Поход на Русь эмира Едигея

Роль Едигея в фильме «Андрей Рублев» (1966) сыграл киргизский актер Болот Бейшеналиев

Роль Едигея в фильме «Андрей Рублев» (1966) сыграл киргизский актер Болот Бейшеналиев

В декабре 1408 года войско золотоордынского правителя Едигея произвело опустошительный набег на Русь

«Той же зимой некий князь ордынский именем Едигей по повелению царя Булата пришел с войском на Русскую землю, а с ним четыре царевича и много татарских князей», — так начинается русское летописное сказание о нашествии на Русь золотоордынского правителя Идигу́.

Едигей родился в 1352 году, он происходил из монгольского племени мангыт, которое распространилось в Средней Азии во время походов Чингисхана. Карьеру он начал при дворе Урус-хана, объединившего под своей властью Синюю Орду, располагавшуюся на территории Западной Сибири и Казахстана. Едигей также проходил службу у Тамерлана, затем у Тохтамыша, позже он поддержал своего племянника Тимур-Кутлуга в его борьбе за власть с Тохтамышем.

Именно войска Едигея, ставшего во главе Мангытского юрта, разгромили в битве на Ворксле объединенное войско Тохтамыша и Витовта, великого князя Литовского. В 1400 году Едигей устранил Тимур-Кутлуга, посадил на престол его младшего брата Шадибека, который являлся номинальным ханом. Таким образом, Едигей стал полновластным правителем Золотой Орды.

Однако, очередной дворцовый переворот, во время которого Едигей убрал Шадибека, несколько ослабил его позиции. Исследователь Роман Почекаев считает, что Едигею для восстановления авторитета среди недовольной знати требовалась короткая победоносная война и богатые трофеи. Для этой цели хорошо подходили русские княжества, которые в период ордынских междоусобиц перестали платить дань. Едигей был хорошо осведомлен о походе Тохтамыша на Москву в 1382 году, из которого тот вернулся с богатой добычей.

В то же время ордынский правитель прекрасно понимал, что каждый год мира для Руси – это накопление и аккумуляция сил. Историк Самуэлла Фингарет отмечает, что «11 лет, с той самой поры, как Едигей захватил власть и стал повелевать Ордой, он знал, что поход на Москву неизбежен. Полмира подчинил он себе. Полмира трепетало при одном его имени. Французские короли слали подарки, византийские императоры предлагали в жкны принцесс. Одна Москва выказывала непокорство».

Великого князя Московского Василия, сына Дмитрия Донского он убедил в том, что идет на Витовта, действительно, некоторые военные операции против Литвы в предшествующее время московские князья проводили совместно с кочевниками. Так, на Угре в 1408 году москвичи стояли вместе с вспомогательными татарскими отрядами, но для Едигея предавать вчерашнего союзника было обычной практикой. Осенью 1408 году он лично возглавил крупное войско в походе на Русь. «Белые камни московской крепости, называемой Кремлем, ордынские воины превратят в пыль, которую разнесут по свету копыта их лошадей», — объявил он своим воинам.

Для князья Василий I такое поведение Едигея стало полной неожиданностью, он спешно отъехал в Кострому для сбора войск, поручив оборону города двоюродному дяде Владимиру Храброму, князю Серпуховскому, имевшему богатый военный опыт.

Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб