Немного о чистоте нравов европейского Средневековья

Для тех, кто склонен чрезмерно романтизировать европейское Средневековье, полагая, что нравы людей этой эпохи находились под строгим контролем католической церкви, проповедующей аскетизм и налагающей полный запрет на изображение обнаженного тела (как мужского, так и, тем более, женского), поскольку это вызывает греховные помыслы, отвлекает от благочестивых мыслей о необходимости спасения своей бессмертной души и приводит грешников прямо в объятия Сатаны, предлагаю небольшую (относительно) подборку скульптурного декора средневековых храмов.

Это просто иллюстрация к тому, что в Средневековье, как видим, все же не совсем забывали о чистоте тела (вопреки всеобщему мнению, что там вообще никто и никогда не мылся), но при этом нравственная чистота зачастую отступала на второй план, иначе как объяснить то, что изображено на этой средневековой картине?

Немного о чистоте нравов европейского Средневековья
Рассмотрите внимательно эту картину.
По-моему, иначе как оргией то, что на ней изображено, это и не назовешь. Не так ли? Свальный грех явно не простолюдинов под музыку менестреля (музыка, если это не орган в храме — тоже грех). К тому же — грех чревоугодия. И все довольны, улыбаются и даже смеются! А ведь с точки зрения Бернарда Клервоского,
Немного о чистоте нравов европейского Средневековья

одного из главных проповедников смирения, смеющийся человек подобен обезьяне, ведь Христос никогда не смеялся!
Впрочем, один из самых авторитетных цистерианцев, приложивший руку к основанию ордена тамплиеров, ярый борец с ересями и любым свободомыслием, осуждал и тягу роскоши, в том числе и среди духовенства. И вряд ли Бернарду Клервоскому пришлось бы по душе облачение изображенного на картине священника (судя по красному головному убору — кардинала), что-то внушающего с интересом заглядывающему в зал оргии монарху (корона, скипетр, горностаевая мантия — уж не император ли Священной Германской империи здесь изображен?).

Еще раз обращаю ваше внимание, что речь идет не о простонародной или карнавальной культуре, амбивалентность которых прекрасно исследована М. М. Бахтиным (См.: «Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса») и А. Я. Гуревичем (См.: «Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства»), а о скульптурном оформлении католических храмов.
Как можно будет увидеть ниже, далеко не только библейские сюжеты и жизнеописания святых становились основой для архитектурного декора в средневековую эпоху, но и нечто, что никак не соответствует представлениям об этом времени, как о длительном историческом периоде, в котором господствовала церковная идеология, всячески подавляющая то, что М. М. Бахтин называл «телесным низом».
При подходе к храму и клирик, и мирянин видели не только изображения бесплотных и бесполых ангелов, непорочной и начисто лишенной сексуального начала Девы Марии с возведенными к Небу благочестивыми очами, или пусть и обнаженного, но страдающего Христа, но и такой «телесный низ», который ну просто никак не укладывается ни в одну христианскую мифологему.

Предупреждение.
Если вы не желаете расставаться со своими иллюзиями о чистоте нравов европейского Средневековья и вам дороги образы благородных рыцарей, только лишь вздыхающих (без всякого любовного томления, разумеется) о своей Прекрасной Даме, не только без всякой надежды на взаимное чувство, но и начистую отрицающих такую возможность, дабы не опошлить низменными помыслами свою светлую Любовь, то не заходите под кат! Для вас это будет чрезвычайно опасно!

Изображения обнаженных женщин на средневековых храмах:

Немного о чистоте нравов европейского Средневековья

Немного о чистоте нравов европейского Средневековья

Немного о чистоте нравов европейского Средневековья

Немного о чистоте нравов европейского Средневековья

Немного о чистоте нравов европейского Средневековья

Немного о чистоте нравов европейского Средневековья

Похоже, они с Соборной церкови Святого Петра — романской церкови, построенной около 1129 года. расположенной в Серватосе (Кантабрия, Испания):
Немного о чистоте нравов европейского Средневековья

Немного о чистоте нравов европейского Средневековья

А ведь Испания и во время Реконкисты, особенно после ее завершения, считалась главным оплотом католицизма в Западной Европе! И Реформация, охватившая в XVI веке и Германию, и Францию, и Англию, не говоря уже о мелких государственных образованиях, вроде Чехии (впрочем, водившей в империю Габсбургов), где Реформация началась еще раньше (движение гуситов), Испанию практически не затронула.

Изображения обнаженных мужчин на средневековых храмах:

Немного о чистоте нравов европейского Средневековья

Немного о чистоте нравов европейского Средневековья

Немного о чистоте нравов европейского Средневековья

Немного о чистоте нравов европейского Средневековья

Немного о чистоте нравов европейского Средневековья

Немного о чистоте нравов европейского Средневековья

Немного о чистоте нравов европейского Средневековья

Может быть, речь идет об осуждении пороков?

На башне Кёльнской ратуши пороки попираются святыми (под правой скульптурой — некого Герхарда — видити обезьян? А теперь вспомните, что я выше писал о мировоззрении Бернарда Клервосского).

Немного о чистоте нравов европейского Средневековья

Немного о чистоте нравов европейского Средневековья

Немного о чистоте нравов европейского Средневековья
Немного о чистоте нравов европейского Средневековья

Но это довольно поздние скульптуры, в отличие от тех, что вы видели выше (не ранее начала XV века, а учитывая то, что в 1800 и в 1988-1995 гг. эти скульптуры ратуши Кёльна, разрушенные сначала времением, а затем войной, восстанавливались почти с нуля, то их вполне можно считать новоделом, что очевидно).
Так что, это не аргумент.

Фотографии средневековых скульптур взяты отсюда: Архитектура Средневековья

Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.

Ссылка на первоисточник

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб