Последние комментарии

  • Валабуев22 августа, 1:51
    Вы правы- в мелочах кроется подвох... Я не писал , что каган Владимир основоположник династии Романовых-Кобыл.  В сов...Корсунская легенда о крещении Владимира
  • seva_tanks Севостьянов Константин Никлаевич20 августа, 17:43
    Умный был мужик,но....Кирика диакона и доместика новгородского Антоньева монастыря учение им же ведати человеку числа всех лет
  • Михаил Ушаков20 августа, 13:07
    Какая амортизация у деревянного колеса со спицами? П.С.: про дуговую сварку забыли написать...Волго-Уральский очаг культурогенеза

Магдебургские врата Святой Софии

В самый главный собор Новгорода, расположенный в сердце средневекого города, в его Детинце, Софийский (как известно, одной из клятв новгородцев били слова о готовности умереть за Святую Софию), ведут три входа. В настоящее время посетители собора попадают в него через северный вход (совершенно ничем не примечательные двери).

Но главный вход в собор, что совершенно естественно, поскольку алтарная часть ориентирована на восток, находится на его западной стороне.
Этот вход с конца XII века украшают изумительные по красоте бронзовые врата, которые открываются только в исключительных случаях.



Общий вид Магдебургских врат:




История появления этих врат, которые хочется рассматривать до бесконечности, необычайно туманна и запутанна. Достаточно сказать о том, что большинство современных новгородцев, как видно, не слишком искушенных в истории (спасибо ЕГЭ?), искренне уверены в том, что они были вывезены из Константинополя ни кем иным как самим Ярославом Мудрым (к этому князю в Новгороде вообще, как мы заметили, особое отношение и в популярности с ним может конкурировать разве что Александр Невский). Разумеется, ничего общего с Ярославом Мудрым эти врата не имеют, да и их происхождение вовсе не византийское.




Весьма популярна также версия о том, что врата были вывезены Владимиром Крестителем из Корсуни (или из Константинополя) в 988 году. Она появилась еще в середине XV века, и долгое время врата наименовались Корсунскими.

Но вероятнее всего, эти врата были изготовлены западноевропейскими мастерами из немецкого (саксонского, или точнее, анхальт-саксонского) Магдебурга в середине XII века по заказу епископа одного из древнейших польских городов Плоцка, которого звали Александр (его изображение, кстати, есть на одной из створ врат, ниже левой ручки в виде львиной головы, в окружении диаконов):






Польские исследователи полагают, что врата до Плоцка не доехали, так как их по дороге из Магдебурга перехватили шведы, умыкнувшие их и переправившие в тогдашнюю столицу Швеции Сигтуну. Именно поэтому врата имеют еще три названия, наряду с Корсунскими их называют также Магдебугскими, Плоцкими и Сигтунскими.

Между тем, в Сигтуне они задержались ненадолго. В августе 1187 года новгородцы совершили набег на шведскую столицу, взяли ее, и в качестве одного из трофеев вывезли оттуда эти великолепные врата, украсившие собор Святой Софии.


Западный портал Софийского собора:





Не возьмусь утверждать, что вышеизложенная версия является достоверной на все 100%, но она, по крайней мере, намного более правдоподобна, нежели легенды о корсунском или константинопольском происхождении врат, хотя бы потому, что совершенно очевиден не православный, а католический характер рельефных изображений, которыми они покрыты.
Так или иначе, но мы можем любоваться настоящим произведением искусства романского стиля, при этом не воспринимающимся чем-то чужеродным во внешнем облике собора Святой Софии.

На сорока восьми бронзовых пластинах проилюстрированны сюжеты из Ветхого и Нового Заветов: рождение Евы из ребра Адама, Адам и Ева в райском саду, Рождество Христово, Сретение, Распятие, Вознесение и многие другие.


Верхняя часть обеих створ врат с отдельными фрагментами:
























Средняя часть врат с отдельными фрагментами:








В нижней части левой створы помещены фигуры двух мастеров, вероятно, создателей врат. Из латинских надписей мы узнаем их имена: Риквин и Вайсмут.
В центре нижней части створы - третья фигура. Над ней начертано на старославянском: "Мастер Авраам" (возможно, это изображение новгородского мастера, собиравшего и дополнявшего врата уже в Новгороде), справа от него сцена сотворения Евы, а справа - грехопадение прародителей человечества (надписи соответствующие, хотя, не совсем понятно, зачем они понадобились, ведь и так все понятно):







Нижная часть правой створы врат:





Интересны и ручки в виде львиных голов. В их раскрытые пасти вставлены стержни, к которым прикреплены рукоятки в виде змей.
Все это символизирует ад. В пастях львов видны человеческие головы - это грешники, которых сей ад поглощает. А чтобы никто не сомневался, тут же соответствующие надписи: "Ад пожирает грешных" (см. сверху над головой льва):






Вообще, очень интересно не только рассматривать рельефы врат, но читать надписи на бронзовых пластинах, тем более, что они читаются довольно легко, как сделанные на латыни, так и на старославянском (хорошо, что не скорописью :)).


Напоследок небольшой лайфхак.
Если вы хотите спокойно рассмотреть Магдебургские врата, то советую вам посетить новгородский Детинец не в выходные дни, а в будни и как можно пораньше (тем более, что Кремль открыт с 6 часов утра для свободного и бесплатного доступа всех желающих). Иначе вам придется толкаться среди множества туристов, стремящихся запечатлеть себя любимых на фоне врат, а также экскурсионных групп, прибывающих одна за другой, обязательно останавливающихся по воле гидов перед западным порталом собора и закрывающих весь обзор.


Сергей Воробьев.
Источник ➝

Популярное

))}
Loading...
наверх