Магдебургские врата Святой Софии

В самый главный собор Новгорода, расположенный в сердце средневекого города, в его Детинце, Софийский (как известно, одной из клятв новгородцев били слова о готовности умереть за Святую Софию), ведут три входа. В настоящее время посетители собора попадают в него через северный вход (совершенно ничем не примечательные двери). Но главный вход в собор, что совершенно естественно, поскольку алтарная часть ориентирована на восток, находится на его западной стороне.
Этот вход с конца XII века украшают изумительные по красоте бронзовые врата, которые открываются только в исключительных случаях.

Общий вид Магдебургских врат:

Магдебургские врата Святой Софии

История появления этих врат, которые хочется рассматривать до бесконечности, необычайно туманна и запутанна. Достаточно сказать о том, что большинство современных новгородцев, как видно, не слишком искушенных в истории (спасибо ЕГЭ?), искренне уверены в том, что они были вывезены из Константинополя ни кем иным как самим Ярославом Мудрым (к этому князю в Новгороде вообще, как мы заметили, особое отношение и в популярности с ним может конкурировать разве что Александр Невский). Разумеется, ничего общего с Ярославом Мудрым эти врата не имеют, да и их происхождение вовсе не византийское.

Весьма популярна также версия о том, что врата были вывезены Владимиром Крестителем из Корсуни (или из Константинополя) в 988 году. Она появилась еще в середине XV века, и долгое время врата наименовались Корсунскими.

Но вероятнее всего, эти врата были изготовлены западноевропейскими мастерами из немецкого (саксонского, или точнее, анхальт-саксонского) Магдебурга в середине XII века по заказу епископа одного из древнейших польских городов Плоцка, которого звали Александр (его изображение, кстати, есть на одной из створ врат, ниже левой ручки в виде львиной головы, в окружении диаконов):

Магдебургские врата Святой Софии

Польские исследователи полагают, что врата до Плоцка не доехали, так как их по дороге из Магдебурга перехватили шведы, умыкнувшие их и переправившие в тогдашнюю столицу Швеции Сигтуну. Именно поэтому врата имеют еще три названия, наряду с Корсунскими их называют также Магдебугскими, Плоцкими и Сигтунскими.

Между тем, в Сигтуне они задержались ненадолго. В августе 1187 года новгородцы совершили набег на шведскую столицу, взяли ее, и в качестве одного из трофеев вывезли оттуда эти великолепные врата, украсившие собор Святой Софии.

Западный портал Софийского собора:

Магдебургские врата Святой Софии

Не возьмусь утверждать, что вышеизложенная версия является достоверной на все 100%, но она, по крайней мере, намного более правдоподобна, нежели легенды о корсунском или константинопольском происхождении врат, хотя бы потому, что совершенно очевиден не православный, а католический характер рельефных изображений, которыми они покрыты.
Так или иначе, но мы можем любоваться настоящим произведением искусства романского стиля, при этом не воспринимающимся чем-то чужеродным во внешнем облике собора Святой Софии.

На сорока восьми бронзовых пластинах проилюстрированны сюжеты из Ветхого и Нового Заветов: рождение Евы из ребра Адама, Адам и Ева в райском саду, Рождество Христово, Сретение, Распятие, Вознесение и многие другие.

Верхняя часть обеих створ врат с отдельными фрагментами:

Магдебургские врата Святой Софии

Магдебургские врата Святой Софии

Магдебургские врата Святой Софии

Магдебургские врата Святой Софии

Магдебургские врата Святой Софии

Магдебургские врата Святой Софии

Магдебургские врата Святой Софии

Средняя часть врат с отдельными фрагментами:

Магдебургские врата Святой Софии

Магдебургские врата Святой Софии

В нижней части левой створы помещены фигуры двух мастеров, вероятно, создателей врат. Из латинских надписей мы узнаем их имена: Риквин и Вайсмут.
В центре нижней части створы — третья фигура. Над ней начертано на старославянском: «Мастер Авраам» (возможно, это изображение новгородского мастера, собиравшего и дополнявшего врата уже в Новгороде), справа от него сцена сотворения Евы, а справа — грехопадение прародителей человечества (надписи соответствующие, хотя, не совсем понятно, зачем они понадобились, ведь и так все понятно):

Магдебургские врата Святой Софии

Нижная часть правой створы врат:

Магдебургские врата Святой Софии

Интересны и ручки в виде львиных голов. В их раскрытые пасти вставлены стержни, к которым прикреплены рукоятки в виде змей.
Все это символизирует ад. В пастях львов видны человеческие головы — это грешники, которых сей ад поглощает. А чтобы никто не сомневался, тут же соответствующие надписи: «Ад пожирает грешных» (см. сверху над головой льва):

Магдебургские врата Святой Софии
Вообще, очень интересно не только рассматривать рельефы врат, но читать надписи на бронзовых пластинах, тем более, что они читаются довольно легко, как сделанные на латыни, так и на старославянском (хорошо, что не скорописью :)).

Напоследок небольшой лайфхак.
Если вы хотите спокойно рассмотреть Магдебургские врата, то советую вам посетить новгородский Детинец не в выходные дни, а в будни и как можно пораньше (тем более, что Кремль открыт с 6 часов утра для свободного и бесплатного доступа всех желающих). Иначе вам придется толкаться среди множества туристов, стремящихся запечатлеть себя любимых на фоне врат, а также экскурсионных групп, прибывающих одна за другой, обязательно останавливающихся по воле гидов перед западным порталом собора и закрывающих весь обзор.


Сергей Воробьев.

Ссылка на первоисточник

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб