Баба-яга. Злая ведьма или добрая волшебница

Баба-яга. Злая ведьма или добрая волшебница

Наверно самым известным персонажем русских народных сказок является Баба-яга. Мало того зловредная старуха уже мировая знаменитость. Она все больше становится брендом наряду с медведем, матрешкой и балалайкой.

В отечественной культуре этот образ настолько заезжен, что над ним как только не изгаляются. Пытаясь придать оригинальности. Не далек тот день, когда в очередной отечественной киносказке Баба-яга предстанет в обличие доброй феи.

В псевдонаучной литературе выдвигаются самые несуразные конспирологические теории. Начиная от баек про оклеветанную христианами добрую славянскую богиню. До царицы племени людоедов, которая носит в качестве амулета кость из ноги съеденного мужа вождя. (Известная формула: Баба-яга костяная нога.)

 
Баба-яга. Злая ведьма или добрая волшебница

 

Как и положено самому популярному сказочному персонажу, Баба-яга достаточно неплохо изучена отечественной фольклористикой. И настоящая Баба-яга из старых сказок гораздо глубже и интереснее, чем та, которая существует в популярной культуре.

Баба-яга в той или той форме присутствует практически у всех славянских народов. А имя ее восходит к праславянскому «egа». Это слово, может иметь разное значение, от ужаса до мерзости. В современном русском языке это звучало бы примерно как Язва. Все это свидетельствует о древности персонажа который существовал в мифологии народов образовавших славянскую культуру, на заре ее зарождения. Потому рассматривая Бабу-ягу из Русских сказок, мы должны понимать. Та Баба-яга которую мы видим в дошедших до нас сказках может быть более чем искаженным образом. Нам неизвестно кем была Яга изначально, и рассматривать мы будем ту Бабу-ягу которую знаем по русским народным сказкам.

В сказках Яга неизменно живет в чаще леса. В доме на куриных ногах. Дом окружает частокол с надетыми на колья черепами. С избушкой, как и с личностью в ней обитающей мы сейчас и познакомимся.

Избушка на курьих ножках – это так называемое воздушное захоронение. Такой вид захоронения практиковался у многих народов, включая финно-угорские населявшие территорию Древней Руси до прихода славян.

 
Баба-яга. Злая ведьма или добрая волшебница

 

Вот что пишет по этому поводу арабский путешественник 10 века Ибн Фадлан:

«Делают для него ящик из дерева хаданга, кладут его внутрь него, заколачивают его над ним и кладут вместе с ним три лепешки и кружку с водой. Они ставят для него три куска дерева наподобие дышел, подвешивают его между ними и говорят: «Мы помещаем его между небом и землей, его постигнет дождь и солнце… И он остается подвешенным, пока не износит его время и не развеют ветры»

У славянских народов практиковалась традиция ставить небольшие деревянные домики поверх курганов. Сочетание этих двух культур дало так называемые «Избы смерти». Стоящие по всей территории Древней Руси.

 
Баба-яга. Злая ведьма или добрая волшебница

 

Изба смерти представляет собой деревянную избушку, поставленную на пеньках срубленных деревьев. Для того что бы пеньки сохли и меньше гнили их корни либо подрубались, либо вытаскивались из-под земли. Те самые курьи ножки.

Вот как описывают русские сказки обитательницу избушки:

«сидит баба-яга — костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос. Сама черная, а во рту один клык торчит.»

По сути, здесь описан покойник, сидящий в деревянном ящике. Причем покойник достаточно разложившийся. Понятно от чего у Бабы-яги такой скверный характер.

Помимо жуткого вида Яга умеет колдовать, а так же пользуется атрибутами ведьмы, метлой и ступой. Видимо при жизни она обладала волшебным даром, потому и помещена между небом и землей, то есть между мирами. Быть проводником между миром людей и миром потусторонним.

Потусторонний мир в сказках именуется Тридевятым царством. В околонаучной и даже научной литературе бытует определение Тридевятого царства как мира мертвых. Но это не совсем отображает сути. Тридевятое царство это не то же самое, что подземные владения Аида в древнегреческой мифологии. Помимо мертвых там обитает абсолютно вся сказочная невидаль. А белый (день), красный (заря) и чёрный (ночь), всадники ездят мимо избушки Бабы-Яги в мир людей и обратно как на смену. Тридевятое царство это нечто большее, чем просто загробный мир, это волшебный мир альтернативный окружающему.

 
Баба-яга. Злая ведьма или добрая волшебница

 

Сказочный герой попадает к домику на куриных ногах, когда ему нужно пройти в «Тридевятое царство» или нужен волшебный предмет. Часто и то и другое. Ведёт себя с героем Яга очень сильно по-разному. Иногда помогает, иногда дает испытания под условие, если выполнит, поможет, не выполнит, съест. Порой хочет съесть сразу, тогда герой обманывает Ягу при помощи волшебных зверушек. Видимо отношение к герою зависит от личных предпочтений или родственных связей.

В пограничье между мирами где обитает Яга герой может попасть произнеся заклинание:

Избушка, избушка! Повернись к лесу задом, ко мне передом

Иногда Яга проделывает над героем погребальные обряды, омовение, угощение поминальными яствами. Иногда совершает обряд перепекание. Если ребенок, рождался хилым и болезненным, над ним совершали такой обряд: Клали на лопату и засовывали в неактивную печь. Имитируя выпечку хлебы. Таким образом, младенец как-бы обновлялся. Эти действа возможно нужны для приведения героя в пограничное состояние, в котором он может существовать между мирами.

 
Баба-яга. Злая ведьма или добрая волшебница

 

Персонаж Баба-яга конечно неприятный. Мертвая ведьма, людоед. Но она выполняет важную функцию проводника в потусторонний мир и обратно. Часто выступает незаменимым помощником сказочного героя. При жизни Баба-яга могла быть милейшим человеком и родственником героя.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб