Виктор Хомутский предлагает Вам запомнить сайт «Исторический дискуссионный клуб»
Вы хотите запомнить сайт «Исторический дискуссионный клуб»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

История - это роман, который был, роман - это история, которая могла бы быть. (Гонкур)

Блог
Как Церковь свергла царскую власть: историк, открывший правду, боится удара топором

Как Церковь свергла царскую власть: историк, открывший правду, боится удара топором

Михаил Бабкин: «Царя они не считали за «своего», воспринимали как конкурента» Именно Церковь сыграла ключевую роль в свержении царской власти как и

Виктор Хомутский 12 дек, 09:00
+7 10
Заговор монархистов против Революции

Заговор монархистов против Революции

30 октября 1917 года в газете "Рабочий путь" выходит статья "Дворцы сговариваются", в которой проливается свет на создание международной буржуазно-монархическ

Виктор Хомутский 12 дек, 10:14
+3 2
Страдания переселенцев на пути в Сибирь

Страдания переселенцев на пути в Сибирь

Сотни тысяч крестьян бежали из западных губерний Российской Империи в Сибирь, надеясь найти там лучшую долю. На пути переселенцев ждало множество тягот и лишений.

Виктор Хомутский 12 дек, 15:57
+3 2

ФЕНОМЕН ФОЛЬК-ХИСТОРИ (не имеющим мозга особям - не читать!)

ФЕНОМЕН ФОЛЬК-ХИСТОРИ Д.М.Володихин Источник: Международный исторический журнал, № 5, 1999 год В середине - второй половине 90-х гг.

Алексей Банцикин 14 ноя 12, 15:53
+47 130
Памятник Сталину в Архангельске хотят открыть к 7 ноября

Памятник Сталину в Архангельске хотят открыть к 7 ноября

Памятник Сталину в Липецке © Фото с сайта new-voronezh.ru Памятник Иосифу Сталину в Архангельске коммунисты хотят открыть к очередной годовщине революц

Виктор Хомутский 26 окт 16, 21:08
+1 2
Как появились турки?

Как появились турки?

История появления тюркского народа начинается с похода турков – сельджуков. Сельджуки принадлежали к тюркам – огузам, которые жили в цепи Центральной Азии. Многие

Виктор Хомутский 11 дек, 08:36
+4 19
Иллюстрация технологий расщепления в каменном веке

Иллюстрация технологий расщепления в каменном веке

Иллюстрация этапов развития технологий расщепления в каменном веке. Рассказывает и показывает Андрей Захариков, археолог, реконструктор, ведущий специалист Этн

Виктор Хомутский 10 дек, 10:54
+10 3
Подборка литературы по средневековым лукам и стрелам.

Подборка литературы по средневековым лукам и стрелам.

А. Ф. Медведев - Ручное метательное оружие. Лук и стрелы, самострел VIII-XIV вв - 1966.pdf 15 МБ Коробейников А.В. - Средневековый трактат «A

Виктор Хомутский 12 дек, 13:57
+6 1
Запомнить

Ностальгический клуб любителей кино

    

 

Ностальгический клуб любителей кино .

Жизнь коротка, искусство вечно. Гиппократ

 

Летопись лихих 90-ых.

 

Яндекс.Метрика

Религия и верования в городах Золотой Орды. Государство Джучидов.

развернуть

Религия и верования в городах Золотой Орды. Государство Джучидов.

 В XIII в. монгольская аристократия улуса Джучи была шаманистской, довольно терпимо относившейся и к христианству, и к исламу. Сын хана Бату

