Российский колорит в картинах Алексея Корзухина.

Российский колорит в картинах  Алексея Корзухина.

Алексей Иванович Корзухин,участник «Бунта четырнадцати»

Алексей Иванович Корзухин (1835 -1894) — живописец, жанрист

Российский колорит в картинах  Алексея Корзухина.
Ни годы упорного труда, ни стесненное материальное положение не остановили Корзухина перед совершением судьбоносного шага — участием в «Бунте четырнадцати», ставившем под угрозу перспективу стабильности, которую давало недавнему подневольному горного ведомства академическое образование.

Алексей Иванович Корзухин родился 11 (23) марта 1835 года в поселке при Уктусском заводе, находившемся в окрестностях Екатеринбурга.

Российский колорит в картинах  Алексея Корзухина.

Вот в этом доме, который в наше время находился на ул. Гастелло до 1992 года.
Российский колорит в картинах  Алексея Корзухина.

Родители Алексея Корзухина были горнозаводскими крестьянами или, что понятней, крепостными рабочими на одном из рудников Урала. Сын должен был в свое время оказаться на том же или другом руднике и повторить жизненный путь родителей. Так бы и случилось, если бы шестилетний мальчишка не выучился писать иконы и продавать их на базаре. Там его заприметил местный иконописец и взял к себе в ученики. Обратил внимание на талантливого мальчика и начальник уральских горных заводов С.Ф. Глинка.
Уже в 1840-е годы он писал иконы для местной Преображенской церкви и портреты родных. В 1848 году его семья переселилась на Екатеринбургский монетный двор. Начиная с 1848 года, более 10 лет А.И. Корзухин работал на Нижне-Исетском железоделательном заводе и Екатеринбургском монетном дворе.

Российский колорит в картинах  Алексея Корзухина.
Гравюра середины XIX века. На переднем плане монетный двор и гранильная фабрика, за ними — Екатерининская площадь.

Российский колорит в картинах  Алексея Корзухина.
«Портрет Владимира Андреевича Глинки», ЕМИИ, написанный 19-летним Алексеем Корзухиным.

Содействие Глинки обеспечило начинающему художнику ряд заказных портретов, часть заработков от которых шла «на жизнь и образование, как техническое, так и общее, а другая часть и притом, может быть, большая – оставалась нетронутой». Получив двухлетнее увольнительное свидетельство от обязательной горной работы, он ( все еще сын государевых крепостных) в 1857 году отправился в Санкт-Петербург и поступил в 1858 году в Императорскую Академию художеств.
Пробивались, значит, в России одаренные юноши из крепостных в художники, архитекторы, инженеры.
В 1861 году Алексей Корзухин за необычную для Академии картину- « Пьяный отец семейства « получил малую золотую медаль — бытовые сюжеты стучались в Академию все активнее.
Российский колорит в картинах  Алексея Корзухина.
Пьяный отец семейства

В Санкт-Петербурге Корзухин успешно проходил учебный курс. В Академии он получил в 1858 году — 2 серебряные медали, в1859 году — 1 серебряную, в 1860 году — 2 серебряных, в 1861 — 1 серебряную и 2 золотые за картину «Пьяный отец семейства». В 1860 был освобожден от обязательной горной службы.

Однако ему было не суждено окончить академию: в 1863 году четырнадцать выпускников, которые не пожелали работать на заданную конкурсную тему, во главе с Иваном Николаевичем Крамским демонстративно покинули ее стены, организовав независимую Санкт-Петербургскую Артель художников.
Корзухин стал деятельным участником артели, взяв на себя делопроизводство объединения. Отныне его жизнь была связана с Санкт-Петербургом, а из нечастых поездок на родной Урал он привозил зарисовки родных и знакомых .

После распада Санкт-Петербургской Артели художников Корзухин стал одним из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок (1870).
И хотя близость мировоззрения мастера идеалам передвижников, общность в выборе и трактовке сюжетов не вызывают сомнения, постепенно его деятельность все более сопрягалась с поинутой когда-то alma mater — Императорской Академией художеств.

