Виктор Хомутский предлагает Вам запомнить сайт «Исторический дискуссионный клуб»
Вы хотите запомнить сайт «Исторический дискуссионный клуб»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

История - это роман, который был, роман - это история, которая могла бы быть. (Гонкур)

Блог
Грузинская книжная легенда о Чингис-Хане

Грузинская книжная легенда о Чингис-Хане

Сохранились две исторические хроники средневековой Грузии, которые содержат сведения о завоевании монголами Кавказа . Одна из них принадлежит анонимному истор

Виктор Хомутский 23 май, 09:24
+4 10
Письменное наследие Монгольской империи. Приказ Хубилай-хана об уничтожении антибуддийских книг даосов (1258)

Письменное наследие Монгольской империи. Приказ Хубилай-хана об уничтожении антибуддийских книг даосов (1258)

Относительно мягкий приказ Мункэ 1255 года не остановил буддийско-даосского конфликта. В 1258 году по инициативе Хубилая, тогдашнего наследника престола, был о

Виктор Хомутский 22 май, 17:49
+6 3
Как белые грабили православные храмы

Как белые грабили православные храмы

В новейшей российской историографии принято описывать ужасы большевистской экспроприации, в том числе «святынь» – никонианских церквей. Но тотальный грабёж хра

Vladimir Korneev 21 май, 17:39
+11 40
«Монголо-татарское иго»: история термина.

«Монголо-татарское иго»: история термина.

«Отношения русских земель с Ордой традиционно рассматриваются в рамках концепции «монголо-татарского ига», установившегося сразу после нашествия Батыя в 40-х г

Виктор Хомутский 19 май, 10:13
+18 84
Свиток монгольского вторжения. Мёко сюрай экотоба.

Свиток монгольского вторжения. Мёко сюрай экотоба.

Хомячкам фольк-хистории никак монголы покоя не дают. У всех монголы были: у русских, у венгров, у поляков, у китайцев, у японцев. Все монголов помнят, только у

Виктор Хомутский 10 май, 13:07
+7 145
Четыре скандальные археологические фальсификации

Четыре скандальные археологические фальсификации

Текст: Анна Минькина Археология не только помогает получить приятный бронзовый загар и достоверно изучить дела давно минувших дней, но и является хорош

Виктор Хомутский 21 май, 15:31
+15 4
Может быть, так славяне представляли Ирий – сказочную страну

Может быть, так славяне представляли Ирий – сказочную страну

    Река Киржач.  Берега реки Киржач и стариц в Кольце Радогостья отличаются особенной красотой Северо-Восточную Русь со столицей в Рос

Кира С. 18 май 16, 19:46
+20 5
Дьяково городище в Коломенском - археологи бьют тревогу

Дьяково городище в Коломенском - археологи бьют тревогу

Всего 9 фото На Дьякове городище, памятнике Федерального значения в Музее-заповеднике "Коломенское" в Москве любители экстрима соорудили из культурного с

Виктор Хомутский 22 май, 15:55
+9 6
Запомнить

Ностальгический клуб любителей кино

    

 

Ностальгический клуб любителей кино .

Жизнь коротка, искусство вечно. Гиппократ

 

Летопись лихих 90-ых.

 

Яндекс.Метрика

Древнейший датированный список русской летописи.

развернуть

Новгородская Кормчая из Синодальной (бывшей Патриаршей) библиотеки

Одним из полузабытых произведений русской письменности является летописец патриарха Никифора с русскими статьями, помещенный в известной пергаменной Новгородской кормчей, хранящейся в Историческом музее в Москве (Син. № 132. лл. 567 об. –575 об.). В настоящее время можно считать установленным, что Новгородская кормчая была написана около 1280 г., во всяком случае не позже 1294 г., когда умер великий князь Дмитрий Александрович, по повелению которого эта рукопись была написана.

Летописец был издан в I томе Полного собрания русских летописей, изданном в 1846 г., в качестве приложения, и давно стал библиографической редкостью 1. Вероятно, именно по этой причине он почти не используется в наших исторических работах, хотя по существу является первым датированным списком русской летописи, в котором изложение русских событий доведено до 1279 г., т. е. современно самой рукописи.

В основу Новгородского краткого летописца положен известный «летописец Никифора въскоре», или «вкратце», продолженный византийскими и русскими статьями. Византийские статьи, видимо, первоначально оканчивались временем византийского императора Михаила и его матери Феодоры (кончая 867 г.), хотя ссылки на императоров делаются и дальше, но уже не систематически, кончая Алексеем Комнином и сыном его Иваном. Дальше упоминается только об императоре Мануиле.

Особый интерес имеют русские статьи и их хронология. Источником их явилась какая-то летопись, близкая по составу к Лаврентьевской, но отнюдь не тождественная с ней. Краткие известия в конце летописца, относящиеся к 60-м и 70-м годам XIII столетия – редчайшие записи, составленные современником событий. Летописец заканчивается сообщением о смерти князя Глеба Ростовского по возвращении из Орды, что, по Троицкой летописи, случилось в 1278 г.

Летописец очень ярко рисует политическое положение в Суздальской Руси в это время, когда татарское «число» – перепись населения на Руси – рассматривалось как крупнейшее событие своего времени. [235]

Интересной особенностью Новгородского краткого летописца является то, что в нем почти нет новгородских известий, зато относительно много ростовских. Это может указывать на его ростовское происхождение.

Летописец печатается по рукописи с сохранением ять [церковнославянская «ять» заменена на е – Распознават.], ъ, киновари, отмеченной жирным шрифтом, но с раскрытием титлов. В вариантах использована Варсонофьевская кормчая XIV в., хранящаяся в Историческом музее (Чудовское собр. № 4). Большую помощь в издании летописца оказал Л. В. Милов.