Сартак и его окружение были христианами несторианского толка, он воспитывался у сирийцев [4, с. 110]. Берке принял ислам еще юношей. Первый мусульманский хан Берке снискал восхваления мусульманских писателей - его современников. Сообщается, что он принял ислам от жившего в Бухаре ученика среднеазиатского шейха Наджм-ад-Дин Кубра [43, с. 379; 44, с. 16-19). Как защитник мусульманства в империи Чингизидов, Берке резко выступил против Хулагу после взятия последним Багдада и казни халифа. Кроме Средней Азии другим центром распространения ислама в Золотой Орде была Волжская Болгария. В Болгаре в XIII в., видимо, при Берке начата была большая соборная мечеть 12. Исламизация Орды при Берке была неглубокой и непрочной. Однако Туда-Менгу был мусульманином. Склонность к исламу обнаруживал слабоумный Тула-Буга. Такта был шаманистом, покровительствовал колдунам и ламам, но "уважал более других мусульман" [43, с. 105, 174, 362, 435].
Более прочной и глубокой была исламизация Золотой Орды, и прежде всего городов в XIV в. при Узбеке и Джанибеке. Недаром гласит старинная ногайская пословица: "Религия досталась от Узбека" [45, с. 84; 46, 1985, с. 179].
Недавно Д. В. Васильев выступил с периодизацией развития ислама в Золотой Орде. Он выделяет следующие этапы: 1 - этап религиозного индифферентизма при Бату (1243-1256 гг. ), 2 - этап протекционизма исламу при Берке (1257— 1266 гг. ), 3 - этап "языческой реакции" и "подспудного" роста ислама (1266-1312 гг. ), 4 — "огосударствление" ислама при Узбеке и Джанибеке (1313—1357 гг. ) [9, 1996, с. 23]. Эту периодизацию автор увязывает с периодизацией градостроительства в Золотой Орде, предложений В. Л. Егоровым, которая, однако, вызывает некоторые сомнения [21; 52, с. 16]. Общую периодизацию развития ислама
в Золотой Орде вряд ли можно построить, так как эта религия развивалась в разных городах и районах по-разному. Так, в Волжской Болгарии и Сарае выпускались монеты, часто с религиозными надписями в период "языческой реакции". Периодизация Д. В. Васильева - это периодизация не столько собственно развития ислама, сколько религиозной политики ханов.
В XIV в. перестроена была большая соборная мечеть в Болгаре. Были построены новые мечети и другие мусульманские здания. К середине XIV в. относятся две мечети, раскопанные одна на Водянском городище близ Волгограда и вторая на Селитренном городище на Средней Ахтубе - развалины золотоордынского Сарая [52, с. 67-68].
Первая представляла собой прямоугольник каменных стен с деревянными колоннами, несущими плоское перекрытие, с михрабом, с отгороженным перед ним пространством, с подставкой для ляуха, с цилиндрическим минаретом на квадратном каменном цоколе 23.
Аналогичная мечеть была открыта на золотоордынском поселении XIV в. Кучугуры близ Запорожья 20.
Вторая мечеть тоже прямоугольная, но из жженых кирпичей, с мощным порталом типа среднеазиатского пештака, с деревянными колоннами, несущими плоское перекрытие, с открытым двориком, с круглым водоемом внутри мечети за входом, с боковыми входами и михрабом.
Первая мечеть отражает волжско-болгарское влияние на сложение ислама в городах собственно Золотой Орды, вторая - среднеазиатское. Мечеть, раскопанная на Селитренном городище, представляет собой вариант мечетей с крестовидным пересечением двух осей: михраб - главный вход и два боковых айвана или входа, схема, распространившаяся в строительстве мечетей по всему мусульманскому миру в XIV-XVI вв.
Ибн Баттута сообщает, что в Сарае было 13 соборных и много других более мелких мечетей; Соборная мечеть, по его словам, была и в Маджаре и Каффе [43, с. 280, 287, 306].
Была также раскопана мечеть XIV в. на золотоордынском городище в Северной Осетии Верхний Джулат, к которой относится Татартупский минарет 34.
В Старом Крыму имеется здание XIV в., по планировке похожее на медресе, и раскопано несколько мечетей, в том числе купольная 29.
В кочевых ставках - ордах - мечети устраивались в больших шатрах [43, с. 151].
Сохранились до наших дней и раскопаны несколько десятков мавзолеев как в городах центральных степных районов Золотой Орды, так и в Крыму, на Северном Кавказе, южном степном Урале. Они показывают влияние как среднеазиатское, так и Волжской Болгарии (в Болгарах есть несколько мавзолеев XIV в. ). Северо-Кавказские башенные мавзолеи несут черты закавказско-азербайджанского зодчества - еще один источник проникновения мусульманской культуры в Золотую Орду [52, с. 70-72].
Исламизацию Золотой Орды отражают монеты с арабскими легендами. Уже при Берке в Волжской Болгарии чеканились монеты с именем покойного почитаемого халифа Насир лид-Дина (с ошибочным написанием имени как Насир ад-
Дин) и некоторые из них имели религиозную сентенцию: "Жизнь есть час. употребляй ее на дела благочестия". Легенды типа "Уповай на Бога", "Хвала Богу", "Власть Богу", "Да воздастся почитание Богу и его посланнику", Символ веры встречаются на монетах, чеканенных в Волжской Болгарии при языческих ханах, правивших после Берке и до Узбека [50, с. 169; 53, с. 2, № 7-10, с. 3, № 15, с. 4. № 18-21; 62, с. 427, 430]. Символ веры встречается на сарайских монетах Узбека. Позднее легенду "Власть Богу" помещали на монетах Абдуллаха и Мухаммеда, битых в Орде в 1370-х гг., и несколько реже на монетах Токтамыша, также ордынской чеканки или без обозначения города.
Но если мы сравним джучидские монеты с монетами Хулагуидов и Джелаиридов, чеканенными в Иране в XIII-XIV вв., то заметим, что на джучидских монетах религиозные легенды встречаются реже.
Мощное религиозное влияние на Золотую Орду оказывал Египет. Берке через своих послов в Каире присягнул халифату, основанному Бейбарсом. Халиф сам провозгласил благословение Аллаха на хана Берке и приказал сделать то же самое с мимбаров Каира, Мекки, Медины и Иерусалима. За Берке по указанию султана совершили хадж и потом рассказали о нем хану. Берке получил из Египта религиозные реликвии, в частности, Коран (якобы Османа) и вместе с ними соображения о союзе против Хулагуидов. Известно, что Калаун построил мечети в Крыму, выслав строителей и дав большие средства [3, с. 19-21; 43, с. 435].
В левом крыле Улуса Джучи исламизацию интенсивно проводил Эрзен, правивший в 1320-1345 гг., строя мечети, ханако, медресе в городах на нижней Сырарье - Сайране, Дженде и других [44, с. 129]. Из ярлыков ханов и других источников мы знаем о существовании в Золотой Орде мулл, муфтиев, суфиев, факиров, кадиев, шейхов, талибов, хатибов, факихов [43, с. 280, 285, 287, 310, 314]. Они пользовались государственной поддержкой [43, с. 301, 306, 307, 463.; 46, с. 181, 185]. В Крыму были шейхи из Средней Азии и Ирака [7, с. 18].
Так ислам стал главной религией в Улусе Джучи, подавляющей все другие. Это был по преимуществу ислам ханифитского толка, вывезенный еще Берке из Средней Азии [3, с. 28; 43, с. 281, 300].
Но был распространен и шафиитский толк. В Сарае была шафиитская мечеть [43, с. 306]. Ибн Баттута встретил ханифитского и шафиитского кадиев в Крыму [3, с. 21; 43, с. 281].
Были и маликиты [43, с. 306], но они, видимо, преследовались. Узбек запрашивал в Египте книги по мусульманскому праву [3, с. 28]. В Сарае было много крупных знатоков фикха ханифитского и шафиитского толка. Были монастыри суфиев. Ибн Баттута сообщает, что Узбек и его наместник в Хорезме, один из влиятельных вельмож того времени, Кутууг-Тимур были суниты, хотя в стране, в частности Хорезме, есть "итизаль", то есть раскол [43, с. 310]. Возможно, какому-то выходцу из шиитской среды принадлежала нефритовая печать с надписью "Мухаммед, Али", найденная на Селитренном городище [63, 1984, 15]. О шиизме говорит мозаика, обнаруженная там же, на которой в медальонах повторяется имя "Али" [26, 1961, с. 133, ].
В Золотой Орде была светская наука (см.: [3, с. 28-33; 43, с. 175]). Но наука была главным образом подчинена богословию.
Письменные источники, в частности собранные Ш. Марджани, сохранили имена мусульманских богословов, связанных с городами Золотой Орды.
Например, был известен преподаватель мусульманского права (фикха) в медресе Болгара и Сарая Махмуд ибн Фаттахи ас-Сараи, умерший в 1373 г. Некоторое время он преподавал фикх, риторику и логику в Каире. В Каире в XIV в. преподавал хадисы другой выходец из Сарая Шехаб ад-Дин ас-Сараи. Известно, что член суфийского ордена Кубравия Махмуд ибн Гали ибн Шейх ибн Омар ал-Болгари-ас-Сараи, принадлежавший ханифитскму толку, написал в Сарае в 1358 г. "Нахдж ал-Фарадис" - сборник нравоучительных духовных рассказов.
В Болгаре и Сарае жил выходец из Казвина Абу ал-Фиджах Мухтар ибн Махмуд ал-Казвини ал-Ханафи, называвшийся также аз-Захиди, умерший в 1286 г. Это был известный богослов и историк. Свой труд "Рисал ан-Насрия" он якобы подарил хану Берке. В этой книге повествовалось, в частности, о пророке Мухаммеде, о правоте ислама и т. п.
После похода хана Джанибека в Закавказье в Золотую Орду переехал выходец из Кавказа богослов Махди ад-Дин Бардаи [1, с. 170; 3, с. 28-29; 18, с. 176; 27, с. 108, 31, с. 78-83; 54, с. 148-149].
Знаменитый правовед из Бухары Иез ад-Дин, имевший множество учеников, проповедовал в Маджаре [43, с. 287].
О развитии астрономии и геодезии в Золотой Орде мы можем судить по находкам на Царевском городище еще в XIX в. при раскопках А. Терещенко астролябии и там же в 1960-х гг. фрагмента квадранта [49 1].
На дуге астролябии - градусная сотка и обозначения градусов арабскими буквами по системе "абджад", на одном выступе - слово "восток", на другом - "градусы".
Известна могильная плита XIV в. из Крыма, поставленная в память астронома [2, с. 58]. О применении астрономических инструментов в золотоордынском Болгаре сообщал ал-Омари [43, с. 237]. Несмотря на развитие астрономии, при вычислении кыблы, то есть направления на Мекку, необходимом при строительстве мечети, были допущены ошибки. Так, раскопанные на Водянском и Селитренном городищах мечети были ориентированы с ошибкой примерно в 10-12°.
Сохранилось описание религиозного праздника, посвященного окончанию поста в священный месяц рамадан. 28 рамадана 734 г. хиджры (2 июня 1334 г. ). Ибн Баттута прибыл в ставку Узбека в Пятигорье на Северном Кавказе. Там он на следующий день, в пятницу, присутствовал на праздничном богослужении. Хотя и оставалось до конца поста 2 дня, так как праздник разговения (ид ал-фитр или ураза-байрам) полагалось бы справить 1 шавваля, т. е. 5 июня 1334 г., он был перенесен на 29 рамадана. 29 рамадана в пятницу утром хан выехал с большим войском верхом с хатунаями в арбах и со своей свитой. Ехала и его дочь с короной на голове. Со своими отрядами ехали сыновья. Еще раньше выехали верхом правоведы, шейхи, кадии, имамы, шериф во главе с главным кадием. Били в литавры и несли знамена. Проповедь произнес главный кадий. Хан, его сыновья, наследники, хатун и родственники уселись в "кушках" - деревянных башнях-беседках. Для эмиров и царевичей были поставлены скамьи и они сидели по бокам от этих "кушков". Начались соревнования в стрельбе. Через час принесли халаты
и одели их на эмиров. Надев халат, эмир подходил к "кушку" хана и кланялся. К нему подводили оседланного и взнузданного коня, и каждый эмир, поцеловав перед ханом копыто коня, отводил его к своему месту. Вероятно, это была церемония вручения эмирам ханских подарков. Затем праздничная толпа эмиров проходила перед ханом, сидящим верхом, и хатунями в богато украшенных арбах и входила в огромный шатер, поставленный на четырех стойках, покрытых листами позолоченного серебра, с позолоченными капителиями. Шатер был застлан коврами. Там все садились вокруг трона хана, сделанного из резного дерева, покрытого листами позолоченного серебра, с ножками из позолоченного серебра. На троне на ковре был постлан тюфяк, на который садились хан и его старшая жена, рядом - на тюфяках дочь, две хатуни. Направо от трона - сиденье одного сына - наследника, налево - другого. Справа и слева - сиденья для царевичей и эмиров. Начинается пир. Вносят кушанья на золотых блюдах, поставленных на серебряных столиках. Кушанья - вареная конина и баранина. Входят разрезыватели мяса в шелковых одеждах, с шелковой салфеткой, с ножами в ножнах за поясом. Перед каждым столиком стоял свой разрезыватель мяса. На маленьких золотых или серебряных блюдах вносят разведенную в воде соль. Потом вносят золотые и серебряные сосуды для питья. Пьют главным образом медовое вино. Поются песни. Напротив мечети ставится другой шатер для кадия, хатибов, шерифов, шейхов. Там идет пир, обставленный так же, как в шатре хана. Народу раздают бурдюки с кумысом. После была совершена соборная молитва в мечети. Затем хан со свитой возвратились в шатер, где пир продолжался до вечерней молитвы [43, с. 298-301].
Несмотря на господство ислама, христианство существовало в Золотой Орде. Видимо, немусульманское, т. е. христианское, население оставило кости свиньи, находимые в культурном слое некоторых золотоордынских городищ Нижнего Поволжья, где они составляют не более 0, 5% (на Водянском городище) всех костей [63, с. 197]. Носителем христианства было прежде всего русское население, имевшее в Сарае своего митрополита. В культурном слое многих золотоордынских городищ находят русские вещи: нательные кресты, иконки, русскую посуду 37, были также западноевропейские выходцы и армяне, имевшие церкви и монастыри, особенно много в Крыму. Около Старого Крыма сохранился армянский монастырь XIV в. Аланы и кыпчаки были частично христианизированы [43, с. 279]. В Маджаре был, видимо, христианский храм [11, с. 58].
На городище Верхний Джулат были раскопаны христианская церковь и могильник, видимо, второй половины XIII в. 33.
Еще в XIII в. был учрежден Аквилонский викариат францисканского ордена с двумя округами: Газария (Крым, Подунавье, Приднепровье) и Сарай [41, с. 57-58]. В 1318 г. было создано католическое епископство в Каффе. В Сарае также было католическое епископство. Епископом в Сарае в 1362 году был назначен трапезундский минорит Косьма [28, с. 134-135].
Таким образом, в золотоордынских городах Поволжья были католические священники. Но их роль была незначительной. Именно русские, именно православная церковь не допустили католичество в золотоордынское Поволжье. Оно
было сильно в западных частях Золотой Орды, особенно в Крыму, но не в центральном ее районе.
Христианское население уживалось в городах с мусульманским, имело свои кладбища и церкви. Об этом свидетельствует, в частности, Водянское городище, где был раскопан заселенный русскими участок. Русские летописи сообщают, что в Золотой Орде был город Бездеж, христианское население которого встречало гроб убитого князя Михаила Тверского. В. Л. Егоров сопоставляет Бездеж с Водянским городищем [21, с. 109; 22, с. 41].
Большим почетом и равноправием, несмотря на ислам, пользовалась женщина в Золотой Орде. Это объясняется пережитками кочевнического быта и монгольского права - ясы, которая наряду с шариатом действовала в Золотой Орде в XIV веке. Ал-Омари писал: "Жители этого государства не следуют как те (Ирак) установлениям халифов и жены их участвуют с ними (мужьями) в управлении... " О том же писал и Ибн Баттута. Женщины, по его словам, не скрывают лица. В грамотах писалось: "Мнения хатуней и эмиров сошлись в этом" [43, с. 229, 288-289]. От имени ханши Тулунбек-ханум были чеканены монеты. Известны ярлыки митрополитам ханши Тайдулы, жены Джанибека.
Старое монгольское право - яса - сохраняло действие и в некоторых других областях юридического и домашнего быта золотоордынских городов и особенно степей.
Распространение ислама было связано, возможно, с некоторыми репрессиями против служителей старых культов [43, с. 174, 177; 44, с. 1281. Но старые верования языческого типа, кое-какие черты погребального обряда, сохранялись у золотоордынских горожан. В кочевой степи хоронили по старым курганным, по преимуществу печенежско-торческим и половецким, обрядам, снабжая покойника привычным инвентарем.
Но и в степи встречаются мусульманизированные погребения XIV в.: под курганами открыты сооружения из сырцового кирпича в виде прямоугольных оградок с простыми могилами почти без вещей [48, с. 120, 161, 162]. Но таких погребений сравнительно мало, и они концентрируются в соседстве с крупными городами Золотой Орды. Степь в XIII-XIV вв. еще мало была затронута исламом.
В городах мусульманизация была значительно более глубокой, но и там сохранялись языческие пережитки. Об идолопоклонстве в Золотой Орде сообщает Ибн-Арабшах [43, с. 457]. Об этом свидетельствуют также употребление наряду с хиджрой "звериного" календаря, сохранившегося с доисламской поры, а также смешение мусульманских имен у золотоордынской знати с именами тюрско-монгольского корня, также восходящими к доисламской эпохе [46, с. 180, 181].
В настоящее время на нижневолжских городищах раскопано около полутысячи мусульманских погребений. Большой мусульманский некрополь конца XIV в. открыт на Водянском городище в районе мечети [23, с. 139-158], на Царевском городище раскопано несколько могил городского мусульманского некрополя около озера в западных пригородах, большие могильники XIV в. открыты на Хан-Тюбе, на Красноярском золотоордынском городище, на Маячном Бугре в низовьях Ахтубы и в других местах (см. также: 15). Большой мусульманский могильник конца XIV - начала XV в. раскопан на Селитренном городище, на раскопе VIII.
Л Т. Яблонский создал классификацию погребального обряда и погребальных сооружений золотоордынских городских мусульманских некрополей [16; 56-60]. Черты погребальной обрядности были весьма разнообразны. Надгробия могли быть в виде кирпичных или каменных, или кирпично-каменных вымосток и оградок, в виде ступенчатых удлиненных кирпичных пирамид. Кирпичные надгробия характерны для нижневолжских городов и не характерны для Болгара и Биляра. Встречаются горизонтально лежащие каменные надгробия в виде плиты, иногда обработанные под форму гроба, вертикальные стелы иногда с навершиями в виде головных уборов, в виде мавзолея или минарета. Для нижневолжских городов такие каменные надгробия не характерны, они обычно встречаются в Азове 10 и в Крыму, где дают интересные аналогии средневековым надгробиям Средней Азии, кроме того, "сундуковидные" и некоторые другие крымские каменные надгробия имеют аналогии в сельджукидской Малой Азии [6, с. 307; 24, с. 25].
Конструкции погребальных камер также разнообразны: склепы из жженого или сырцового кирпича с перекрытием, образованным напуском каждого вышележащего слоя кирпича над нижележащим, склепы с коробовым сводом, с перекрытием кирпичами плашмя или уложенными на ребра на кирпичные или земляные заплечики. Встречаются могилы с подбоями, закрытыми иногда кирпичными кладками или деревянными плахами. Обнаружены склепы в виде деревянных срубов, могилы с деревянными перекрытиями на земляных заплечиках. Кирпичные склепы характерны для нижневолжских городов, их нет в Волжской Болгарии. Золотоордынские кирпичные склепы имеют близкие аналогии в Хорезме и Средней Азии.
В больших золотоордынских некрополях нижневолжских городов явственно выступает резкая социальная дифференциация погребений - погребения в богатых склепах из кирпича с надгробиями в мавзолеях, по преимуществу монголоидной верхушки горожан (они составляют 7, 4% всего изученного количества могил), и погребения в простых ямах без перекрытий и надгробий в рядовых участках кладбищ городского плебса, смешанного, преимущественно европеоидного по антропологическому облику (они составляют 56% всех изученных погребений). Остальные погребения принадлежат к промежуточным средним слоям населения городов.
Монголоидный компонент статистически связывается с подбоями, что прослеживается на Водянском городище. Это, быть может, связано с подбойным способом погребений у более древних монголов [40, с. 32].
В склепах преимущественно встречаются пожилые люди - главным образом мужчины, видимо, знатные шейхи. Также в склепах и могилах с надгробиями хоронили чаще монголоидов - привилегированный слой городов имел большую долю представителей монголоидного облика людей. В беднейших погребениях больше всего отклонений от мусульманского канона.
При сравнении Водянского и Селитренного некрополей Л. Т. Яблонский пришел к выводу, что в Сарае (Селитренное городище) знать была более замкнутой группой и сохраняла в большей степени черты монголоидности, чем в небольшом рядовом городе. Но и там, и там в погребениях были подчеркнуты черты мусульманской ее принадлежности - погребения в мавзолеях.
Ислам требовал при погребении не класть вещей и одежд в могилу и соблюдать кыблу, т. е. такое положение погребенного, при котором его лицо было бы обращено на Мекку. Исследования Л. Т. Яблонского показали, что на раскопанных некрополях золотоордынских городов (главным образом, на Селитренном и Водянском городищах) первое требование нарушено в 34, 5% всех погребений, а второе - в 10% [16, с. 152, 156; см. также 15].
В мусульманских некрополях Волжской Болгарии нормы ислама выдержаны несколько более строго. В ранних могильниках мусульманские погребения перемежаются с синхронными им языческими (Танкеевский, Тетюшский). В Билярском II могильнике тоже раннего времени этого, видимо, нет, но все же кыбла не соблюдена в 12-13, 5% погребений, а вещи найдены в 3-4% погребений. В более позднем предмонгольском Билярском I могильнике эти отклонения составляют соответственно 0, 9% и 0%, а в сельских предмонголских могильниках — 0% и 0%, в раннезолотоордынских могильниках: Болгарском у Соборной Мечети - 0% и 0%, Болгарском у Черной Палаты -4, 5% и 4, 5% [55 с. 83, 125-127).
Для сравнения привлечем данные хорезмского мусульманского могильника IX-XIV вв. в Миздахкане, где отклонения от кыблы (в том числе положение с лицом вверх) составляет 30% погребенных, а вещи встречены в 2, 5% могил 61.
Иногда в некрополях золотоордынских городов встречаются погребения, в которых под левый бок погребенного положен кирпич, чтобы удержать его на правом боку для соблюдения кыблы.
Таким образом, мы видим, что в погребальном ритуале нижневолжских некрополей сохранялись пережитки прошлых болгарских и кочевнических - печенежско-торческо-половецких и монгольских обрядов: в отклонениях от кыблы, в положении в погребение вещей, характерных для погребений кочевников, к которым ислам в области погребального ритуала почти не проник еще в XIV в. Так, на Царевском городище известны погребения с инвентарем типично кочевническим - зеркала, ножницы, бляшки, бусы, серьги, кресало, стремена, удила, колчан. В погребениях Увекского мавзолея 1913 г. также много вещей - одежда, бокка, кошелек с монетами, сосуды, ложка, гребень, зеркало, серьги, браслеты, перстни, пластины из золота, бляхи и заклепки, амулет-коробочка, медальон, бусы, цепочка 30. В другом богатом погребении на Увеке были: ножницы, золотая накладка на ремень, золотой монетовидный амулет, бляшка, серьга, сканый медальон из золота, бусы, бронзовая цепочка, железное кольцо, зеркало, парча с изображением животного, береста, бокка [5, с. 77,]. В Селитренном мавзолее 1975 г. в склепе была найдена сердоликовая вставка от перстня. Много бытовых вещей обнаружено в погребениях в мавзолеях на р. Бузулуке [39, с. 142-144].
Есть погребения на боку с подогнутыми ногами — чаще женские и детские — может быть, признак подчиненного положения. Это было еще со времен хазар на Волге, Дону, у кочевников и у мордвы. Возможно, имел место обычай связывать ноги покойного — также черта домусульманской обрядности.
В двух погребениях на золотоордынских некрополях обнаружены костяки барана вместо человека [23]. В археологии и этнографии это отражает древние представления о баране как вместилище души человека, о связи души ба-
рана и человека, известные в этнографии Средней Азии, археологии и этнографии Сибири 19. В погребениях иногда встречаются кости лошади, коровы и овцы [17, с. 190—205]. В мусульманских городских некрополях хотя и редко, но все же соблюдался обычай "обола мертвых" - в рот погребенного или около его головы, иногда в другом месте клали одну или несколько монет. В подземном склепе на Селитренном городище и в одном из погребений мусульманского некрополя на этом же городище, а также в погребении в Маджаре были найдены небольшие кладики монет [17, с. 189; 35; 36].
Золотоордынские горожане верили в спасительную и охранительную силу амулетов, что было широко распространено на мусульманском Востоке. Амулеты — надписи на бумаге — закладывались во вставку перстня или в специальную коробочку — простую, бронзовую или золотую роскошно украшенную, как, например, коробочки Симферополского клада 42. Иногда в такой коробочке мог помещаться миниатюрный Коран, который также носили как амулет.
Другой вид амулета - бронзовые или золотые пластины с надписями [63, 5]. Один такой бронзовый амулет был найден на Царевском городище. Он имел вид прямоугольной пластины с петлей для подвешивания, на которой с обеих сторон были гравировкой начертаны нечитаемые знаки - стилизованные арабские буквы и четыре строки арабоязычной магической надписи: "Пророческое созерцание звезды" или "Пророческое созерцание сделало предсказание". На амулете в двух строках дважды помещено по семь знаков, обозначающих, видимо, арабские магические знаки, так называемые "Себа Кхуатим": семь символов, связанных с семью арабскими буквами в семи стихах первой суры Корана, с семью из 99 качеств бога, с семью ангелами, с семью днями недели, с семью светилами. Амулет астральный. На нем есть также квадрат с девятью клетками с неясными знаками - возможно, один из вариантов "магического квадрата", утратившего свой числовой смысл. Магические квадраты, начертанные тушью на сосудах и черенках, встречаются и в золотоордынских городах [38, с. 200, 7; с. 131]. Они, видимо, имели также магическую охранительную силу, как и во многих других странах и у многих народов. Есть магический квадрат на черепке из Селитренного городища с буквами, имеющими числовое значение по системе "абджад".
Несколько черепков с магическими квадратами были найдены в бане на раскопе XI на Селитренном городище. Такие черепки с магическими квадратами есть в Байлакане ХП-ХШ вв.
На поселении Ак-Тобе близ Гурьева найден стеклянный амулет с изображением собаки-птицы иранской мифологии - Сенмурва. Литейная форма для отливки подобного амулета найдена была в Увеке и амулета в виде кувшинчика - на городище Сарайчика [13; 14].
В золотоордынских городах встречаются вырезанные из листа бронзы или железа примитивные фигурки человечков, иногда с признаками мужского пола (см., например: [49, 4]). Они встречаются также и в кочевнических погребениях в золотоордынской степи. Это, вероятно, "онгоны" - аналогичные оногам, бывшим в древности и в недавнем прошлом у многих монгольских народов и племен Сибири вместилищем духа и души. Особенно эти бронзовые фигурки
похожи на бурятские "ильтханы" - фигурки, привязывающиеся к груди антропоморфным онгонам и бывшие изображением одной из душ человека [25, с. 702, с. 706, с. 710, , 16, с. 713-714, с. 718). В кочевнических погребениях XIV в. фигурки также находят на груди костяков. Может быть, бронзовые идольчики — это божки: семейные, домашние, духи очага и душа предка. Возможно, бронзовые идольчики имеют связь с идолами из войлока и тканей, которые были у кочевников монголов [47, с. 275—276]. Вероятно об этих бронзовых идольчиках писал богослов и поэт золотоордынской эпохи Махмуд-ибн Гали в книге "Нахджал-Фарадис", называя их "сан", как о божках, молиться которым - грех [8, с. 239-240]. На Царевском городище при раскопках А. В. Терещенко был обнаружен серебряный амулет в виде лягушки с петелькой для подвешивания — частое в шаманской символике изображение.
Есть случаи находок нескольких замков в сосуде, что, видимо, связано с магической ролью, которую играли замки в верованиях многих народов.
Сделав обзор исторических и археологических свидетельств о религии в Золотой Орде в XIII—XIV вв., мы может заключить, что мусульманство было очень слабо распространено в среде кочевников степей, но в городах исповедовалось в полном объеме. Оно сохраняло определенную терпимость к католическому и православному населению, а также к пережиткам язычества и монгольской ясы. Эта терпимость к "своим" чужеверцам и к языческим пережиткам не составляла в Золотой Орде чего-то особенного. Оно наблюдается в средние века и в странах классического ислама [32, с. 38 и сл.; 64]. В городах Золотой Орды отклонения от норм ислама, в частности в погребальном обряде, были сильнее, чем в Волжской Болгарии, но примерно таким же, как в Хорезме.
Г. А. Федоров-Давыдов 

 

Литература

01. Абилов Ш. Ш. Марджани и памятники булгаро-татарской литературы // Марджани: ученый, мыслитель, просветитель. Казань, 1990.

02. Акчокраклы О. Старокрымские и отузские надписи XIII-XIV вв. // ИТОИАЭ. Т. 1. Симферополь, 1927.

03. Амин аль-Холи. Связи между Нилом и Волгой в XIII—XIV вв. М., 1962.

04. Армянские источники о монголах. М., 1962.

05. Баллод Ф. В. Приволжские Помпеи. М.; Пг., 1923.

06. Башкиров А., Боданинский У. А. Памятники крымско-татарской старины. Эски-Юрт // Новый Восток. 1925. № 8-9.

07. Бороздин И. Н. Новые данные по золотоордынской культуре в Крыму // Новый Восток. 1927. № 16-17.

08. Борынгы татар эдэбияты. Казань, 1963.

09. Васильев Д. В. К вопросу о становлении ислама в Золотой Орде // Сборник тезисов региональной научной конференции "Проблемы взаимодействия национальных культур" (Межэтнические общения в полиэтническом регионе). Астрахань, 1995.

10. Волков И. В. Охранные раскопки мусульманского могильника в г. Азове // Историко-археологические исследования в г. Азове и на Нижнем Дону в 1988 г. Азов, 1989.

11. Волкова Н. Г. Маджары (из истории городов Северного Кавказа) // Кавказский этнографический сборник. Т. V. М., 1972.

12. Воскресенский А. С., Смирнов А. П. Археологическое исследование соборной мечети ("Четырехугольника") в Великих Болгарах // СА. 1966. № 1.

13. Галкин Л. Л. Стеклянный медальон - амулет с поселения Ак-Тобе // СА. 1976. № 2.

14. Галкин Л. Л. Двусторонняя литейная форма XIV века из Сарайчика // СА. 1978. № 2.

15. Гарустович Г. Могильник Саролжин I. (К вопросу об исламизации Джучиева Улуса) // Новое в средневековой археологии Евразии. Самара, 1993.

16. Герасимова М. М., Рудь Н. М., Яблонский Л. Т. Антропология античного и средневекового населения Восточной Европы. М., 1987.

17. Городцов В. А. Результаты археологических исследований на месте развалин города Маджара в 1907 г. // Труды XIV АС. 1911. Т. III.

18. Давлетшин Г. М. Волжская Булгария: духовная культура. Казань, 1990.

19. Данилов С. В. Ритуальные захоронения баранов в Забайкалье // СА. 1982. № 1.

20. Довженок Б. Й. Татарське мicтo на нижньому Днiррi часiв пiзнього средньовiччя // Археологiчнi пам'ятки УРСР. Киев, 1961. Т. X.

21. Егоров B. Л. Историческая география Золотой Орды в ХIII-XIV вв. М., 1985.

22. Егоров В. Л., Полубояринова М. Д. Археологические исследования Водянского городища в 1967-1971 гг. // Города Поволжья в средние века. М., 1974.

23. Егоров B. Л., Федоров-Давыдов Г. А. Исследование мечети на Водянском городище // Средневековые памятники Поволжья. М., 1976.

24. Иванов А. А. Надписи из Эски-Юрта // Северное Причерноморье и Поволжье во взаимоотношениях Востока и Запада в XII-XVI вв. Ростов-на-Дону, 1989.

25. Иванов С. В. Материалы по изобразительному искусству народов Сибири XIX - начала XX вв. М.; Л., 1954.

26. Исхизов M. Д. Загадки древних курганов. Саратов, 1961.

27. Казвини З. Дополнение к "Избранной истории". Баку, 1990.

28. Карпов С. П. Трапезундская империя и западноевропейские государства в ХIII-XIV в. М., 1981.

29. Крамаровский М. Г. Салхат-Крым: к вопросу о населении и топографии города в XIII—XIV вв. // Итоги археологических экспедиций Гос. Эрмитажа. Л., 1989.

30. Кротков А. А. Раскопки на Увеке в 1913 г. // ТСУАК. Саратов, 1915. № 32.

31. Марджани Ш. Мостафад ал-ахбар фи ахвали Казан ва Булгар. Казан, 1897. Т. I.

32. Мец А. Мусульманский ренессанс. М., 1966.

33. Милорадович О. В. Христианский могильник на городище Верхний Джулат // Средневековые памятники Северной Осетии. МИА СССР. М., 1963. № 114.

34. Милорадович О. В. Средневековые мечети городища Верхний Джулат // Средневековые памятники Северной Осетии. Материалы и исследования по археологии СССР. М., 1963. № 114.

35. Мухамадиев А. Г., Федоров-Давыдов Г. А. Склеп с кладом татарских монет XV в. из старого Сарая // Новое в археологии. М., 1972.

36. Пигарев Е. М. Принцип "обола" в погребальном обряде населения Золотой Орды // Сборник тезисов региональной научной конференции "Проблемы взаимодействия национальных культур" (Межэтнические общения в полиэтническом регионе). Астрахань, 1995.

37. Полубояринова М. Д. Русские люди в Золотой Орде. М., 1978.

38. Полубояринова M. Д. Знаки на золотоордынской керамике // Средневековые древности Евразийских степей. М., 1980.

39. Попов С. А. Тайны Пятимаров. Челябинск, 1971.

40. Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. М., 1957.

41. Свет Я. После Марко Поло. М., 1968.

42. Симферопольский клад. М., 1980.

43. Тизенгаузен В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. СПб., 1884. Т. I.

44. Тизенгаузен В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. М.; Л., 1941. Т. II.

45. Усманов М. А. Татарские исторические источники XVII-XVIII вв. Казань, 1972.

46. Усманов М. А. Этапы исламизации Джучиева улуса и мусульманское духовенство в татарских ханствах ХIII—XVI веков // Духовенство и политическая жизнь на Ближнем и Среднем Востоке в период феодализма. М., 1985.

47. Федоров-Давыдов Г. А. Бронзовые фигурки человека из средневековых памятников Поволжья // Новое в советской археологии. М., 1965.

48. Федоров-Давыдов Г. А. Кочевники Восточной Европы под властью золотоордынских ханов. М., 1966.

49. Федоров-Давыдов Г. А. Новый Сарай по раскопкам в 1963-1964 гг. // СА. 1966. № 2.

50. Федоров-Давыдов Г. А. Два клада серебряных монет из Болгара // Нумизматика и эпиграфика. 1972. Т. X.

51. Федоров-Давыдов Г. А. Астральный амулет из Царевского городища // Города Поволжья в средние века. М., 1974.

52. Федоров-Давыдов Г. А. Золотоордынские города Поволжья. М., 1994. 53. Френ Х. М. Монеты ханов Улуса Джучиева. СПб., 1832.

54. Халиков А. Х. Монголы, татары. Золотая Орда и Булгария. Казань, 1994.

55. Халикова Е. А. Мусульманские некрополи Волжской Болгарии X - начала XIII в. Казань, 1986.

56. Яблонский Л. Т. Типы погребального обряда на мусульманских некрополях Золотой Орды // Вестник Московского Университета. Серия "История". 1975. № 2.

57. Яблонский Л. Т. Мусульманский некрополь Водянского городища // Советская археология. 1980. № 1. 58. Яблонский Л. Т. Население средневековых городов Поволжья: Автореф. канд. дис. М., 1980.

59. Яблонский Л. Т. К палеодемографии средневекового города Сарая Бату (Селитренное городище) // Советская этнография. 1980. № 1.

60. Яблонский Л. Т. Физико-антропологический аспект формирования организма знати (на примере Золотой Орды). Элита и этнос средневековья М., 1995.

61. Ягодин В. Н., Ходжайов Т. К. Некрополь древнего Миздахкана. Ташкент, 1970.

62. Янина С. А. Джучидские монеты из раскопок и сборов Куйбышевской экспедиции в Болгарах в 1946-1952 гг. // МИА СССР. М., 1954. № 42.

63. Fyodorov-Davydov. The Culture of the Golden Horde Cities. Oxford, 1984.

64. Kriss R., Kriss-Heinrich H. Volksglaube im Bereich des Islam. Bd II. Amulette Zauberformeln und Beschwürungen. Wiesbaden, 1962.


http://kitap.net.ru/islam/fedorov-davydov.php


Опубликовал Виктор Хомутский , 23.05.2013 в 16:36

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Виктор Хомутский
Виктор Хомутский 27 мая 13, в 20:34 "подделка страниц в руских летописях во времена Ломоносова, страници подделаны даже известно какие" И какие же? И где ознакомиться с экспертным заключением?
Вы не ответили укажете мне где там Ломоносов утверждает что летописи переделаны при Петре?
Или вы так трепетесь?
Текст скрыт развернуть
0
Виктор Хомутский
Виктор Хомутский 29 мая 13, в 08:41 Вы что издеваетесь? Какой то чел в ролике несет какую то ахинею и это ваше подтверждение? Да все тем рисунки одинаковые. И страницы все до одной вклеенные. Нужно быть человеком абсолютно неграмотным чтобы верить в эту чушь.
Есть филиграневдические и текстовые экспертизы. вы знаете что это такое? Думаю нет иначе не несли бы подобною ахинею.
Текст скрыт развернуть
0
Виктор Хомутский
Виктор Хомутский 29 мая 13, в 14:26 Ну я так понял фактов и источников я от вас не дождусь. Что подтверждает что вы собственно как я ранее и предположил банальное трепло.
Я писал вам что Сараями именовали ставку хана которая являлась кочевой столицей Улуса Джучи который так же именовался как Золотая Орда.
я ткнул вам носом в энциклопедию дабы вы узнали что означают слова кочевники, империя и источники.
Я объяснил почему утверждения о подделки летописей являются полной чушью.
В ответ вы талдычите одно и тоже и аргументы "Вы просто сверх уперты в своей тупости" "про это давно уже статьи читал" "Еще раз говорю не хрюкайте2 И пытаетесь съехать с темы даже ВОВ приплели. Так обычно и ведут себя люди пойманные на трепе.
Я указал вам фамилии крупнейших исследователей средневековой Руси могу добавить Насонова и Зимина. Вот сначала изучите вопрос потом приходите умничать.
Текст скрыт развернуть
0
Виктор Хомутский
Виктор Хомутский 29 мая 13, в 20:00 И энциклопедии врут. И летописи. И исследовали. И археологи. И эксперты. И вообще все.
Один Виталий Ефимов возвышается над всеми и вопит "Все врут!!! Все тупые!!! Я все знаю!!!" .
Вы какой день несете одну и ту же ахинею. Надоело.
Текст скрыт развернуть
0
Виктор Хомутский
Виктор Хомутский 29 мая 13, в 09:17 И сколько по вашему существует летописей? Их больше пятидесяти причем многие были обнаружены в 19-20 веках. А как быть с западными, византийскими, арабскими,персидскими, китайскими и прочими источниками? Их тоже подделали? Причем подделали видимо гости из будущего владеющие неизвестными нам в 21 веке технологиями. Текст скрыт развернуть
-1
Виктор Хомутский
Виктор Хомутский 29 мая 13, в 16:02 вы написали очередную ахинею. Существует ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ РУССКИХ ЛЕТОПИСЕЙ где изданы летописи подлинность которых подтверждена многочисленными экспертизами. И да многие из этих летописей я читал.
"и что могли западные летописи написать о золотой орде если они дальше своего носа не видели" Плано Каприни и де Руфус побывали и в Каракаруме и в Сараях и оставили подробнейшее описание.
все ваши знания ограничиваются желтой прессой и сказками рассказываемыми по тв. И вы при этом пытаетесь что то мне доказать.
"с какого рожна вообще на волге стояла золотая орда если потомки чингизхана пришли с востока." Ничего поглупее придумать не могли? Акак монголы оказались в Китае? А как Германцы оказались в Риме? Улус Джучи Завоевал волжскую булгарию так там и оказался.
Текст скрыт развернуть
0
Виктор Хомутский
Виктор Хомутский 29 мая 13, в 12:31 Ознакомится с Радзелиловской летописью можно здесь. http://www.svyatayarus.ru/data/manuscripts/7_radzivilovskaya... Текст скрыт развернуть
-1
Виктор Хомутский
Виктор Хомутский 29 мая 13, в 16:12 Поднимите глаза и прочитайте статью. Вот это называется исследование.
Опустите глаза ниже где написано литература. Вот это называется источники. Специально для вас вставил.
А теперь почитайте пост по вашей ссылке. И скажите в чем разница?
Текст скрыт развернуть
0
Виктор Хомутский
Виктор Хомутский 29 мая 13, в 17:54 Не счет Радзилиловской летописи.
Вы даже не знаете что эта летопись из себя представляет и пытаетесь мне с пеной изо рта что то доказать.
Летопись Радзивиловская — летопись, основной список которой представляет собой лицевую (иллюстрированную) рукопись конца XV в. (БАН, 34.5.30). Рукопись эта принадлежала в XVII в. польско-литовским магнатам Радзивиллам (откуда и ее название); затем попала в Восточную Пруссию (Кенигсберг), где с нее по приказу Петра I была снята копия; в 1758 г. была захвачена как военный трофей в Семилетней войне и отвезена в Петербург, в конце XVIII в. была впервые опубликована. Чрезвычайно близка к Радзивиловскому списку летопись Московско-Академическая (или Московско-Академический список Суздальской летописи. — ГБЛ, собр. МДА, № 236); они совпадают с начала вплоть до 6714 (1206) г., до которого доведен текст Л. (далее в Московско-Академической вплоть до 1419 г. следует текст иного происхождения).

В ряде мест Л. обнаруживаются пропуски и перестановки текста. Пропущены (из-за утраты листа в рукописи) окончание вводной статьи и Повести временных лет (о «козарской» дани) и известия с 6360 (852) по 6366 (858) г.; пропущен текст с 6697 (1189) г. по начало 6700 (1192) г.; внутри статьи 6694 (1186) г. помещен текст за 6710 (1202)—6711 (1203) гг. Эти дефекты основного списка Л. не отразились в Московско-Академическом списке, но ряд других дефектов присущ обеим летописям. Так, пропущены тексты под 6532 (1024), 6572 (1064), 6582 (1074), 6659 (1151), 6662 (1154)—6663 (1155), 6677 (1169) гг. После статьи 6709 (1201) г. следуют статьи с конца 6711 (1205) по 6714 (1206) г., которыми, в сущности и заканчивается общий текст обеих летописей, но вслед за 6714 г., с нарушением хронологии, в обеих летописях следуют известия за 6711 (1203)—6713 (1205) гг.

Поскольку ни Радзивиловский список не может быть возведен к Московско-Академическому списку, ни Московско-Академический список — к Радзивиловскому, то А. А. Шахматов возводил их к общему источнику, который он определял как Л. (именуя рукопись БАН, 34.5.30 Радзивиловским списком этой летописи).

Начиная с известия 1138 г. может рассматриваться как третий список Л. еще один памятник — Летописец Переяславля Суздальского, или «Летописец русских царей» (рукопись ЦГАДА, ф. 181, № 279/658). Сходный с Л. текст начинается в этом памятнике с 6646 (1138) г. и продолжается после 6714 г., завершаясь 6722 (1214) г. А. А. Шахматов пришел к заключению, что в основе всех списков Л. лежал Переяславский свод 1214 г., окончание которого утрачено в Радзивиловском и Московско-Академическом списках Л.

Сравнение Л. (в трех списках) с Летописью Лаврентьевской обнаруживает существенные расхождения между ними. Рассказывая под 6665 (1157) г. о построении Андреем Юрьевичем Боголюбским церкви в память своего отца, Л. прибавляет: «в Переяславли Новей»; в Лаврентьевской этих слов нет; в рассказе об убийстве Андрея Боголюбского в 6683 (1175) г. Л. называет, в отличие от Лаврентьевской, в числе его убийц Ефрема Моизича; далее здесь говорится, что «володимерцы» не хотели покориться «ростовцем и суждальцем и муромцем» — в Лаврентьевской только «ростовцем». Под 6684 (1176) г., в Лаврентьевской подробно описывается, как брат Андрея Боголюбского «Михалко» (Михаил Юрьевич) по призыву владимирцев пришел во Владимир, вступил в борьбу с ростовцами, со своим племянником Ярополком Ростиславичем и его братьями, захватившими владимирский престол, и победил их; в Л. читается тот же рассказ, но к упоминаниям о подвигах «Михалки» всюду и неизменно добавляется «с братом своим Всеволодом»; на протяжении одной годовой статьи содержится не менее 13 таких добавлений. Под 6685 (1177) г. в Лаврентьевской описывается, как владимирцы потребовали от Всеволода выдачи их пленных врагов — Ростиславичей; летописец не указывает, какова была участь этих пленников (Летописи Ипатьевская и Новгородская первая сообщают об их ослеплении), но сообщает, что люди, ворвавшиеся во двор, кричали: «Хочем слепити и (их)», и что Всеволод не мог «удержати людей, множьства ради их клича»; в Л. нет слов «Хочем слепити и», и рисуется иная версия судьбы пленных: «и пустиша ею из земли». Может быть отмечен еще ряд отличий между Л. и Лаврентьевской (в рассказе о победе Всеволода в 6685 г. упоминаются среди его сторонников «переяславци» и т. д.).

А. А. Шахматов и М. Д. Приселков пришли на основании этих разночтений к выводу, что в основе Лаврентьевской летописи (свода 1305 г.) лежал Владимирский свод кон. XII в., где текст летописания предшествующего времени не подвергся еще особенно значительным и тенденциозным переделкам, а в основе Л. (Переяславского свода 1214—1216 г.) — владимирский свод начала XIII в., прославлявший Всеволода Большое Гнездо (составленный при его сыновьях Юрии и Ярославле).

Свод начала XIII в., отразившийся в Л., обнаруживает тенденцию составителя к обновлению языка своего источника: он систематически, хотя и не всегда точно, заменяет архаичные выражения раннего летописания (сохранившиеся в Лаврентьевской) более современными и более для него понятными («ложница» — «постельница», «вира» — «вина» и т. д.).
Текст скрыт развернуть
-1
Виктор Хомутский
Виктор Хомутский Виктор Хомутский 29 мая 13, в 17:55 Следует отметить, что текст Летописца Переяславля Суздальского в ряде случаев отличается от текста двух остальных списков Л. Так, под 6683 (1175) г. в Л., как и в Лаврентьевской, рассказ об убийстве Андрея Боголюбского завершается молитвой о помиловании «князя нашего и господина Всеволода» — в Летописце Переяславля вместо этого: «князя нашего и господина Ярослава» (княжившего с 1201 г. в Переяславле); сообщая о вокняжении Ярополка Ростиславича после убийства Андрея Летописец Переяславля дважды указывает, что «переяславцы» этого не хотели; в остальных списках Л. (как и в Лаврентьевской) этих слов нет; под 6684 (1176) г. в Летописце Переяславля за победу над Ростиславичами прославляются не только «володимерцы» (как в остальных летописях), но двукратно также и «переяславцы» и т. д. С другой стороны, в ряде случаев оба основных списка Л. отличаются от Лаврентьевской, а Летописец Переяславля с ней сходится. Так, в основных списках Л. при перечислении имен убийц Андрея в 1175 г. нет имен Аньбала, Ясина и Якыма Кучковича — в Летописце Переяславля они названы; в Летописце Переяславля упоминается, что сразу после убийства Андрея «володимерци с радостью» посадили Ярополка (в остальных списках нет; под 6694 (1186) г. Летописец Переяславля, в отличие от остальных списков Л., сообщает о рождении у Всеволода сына Константина, и т. д.

Чем объясняются эти различия? Следует ли видеть в Летописце Переяславля специфически переяславскую версию владимирского свода начала XIII в., а в остальных списках Л. — владимирскую? Или же общий протограф Летописца Переяславля Суздальского и Л. переяславским сводом, а оба списка Л. отражали его владимирскую отработку. Вопросы, возникавшие в связи с этими различиями, еще не решены, но бесспорным остается вывод о двух основных редакциях владимирского летописания — своде конца XII — начале XIII в., отразившемся в Лаврентьевской летописи, и своде начала XIII в., представленном Л.

Важнейшей особенностью текста Л. являются многочисленные иллюстрации — свыше 600 миниатюр. В Радзивиловском списке XV в. эти миниатюры, очевидно, восходят к его оригиналу — Переяславскому своду 1214—16 гг. (хотя в Московско-Академическом списке иллюстраций нет, но один из дефектов его текста говорит о том, что в ее оригинале они были), а возможно и к Владимирскому своду начала XIII в. Иллюстрации к Л. являются ценным художественным памятником и вместе с тем источником, существенно дополняющим данные письменности.

Раннее издание Л., подготовленное в XVIII в. И. А. Таубертом и И. С. Барковым, содержало множество пропусков, произвольных дополнений, поновлений текста и т. д. В дальнейшем текст Л. (Радзивиловского и Московско-Академического списков) использовался для разночтений и дополнений при издании Лаврентьевской летописи (окончание Московско-Академического списка было издано в приложении к ней). Отдельно был издан (в 1851 г.) Летописец Переяславля Суздальского. Рукопись Л. была воспроизведена в 1902 г. фотомеханическим путем. Уже в 1936—1941 гг. М. Д. Приселков подготовил текст Л. с разночтениями по Московско-Академическому списку и Летописцу Переяславля Суздальского; это издание выходит в свет в составе ПСРЛ.

Изд.: Библиотека российская историческая, содержащая древние летописи... СПб., 1767, ч. 1. Летопись Нестерова с продолжателями по Кенигсбергскому списку до 1206 г.: Радзивиловская или Кенигсбергская летопись. СПб., 1902, I. Фотомеханическое воспроизведение рукописи. II. Статьи о тексте и миниатюрах рукописи (ОЛДП, вып. 118).

Лит.: Шахматов А. А. 1) Исследование о Радзивиловской или Кенигсбергской летописи. — В кн.: Радзивиловская или Кенигсбергская летопись. — ОЛДП, 1902, т. 2, с. 18—114; 2) Заметка о месте составления Радзивиловского (Кенигсбергского) списка летописи. — В кн.: Сборник в честь семидесятилетия Д. И. Анучина. М., 1913, с. 69—75; 3) Обозрение, с. 44—68, 123—124, 228—230, 365; Кондаков Н. П. Заметка о миниатюрах Кенигсбергского списка начальной летописи. — В кн.: Радзивиловская или Кенигсбергская летопись. — ОЛДП, 1902, т. 2, с. 115—127; Сизов В. И. Миниатюры Кенигсбергской летописи. — ИОРЯС, 1905, т. 10, кн. 1, с. 1—50; Ганцов В. М. Особенности языка Радзивиловского (Кенигсбергского) списка летописи. — ИОРЯС, 1927, т. 32, с. 177—242; Артамонов М. И. Миниатюры Кенигсбергской летописи. — Изв. Акад. ист. матер. культуры. Л., 1931, т. 10, вып. 1, с. 1—28; Приселков М. Д. История русского летописания XI—XV вв. Л., 1940, с. 57—63, 82—87; Арциховский А. В. Древнерусские миниатюры как исторический источник. М., 1944; Лихачев Д. С. Русские летописи, с. 278—279, 433—437; Подобедова С. И. Миниатюры исторических рукописей: К истории русского лицевого летописания. М., 1964, с. 49—101; Чернецов А. В. К изучению Радзивиловской летописи. — ТОДРЛ, 1981, т. 36, с. 274—288.

Доп.: Лурье Я. С. О происхождении Радзивиловской летописи. — Вспомогательные исторические дисциплины. Л., 1987, т. 18, с. 64—83.

Я. С. Лурье

Хотя я сомневаюсь что у вас хватит ума и знаний понять что здесь написано.
Текст скрыт развернуть
-1
Виктор Хомутский
Виктор Хомутский 29 мая 13, в 19:54 Вас не хватает даже на то что бы прочитать и осмыслить небольшой комментарий специалиста . Зато прочитав пару публикаций в желтой прессе и посмотрев на тв очередную фальшивку кричите "Все дураки я один умный".
А будычи уличенным в отсутствии знаний вопите "ВЫ врете" и переводите разговор на ВОВ. Так вруны себя обычно и ведут.
В прочем я уже от этом писал но пытаться с вами разговаривать все равно что со стенкой.
Текст скрыт развернуть
0
Виктор Хомутский
Виктор Хомутский 27 мая 13, в 20:36 "монголы и золотая орда вообщето разные народы, если золотую орду вообще можно назвать народом, это сборище на манер запорожской сечи."
Где вы привели источники? На что вы ссылаетесь? Или опять пустой треп?
Текст скрыт развернуть
-1
Виктор Хомутский
Виктор Хомутский 29 мая 13, в 09:11 Мне дез разница что вы прочитали в желтой прессе и насмотрелись в непонятно кем снятых роликах. Я спрашиваю про источники.

Источник- Письменный памятник, документ, на основе которого строится научное исследование.

Все что вы мне пишите это из серии я не знал да еще и забыл.
Вы ссылаетесь на некие архивы Ломоносова которые никто не видел, про которые Ломоносов никому не говорил, и на которые Ломоносов не когда не ссылался.
И еще я просил указать мне где в дискуссиях с Миллером Ломоносов шла речь о подделки летописях. Но вы не сможете этого сделать так как такого просто не было.
Вместо того что бы читать желтую прессу и смотреть псевдо исторические фильмы почитайте серьезные научные исследования.
Есть такие исследователи как Черепнин, Шахматов, Лурье, Григорьев, Данилевский, Борисов и тд.
Хоть увидите чем исследование отличается от беллетристики.
Текст скрыт развернуть
-1
Виктор Хомутский
Виктор Хомутский 29 мая 13, в 14:53 Где говорил? Где ссылался на ? Вы по телевизору видели как Ломоносов об этом говорил или кто?
Я повторяю дискусии Ломоносова и Моллера опубликованы так же как и его исследование в области истории. Укажите где там Ломоносов говорит а подделки летописей и ссылается на несуществующие архивы?
Врет тот кто не может как вы подтвердить свои слова фактами.
"Я по ТВ видел" "Я давно читал" Это называется не знал да еще и забыл.
Текст скрыт развернуть
0
Виктор Хомутский
Виктор Хомутский 27 мая 13, в 21:03 "Вы мне про кочевников сказки не расказываете Тамерлан был кочевник а столица его известна, причем тамерлан себя считал потомком Чингизхана"
Кочевники "Народ, племя, ведущие кочевой образ жизни" Т.Ф. Ефремова Новый словарь русского языка.
Кочевники "Племя, ведущее кочевой образ жизни." Д.Н. Ушаков Большой толковый словарь современного русского языка
Тамерлан был рожден кочевником но перестал им быть основав империю и поселившись в Самарканде. И с какого перепуга он считал себя потомком Чингиз хана? Источники где?
Текст скрыт развернуть
-1
Виктор Хомутский
Виктор Хомутский 29 мая 13, в 09:38 "Вы словариком то не тычьте" А я вот вам потыкаю словариком раз сами не знаете что означают те или иные слова и значения.
монархическое государство, глава которого, как правило, носил титул императора…2) Империями назывались также государства, имевшие колониальные владения. "Большая Советская Энциклопедия"
1. Монархическое государство с императором во главе. Римская и. Имперский - 1) относящийся к империи, характеризующий ее политику; 2) проникнутый духом национального превосходства над другими народами и государствами.
"Словарь иностранных слов"
Монархическое государство во главе с императором; вообще государство, состоящее из территорий, лишённых экономической и политической самостоятельности и управляемых из единого центра.
"С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка"
И что государства Чингизидов или Тимучинов не являлись "государстви, состоящим из территорий, лишённых экономической и политической самостоятельности и управляемых из единого центра."
Вы даже не понимаете что такое империя и кто такие кочевники и рассказываете мне тут сказки про белого бычка.
Каким Тамерлан был кочевником если он провозгласил завоеванный город своей столицей?
Каракарум же или Сараи это изначально были не стационарные города а кочующие ставки ханов.
Текст скрыт развернуть
0
Виктор Хомутский
Виктор Хомутский 29 мая 13, в 15:02 "Тамерлан не жил в сСамарканде он его строил" Приехали. Саморканд был основан в 742 году до нашей эры. Как Тамерлан мог его строить?
Тамерлан завоевал Самарканд и провозгласил его столицей. А самому ему жить там постоянно было вовсе не обязательно. Когда глава государства находится не в разъездах и походах столица свой статус не теряет.
Текст скрыт развернуть
0
cap Казыханов
cap Казыханов Виктор Хомутский 19 июня, в 16:10 Аргумент супер: "Вы по телевизору видели как Ломоносов об этом говорил или кто?. Не которые даже на Платона ссылаются, видимо тоже видели где то по ТВ лично говорит. Текст скрыт развернуть
0
Комментарий удалён.
Комментарий удалён.
Показать новые комментарии
Комментарии с 1 по 20 | всего: 31
Комментарии Facebook
Комментарии ВКонтакте

Ислам в Золотой Орде.

20 июл 13, 22:00
+26 118

Источники русской истории и русская историография

12 мар 13, 17:09
+52 37
Вооружение кочевого населени…

Вооружение кочевого населения северо-восточных районов Золотой Орды

20 дек 15, 15:10
+24 297
МОНГОЛЫ, ТАТАРЫ И МОНГОЛО-ТА…

МОНГОЛЫ, ТАТАРЫ И МОНГОЛО-ТАТАРСКОЕ ИГО

1 окт 13, 12:45
+47 154
Присоединиться

Последние комментарии

Адам Меровей
Очень скоро!)
Адам Меровей Как Церковь свергла царскую власть: историк, открывший правду, боится удара топором
Венелайне Поручик
Алексей Потроваев
Анатолий Лавритов
Елена Марченко
Олег Хаврошкин
Сталин заслуживает не только этого!
Олег Хаврошкин Памятник Сталину в Архангельске хотят открыть к 7 ноября
Олег Хаврошкин
Елена Марченко
Александр
Александр

Поиск по сайту