касахия, выше Касахии находятся Кавказские горы, а выше этих гор — страна Алания». «Люди из страны кашаков» — упомянул и арабский историк и географ Аль-Масуди, в своем сочинении «История Ширвана и Ал-баба (Дербент)», где сообщил, что этот народ живёт в соседстве с аланами, между Кавказом (то есть Кавказским хребтом) и морем Рум (то есть Черным). Отметилась и Лаврентьевская летопись, сообщив о них, как о касогах.  Итак Касо́гия, Каса́хия, Каза́кия, Кашакия — макротопоним, который обозначал территорию обитания казаков в средние века до татаро-монгольского вторжения. Что ж, современные историки вполне уверенно отождествили Зихию с Адыгеей, Папагию – с Карачаево-Черкессией, Аланию – с Северной Осетией, а вот признать Казакию местом обитания казацкого народа почему-то стесняются. Хотя даже подслеповатый может провести линию по карте между Краснодаром и Ставрополем, захватывая среднее течение Кубани.

  В чем причина? На мой взгляд, в катастрофическом стечении роковых случайностей. Давайте разбираться.

  В 4 веке по южнорусским степям прошли гунны. Казаков Пятигорья и Кубани оттеснили к берегам Дона. Тогда же Кий Молодой увел  часть своего племени и часть соседних племен к Днепру. Напрашивается вопрос откуда? Разумеется, из Киева Алатырского (Кияра) находящегося в Алании, соседом которой была Казакия.  К сожалению, подробное рассмотрение этого вопроса выходит за рамки содержания данной статьи.

   В 6 веке по степям северного Кавказа прошли авары и тюрко-хазары. В 8 веке даже арабы приходили на берега Славянской реки. Предполагалось, что эта была река Дон, около современного Калача, ибо буртасов Волги, арабы со славянами не отождествляли. Но разбив войско кагана, арабы высоко оценили боевые способности ас-сакалиба.  У ал-Белазури сказано: «Мерван совершил поход на ас-сакалиба, что обитали в земле хазар, и, захватив в плен 20 тыс. семей, поселил их в Хахит (т.е. Кахети, как выяснил еще Й. Маркварт)». Пленники, придя на место, взбунтовались, потому, что не хотели менять веру. Убили поставленного над ними эмира и бежали на родину, но по пути были настигнуты и перебиты. После арабского вторжения Атильское царство стало активно культивировать на северном Кавказе мусульманство и иудейство.

  В 9 веке князь Святослав громит Атильское царство и после этого уходит в Болгарию Придунайскую, прихватив с собой черных болгар, обосновавшихся на северном Кавказе, еще со времен гуннов. На освободившееся место к среднему течению Кубани возвращаются казаки Боспорской епархии, с Дона. Возрождается Казакия. В Тьмутаракани и Алании снова открываются христианские приходы. Имеется летописная заметка, что князь Ростислав Тмутараканский брал с касогов дань. Вывод: касоги были ближайшими соседями Тмутараканского княжества (нижнее Прикубанье) и принадлежали Тьмутараканской епархии. После падения княжества  и занятия южнорусских степей половцами, а потом и татаро-монголами летописные известия о касогах прерываются. Появляется летописный термин козары в составе Орды или черные казаки. С принятием ханами Золотой Орды магометанства, население Приазовья и Дона разделилось. Часть из них, принявших мусульманство, положила начало военному сословью казаков ордынских. Потомки этих казаков известны под именем киргиз-кхасаков или кайсаков, а также казахов. Не случайно ведь изображение Хорса на гербах и флагах Киргизии и Казахстана.

  Но самый значительный урон казацкому народу, на мой взгляд, нанесли походы Тамерлана в 14-15 веках. Золотой Орде был нанесен смертельный удар.  Были безжалостно стерты с лица земли все столицы и культурные центры Кавказа и Крыма. Оставшиеся верными христианской вере переселились в русские украинные города, под защиту Литовских и Московских Великих князей. Отдельные казачьи братовщины, в окружении врагов дичали. Чтобы как-то выжить занимались разбоем. Их прозвали бродниками. Некогда густонаселенные степи Придонья превратились в Дикое Поле.

