Виктор Хомутский предлагает Вам запомнить сайт «Исторический дискуссионный клуб»
Вы хотите запомнить сайт «Исторический дискуссионный клуб»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Мудрее всего время, ибо оно раскрывает все. Диоген Лаэртский

Запомнить

Ностальгический клуб любителей кино

    

 

Ностальгический клуб любителей кино .

Жизнь коротка, искусство вечно. Гиппократ

 

Летопись лихих 90-ых.

 

Яндекс.Метрика
Блог
Галицкое боярство

Галицкое боярство

Историки издавна отмечали необыкновенную, ни с кем не сравнимые силу и наглость галицких бояр, противостоявших своим князьям и стремившихся поставить их под

Виктор Хомутский 20 окт, 14:07
+14 7
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
То ли девушка, то ли... Как шевалье д`Эон cоздал главный фейк о России

То ли девушка, то ли... Как шевалье д`Эон cоздал главный фейк о России

5 октября 1728 года родился Шарль де Бомон, шевалье д`Эон, тайный агент короля Людовика XV. Сегодняшние громкие обвинения в адрес России, звучащие от за

Виктор Хомутский 17 окт, 14:45
+8 5
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Буквица: ложь неоязычников.

Буквица: ложь неоязычников.

Буквица - якобы древнейшая азбука неких супер-древних русо-арийцев, по определению сектантов неоязыческих сект. По их мнению этой буквицей писали какие-то русы (эт

Виктор Хомутский 19 окт 16, 10:09
-44 148
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Первая русская поэтесса.

Первая русская поэтесса.

Царевна же Ксения, дщерь царя Бориса, девица сущи, отроковица чюдного домышления, зелною красотою лепа, бела вельми и лицом румяна, червлена

Виктор Хомутский 21 окт, 16:36
+13 2
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Как появился штык-байонет

Как появился штык-байонет

Принято считать, что штык-ножи берут свое начало в северной части Испании. Однажды, где-то между 1560 и 1580 годами, баски-охотники невольно стали распространи

Виктор Хомутский 18 окт, 08:30
+13 13
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Понтийское царство

Понтийское царство

Стенограмма эфира программы "Родина слонов" с доктором исторических наук, заведующим кафедрой истории древнего мира исторического факультета МГУ, ведущим научн

Виктор Хомутский 20 окт, 12:15
+11 2
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Блог
Жорес Алферов: За прошедшие 18 лет они продвинулись далеко вперед, а мы...

Жорес Алферов: За прошедшие 18 лет они продвинулись далеко вперед, а мы...

фото: Андрей Струнин / "Собеседник" 1 октября стартует Нобелевская неделя. В очередной раз будут объявлены имена ученых, чьи открытия продвинули вперед на

Виктор Хомутский 2 окт, 12:29
+30 53
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Про распутные нравы древних греков и волшебницу Цирцею

Про распутные нравы древних греков и волшебницу Цирцею

У колдуньи Медеи была тётка — Цирцея. Тоже колдунья, родственницы же. Она отравила своего мужа и всё время превращала людей в животных . Так вот. По

Виктор Хомутский 1 окт, 08:45
+28 5
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Голый и молчаливый: в Крыму сделана уникальная археологическая находка

Голый и молчаливый: в Крыму сделана уникальная археологическая находка

Ученые-археологи, исследуя древний город Тиритака, что на юге современной Керчи, сделали уникальную находку. Среди разнообразной керамики и многочисленных м

Виктор Хомутский 6 окт, 10:36
+27 2
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Как выглядел Калигула

Как выглядел Калигула

Внешность римского императора, прославившегося своим тинтобрассовским образом жизни, сохранилась для нас благодаря многочисленным произведениям искусства.

Виктор Хомутский 17 окт, 11:52
+17 4
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Чеди-Хольский полководец со «свистящими» стрелами.

Чеди-Хольский полководец со «свистящими» стрелами.

Житель села Ак-Тал Чеди-Хольского кожууна Кенден Анатолий Донгакович в прошлом году нашел средневековое древнее захоронение, относящееся к XIII-XIV вв. Его

Виктор Хомутский 8 окт, 11:30
+16 3
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Древнее место казней, найденное в Иерусалиме, свидетельствует о кровавом правлении «святого» царя

Древнее место казней, найденное в Иерусалиме, свидетельствует о кровавом правлении «святого» царя

Свидетельства массовых убийств, в том числе жестоких обезглавливаний, совершенных во время кровавого правления хасмонейского царя Александра Янная (103-76 г

Виктор Хомутский 19 окт, 17:26
+15 6
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Русская крестьянская община, которую мы потеряли…

развернуть

Русская крестьянская община, которую мы потеряли…

Община была самым огромным национальным достоянием русского человека в течение многих веков. Основы её существования определены самим духом народа, складом русского ума. «Определённая склонность русского крестьянина к особенной, не встречающейся более ни у какого другого культурного народа форме и роду союза, – подчёркивал исследователь народной жизни М. Слобожанин, – побуждает признать за ним значение одного из устоев народной жизни».

Понятие «мир» для крестьянина отражало всю глубину его духовно-нравственного сознания, олицетворяя не просто арифметическое соединение крестьян, а нечто большее – соборное соединение, имевшее характер высшего закона.

В конце XIX – начале XX вв. в правительственных и научных кругах русского общества было распространено мнение о том, что крестьянская община является пережитком. Видные политические деятели, учёные-аграрии, писатели С.Ю. Витте, П.А. Столыпин, П.Н. Милюков, А.П. Чехов и другие настаивали на разрушении общины и введении частной собственности на землю. В работе «Национальный вопрос» В.С. Соловьёв отмечал, что «общинное землевладение само по себе, как показывает статистика, совсем не благоприятствует успехам сельского хозяйства». По наблюдениям А.Н. Энгельгардта, среди сельских жителей (общины) очень редки замечательные хозяева, те, по его мнению, люди, которые способны любоваться своей работой. По убеждению того же В.С. Соловьёва, община, «подрезая крылья энергичным и предприимчивым людям, насаждая убогое равенство, коллективное землеиспользование, затруднявшее частное отчуждение земель, избавляла всех слабых и беспечных крестьян от немедленного разорения и кабалы».

Действительно, есть основания говорить, что землеустройство в России было далеко от совершенства, но приписывать общинному владению то, что есть общее явление и объясняется общим законом, нельзя. Не только в России, но и во всём мире крестьянство – среда самая косная, самая привязанная к преданиям и заведённому порядку, однако общинное землевладение никогда не мешало укорениться в умах крестьян понятию о праве собственности и объёме этого права. Крестьяне очень отчётливо и сознательно различали личную поземельную собственность и общинное землевладение. Как писал К.Д. Кавелин, «если общинное владение и ослабляло в крестьянах сознание права личной собственности, то крепостное право, которое они выносили на своих плечах в течение столетий, не могло не внедрить в них совершенно отчётливого понятия о том, что такое собственность и чем она отличается от общинного владения».

В глазах русского крестьянина наилучшей была та форма поземельной собственности, при которой интересы народного благосостояния превыше всего и каждый земледелец является и землевладельцем. Частная собственность далека от этих условий. При ней земля распределяется так, что большинство сельского населения или вовсе исключается из участия в поземельном владении, или получает на свою долю ничтожные, гомеопатические клочки, владельцы которых не обеспечены их возделыванием необходимым для существования. Поэтому общинное владение, обеспечивавшее каждому земледельцу обладание землёй, гораздо лучше частной собственности укрепляло национальное благосостояние.

Суть общины состояла прежде всего в совместном владении землёй и периодическом её переделе между членами сельского общества. Любой общинник имел право на свою, причём равную со всеми, долю земли и всех её богатств, которыми владеет «мир». Гарантом тому была фундаментальная ценность общины – справедливость, понимаемая как изначальное равенство притязаний людей (мужчин) на землю. То, что в народе этот принцип был не просто абстракцией, но реально действующим императивом, подтверждается примерами по переделу земли. В частности, уравнительный передел земли был бы невозможен в одном из уездов России, если бы его не поддержали 42% крестьян, которым он был невыгоден и вёл к уменьшению надела.

Однако общинное владение вовсе не требовало полной уравнительности наделов; оно только давало право домохозяевам требовать уравнительности с другими в отводе им земли. Русская община выступала как основная предпосылка существования любого человека из данной общности и определяла на протяжении столетий социальную этику народа. Как справедливо отмечал А.Н. Энгельгардт, «деревня и общинное владение спасает многих малоспособных к хозяйству от окончательного разорения».

Для стариков, неспособных работать, вдов, инвалидов делались послабления при выплате повинностей, либо они их вообще не платили. Одна из высших ценностей общины – человек, понимаемый и как биологическое существо, жизнь которого нужна миру для продолжения самого существования общины, и как субъект деятельности, «труженик», чьи усилия облегчают общее бремя, накладываемое извне (помещиком или государством). Поэтому сложилась своеобразная этика выживания, которая присуща всем традиционным обществам на этапе, когда человек нуждается в поддержке. Характерная особенность русской общины – система «помочей», посредством которых выполнялись работы, необходимые как для всего общества (строительство мирских мельниц, церквей, домов для священников, заготовки дров для школ, церквей, нетрудоспособных), так и для отдельного хозяина (срочный этап работ, распашка полей односельчан, у которых пала лошадь или мужчина в рекрутах, строились дома погорельцам).

В своей повседневной деятельности крестьянские общины решали и вопросы, связанные с охраной здоровья общинников. Например, большое значение в Поволжском регионе имела проблема обеспечения сёл и деревень качественной питьевой водой. Крестьянские общины принимали активное участие в совместном строительстве гидротехнических сооружений, в частности мостов.

В крестьянском обществе знали друг о друге всё. Община осуществляла строжайший социальный контроль, цензуру нравственности, поощряя тех своих членов, которые выделялись трудовыми успехами, нравственными качествами, и, напротив, осуждала нерадивых, пьяниц, нарушителей норм поведения.

Одним из вопросов, наиболее часто разрешаемым общиной, был вопрос об опеке над осиротевшими детьми, больными крестьянами, расточителями и т.д. После реформы 1861 г. опека сельской общиной стала осуществляться на более определённой правовой основе, закреплённой в ст. 78. Общего положения18, различных циркулярах и распоряжениях местных властей. Кроме того, в период с 1872 по 1910 гг. было принято 35 указов и решений Сената по вопросам опеки среди крестьян. Деятельность органов крестьянского самоуправления в вопросах опеки находилась под постоянным контролем крестьянских начальников и земства.

Осуществляя опекунские функции, община стремилась сократить рост обездоленных в деревне. Тем не менее полностью призреть всех нуждающихся сельские общества, без серьёзной государственной поддержки, были не в состоянии.

Будучи элементом традиционного общества, крестьянский социум отличался известной автономностью, которая позволяла ему поддерживать относительную независимость от исторической и социальной среды. Представители других социальных групп в крестьянской среде воспринимались недоверчиво, подозрительно или с насмешкой. Государственная власть воспринималась крестьянином как природный катаклизм, грозный, но редкий, к которому можно было приспособиться.

Центром притяжения русского крестьянина была община: та земля, на которой он работал и жил, церковь, где крестился, школа, где учился, его семья и все остальные односельчане. Выше взор крестьянина поднимался крайне редко. В этом просто не было духовной потребности. Мир, общество вмещали в себя для него всё: исправник олицетворял Царя-батюшку, который в свою очередь символизировал отеческую власть. Церковь представляла духовный авторитет, сельский учитель – знание, и, что, пожалуй, самое главное, существовал механизм здорового общественного мнения, которое освобождало крестьянский мир от нежелательных элементов и сохраняло душевное равновесие крестьянина. Жизнь миром, коллективом, по обычному праву – таковы черты русского крестьянского быта, определяющие характер и идеалы русской культуры.

По мнению некоторых авторов, жизнь крестьян в условиях общинного хозяйства делала их ленивыми, недобросовестными. Неразвитость индивидуальных начал, отсутствие у русских крестьян свободного почина приводили к характерной якобы для всего русского национального характера «нерыночности». Действительно, сама по себе деревня не даёт импульса к образованию рыночной экономики и правового государства. Такая экономика, основываясь на свободном предпринимательстве, зарождалась впервые в городе с его ремёслами, торговлей и культурой и лишь затем распространялась на деревню, существенно преобразуя её.

По мнению великого русского учёного Д.И. Менделеева, общинные крестьянские хозяйства могли представить незаменимые выгоды при коренных улучшениях нашего крестьянского хозяйства, потому что при нем могут вводиться улучшения на сравнительно больших площадях, тогда как на малых сделать этого невозможно без коренного улучшения, вроде травосеяния, разведения корнеплодов, глубокой вспашки.

В силу природных особенностей России труд русских людей носил неравномерный характер; как писал В.О. Ключевский, русский человек знал, «что природа отпускает ему мало удобного времени для земледельческого труда и что короткое великорусское лето умеет ещё укорачиваться безвременным нежданным ненастьем. Это заставляет великорусского крестьянина спешить, усиленно работать, чтобы сделать много в короткое время и в пору убраться с поля, а затем оставаться без земледельческого занятия осень и зиму. Так великоросс приучался к чрезмерному кратковременному напряжению своих сил, привыкал работать скоро, лихорадочно и споро». Конечно, всё это рождало способность к тяжелому упорному труду, самостоятельность, энергичность и инициативу.

Крупнейший русский историк С.М. Соловьев в своём основном труде «История России с древнейших времён» отмечал дух предприимчивости, активности, умение концентрировать жизненные силы в борьбе с нелегкими условиями существования, проявляемые нашими предками на ранних этапах истории, что свидетельствует о способности древних россиян искусно выполнять собственными руками многие виды работ, необходимые для хозяйства. Русский человек, отмечал историк Д.И. Иловайский, представлял замечательный образец «характера деятельного, расчётливого, домовитого, способного к неуклонному преследованию своей цели, к жёсткому или мягкому образу действия смотря по обстоятельствам…».

По мнению видного общественного деятеля, одного из авторитетнейших исследователей крестьянства XIX в. К.Д. Кавелина, «мысль, что в мнимом отсутствии почина нашего крестьянина виновато общинное землевладение, просто забавна и доказывает наивное незнание самых простых вещей. Всем и каждому известно, что из всего крестьянства России самые предприимчивые великорусские крестьяне. Они во всей Империи и на ее окраинах являются мелкими торгашами, ремесленниками, содержателями постоялых дворов и трактиров и мелкими банкирами, полевыми, огородниками, возчиками, конкурируя с жидами даже в местах их постоянного жительства. А именно у великорусских крестьян и существует почти исключительно общинное землевладение. Все прочие крестьяне, уступающие им в промышленной предприимчивости, не выдерживающие с ними в этом отношении никакого сравнения, владеют землёй на участковом праве».

Следовательно, в общине не могли быть не признаны и узаконены такие слишком важные показатели социальной значимости, как Богатство, Дело, Собственность, Мастерство. Только все эти ценностные принципы окружала атмосфера почитания идеалов добра, правды, устойчивости и преобладания духовно-нравственных мотивов жизненного поведения и труда.

Зажиточные крестьяне в деревне были всегда. Как правило, они пользовались уважением односельчан. Так, например, по свидетельству корреспондента В.Н. Тенишева, при встрече, здороваясь, первым снимал шапку бедный крестьянин, в то время как более «справный», зажиточный лишь приподнимал её. При этом в крестьянском обществе всегда осуждалась жадность, скупость. Богатые снисходительно относились к беднякам, если, конечно, бедность их проистекала не от безделья, неумения и нежелания работать.


Источник →

Ключевые слова: история
Опубликовал Repin Hotel , 09.07.2018 в 10:30
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
donskoy sphinx
donskoy sphinx Алексей Т. 9 июля, в 15:56 Дикари в джунглях еще лучше умеют реагировать на привычные ситуации (а ситуации и у них, и у крестьян привычны), но от этого они не перестают быть дикарями. Имеется в виду крайняя культурная осталость и тех, и других. Крестьяне - самые отсталые слои насления во все времена и у всех народов. Текст скрыт развернуть
1
Алексей Т.
Алексей Т. donskoy sphinx 9 июля, в 17:39 Косность это невосприимчивость к новому, закоренелость в старых привычках. При чем тут культурная отсталость?
Текст скрыт развернуть
0
donskoy sphinx
donskoy sphinx Алексей Т. 9 июля, в 17:55 Именно она все и консервирует, не дает развиваться, крестьяне живут одной жизнью тысячи лет, их кругозор крайне узок, потому и новое доходит до них в последнюю очередь, а прежитки первобытного язычества доживают до наших дней Текст скрыт развернуть
0
Алексей Т.
Алексей Т. donskoy sphinx 9 июля, в 19:42 крестьяне живут одной жизнью тысячи лет, их кругозор крайне узок, потому и новое доходит до них в последнюю очередь
-----------------
В таком случае все равно непонятно как косные крестьяне, сторонящиеся всего нового, так быстро могли приспосабливаться к постоянным изменениям и неожиданностям,  преследовавшим их в их основном ремесле, которое по своей сути является творчеством в чистом виде. А любое творчество по определению не принимает косности и узости кругозора.
Все эти рассуждения о косности и культурной отсталости крестьян происходят из среды кабинетной интеллигенции, никогда в своей жизни не связанной с производительным трудом и не понимающей что производительный труд это в первую очередь труд творческий.
Текст скрыт развернуть
1
Владимир Соловьев
Владимир Соловьев 9 июля, в 11:55 Община всегда была основана на справедливости, общем управлении, в общине люди чувствовали защиту и уверенность в завтрашнем дне.  С приходом христианства и далее крепостничества община была уничтожена,  по сути была уничтожена основа русского человека. Текст скрыт развернуть
1
donskoy sphinx
donskoy sphinx Владимир Соловьев 9 июля, в 15:52 А что же в стихотворении "Несжатая полоса" односельчане не помогли убрать урожай заболевшему члену общины? Некрасов не придумал ситуацию, из жизни взял, значит, это было явление, причем у него даже нет мысли, о том, что его герою не помогли - просто пожалел, а не возмутился. К перераспределяемым отрезкам земли относились как к не своим, они и были не свои, да и имущественное расслоение никто в общине не отменял - откуда появилось слово "мироед"? А забредшую на чужой участок корову, кто вилами в бок колол - баре? "Пусть у меня сарай сгорит, лишь бы у соседа корова сдохла"," Пусть у меня корова сдохнет — лишь бы у соседа не было двух!" - зависть к ближнему не вчера родилась, оттуда она родом. Нам нет дела до березовских-ходорковских, ограбивших народ, мы их осуждаем отстраненно, "без души", нам хочется, чтобы сосед не был богаче - вот это по-настоящему волнует русского человека. Община существовала до столыпинской аграрной реформы - то, что Вы написали про уничтожение ее христианством и крепостничеством - гиль. Вы уж пишете, что подразумевате под словом "община", чтобы Вас можно было правильно понять. Текст скрыт развернуть
1
Владимир Соловьев
Владимир Соловьев donskoy sphinx 9 июля, в 16:51 Община означает что все общее, но даже после насаждения христианства многие пытались сохранять общинный уклад. Но со временем его все таки разрушили и не изнутри, а извне, придумывая законы по которым у крестьян отбирали право на землю. Без общей земли не может быть общины. Мое и свое это как раз принесли в Русь проповедники христиане. Текст скрыт развернуть
0
Алексей Т.
Алексей Т. 9 июля, в 12:10 "В крестьянском обществе знали друг о друге всё. Община осуществляла строжайший социальный контроль, цензуру нравственности, поощряя тех своих членов, которые выделялись трудовыми успехами, нравственными качествами, и, напротив, осуждала нерадивых, пьяниц, нарушителей норм поведения.
--------------------------
Угу. Однако наличие "строжайшего социального контроля" не мешало существовать такому виду социальных паразитов как кулаки, подкулачники и прочего нетрудового элемента, жившего не своим трудом, а спекуляцией, ростовщичеством и откровенным бандитизмом. 
Да-да, именно бандитизмом. Поскольку только путем силового давления можно выбивать из неимущих должников долги по кабальным ростовщическим сделкам, которые навязывали кулаки своим соседям-беднякам. Для этого у них и существовали подкулачники - аналог современных ОПГ.
Текст скрыт развернуть
0
Алексей Т.
Алексей Т. 9 июля, в 12:14 Для Сергея Чекановского. 
1. Если ты хочешь чтобы тебе могли ответить то удали оппонента, к которому обращаешься из черного списка.
2. Я не выдергиваю, а привожу цитату, которая противоречит известным фактам и здравому смыслу. И которая приводится как одна из основных посылок, на которой держится вся дальнейшая логическая цепочка.
3. Что касается "строжайшего социального контроля, цензуры нравственности", то я написал свое мнение выше. Никаким контролем и тем более цензурой нравственности в общине и не пахло. Иначе не было бы такого социального явления, как сожительство глав семей со своими невестками (особенно в период пока ее муж отбывал солдатчину), известного в русской крестьянской среде как снохачество.
Текст скрыт развернуть
0
Александр Курников
Александр Курников 9 июля, в 13:57 Не плохо было бы ещё копное право вспомнить. Текст скрыт развернуть
0
M T
M T 9 июля, в 14:54 Крестьянская община не была "национальным достоянием"!
Она была национальной особенностью страны (Московии) в зверском климате с долгой зимой, коротким летом, сравнительно неплодородными почвами при полном бездорожье, огромных расстояниях и редком населении.
Что предопределило работу "рывком" весной, летом и осенью, причем - "всем миром". С последующим 9-месячном лежании на печи, будучи занесенными сугробами в полном отрыве от мира.
И сыграло с будущей Россией злую шутку массового и насильственного "равенства и братства" с уравниванием лучших и худших в общине при формировании особого менталитета: "обойдемся без выскочек - гениев! Зато будем все равны в серости".
А ведь, только ноль равен нолю! А люди - точно не бывают равными.
Добавьте сюда "ордынский" характер тиранического гос-ва, принявшего "монгольское иго" Системой на века вперед, старательно вырубая европейское "вольнодумство" и пресекая любые попытки народа-холопа получить какие-либо права и свободы... и получите диктатуру "народной власти" 20-го века, ставшей Тиранией,  доведенной до абсурда .
А также - "народ"-зэк, так и не ставший Нацией, который вечно "не при чем" в своей стране...
Тем, кто свято верует в "общину": "Даже 10 тыс ишаков никогда не станут даже одним породистым жеребцом"!
Пример России - тому порукой.
Текст скрыт развернуть
-2
donskoy sphinx
donskoy sphinx M T 9 июля, в 16:04 При этом Россия поставила весь мир раком, продлила Европу до Тихого океана, до Японии и Китая, и создала свой вариант европейской цивилизации, свой центр силы на планете. "Кто владеет Хартландом, владеет Мировым островом (Евразией), кто владеет Мировым островом, владеет миром". Русские, создавшие Русский мир, единственные из славян стали великим историческим народом, остальные второстепенны. Россия (а, вовсе, не Китай) сейчас один из двух ферзей (второй - американцы) на Великой шахматной доске. Страна "Московия" была только на картах невежественных средневековых европейцев, реально страны с таким названием не было - была "Русь", а потом - "Россия". Мы не виноваты, что Вы нерусский и вследствие этого комплексуете. Текст скрыт развернуть
1
M T
M T donskoy sphinx 9 июля, в 22:53 Одна беда - мир не знает, что некто donskoy поставил его раком!
Зато, он знает, что с "цивилизацией" в России - не очень.
А местами - ее просто нет.
И "ферзи" - США и Китай - прикидывают, как лучше использовать Россию в своих целях.
Ну а, Русь - была.
Пока Московия не подмяла часть ее под себя, с целью недопущения развития ее частью Европейской Цивилизации.
Сам ты нерусский... "советско-подданый"!
Вследствии чего, склонный к пребыванию в иллюзорном мире собственного превосходства, нетерпимости и ксенофобии.
Текст скрыт развернуть
-1
donskoy sphinx
donskoy sphinx M T 10 июля, в 01:20 Я не красный и с советским прошлым попрощался, а ты - нерусь закомплексованная. Не я, а Россия поставила мир раком - вот он до сих пор и воет, и Америка получает по сусалам, а Китай прячется у нас за спиной. Русь стала Россией, а "Московия" - фейк жалких и ничтожных - надо как-то свое убожество прикрыть, вот и сочиняются утешительные сказки, но не спасут они - по вам, презренным, звонит колокол. Текст скрыт развернуть
1
M T
M T donskoy sphinx 10 июля, в 10:37 Ну, продолжай пребывать в счастливом неведении!
И не удивляйся, если однажды оно развеется самым неожиданным образом, подобно "успехам в строительстве коммунизма", в одночасье превратившимся в его полный крах.
Альтернативы просто нет: если мир не покончит с Остатком СССР ( правопреемником Московии и Орды), то угроза миру ядерным апокалипсисом не прекратится.
Текст скрыт развернуть
-1
donskoy sphinx
donskoy sphinx donskoy sphinx 10 июля, в 10:48 МТ, а что же ты за "черный список"-то спрятался? Никто тебя не оскорблял, про "закомплексованную нерусь" - правда, а на правду не обижаются. И что же так недостойно дал комментарий перед отправкой в ЧС - отправлял бы просто. И что тебе дал ЧС? И с ним легко ответить (что и делаю). Скоро прикроем вашу лавочку - хохлам и прибалтам уже трындец, скоро посыплется Америка, Европа сыплется уже. Текст скрыт развернуть
0
Виктор Онегин
Виктор Онегин 9 июля, в 18:14 Не вижу практического применения статьи к современным условиям.При капитализме лучшие земли скупят а община пойдёт по сёлам с протянутой рукой
 Я о том что если заглядываем в прошлые времена.надо от туда вытаскивать что то хорошее применимое в современных условиях.
Текст скрыт развернуть
1
Валерий Степкин
Валерий Степкин 9 июля, в 21:32 только диву даешься как далеки от народа русские интеллигенты , живущие в больших городах типа  Москвы. доказательством моего вывода служит эта статья. автор статьи начитался некие книжки про крестьянские общины дореволюционных авторов и дальше этих книжек ничего не видит. на деле русская крестьянская община -эт  колхозное-совхозное ведение крестьянского хозяйства которое сохранилось благодаря большевикам аж до 80-х годов 20 столетия и сегодня активно уничтожается младореформаторами, которые среди крестьян вводят западный стиль ведения сельского хозяйства., то есть фермерство, которое никак на русской земле не хочет прижиться. кстати говоря и Советы народных депутатов из СССР -это чисто русский способ устройства общественной жизни крестьянской русской общины, которое тоже усиленно уничтожается введением администраций. но московским интеллигентам это трудно понять, ибо они не привыкли думать. Текст скрыт развернуть
0
Александр Зиборов
Александр Зиборов 12 июля, в 21:37 После 1917 года мы потеряли очень многое.
Потеряли Русскую общину, Русскую артель, соборность, земство - власть советов (самоуправление народа) и прочее.
Текст скрыт развернуть
0
Наталья
Наталья Александр Зиборов 14 июля, в 23:51 артели при Сталине вполне нормально ещё существовали. Потом завёлся Хрущ, развал деревни и всего уклада - его заслуга. Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Комментарии с 1 по 20 | всего: 24
Комментарии Facebook
Комментарии ВКонтакте
Присоединиться

Последние комментарии

Алексей Кругов
Сергей Барут-Фишер
Alexandr Shishkan
Pciha Ivanova
У меня есть Библия, в ней не так: Все вы врете!
Pciha Ivanova Буквица: ложь неоязычников.
Алексей Кузнецов
https://www.youtube.com/watch?v=WvEDCY9YqD4
Алексей Кузнецов Буквица: ложь неоязычников.
Леопольд Кудасов
Автор называет лжедмитрия Дмитрием. С какой стати?
Леопольд Кудасов Первая русская поэтесса.
Алексей Кузнецов
абрам вербин
Бедная женщина. :(
абрам вербин Первая русская поэтесса.
абрам вербин
укропо-фашисты и додумались.
абрам вербин Галицкое боярство
Виктор Хомутский

Поиск по сайту