Никифора патриарха Цесаряграда летописець въскоре. Л. 567 об.

Адамъ пьрвыи человекъ бывъ лет 230; роди Сифа и живе лет 700 до /л. 568/ Малелеила, живе 2 всехъ лет 930 3. Сифъ бывъ лет 200 и 15, роди Еноса и живе лет 912. Еносъ 4 же бывъ лет 107, роди Каинана и жи всехъ лет 900. Каинанъ бывъ лет 170, роди Малелеила и жи всехъ лет 909. Бывъ Малелеилъ лет 165, роди Ареда и жи всехъ лет 885. Аредъ бывъ лет 162, роди Еноха и жи всехъ лет 962. Енохъ бывъ лет 165, роди Мафусала и жи всехъ лет 345, и угоди Енохъ богу и не обреташеся, яко престави и богъ. Мафусалъ бывъ лет 167, роди Ламеха и жи всехъ лет 969. Ламехъ бывъ лет 178, роди Ноя и жи всехъ лет 406. Нои бывъ 500 лет, роди 3 сыны, Сима, Хама, Афета, и въ 600-е лето живота Ноева потопъ бысть на земли, и жи по потопе лет 380 и бысть всех лет 980.

А от Адама же до потопа лет 2242. Симъ бывъ лет 100, роди Арфаксада въ 2-е лето по потопе и жи всехъ лет 500. Арфаксадъ бывъ лет 135, роди Каинана и жи всехъ лет 303. Каинанъ бывъ лет 130, роди Салу 5 и жи всехъ лет 403. Сала бывъ лет 135, роди Евера и жи всехъ лет 270. Аверъ бывъ лет 130, роди Фалека и жи лет 209. Фалекъ бывъ лет 134, ро /л. 568 об./ ди Рагава. При Фалеце бысть разделение языкомъ.

От потопа до разделенья язык лет 500 и 30. Рагавъ бывъ лет 137, роди Серуха и живе лет 207. То Серухъ и пьрвое нача кумиры творити. Серухъ бывъ лет 132, роди Нахора и жи лет 200 6. Нахоръ бывъ лет 79, роди Фару и живе лет 129. Фара бывъ лет 70, роди Аврама. Аврамъ бывъ 100 лет, роди Исака.

От разделения язык до Аврама лет 552. Исакъ бывъ 60 лет, роди Иякова. Ияковъ бывъ лет 87, роди Левгию. Левгия бывъ лет 45, роди Каафа. Каафъ бывъ лет 60, роди Амбрама. Амбрамъ бывъ лет 73, роди Моисея. Моисии бывъ лет 80, изведе люди изъ Еюпта и по семь водяше въ пустыни лет 40.

От Аврама до исхода лет 500 и 5. Исусъ Навгинъ воеводьствова лет 32. Старци судиша лет 23. Гофоилъ племене Июдина лет 50. Еглому цесарю 7 Моавьску работаше ему лет 8. Аодъ от 8 племене Ефремова лет 80. Иноплеменьници обладаху лет 18. Самагарь лет 7. Варакъ и Девора лет 40. Подъ иноплеменьникы лет 20. Мадияне же лет 7. Гедеонъ лет 40. Авимелехъ лет[а] 3. Фола лет[о] /л. 569/ 31. Аиръ лет 30. Аманати лет 18. Ефтаи лет 6. Есевонъ лет 7. Еломъ лет 10. Лавдонъ лет 8. Подъ иноплеменьники лет 40. Самсонъ лет 20. По Самсоне не бысть судье лет 40, темь и велико бысть зло. Илии жрьць лет 20. Пророкъ Самоилъ лет 30. Сауль пьрвыи цесарь въ Израили лет 40. Давидъ лет 40. [236]

От исхода до Давида лет 600 и 30. Соломонъ лет 40. Ровоамъ лет 17. Авия 6 лет. Асаветъ 40 лет. Иасафатъ лет 25, при томь пророчьствоваша Михеи, Илия, Елисеи. Иарамъ лет 8. Охозия лет[о] 1. Ахавъ 16 лет, Оховия мати Хозеова лет 7. Оасъ лет 40. Амасия 29 лет. А Захария и Охозия лет 52, при томъ пророчьствоваша Иосия, Амосъ, Исаия, Иона, Иафа лет 16. Ахазъ лет 6, Иезекия лет 29, Манасия неделю, при томь Вузантии 9 създанъ бысть. Амосъ лет 12. Осия лет 31, при томь пророчьствова Еремея и Варухъ и Софония. Ахазъ 3 месяце. Иокимъ лет 11. Охония 3 лет[а]. Седекия лет 11, при семь Навоходоносоръ цесарь вавилоньскыи воева Иерусалима, Седекию плени и ослепи и многы /л. 569 об./ жиды веде въ Вавилонъ по 1000 вь единомь ужищи, с ними же и Данилъ пророкъ и 3 отроци, и церкы пожежена бысть по 5 месяць от Наурдана повара 10.

Пребы отнеле же създанъ бысть Иерусалимъ до пленения 648. То Навходъносоръ цесарьствова в Вавилоне лет 20. Улемардахъ 11 сынъ его лет 5. Валтосаръ брат его лет[а] 3. Дарии Мидянинъ лет 17. По Дарии Кюръ Персянинъ лет 32. Камбуси лет 18. Спереди вълхвъ месяць 7. Дарии Остапьянинъ лет 20. Артаванъ месяць 7. Артаксерксъ Долгорукии лет 41. Другыи Артаксерексъ месяца 2. Дарии Иарсаманинъ лет 6, сего уби Алексаандръ Македоньскыи и раздруши Пьрськое цесарство и умре въ Вавилоне, цесарствовавъ лет 12, а всехъ лет цесарьства его 35, и раздели цесарство 4-мъ мужемъ своимъ, Филипу, Селевку, Антиоху, Птоломею.

Отъ Адама до умертвия Александрова лет 5167. Птоломеи цесарствова въ Еюпте и въ Александрие и нарицащеся брат[о]любивъ, при томь священыя /л. 570/ книгы на елиньскыи языкъ преложены быша, лет 38. Птоломеи благодатель лет 25. Птоломеи унеиши 12 лет 29. Птоломеи явлены 13 лет 7 и 6 месяць. Птоломеи заячичь лет 10. Птоломеи брат его лет 8. Селевкъ, иже Никаноръ нареч//енъ бысть, лет 20. Сынъ Селевковъ Антиохъ славный лет 15, то мучи Елезара и Соломонию и 7 отрок. Антиохъ сынъ его лет 23, при томь Иулия кесаря выпороша изъ утробы мьртвое 14 матери его. Птоломеи двоостровныи лет 30. Клеопатрия и Птоиломеева лет 22. Въ 23-е лет[о] ея нача въ Риме пьрвое цесарствовати Иулии кесарь лет 18, то законъ до индикта и висикостъ 16 обретъ, в то время Иродъ цесаремь бе въ Иерусалиме. По Иулии Августъ сыновець его Октавинъ сынъ, иже и Севасть нареч[е]нъ, цесарствова лет 57 и месяць 3 и 2 дни. Оттуде антиохьяне лет[а] ихъ чтуть сиче. Въ 15 лет[о] цесарства того вселенеи пьрвое написание бысть. Клеопатру убивъ, раздруши Птоломеискую власть, иже цесарствоваша 295 /л. 570 об./.

От Адама до Августа лет 5457. Въ 42-е цесарствия его родися по плоти от святые богородице Марие господь нашь Исусъ Христосъ. Посланъ бысть от Августа кесаря в то время Кюринеи написание створити всея власти Июдеиския, всехъ лет от Адама до въплощения господня 5000 и 500, написание же бе от Августа трии деля винъ. От въплощения господня до пришьствия до волховъ 17 лет 2 и до смерти Иродовы лет[а] 3, а до Архилаевы смерти 9 лет, а 15 до смерти Августовы, жилъ бяше лет 88. До крещения господня лет 30, до усечения Иоанова [237] при Ироди до вемь лет[о]. По преставлении Иванове до страсти господин месяць 18.

А от крещения до страсти господня лет[а] 3. Отъ въскресения до възнесения на небеса днии 40. От възнесения до съшествия святого духа на апостолы днии 10. От възнесения до побиения пьрвомученика Стефана лет 7. От побиения Стефанова до света явлешагося съ небесе Павлу месяць 3. А богородици от рожества до въведения въ церковь лет[а] 3, въ церкви бы до 14 лет, въ дому Иосифове месяць 4, и по томь благовещение прия /л. 571/ от архангела Гаврила и зачьноши роди нетеленьно господа нашего Исуса Христа, бе лет 15, живе до страсти господня лет 33, по възнесении и въ Иерусалиме въ дому Ио[ан]на евангелиста живе съ ученикы лет 11, живота ея всехъ лет 59.

От Адама до страсти господне лет 5533.

По Августе цесарствова в Риме сынъ Иулиевъ Тиверии лет 23, а Гаи лет[а] 3 и 8 месяць. Клавдии лет 13, 40 месяць, днии 20. Неронъ лет 13 и днии 40, погребе собе живого19, при семь Петръ и Павьлъ, Яковъ брат господень, мучени. Галвъ 1 месяць и заколенъ бысть, Офонъ день 1 и зарезася, Иутилии месяць и 5 дневъ и убиша и в Риме пьяного. Успасьянъ лет 10, въ 2-е лет[о] цесарьства его пленьнъ бысть Иерусалимъ Титомь сыномь его, по възнесении 43 лет[а]. Титъ лет[а] 2 и месяца 2 и заколенъ бысть въ полате. Доментиянъ лет 15 и месяць 5 то гонение въздвиже, Ио[аннъ] Богословъ в Патемъ поточенъ. Неруя лет[о] 1 и месяць 4. Троянъ лет 19 и 3 месяць, при семь Игнатъ Богоносець мученъ. Андриянъ лет 20, и сь раздруши Иерусалимъ, Елии градъ нареч[е], воднымь трудомь отрудоват /л. 571 об./ убиенъ бысть. Титъ Антонинъ нареч[е]ныи благочестивыи съ детми своими лет 22 и месяце 3. Марко сынъ его лет 12 и месяць 11, при томь Иустинъ философъ мученъ. Антонинъ же Ивиръ лет[а] 2. Комодъ 13. Елинъ Протинаксъ месяць 6, заколенъ бысть в полате. Севиръ лет 18, при томь Леонидъ отець Оригеоновъ мученъ, Иполитъ Римскыи, ростяше же и Григории чюдотворьць. Антонии сынъ Севировъ лет 7, заколенъ бысть. Маркинъ лет[о] 1 и заколенъ бысть. Антонинъ Галп лет[а] 4, заколенъ в Риме. Альксандръ 13, заколенъ бысть. Максимъ лет[а] 3 и заколенъ бысть. Гордии лет 6 и удавися въ Африкии. Филипъ лет 7 и заколенъ бысть въ оградех. Декии лето 1 и месяце 4 и заколенъ бысть на торгу. Галъ и Улусиянъ лет[о] 1 и месяць 4. Увалерьянъ и Ганъ лет 15 и заколена бысть. Клавдии лет[о] 1 и месяце 9. Аврианъ лет 5 и месяць 3 и заколенъ бысть. Такитъ месяць 6 и заколенъ бысть. Пролъ лет 6 и месяце 4, заколенъ бысть. Каръ со отрокома своима. Каринъ и Нумерьянъ лет[а] 2 и заколени быша. Диоклитиянъ и Максемь /л. 572/ янъ лет 20.

От Адама до умьртвия Диоклитияня лет 5766, от страсти же господня до начала Диоклитьяня лет 273.

Крестьянское цесарство. Костянтинъ сынъ святыя Олены лет 31, въ 12 лето цесарства его 1 сборъ бысть в Никеи 300 и 18 отець на Арья попа Альксандрьскаго, разделяющаго божество. От възнесения Христова да 1 сбора лет 318, а от Адама до умьртвия Костянтинова лет 5836, всего живота его лет 65, остави же 3 сыны, Косту в Риме, Костянтина Цесаригороде, Костянтия въ Антиохии, се створи ипатинъ 20, цесарствоваша же лет 24. Иулиянъ преступьникъ лет[а] 2 и месяць 6 и убиенъ бысть въ Персиде. Увалентианъ Новый и Феодосиии великии лет 16, при семь 2 сборъ бысть ва Цесариграде отець 150 на Македония [238] духоборца. От – 1 го сбора до 2-го лет 60. Аркадии сынъ Феодосьевъ лет 13 и месяце 3. Феодосии сынъ его лет 42 месяца 2, при семь 3-и сборъ бысть въ Ефесе отець 200 на Несторья человекослужебника. От 2-го сбора до 3-го лет 50. Маркианъ и У /л. 572 об./ валениянъ лет 29, при сею же 4 сборъ бысть в Халкидоне отецъ 630 на Евтуха и Диоскора и Севгира, смущение и размешение въводящемъ. От 3-го сбора до 4-го лет 10. Леонъ великыи лет 15. Леонъ Малыи лет[о] 1. Зинонъ лет 17. Анастасии лет 27, месяц 4. Иустинъ волосатыи лет 9 и днии 23. Иустиянинъ лет 38 месяць 7, при семь 5-и сборъ бысть въ Цесариграде отець 164 на блядьства Оригеонова. От 4-го сбора до 5-го лет 100. Устьянъ лет 12 месяць 10 днии 20, въ 7 лет[о] Иустинъ нетии его. Скончася кругъ святыя Паскы лет 532, отнюду же господь распяся. Тиверии лет 5. Маврикии лет 20 месяце 4. Фока лет 8. Ираклии съ сыномь лет 31, въ 3-е лет[о] цесарства его болшая часть Римьское власти Пьрси прияша и Ерусалимъ пожьгоша и честьныи крестъ и Захарию патриарха и много людии въ Персы ведоша, въ 12 лет[о] Хоздрои убиенъ и пленение възвращено бысть. Костянтии сынъ Ираклиевъ лет 28, в Сикелии убиенъ бысть. Ко /л. 573/ стянтинъ внукъ Ираклиевъ лет 17, въ 13 лет[о] 6 сборъ бысть Цесариграде отець 285 на Ария и Кюра и Макария, единоя воля ересы. От 5-го сбора до 6-го лет 130. Иустиньянъ лет 10, Леонтии лет[а] 3. Тиверии же Иапси лет 7. Иустьянинъ 2 лет[а], 6. Филиксъ лет[а] 2. Анастасии же Наремии лет[а] 2. Федосии лет[о] 1. Левъ Кононъ лет 25 месяце 3 днии 8. Костянтинъ сынъ Лвовъ съ материю лет[а] 31 и месяца 2 и дни 2, при тою въ 8-е лет[о] 7 сборъ бысть в Никеи второе отець 367 на иконоборце. От 6-го сбора до 7-го лет 122, а от Адама въ лет[о] 6305, а от спаса нашего бога лет 805. Костянтинъ убиенъ бысть на торгу. Ирина мати лет 5 и месяца 2 и дни 12. Никифоръ лет[о] 1 и месяць 9. Ставракии сынъ его месяца 2. Михаилъ зять его лет[о] 1 и месяць 9 дни 11. Львъ лет 7 и месяць 5 и дни 14, заколенъ бысть въ полате. Михаилъ лет 8 и месяць 9. Феофилъ лет 12 месяце 3 днии 20. Михаилъ сынъ его съ Феодорою матерью его и съ Феклою сестрою его лет 14. Михаилъ лет 12, съ Васильемь лет[о] и месяц 4, заколенъ бысть, при се/л. 573 об./го цесарстве придоша Русь, Чюдь, Словене, Кривичи къ Варягомъ, реша: «земля наша велика и обилна, а наряда в неи нетуть, поидете княжитъ и володетъ нами». И избрашася три браты с роды своими, стареи Рюрикъ седе Новегороде, Синеусъ на Белеозере, Труворъ въ Изборьске, от Адама лет 6370. По двою лета Труфоръ и Синеусъ умре и прия всю власть в Руси Рюрикъ. По Михаиле цесарь Василии лет 18 и месяць 11, въ 5-е лет[о] цесарства сего крещена бысть Болгарьская земля, а от Адама лет 6377. Въ 12-е лет[о] цесарства его Рюрикъ умре, дасть княжение Олгови сроднику своему и сына малаго Игоря. Львъ и Ольксандръ сына Василья цесаря лет 26, въ 12 лет[о] цесарства ею преложены быша книгы от грьчьскаго языка на словеньскыи. Есть же от крещения болгарьского до преложения книгъ лет 30, а от 7-го сбора до преложения книгъ лет 77, а от Адама 6405. Костянтинъ сынъ Львовъ зять Романовъ цесарствова лет 7, а в Руси поча княжи/л. 574/ти Игорь, а Ольгъ умре. Романъ цесарствова лет 36, 27 лет[о] цесарства его убьенъ Игорь, поча княжити Олга съ сыномъ Святославомь. Иванъ рекомыи Цемьскыи цесарствова.

Въ 1 лет[о] цесарства его иде Олга Цесарюгороду и крестися от Адама лет[а] 6463. Святъславъ княжи лет 18 и убьенъ бысть и остави 3 сыны, Ярополка, Олга, Вълодимира. Седе Ярополкъ Кыеве и уби Олга, а Ярополка уби Володимиръ и седе Кыеве. Костянтинъ и Василии цесарствова.

При сею крестися Володимиръ и всю Русь, от Адама лет 6996, живе по крещении лет 28 и умре. Томь же лет[е] Святополкъ уби Бориса и [239] Глеба, седе Кыеве 3 лет[а], бьяся съ Ярославомь, възбесневъ и умре. Ярославъ седе Киеве лет 38, а цесарь бе Манамахъ. Изяславъ сынъ его лет 24, убьенъ бысть, при семь Федосии игуменъ Печерьскыи бысть. Всеволодъ сынъ его седе въ Киеве лет 15 и умре. Святополкъ лет[о] 21 и умре. Володимиръ лет 13, въ 2-е лет[о] княжения сего пренесенъ Бори/л. 574 об./съ и Глебъ, от Адама лет 6623. В то время бе цесарь въ Грьцехъ Ольксии и умре, и по немь бысть сынъ его Иванъ Порфирогенитъ. По Володимере седе Киеве сынъ его Мьстиславъ лет 6. Ярополкъ его брат лет 7. Всеволодъ Олговичь лет 7. Изяславъ Мьстиславличь лет 8. Юрье Володимеричь Манамаха княжи Кыеве 3 лет[а]. Андреи сынъ его от отца иде Суждалю въ лет[о] 6663, княжи въ Володимери лет[о] 21, по отне смерти, нача быти Киевьское княжение въ воли его, в то время цесарь бе Мануилъ. Въ лет[о] 6681 убиенъ великыи князь Андреи. Михалко братъ его седее въ Володимери лет[о] 1 и умре. Кыеве седе Ростиславъ Мьсти[сла]вичь лет 9. Глебъ Юрьевичь 2 лет[а]. Романъ Ростиславичь А Володимери седе по Михалце брат его Всеволодъ Юрьевичь лет 37, владея всею землею Русьскою. По немь седе сынъ его Костянтинъ лет[о]. А по Костянтине брат его Юрье седе въ Володимери, а Костянтиновичи Васи /л. 575/ лко в Ростове, Всеволодъ въ Ярославле. Въ 5 лет[о] княжения Юрьева явишася татарове и многы страны плениша и князии русьскыхъ избиша на Калцехъ въ 15 лет[о] княжения Юрьева. А от Адама лет[а] 6746 татарове плениша землю Суждальскую, в лет[о] 6746 татарове убиша князя Юрья и Василка и инехъ много. В то же лет[о] седе въ Володимери Ярославъ брат Юрьевъ лет 9, а Ростове седе княгыни Василковая съ сынома Борисомь и Глебомь. Ярославъ умре въ Татарехъ. По немь седе въ Володимери Святославъ брат его лет[о] 1, и прогна Андре и сынъ Ярославль и княжи лет 5 и приде Неврюнь от Адама лет[о] 6760 и прогна и за море. Того же лет[а] седе Ольксандръ брат его лет12, въ 4 лет[о] княжения его число бысть от Адама 6765. По съмерти Ольксандрове братъ его Ярославъ лет 10 и умре. Василии братъ его лет[а] 4 и умре, въ 1-е лет[о] княжения его 2-е число бысть от Адама 6781 лет[о] И нача ведати великое княжение Дмитрии Оль/л. 576/сандровичь. Борисъ Ростовьскыи княжи лет 40 и умре въ Татарехъ. И седоста въ Ростове 21 сына его Дьмитрии и Костяньтинъ, а Глебъ приехавъ ис Татаръ 22, княживъ 6 месяць и умре.

Комментарии

1. Полное собрание русских летописей, т. I. СПб., 1846, стр. 248–252.

2. и живе

3. 933

4. Енос с большой буквы, как и дальше имена ветхозаветных патриархов.

5. Саллу.

6. 209

7. Здесь и дальше везде слово црь с выносным с под титлом читается как цесарь, а не царь.

8. от в рукописи нет, но имеется в Варсоноф. списке.

9. Узантии.

10. Вместо от Наурдана повара – Наузарданом поваром.

11. Улемадрах.

12. унеишии

13. явленные

14. мертвы

16. висикос

17. волхвовъ

18. Вместо до вемь лет. По преставлении Иванове до страсти господня месяць-лет[а] 2, 11 месяць. А усеч[ь]ньи Иоана до смерти господня месяць 6.

19. и погребе жив

20. ипатии

21. Вместо в Ростове – по нем.

22. орды

 

Тихомиров М. Н. Забытые и неизвестные произведения русской письменности // Археографический ежегодник за 1960 г. М. 1962


Источник →

Опубликовал Axel Wintermann , 21.12.2016 в 19:29

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Axel Wintermann
Axel Wintermann Гордей 24 января, в 20:20 Неа первый сезон ток смотрел. Потом не получалось. Много проблем было, не до смотрения. Потом, как закончат все разом пересмотрю)) Как и ИП.))
Королевство на территории Руси, это странно, что они понимают. Вообще в сагах Гардарик мелькает часто, но не особо выразительно, за исключением Сегуброт, упомянутой мною саги о Стурлауге, ну и, конечно поздних сагах, с участием Владимира и Ярослава.
Текст скрыт развернуть
1
Axel Wintermann
Axel Wintermann Гордей 24 января, в 20:27 А я дошел до интересных вещей, ковыряясь по вопросу генезиса индоевропейцев.)) Очень интересную позицию заняли некоторые школы генетиков.. Они объявляют, что большая часть шнуровиков, которых принято относить к первым индоевропейцам, это потомки степных кочевников - ямников. ни показывают, что 75% генов шнуровиков - от ямников. Однако, из 8 гаплогрупп известных ямников все эрбины. А вот из 11 гаплогрупп шнуровиков 10 родины и олько один эрбин. Вообще полная чепуха выходит тогда. если аутосомный маркеры ямные, то почему маркер показывающий патрилинейность нет? Чтот тут нечисто)) Текст скрыт развернуть
1
Axel Wintermann
Axel Wintermann Гордей 24 января, в 20:37 Кстати смех, Хальвдан показан русым, хотя Круг Земной черным по белому пишет, что прозвище он получил за черный цвет волос.

****У него были черные волосы, и поэтому его прозвали Хальвданом Черным.****
Где то еще была и виса о Хальвдане, упоминающая тоже цвет волос, не помню уже, стар становлюсь)))
Текст скрыт развернуть
1
Гордей
Гордей Axel Wintermann 24 января, в 21:16 Ну а откуда ему приписаться. Король Хорик это Дания и Норвегия. Свергнут Рагнаром. Свеи мелькают, но не так протокольно. Прибыв в Кавтегат(правильно?) и представляясь Рагнару он назвал своё королевство но сие не отождествлялось бы с Русью, усёк бы сразу. Невеста его далее по ходу была с Дании. Тип амбициозный, рьяный. Роет под Лагерту. Покуда он с великой армией в Британии, его люди пытаются захватить неудачно Кавтегат. Текст скрыт развернуть
1
Гордей
Гордей Axel Wintermann 24 января, в 21:17 Вроде сие учёным людям надо бы понимать:?
Текст скрыт развернуть
1
Axel Wintermann
Axel Wintermann Гордей 24 января, в 21:40 Читал беседу одного из авторов исследования с Львом Клейном. Упёртый хлопец)) Но Самойлович его подловил(наш человек), спрашивает, ну а не допускаете, что сходимость маркеров происходит из какого то третьего источника? Ну тому пришлось согласиться, что материалы у них не все, нет, к примеру, материалов Севера России, там, где Нарвская, Неманская, Фатьяновская культуры - восточное крыло шнуровиков.))) У науки, тож соревнование, кто первый прокукарекает.. Они вообще закрыли глаза на гаплогруппы и выставили аутосомные маркеры. А мне сие сразу в глаза полезло, поскольку стараюсь просчитать, кто куда "гулял" в бронзовом веке. А на гаплогруппах это неплохо видно. По крайней мере, то, что в центральной Германии разом выскочила куча радинов с приходом шнуровиков, неплохо показывает, что эту гаплу надо увязывать с ними, а вот то, что все имеющиеся материалы ямников это эрбины, согласиться с версией об индоевропейцах степняках не позволяет. Я все больше прихожу к мнению, что начиная с мезолита радины уже жили тут, на территории севера России и может Белоруссии. Текст скрыт развернуть
1
Axel Wintermann
Axel Wintermann Гордей 24 января, в 21:40 Читал беседу одного из авторов исследования с Львом Клейном. Упёртый хлопец)) Но Самойлович его подловил(наш человек), спрашивает, ну а не допускаете, что сходимость маркеров происходит из какого то третьего источника? Ну тому пришлось согласиться, что материалы у них не все, нет, к примеру, материалов Севера России, там, где Нарвская, Неманская, Фатьяновская культуры - восточное крыло шнуровиков.))) У науки, тож соревнование, кто первый прокукарекает.. Они вообще закрыли глаза на гаплогруппы и выставили аутосомные маркеры. А мне сие сразу в глаза полезло, поскольку стараюсь просчитать, кто куда "гулял" в бронзовом веке. А на гаплогруппах это неплохо видно. По крайней мере, то, что в центральной Германии разом выскочила куча радинов с приходом шнуровиков, неплохо показывает, что эту гаплу надо увязывать с ними, а вот то, что все имеющиеся материалы ямников это эрбины, согласиться с версией об индоевропейцах степняках не позволяет. Я все больше прихожу к мнению, что начиная с мезолита радины уже жили тут, на территории севера России и может Белоруссии. Текст скрыт развернуть
1
Axel Wintermann
Axel Wintermann Гордей 24 января, в 22:26 Каттегат наверное)

Ну тогда вообще территорий хватало. Тогда не было Норвегии, Дании Швеции, как сейчас, а был набор княжеств. По правде, до сих пор не знаю, а что на самом деле в 1Х веке изображала из себя Дания. По крайней мере, Зеландия была точно под правителями Сконе. В Швеции выделялись Финнмарк(это не сегодняшняя Финляндия, а север Швеции и Норвегии, там все еще орудовали саамы и финны), Уппланд - средняя Швеция, основа государства свеонов, именно тут обосновался Свен Железнобокий, Сконе, южная Швеция, и Халланд, юго-западная Швеция, вотчина Сигурда, вместе с Зеландией единственные оставались в руках его наследников после гибели. Вероятно, в какое то время он захватывал и южную Норвегию. на Западе Швеции был Альвхейм, интереснейшее государство с очень старой династией, поставлявшей невест. Переходим к Норвегии. Западнее Альвхейма был Вингулмарк, вечно спорная территория между разными королевствами. Далее на запад от вершины Ботнического залива
Вестфольд - вотчина Инглингов после изгнания их из Уппсалы. в середине 1Х века принадлежал совместно братьям Олафу Гёстрадирскому Альву и Хальвдану Черному.
Гёстрад(или Гёрстадир), принадлежал Олафу Гёстрадирскому Альву,
Агдир, принадлежал Харальду Рыжебородому, отцу Асы, матери Хальвдана. Гудред Охотник, потерявший первую жену Альвхильд из дома Альвхейма, решил свататься к Асе, но получил отказ. Тогда Гудред осадил усадьбу Харальда, убил его и всю его семью, а Асу увез к себе. Когда Хальвдану был уже год, Аса устроила убийство Гудреда. Благородный Олаф не стал мстить Асе, а отправил её с сынов в Агдир. Когда Хальвдан вырос, то Олаф разделил с ним Вестфольд. Ничего вообще эта история не напоминает???))))
Далее на запад вдоль побережья перечислю только названия. Кто там правил не знаю, т.к. не особо интересовался - Рогаланд, Хордаланд, Согн, Морер, Трёндер, Хологаланд.
Вот такая пестрейшая картина была на середину 1Х века.
Текст скрыт развернуть
1
Гордей
Гордей Axel Wintermann 24 января, в 23:26 Неужто Владимир и Рогнеда? )
Спасибо за обзор. Скопирую.
Между прочим, Клёсов связывает наших родинов именно с фатьяновской культурой и тоже считает, что сидим на месте с испокон веков.
Текст скрыт развернуть
1
Гордей
Гордей Axel Wintermann 24 января, в 23:41 Они снова запустили новую заставку тем, но кнопки с возвратом к старой версии уже не дают. Хотя раскрылось всё, пусть чуть медленнее Текст скрыт развернуть
1
Axel Wintermann
Axel Wintermann Гордей 25 января, в 08:15 Точно так) я в какой то старой теме Пересвету расписывал сходимость легенд про Асу и Рогнеду по элементам сюжета. Интереснейший тут персонаж - конечно Олаф. Это единственный из Инглингов могила которого вроде найдена. Интересно только куда кости давали. Гокстадский корабль выставлен в музее, это один из крупнейших известных драккаров. В нем был найден захороненный конунг с множеством добра и жертвенными животными. Он ассоциируется с Олафом. По висе из состава саги об Инглингах, у Олафа были больные ноги

Тьодольв говорит так:

Трора ветвь
Разместилась
Все мощней
В стране норвежской,
В Вестмаре
В прежние годы
Олав землёй
Великой правил,
Пока вождя
У края Фольда
Больная нога
Не свела в могилу.
Ныне лежит
Он под курганом,
Славный герой,
В Геирстадире.

Согласно исследованию костей из Гокстадского корабля, у похороненного был тяжелейший артрит с молодости, и в конце жизни он с трудом ходил, если вообще ходил. Вот если б удостоились сделать генетический анализ костей, было б очень интересно. Рады интересен и как человек. Ко времени смерти отца, ему уже было 20 лет, он проявил по отношению к Асе неслыханное для скандинавов великодушее, отпустил её с сыном на родину. И в дальнейшем он был известен добротой и мягкостью. Пока Олаф воевал, Олаф тихо правил в Вестфольде. При нем начался первый расцвет искусств. Традиция продолжилась его сыном Рёнгвальдом Достославнным, которому была посвящена поэма Перечень Инглингов, написанная Тьодольвом при Вестфольдском дворе. Из неё происходит вышеприведенная цитата. На базе Перечня Инглингов Снорри написал Сагу об Инглингах, раздавил политический текст политическими вставками из Тьодольва. А после смерти Олаф не был забыт. Если б уже было христианство, его б точно сделали святым. Но , так как скандинавы еще не были христианами, то его провозгласил эльфом. Оттуда и исходит прозвище Гёрстадирского Альва. Могила его стала местом поклонения, а сказки об Олафе, короле эльфов, рассказывают и сейчас.
Текст скрыт развернуть
1
Axel Wintermann
Axel Wintermann Гордей 25 января, в 09:16 да. Встречал такое у Клёсова. Правда, собственно фатьяновцы это шибко поздно, фатьяновцы сами были одной из слагающих топорников. но вот предшествующие культуры точно дали толчок. Я склонен видеть тут свидерцев, хотя, в последние дни заинтересовали меня люди Веретье. Веретье, это любопытная культура юга Архангельской области и севера Вологодской. Характеризуется антропологическом типом палеоевропеоидов с уплощенным лицом. Такой тип имел место у олененостровцев и стоянки Звейниеки Прибалтики. Самым интересным является необычайно высокий рост Песчаницкого человека, 175-177 см. Не это ли "полярная прародина"? Текст скрыт развернуть
1
Axel Wintermann
Axel Wintermann Гордей 25 января, в 10:49 Вчерась потратил день на раскопки, а где ж возникают древнейшие элементы праевропейской культуры. Выяснилось много интересного. С ямниками пока смутно. Разные авторы пишут, кто в лес, кто по дрова. С топорниками вроде проще. Древнейшие следы шнуровой керамики вроде найдены на Среднем Стоге, что и дает повод многим авторам усматривать праевропейской её. Вместе с тем, керамика имеет не только шнуровые, но и накольчатые узоры, что отсылает к верхневолжским предметам фатьяновцев Но не так все просто в связи с топорами. Древнейшие топоры обнаруживаются в культуре воронковидных кубков в южной Швеции. Тут же находят древнейшие следы огненных жертвоприношений. Из южной Швеции все это проникает на южные и восточные берега Балтии, где вступает в контакт с докатившимися сюда шнуровыми элементами и шаровой керамикой. Из этого слияния и выходит гигантская общность боевых топоров и шнуровой керамики. Текст скрыт развернуть
1
Гордей
Гордей Axel Wintermann 25 января, в 22:38 Вчера на сон грядущий было зашёл почитать через тор очередную главу, жж был не доступен. Я конечно пробовал открыть других, там грантоед один геннадий климов, ещё кто-то есть в закладках, всё едино, не было доступа. Не стал разбираться, поздно уже.

Вам обязательно свои изыскания бы публиковать, хотя бы в жж. А Клёсов правильно делает, что достоверно указывает фатьяновцев предками. Сие глубже славянства. Публикации о пересечении и взаимовлиянии культур лучше оснащать хронометражем. Сколько жили, во что превратились.
Текст скрыт развернуть
1
Axel Wintermann
Axel Wintermann Гордей 25 января, в 22:56 Наверное какие то работы велись. Иногда такое бывает ночами.

Да стар и ленив становлюсь)) Мне в последнее время проще все изложить вот так вот в беседах, чем что-то специально писать)) Но может сподоблюсь, как мысли в порядок придут. Давит всякая мелочевка, да и в последнее время со здоровьем не все хорошо.. А для хорошего, вдумчивого изложения нужна свежая голова))
Текст скрыт развернуть
1
Гордей
Гордей Axel Wintermann 25 января, в 23:29 Дружище, лучше то не будет, если здоровье сигналит. :) А находки нельзя оставлять втуне. Вот Пересвет, острослов,
исследователь. надо наставлять на путь истинный..Например, Маркова читать довольно тяжело. А обзор древнего человечества у Пересвета изложен ярко и всё схвачено...
Текст скрыт развернуть
1
Гордей
Гордей Axel Wintermann 26 января, в 00:38 Олаф был объявлен эльфом..Удивительно для столь жёсткого общества. Всё же христианство приняла властвующая элита. То есть люди более мыслящие. В хорошем фильме с Николасом Кейджем по сарматской гипотезе короля Артура, язычниками являются саксы и очень похоже выглядят можно сказать идентично вот викингам из сериала. Всё происходит на триста примерно лет раньше в той же Британии. Текст скрыт развернуть
1
Axel Wintermann
Axel Wintermann Гордей 26 января, в 07:45 Ну таки стараюсь его просвещать, хотя кажется, я его перегружаю. Но материала то валом, а его еще осмысливать надо. Древний период у него очень хорошо описан, а вот приближаясь к мезолиту, если рассматривать многоплановые концепции, соединять антропологию, генетику, лингвистику, археологию. Тут мы становимся в сложную ситуацию, когда учёные каждой отрасли тянут одеяло на себя. Вот та же ситуация с Кристьянсеном. Он, как генетик, говорит было вот так, а не иначе. А ему Клейн с Козинцевым отвечают, нет так быть не могло. И у каждого свои доводы. Тут надо размышлять, а могло ли быть как то по третьему варианту. Чаще всего оказывается, что могло. Текст скрыт развернуть
0
Axel Wintermann
Axel Wintermann Гордей 26 января, в 08:13 Да общество не простое, но и они были не лютыми извергами. Большинство скандинавов были обычными пахарями,пастухами, рыбаками, кузнецами. А вовсе не воинами. И как большинство людей того времени их куда больше заботило здоровье родных и урожай, а не то, кого ещё пограбит какой из ярлов. По сей причине, народная память лучше запомнила Олафа, который был добр, и при котором спокойно жилось,а не его буйного братца Хальвдана. Хотя официальные летописатели больше внимания уделяли последнему, как отцу Хорфагера.
С христианством в Скандинавии ситуация была очень сложная. Оно проникает туда довольно рано и ползучая христианизация начинается еще в начале 1Х века. Во второй половине века в Дании насчитывалось уже 3 церкви. Давление империи франков было огромным. Лебедев был склонен считать, что камерные могилы стали следствием проникновения христианской традиции в скандинавскую среду. Вместе с тем, сопротивление языческой знати конунгам, пытавшимся ввести христианство было сильным. Тут можно говорить, что криминализация была ползучей, в результате, получился сложный симбиоз христианства с язычеством. Это то и предопредилило то, что Реформация прошла в Скандинавии быстро и практически безболезненно.
Текст скрыт развернуть
1
Гордей
Гордей Axel Wintermann 27 января, в 01:52 В древних сочинениях Тартария именовалась "Сарматия Азиатская", а также "Скифия" и "Серика" (которую на сегодняшний день приблизительно занимает Катай). Услышали в Европе впервые это ужасное имя в 1212 г. "Орды", с их языка, означает множество. Текст скрыт развернуть
1
Показать новые комментарии
Комментарии с 1 по 20 | всего: 144
Комментарии Facebook
Комментарии ВКонтакте
Основные черты вечевого прав…

Основные черты вечевого правосудия в Древней Руси

25 ноя 16, 16:00
+14 1
Домонгольская Русь. Ревизия …

Домонгольская Русь. Ревизия и инвентаризация

30 мар 16, 14:41
+2 1
Борьба Руси с Ордой

Борьба Руси с Ордой

15 июл 14, 19:40
+14 37
Ножи Древней Руси

Ножи Древней Руси

21 авг 14, 18:49
+17 6
Присоединиться

Последние комментарии

Поиск по сайту