Еще в пору пребывания в артели Корзухин начал работать над картиной «Поминки на кладбище» (ГРМ)
В 1865 году за картину «Поминки на деревенском кладбище» Академия повысила его в звании художника 1-й степени, а в 1868 году за «Возвращение отца семейства с ярмарки» признала академиком.

Российский колорит в картинах  Алексея Корзухина.
«Поминки на деревенском кладбище», (1865) — Государственный Русский музей

Российский колорит в картинах  Алексея Корзухина.
«Возвращение отца семейства с ярмарки», (1868) — Государственная Третьяковская галерея

Трудясь неустанно, Корзухин не пропускал ни одного года, чтобы не являться на академических выставках со своими произведениями. В них, с редким даром наблюдательности и знанием народного быта, он передавал характерные типы русского простонародья, купечества, ремесленников и среднего сословия, соединяя их в сцены, полные правды и жизни.

Российский колорит в картинах  Алексея Корзухина.
Возвращение из города

Российский колорит в картинах  Алексея Корзухина.
Воскрестный день

Российский колорит в картинах  Алексея Корзухина.
Канун Рождества

Российский колорит в картинах  Алексея Корзухина.
Петрушка идет.

Российский колорит в картинах  Алексея Корзухина.
Разлука

Российский колорит в картинах  Алексея Корзухина.
Монастырская гостиница (1879-1882, Третьяковская галерея)

Российский колорит в картинах  Алексея Корзухина.
Перед исповедью(1876-1877, 1-й вариант в Картинной галерее Твери, 2-й — в Третьяковской галерее)

Большими удачами мастера явились работы «Перед исповедью» и «В монастырской гостинице», на манер Н.С. Лескова , запечатлевшие быт соборного люда в его пестрых контрастах сакрального и мирского.

Российский колорит в картинах  Алексея Корзухина.
Кузница» (1877 г.). что это один из этюдов в серии подготовительных работ к большой картине, которая находится в Русском музее.

Российский колорит в картинах  Алексея Корзухина.

Российский колорит в картинах  Алексея Корзухина.
Историческое полотно «Александр I на Нижне-Исетском заводе в Екатеринбурге в 1824 году» художнику было заказано к 100-летию императора.

Нередко брал церковные заказы, самым крупным из которых явилось участие в живописном убранстве московского храма Христа Спасителя (1875-1877). Тесное соседство светской и религиозной тематики (к примеру, замысел «Монастырской гостиницы» народился в тот период, когда он, заключив договор на росписи храма в Ельце, посетил Свято-Тихоновскую обитель в Задонске) приблизило лучшие из его произведений к символизму.

Российский колорит в картинах  Алексея Корзухина.
«Бог Саваоф». Эскиз росписи собора в городе Ельце, (ранее 1894) — Ставропольский краевой музей изобразительных искусств.

Писал и на исторические темы.

Мятеж стрельцов в 1682. Стрельцы выволакивают из дворца Ивана Нарышкина. Пока Пётр I утешает мать, царевна Софья наблюдает с удовлетворением.

Российский колорит в картинах  Алексея Корзухина.
«Сцена из истории Стрелецкого бунта.Иван Нарышкин попадает в руки мятежников», (1882) — частное собрание

А в 1887 году жители Екатеринбурга могли увидеть полотна своего земляка в составе художественного отдела, устроенного при Сибирско-Уральской научно-промышленной выставке. Для прибывших пятидесяти работ были предоставлены залы классической мужской гимназии.

Газета «Екатеринбургская неделя» от 30 июля 1887 года сообщала: «После беглого взгляда, брошенного нами на выставку, конечно, нет никакой возможности говорить о ней подробно, но на первый раз мы смело можем сказать, что были изумлены богатством художественных сокровищ, присланных в наше Зауралье Академией художеств… Из выставленных здесь картин, нам больше всего понравилось «Надоел».

Российский колорит в картинах  Алексея Корзухина.
«Надоел!», ПГХГ

Художник изобразил сцену, которую можно наблюдать в любую эпоху.
У стены купеческого дома на скамейке сидит молодая, приятной наружности, девушка. Локтем она опирается на столик рядом, на котором лежат книги — девушка студентка или просто любит много читать. Но вот открывается калитка, и входит мужчина в белом костюме, приветствуя девушку букетиком цветов и снятым белым картузом. Видно, что мужчина здесь частый гость и ходит он с серьезными намерениями.
Однако, девушка совсем не рада гостю, она досадливо прикрылась книгой, которую читала, и сейчас раздумывает, как избавиться от надоедливого гостя.
А он, конечно, рассчитывает на взаимность: он успешный чиновник, имеет неплохой доход, и даже возраст, по его мнению, не является помехой.
Но девушке он уже давно надоел, он ей неинтересен, чересчур меркантилен, да и сердце ее не лежит к нему. Художник показывает, что мужчина здесь явно не ко двору — он оставляет калитку открытой, а песчаная дорожка разделяет их друг от друга.
Корзухин великолепно передает ощущение солнечного летнего дня. Солнечные пятна ярко освещают стену дома, белый китель чиновника, гуляют по платью девушки, по песчаной дорожке дворика.
Хотя сюжет картины изображает конфликт, картина не создает впечатление трагизма, безысходности.

Писал Корзухин и портреты. И довольно удачные.

Российский колорит в картинах  Алексея Корзухина.
Автопортерт

Российский колорит в картинах  Алексея Корзухина.
Боярышня. 1882

Российский колорит в картинах  Алексея Корзухина.
Девушка, заплетающая косу. 1880 Холст, масло. КМРИ

Российский колорит в картинах  Алексея Корзухина.
Женский портрет (Портрет Иконниковой). 1875

Российский колорит в картинах  Алексея Корзухина.
Портрет неизвестного

Российский колорит в картинах  Алексея Корзухина.
Портрет Судковского

Российский колорит в картинах  Алексея Корзухина.
Портрет Г. Ф. Васильковой, (ранее 1894) — Государственный Русский музей

Российский колорит в картинах  Алексея Корзухина.
Портрет дамы. 1880 Холст, масло. Иркутск

Российский колорит в картинах  Алексея Корзухина.
Портрет золотопромышленника и исследователя А. М. Сибирякова,

Российский колорит в картинах  Алексея Корзухина.
Портрет отставного солдата, (1883) — Государственный Русский музей

Российский колорит в картинах  Алексея Корзухина.
Портрет Александра III, (ранее 1894) — Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник

Российский колорит в картинах  Алексея Корзухина.
Портрет Александра III, (ранее 1894) — Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник

И, конечно, портреты родных, среди которых особенно выделяется портрет матери Матрёны Степановны КОРЗУХИНОЙ.

Российский колорит в картинах  Алексея Корзухина.
Она, кажется, смотрит прямо в глаза сыну-живописцу.

Российский колорит в картинах  Алексея Корзухина.
Портрет сына. 1872. Бумага на картоне, карандаш. ЕМИИ

Российский колорит в картинах  Алексея Корзухина. «Портрет дочери — Анны Алексеевны Корзухиной-Вер»

Российский колорит в картинах  Алексея Корзухина.

На одном из портретов работы ученика Корзухина Алексея БЛАЗНОВА — молодая особа, очень похожая на самого академика живописи в молодости. Зинаида Алексеевна КОРЗУХИНА, его дочь, скончавшаяся в блокадном Ленинграде в апреле 1942-го. В 1941 году она успела передать в дар Свердловску картины своего отца. (Первая справа)

Став невольным свидетелем убийства революционерами-народниками Императора Александра II, Алексей Иванович Корзухин испытал тяжелое нервное потрясение. С той поры художник много болел, хотя и продолжал активно работать, исполнив в 1891 году «Тайную вечерю» для кафедрального собора в Риге и 13 образов для притвора этого храма. Умер Алексей Иванович в Петербурге 18 октября 1894 года. Прах перенесён в 1940 с Никольского кладбища в некрополь мастеров искусств при Свято-Троицкой Александро-Невской лавре.

Российский колорит в картинах  Алексея Корзухина.
Могила_художника_Алексея_Корзухина
Произведения А.И. Корзухина экспонировались на Всемирных выставках в Лондоне (1862, 1872), Филадельфии (1876), Париже (1878), на Сибирско-Уральской научно-промышленной выставке в Екатеринбурге (1887).

Ирина Казанцева

Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб