Виктор Хомутский предлагает Вам запомнить сайт «Исторический дискуссионный клуб»
Вы хотите запомнить сайт «Исторический дискуссионный клуб»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

История - это роман, который был, роман - это история, которая могла бы быть. (Гонкур)

Блог
Кому и зачем нужен миф о 80% грамотных детей в царской России?

Кому и зачем нужен миф о 80% грамотных детей в царской России?

Одним из несомненных достижений большевиков является всеобщая грамотность населения, но и это сторонники «России, которую мы потеряли», намерены отнять у создате

Виктор Хомутский 20 сен, 18:01
+4 30
Про опровергателей татаро-монгольского ига, а также о пользе посещения музеев.

Про опровергателей татаро-монгольского ига, а также о пользе посещения музеев.

Давеча несколько дней я провел в московском Историческом музее и так совпало, что мне на глаза попались посты небезывестного писателя Алексея Кунгурова о том что

Виктор Хомутский 12 авг, 06:46
+5 90
"Матильда" для Натальи Поклонской. Цензурная версия

"Матильда" для Натальи Поклонской. Цензурная версия

В чера депутат Госдумы Наталья Поклонская заявила, что если из фильма "Матильда" не устранят нарушения, то она сама защитит честь Николая II в суде. Мы предст

Виктор Хомутский 9 фев, 11:09
+3 11
В Польше осквернили очередной монумент павшим советским воинам

В Польше осквернили очередной монумент павшим советским воинам

На этот раз в Варшаве вандализму подвергся главный монумент павшим советским воинам, где захоронены останки 22 тыс. павших советских воинов, погибших при освобож

Виктор Хомутский 20 сен, 08:51
-3 8
Страсти по Георгию. Битва символов и смыслов

Страсти по Георгию. Битва символов и смыслов

https://youtu.be/Z7JxId0eefA В 2005-м году на территории Российской Федерации стартовала общественная акция "Георгиевская ленточка". Акция имела успех и ст

Виктор Хомутский 18 сен, 20:33
+3 20
Настоящая история свастики

Настоящая история свастики

15 сентября 1935 года Германия приняла свастику как официальный символ государства, чем опорочила древний сакральный знак. Чем же является свастика на самом деле

Виктор Хомутский 16 сен, 13:23
+5 15
Бронзовый век и его оружие

Бронзовый век и его оружие

Во многих древнейших преданиях, повествующих о возникновении первых сообществ людей, упоминается «золотой век» человечества. Но как на самом деле происходило ра

Виктор Хомутский 20 сен, 10:26
+9 3
Немка Софи Шолль, казненная в Германии за распространение антифашистских листовок в 1943 году.

Немка Софи Шолль, казненная в Германии за распространение антифашистских листовок в 1943 году.

Последние слова Софи Шолль: «Как может добродетель восторжествовать, когда практически никто не готов пожертвовать собой ради нее? Такой прекрасный солнечный д

Виктор Хомутский 19 сен, 15:41
+14 4
Запомнить

Ностальгический клуб любителей кино

    

 

Ностальгический клуб любителей кино .

Жизнь коротка, искусство вечно. Гиппократ

 

Летопись лихих 90-ых.

 

Яндекс.Метрика

История одного портрета кисти Серова: как сложилась судьба «девушки, освещенной солнцем»

развернуть
Слева – В. Серов. Девушка, освещенная солнцем, 1888. Справа – Мария Симонович, фото 1884 г. | Фото: gallerix.ru и e-vesti.ru

Слева – В. Серов. Девушка, освещенная солнцем, 1888. Справа – Мария Симонович, фото 1884 г. | Фото: gallerix.ru и e-vesti.ru

Валентин Серов был самым известным и модным портретистом рубежа XIX-XX вв. и часто писал на заказ. Но у него были любимые натурщицы, с которыми он работал по собственному желанию. Одной из них стала двоюродная сестра художника Мария Симонович, в замужестве Львова. Серов написал 8 ее портретов, но один из них – настоящий шедевр. «Девушка, освещенная солнцем» пережила своего создателя и вошла в историю мировой живописи. Лицо этой девушки знакомо многим, но мало кто знает о том, как сложилась ее судьба.


В. Серов. Заросший пруд. Домотканово, 1888 | Фото: artscroll.ru

В. Серов. Заросший пруд. Домотканово, 1888 | Фото: artscroll.ru

«Девушку, освещенную солнцем» Серов написал в 23 года. В 1888 г. он гостил в усадьбе Домотканово, у своего друга Владимира Дервиза. Тот был женат на одной из его двоюродных сестер – Надежде, а вторая сестра – Мария – и стала моделью, портрет которой решил написать художник.

В. Серов. Мария Яковлевна Симонович, 1879 | Фото: rulex.ru

В. Серов. Мария Яковлевна Симонович, 1879 | Фото: rulex.ru

Мария Симонович вспоминала, как позировала Серову: «После долгих поисков в саду для выбора места наконец остановились под деревом, где была врыта в землю деревянная скамья. Сидящий на ней освещался тем летним, играющим от листвы, колеблемой бесшумным ветерком, светом, который легко скользил по лицу... Он с удовольствием писал модель, которая его удовлетворяла больше всего, я думаю, как идеальная модель в смысле неуставаемости, держания позы и выражения... Я должна была постоянно думать о чем-нибудь приятном для того, чтобы не нарушать раз принятого выражения... Мы работали запоем, оба одинаково увлекаясь: он – удачным писанием, а я – важностью своего назначения... В начале четвертого месяца вдруг я почувствовала нетерпение; часто художник, желая достигнуть еще более совершенного, портит то, что есть. Я этого боялась и потому со спокойной совестью сбежала, именно сбежала в Петербург под предлогом своих занятий по скульптуре в школе Штиглица».

Мария Симонович, фото 1884 г. | Фото: e-vesti.ru

Мария Симонович, фото 1884 г. | Фото: e-vesti.ru

В 1890 г. в Париже Мария Яковлевна вышла замуж за врача-психиатра Соломона Львова. Он был политическим эмигрантом, и Мария осталась жить за границей вместе с супругом. Она часто приезжала в Россию и обязательно навещала сестру в Домотканово. В один из таких приездов в 1895 г. Серов написал еще один ее портрет, который стал восьмым и последним по счету, и подарил его Марии.

В. Серов. Мария Яковлевна Львова (Симонович), 1895 | Фото: rulex.ru

В. Серов. Мария Яковлевна Львова (Симонович), 1895 | Фото: rulex.ru

В 1911 г. Серов скончался от приступа стенокардии в возрасте 46 лет. Игорь Грабарь, друг художника, вспоминал, как незадолго до смерти Серов зашел в галерею и долго молча стоял возле этой картины, а потом сказал: «Написал вот эту вещь, а потом всю жизнь, как ни пыжился, ничего уж не вышло, тут весь выдохся. И самому мне чудно, что это я сделал. Тогда я вроде как с ума спятил. Надо это временами – нет-нет да малость и спятить. А то ничего не выйдет».

В. Серов. Девушка, освещенная солнцем, 1888 | Фото: gallerix.ru

В. Серов. Девушка, освещенная солнцем, 1888 | Фото: gallerix.ru

В 1936 г. в письме сестре Мария Яковлевна рассказала интересную историю, связанную с «Девушкой, освещенной солнцем». Как-то раз к ним с мужем зашел в гости русский инженер, проводивший отпуск в Париже. Увидев на стене календарь с этим портретом, он признался, что эта незнакомка 30 лет назад стала его первой любовью: каждый день он ходил в Третьяковскую галерею, чтобы полюбоваться портретом. Он, конечно, не узнал в 71-летней хозяйке дома ту самую девушку. Он был очень удивлен этой встречей, признался, что у нее глаза все такие же, как на портрете, и на прощание сказал Марии: «Благодарю за глаза».

В. Серов. Портрет Н. Я. Дервиз (сестры Марии Симонович) с ребенком, 1889 | Фото: artchive.ru

В. Серов. Портрет Н. Я. Дервиз (сестры Марии Симонович) с ребенком, 1889 | Фото: artchive.ru

В 1939 г. умер муж Марии Яковлевны, а вскоре началась Вторая мировая война. Ее сыновья были мобилизованы, и она осталась в Париже одна. В ее дневнике сохранились такие записи: «1943, июнь. Мне 78 лет, но живу еще, хотя чувствую, что кончина здесь, близко, сторожит удобный момент. Самое большое мое желание: это приехать в Россию, если не пожить, то по крайней мере взглянуть на всех понимающих меня и... умереть среди вас, чтобы и похоронили по русскому обычаю, и лежать в своей земле. 1944, май. Через месяц мне 80 лет. Русские молодцы, эти победы над немцами придают силу всем людям и надежду освободиться от ненавистного ига. Мое желание и убеждение: так как Серов – художник русский, то произведения его принадлежат русским, родине. Поэтому очень прошу моего сына Андрея сделать необходимые распоряжения и принести в дар Третьяковской галерее мой портрет, который пока находится у него».

Сын Марии, Андре Мишель Львов | Фото: liveinternet.ru

Сын Марии, Андре Мишель Львов | Фото: liveinternet.ru

Мария Яковлевна дожила до 90 лет и умерла в Париже в 1955 г. Последний ее портрет кисти Серова, написанный в 1895 г., так и остался во Франции: сын Марии, микробиолог, лауреат Нобелевской премии Андре Мишель Львов после смерти матери передал картину в парижский музей Д’Орсэ.

В. Серов. Осенний вечер в Домотканово, 1886 | Фото: artchive.ru

В. Серов. Осенний вечер в Домотканово, 1886 | Фото: artchive.ru

Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/200417/34241/

Опубликовал Виктор Хомутский , 20.04.2017 в 17:07

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Иосиф Иванов
Иосиф Иванов 20 апреля, в 21:39 Спасибо. Мне было очень интересно Текст скрыт развернуть
0
Володя Никитин
Володя Никитин 11 мая, в 12:23 Спасибо, интересно! Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 2
Комментарии Facebook
Комментарии ВКонтакте
Кому и зачем нужен миф о 80%…

Кому и зачем нужен миф о 80% грамотных детей в царской России?

20 сен, 18:01
+4 30
Про опровергателей татаро-мо…

Про опровергателей татаро-монгольского ига, а также о пользе посещения музеев.

12 авг, 06:46
+5 90
"Матильда" для Натальи Покло…

"Матильда" для Натальи Поклонской. Цензурная версия

9 фев, 11:09
+3 11
В Польше осквернили очередно…

В Польше осквернили очередной монумент павшим советским воинам

20 сен, 08:51
-3 8
Присоединиться

Последние комментарии

Ася
Ася
Ася
Ася
Анна Ларичкина
Валерий Мироненко
Александр Юсупов
Александр Корнев
Александр Юсупов
Александр Юсупов
Скорее лет 180.
с 1917 прошло 100 лет.
Александр Юсупов Кому и зачем нужен миф о 80% грамотных детей в царской России?

Поиск по сайту