Баба-яга. Злая ведьма или добрая волшебница

Наверно самым известным персонажем русских народных сказок является Баба-яга. Мало того зловредная старуха уже мировая знаменитость. Она все больше становится брендом наряду с медведем, матрешкой и балалайкой.

В отечественной культуре этот образ настолько заезжен, что над ним как только не изгаляются. Пытаясь придать оригинальности. Не далек тот день, когда в очередной отечественной киносказке Баба-яга предстанет в обличие доброй феи.

В псевдонаучной литературе выдвигаются самые несуразные конспирологические теории.

Начиная от баек про оклеветанную христианами добрую славянскую богиню. До царицы племени людоедов, которая носит в качестве амулета кость из ноги съеденного мужа вождя. (Известная формула: Баба-яга костяная нога.)

 

 

Как и положено самому популярному сказочному персонажу, Баба-яга достаточно неплохо изучена отечественной фольклористикой. И настоящая Баба-яга из старых сказок гораздо глубже и интереснее, чем та, которая существует в популярной культуре.

Баба-яга в той или той форме присутствует практически у всех славянских народов. А имя ее восходит к праславянскому «egа». Это слово, может иметь разное значение, от ужаса до мерзости. В современном русском языке это звучало бы примерно как Язва. Все это свидетельствует о древности персонажа который существовал в мифологии народов образовавших славянскую культуру, на заре ее зарождения. Потому рассматривая Бабу-ягу из Русских сказок, мы должны понимать. Та Баба-яга которую мы видим в дошедших до нас сказках может быть более чем искаженным образом. Нам неизвестно кем была Яга изначально, и рассматривать мы будем ту Бабу-ягу которую знаем по русским народным сказкам.

В сказках Яга неизменно живет в чаще леса. В доме на куриных ногах. Дом окружает частокол с надетыми на колья черепами. С избушкой, как и с личностью в ней обитающей мы сейчас и познакомимся.

Избушка на курьих ножках – это так называемое воздушное захоронение. Такой вид захоронения практиковался у многих народов, включая финно-угорские населявшие территорию Древней Руси до прихода славян.

 

 

Вот что пишет по этому поводу арабский путешественник 10 века Ибн Фадлан:

«Делают для него ящик из дерева хаданга, кладут его внутрь него, заколачивают его над ним и кладут вместе с ним три лепешки и кружку с водой. Они ставят для него три куска дерева наподобие дышел, подвешивают его между ними и говорят: «Мы помещаем его между небом и землей, его постигнет дождь и солнце… И он остается подвешенным, пока не износит его время и не развеют ветры»

У славянских народов практиковалась традиция ставить небольшие деревянные домики поверх курганов. Сочетание этих двух культур дало так называемые «Избы смерти». Стоящие по всей территории Древней Руси.

 

 

Изба смерти представляет собой деревянную избушку, поставленную на пеньках срубленных деревьев. Для того что бы пеньки сохли и меньше гнили их корни либо подрубались, либо вытаскивались из-под земли. Те самые курьи ножки.

Вот как описывают русские сказки обитательницу избушки:

«сидит баба-яга — костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос. Сама черная, а во рту один клык торчит.»

По сути, здесь описан покойник, сидящий в деревянном ящике. Причем покойник достаточно разложившийся. Понятно от чего у Бабы-яги такой скверный характер.

Помимо жуткого вида Яга умеет колдовать, а так же пользуется атрибутами ведьмы, метлой и ступой. Видимо при жизни она обладала волшебным даром, потому и помещена между небом и землей, то есть между мирами. Быть проводником между миром людей и миром потусторонним.

Потусторонний мир в сказках именуется Тридевятым царством. В околонаучной и даже научной литературе бытует определение Тридевятого царства как мира мертвых. Но это не совсем отображает сути. Тридевятое царство это не то же самое, что подземные владения Аида в древнегреческой мифологии. Помимо мертвых там обитает абсолютно вся сказочная невидаль. А белый (день), красный (заря) и чёрный (ночь), всадники ездят мимо избушки Бабы-Яги в мир людей и обратно как на смену. Тридевятое царство это нечто большее, чем просто загробный мир, это волшебный мир альтернативный окружающему.

 

 

Сказочный герой попадает к домику на куриных ногах, когда ему нужно пройти в «Тридевятое царство» или нужен волшебный предмет. Часто и то и другое. Ведёт себя с героем Яга очень сильно по-разному. Иногда помогает, иногда дает испытания под условие, если выполнит, поможет, не выполнит, съест. Порой хочет съесть сразу, тогда герой обманывает Ягу при помощи волшебных зверушек. Видимо отношение к герою зависит от личных предпочтений или родственных связей.

В пограничье между мирами где обитает Яга герой может попасть произнеся заклинание:

Избушка, избушка! Повернись к лесу задом, ко мне передом

Иногда Яга проделывает над героем погребальные обряды, омовение, угощение поминальными яствами. Иногда совершает обряд перепекание. Если ребенок, рождался хилым и болезненным, над ним совершали такой обряд: Клали на лопату и засовывали в неактивную печь. Имитируя выпечку хлебы. Таким образом, младенец как-бы обновлялся. Эти действа возможно нужны для приведения героя в пограничное состояние, в котором он может существовать между мирами.

 

 

Персонаж Баба-яга конечно неприятный. Мертвая ведьма, людоед. Но она выполняет важную функцию проводника в потусторонний мир и обратно. Часто выступает незаменимым помощником сказочного героя. При жизни Баба-яга могла быть милейшим человеком и родственником героя.

Известия немецких хронистов о битве русских с ордынцами в 1380 г.

 

Немецкие хроники конца XIV — начала XV века и позднейшие сочинения, основанные на их известиях, сообщают о битве русских с ордынцами, в которой нетрудно узнать знаменитое сражение на Дону. Детмар Любекский — монах францисканского ордена — жил в Торнском монастыре, где и вел хронику на латыни вплоть до 1395 года. Иоганн фон Позильге, чиновник из Помезании, живший в Ризенбурге, писал хронику на латинском языке с 60—70-х годов XIV века до 1406 года. Обе названные хроники впоследствии, около 1395—1419 годов, были переведены соответственно на нижненемецкий и верхненемецкий языки.

Ранние хроники использовал в своем труде "Вандалия" богослов и историк Альберт Кранц, родившийся в середине XV века в Гамбурге, где он служил соборным деканом (старшим священником храма) и умер в 1517 году. "Вандалия" доведена до 1501 года и была издана уже после смерти автора, в 1519 году. Детмар, Позильге и Кранц с небольшими вариациями повторили известие о битве русских с татарами, которое, возможно, попало в Германию благодаря купцам прибалтийских городов (союз этих городов назывался Ганзой), торговавших с Русью и Литвой. В 1381 году в Любеке проходил ганзейский съезд, и здесь же находился один из названных хронистов — Детмар.
      Известие немецких хроник нельзя целиком принимать на веру. Место битвы Позильге и Кранцем ошибочно перенесено с Дона к Синей воде — реке, притоку Южного Буга, где в 1363 году литовскому великому князю Ольгерду удалось разгромить ордынские отряды и тем самым остановить дальнейшее продвижение войск Джучиева улуса на запад. Рассказ о победоносной акции литовского войска ("литовцы отняли у русских добычу и множество их убили в поле") не подтверждается русскими источниками. Летописная повесть 1425 года свидетельствует лишь о том, что Ягайла, пришедший "всею силою литовскою Мамаю пособляти", опоздал на один день или меньше. Некоторые исследователи предполагают, что у Детмара и в сходных с ним известиях речь идет о малозначительном ограблении передовыми отрядами Ягайлы арьергардов русской дружины, возвращавшейся с поля боя. Однако, если вспомнить, что войска Дмитрия возвращались по территории Рязанского княжества, не участвовавшего в битве с Мамаем и потому сохранившего свое войско, возможны два предположения: Либо хронисты ошибаются, допуская беспрепятственное вторжение Ягайлы на земли Рязани, либо литовцы действительно, по договоренности с рязанским князем Олегом, ограбили на рязанской земле какие-то отряды Дмитрия Ивановича. В позднейших источниках князь Олег, объявленный "изменником", обвиняется в ограблении московских отрядов, возвращавшихся домой с Куликова поля. Возможно, в этих свидетельствах имеется какая-то доля истины.

 

ХРОНИКА ДЕТМАРА

      Там сражалось народу с обеих сторон четыреста тысяч. Русские выиграли битву. Когда они отправились домой с большой добычей, то столкнулись с литовцами, которые были призваны на помощь татарами, и литовцы отняли у русских их добычу и множество их убили в поле.

ХРОНИКА ПОЗИЛЬГЕ

      В том же году была большая война во многих странах, особенно так сражались русские с татарами у Синей Воды, и с обеих сторон было убито около 40 тысяч человек. Однако русские удержали [за собой] поле. И, когда они шли из боя, они столкнулись с литовцами, которые были позваны татарами, туда на помощь, и убили русских очень много и взяли у них большую добычу, которую те взяли у татар.

"ВАНДАЛИЯ" А. КРАНЦА

      В это время между русскими и татарами произошло величайшее в памяти людей сражение на месте, которое называется Синяя Вода. Как обычно сражаются оба народа не стоя, а набегая большими вереницами, бросают копья и ударяют, и вскоре отступают назад. Победители русские захватили немалую добычу — скот, так как [татары] почти никакой другой [добычей] не обладают. Но не долго русские радовались этой победе, потому что татары, соединившись с литовцами, устремились за русскими, уже возвращавшимися назад, и добычу, которую потеряли, отняли, и многих из русских, повергнув, убили. Было это в 1381 г. после рождения Христа. В это время в Любеке собрался съезд и сходка всех народов общества, которое называется Ганзой.

Текст печатается по изданиям: "Слово о полку Игореве" и памятники Куликовского цикла. К вопросу о времени написания "Слова". М.—Л., 1966, с. 507—509 (статья Ю.К. Бегунова); Азбелев С.Н. Историзм былин и специфика фольклора. Л., 1982, с. 160-161.

Популярное в

))}
Loading...
наверх