  В 16 веке все выжившее казачества Волги, Дона, Днепра, Пятигорья и Кубани  объединились в Войско для борьбы с агрессивным мусульманским миром Крыма, Ногаев и Астрахани, подстрекаемым турецким султаном. За помощь при взятии Казани царь Иван Грозный своей грамотой пожаловал казакам реку Дон «со всеми его реками и потеклинками». В том же веке Борис Годунов, чтобы привлечь на свою сторону бояр и дворянство, издает указ о прикреплении свободных крестьян к земле. Окончательное прикрепление завершилось в следующем веке. Нарушивших этот закон считали беглыми. Людей, как скот продавали целыми семьями. Это заставило многих крестьян сильными духом искать новых мест для поселений. На Украйну, на Волгу, на Дон. Крестьяне шли на Дон партиями, приставая к возвращавшимся из Москвы казачьим зимовым станицам. Нередко сами атаманы этих станиц подговаривали московских людей идти с ними, т.к. на Дону в рабочих руках по укреплению городков ощущался большой недостаток. Пришлые перенимая казачьи принципы, обычаи и воинскую науку становились казаками. В свою очередь они учили «кочевых» воинов ведению хозяйства, строили города. На «диких» землях возрождался казацкий народ.

  В 17-18 веках Российская империя требовала от казаков преданности и службы, но это часто шло против их вольного образа жизни и привело к множеству восстаний, самые крупные из которых — Баловнева, Балаша, Разина, Булавина и Пугачёва. Это вызывало крупные карательные меры со стороны российских властей. Войска расформировывали,  лишались автономий и независимости.

  Становление качественно нового казачества началось с женщин императриц. Елизаветы, и особенно Екатерины II. Их, как женщин устраивал первый принцип казачьего народа, но пугал второй — принцип демократии. Как женщины просвещенные они знали, что в Римской, а потом и в Византийской империи государи научились использовать неконтролируемые разбойные отряды. Им выделялись земли на границах, и они приобретали статус пограничных жителей. Их освобождали от налогов, но зато они охраняли границы, а государство не тратило на это средства из казны. Из таких вот «пограничников» впоследствии родилась империя Карла Великого и Болгария Придунайская, но это другая тема.

  К началу XIX века из казаков сформировалось самостоятельное военно-служивое сословие. Они сторожили государственные и внутренние этнические границы (пример — Кавказская война) и даже служили как личный конвой царя. Их постоянно посылали во множество войн. Их одалживали китайскому императору для подавления крестьянских восстаний. Их даже дарили в гвардию английской королеве. Их использовал и противник. В ходе Русско-Турецких войн мусульмане казаки воевали на стороне Турции под прозвищем башибузуков. В ответ сословие имело значительную социальную автономию, широкие плодородные земли, освобождалось от налогов и т. д. В результате к началу XX века казаки стали стереотипом России за границей и её власти внутри. Но лишившись, части своей вольности они, согласно ранее принятой нами китайской градации стали «черными» казаками. Хотя, мне кажется, тут тоже больше подходит термин казары.

  В 1917 году в России произошла революция. Новому режиму не нужно было сословье верой и правдой служившее царю. После революции казачьи войска были расформированы, так как в ходе Гражданской войны казачьи области стали главной опорой Белого движения, а впоследствии крупной частью белой эмиграции. Многие казаки были и на стороне большевиков, но казачье население подверглось массовым репрессиям в ходе «беспощадного массового террора» до середины 1930-х.  Для того, чтобы убить самосознание казаков, историками советского периода был выдуман и активно поддерживался миф о том, что казачество зародилось на окраинных землях Русского и Польского государств в 15 — 17 веках из беглых крепостных. А раз так, то нет и какого-то отдельного народа с его принципами. И тем самым начисто обрубили его многовековую историю. Этому учили детей в школах. Казачество практически перестало выделяться среди остального населения СССР. Потеря своей истории равносильна одичанию.

  В ходе Второй мировой войны казаки воевали как на стороне нацистской Германии, так и на стороне Японии. В середине Великой Отечественной войны И.В.Сталин окончательно встал на путь реформ. Были возрождены религиозные конфессии. На фронте появились народные полки, в том числе и казачьи. В 1943 году на карте СССР появился Ставропольский край. Возможно, к концу 50-х появился бы и Казачья Республика. Как далеко зашел бы он в своих реформах мы уже не узнаем. Во времена хрущёвской «оттепели» все повернулось вспять.

  После распада Советского Союза началось возрождение казачества. Как уже было не раз за его многовековую историю. Многие казаки даже принимали участие в различных постсоветских конфликтах. Но оборачиваясь назад в историческое прошлое, мы понимаем, что каждый раз из «дикого» состояния казачество возрождалось в новой форме, новом качестве. Мне кажется, что и сейчас обновленное казачество стоит на перепутье, в каком качестве им быть: «белом» или «черном». Чего возрождать: народ или сословье? Народ нужен, прежде всего, самому себе. Ну а сословье должно быть нужно кому-то. Только ответив на эти вопросы, можно дальше продвигаться по дороге возрождения постсоветского казачества. 

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб