Виктор Хомутский предлагает Вам запомнить сайт «Исторический дискуссионный клуб»
Вы хотите запомнить сайт «Исторический дискуссионный клуб»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Мудрее всего время, ибо оно раскрывает все. Диоген Лаэртский

Запомнить

Ностальгический клуб любителей кино

    

 

Ностальгический клуб любителей кино .

Жизнь коротка, искусство вечно. Гиппократ

 

Летопись лихих 90-ых.

 

Яндекс.Метрика
Блог
Чужая война: военные походы монголов в 1237—1242 г.

Чужая война: военные походы монголов в 1237—1242 г.

Штайндорфф Л. Чужая война: военные походы монголов в 1237—1242 г. в хронике Фомы архидиакона сплитского (рус.) // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2002. — №

Виктор Хомутский 11 дек, 09:42
+2 4
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Тюркские рунические надмогильные надписи.

Тюркские рунические надмогильные надписи.

Тюркские рунические надмогильные надписи. Опубликовано из книги : И.В. Кормушин. Тюркские енисейские эпитафии. Тексты и исследования. М., Наука, 1997 Я -] Б

Виктор Хомутский 20 ноя 16, 10:26
+17 79
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
История Казахстана в персидских источниках XIII-XIX вв.

История Казахстана в персидских источниках XIII-XIX вв.

История Казахстана в персидских источниках XIII-XIX вв. В 5-ти т. Автор: (сост.) Абусеитова М.Х. Жанр: первоисточник Описание: Публикация включает в

Виктор Хомутский 26 ноя, 14:43
+9 49
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Праславянский язык — балтский диалект?

Праславянский язык — балтский диалект?

В известной статье Напольских о языке именьковцев, замусоленной до дыр враждующими адептами великорусского шовинизма и татарского национализма, излагается п

Виктор Хомутский 10 дек, 10:09
+6 9
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
В России официально открыт еще один памятник Сталину

В России официально открыт еще один памятник Сталину

Ветер истории согласно словам, приписываемым самому Сталину, медленно, но верно уносит мусор с его могилы. Правда, власть на местах, ориентируясь на пещерный ан

Виктор Хомутский 2 дек, 11:10
+79 82
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Заграничные походы русской армии 1813-14 года/Борис Кипнис

Заграничные походы русской армии 1813-14 года/Борис Кипнис

Известный военный историк рассказывает на фестивале "Цифровая история" о финальном аккорде схватки Александра I с Наполеоном. https://youtu.be/hBS3QbVF

Виктор Хомутский 10 дек, 17:14
+5 1
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Блог
В России официально открыт еще один памятник Сталину

В России официально открыт еще один памятник Сталину

Ветер истории согласно словам, приписываемым самому Сталину, медленно, но верно уносит мусор с его могилы. Правда, власть на местах, ориентируясь на пещерный ан

Виктор Хомутский 2 дек, 11:10
+79 82
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Ученые восстановят облик первых жителей старейшего города Восточной Сибири

Ученые восстановят облик первых жителей старейшего города Восточной Сибири

Работы планируется провести по итогам изучения останков людей, найденных археологами в захоронениях XVII - начала XX веков на территории Енисейска КРАСН

Виктор Хомутский 1 дек, 12:22
+11 1
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Драккары и кнорры

Драккары и кнорры

Корабли викингов делились на два главных типа – боевые драккары и торговые кнорры. Первые были уже и легче для достижения максимальной скорости. Экипаж мог дос

Виктор Хомутский 7 дек, 09:07
+10 3
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Русский каганат IX века

Русский каганат IX века

Информация о русах, содержащаяся в произведениях византийских и арабских авторов IX-XII вв., обычно рассматривается исследователями суммарно, без попыток вы

Виктор Хомутский 2 дек, 12:48
+10 3
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Навигация древних скандинавов

Навигация древних скандинавов

Древние скандинавы путешествовали много. Очень много. Но если посмотреть на карту маршрутов их походов, можно заметить, что в основном, это прибрежное плавание

Виктор Хомутский 9 дек, 10:12
+9 2
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Славяне и германцы в свете антропологических данных

Славяне и германцы в свете антропологических данных

Т. Алексеева - «Славяне и германцы в свете антропологических данных» «Роль антропологического материала в качестве исторического источника неоднократно о

Виктор Хомутский 9 дек, 14:31
+8 7
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

МОНГОЛЫ, ТАТАРЫ И МОНГОЛО-ТАТАРСКОЕ ИГО

развернуть

 

МОНГОЛЫ, ТАТАРЫ И МОНГОЛО-ТАТАРСКОЕ ИГО

"Если кто пожелает описать татар, то ему придется описать множество племен, ибо это общее имя они носят только по их вере, сами же суть различные племена, далеко отстоящие друг от друга..."

Сигизмунд Герберштейн

Большинство отечественных историков, рассматривают форму власти установленную Джучиевым Улусом Монгольской империи над Русскими землями как, "монголо-татарское иго"1. Хотя некоторые исследователи полагают что "ига" вовсе не было, а сложился симбиоз или военный союз Золотой Орды и Руси2. Тем не менее, для обозначения такой формы власти, бытовавшей в различных регионах и эпохах, в европейской исторической науке чаще всего используются термин и понятие "иго". Данная традиция имеет давнюю историю.

В значительной степени это, обусловлено тем, что "иго" — очень древний индоевропейский корень. Он присутствует во многих индоевропейских языках: санскрите, зендском (авестийском), греческом, латинском, готском, хеттском, древневерхненемецком, новоперсидском, литовском, кимрском, ирландском, английском и армянском. Особенно широко представлен он у славян: словенский, чешский, полабский, польский, болгарский, сербский и русский языки, а также встречается в финском зыке.

Первоначальное значение слов с корнем "иго" восходит к связывающему, скрепляющему, или стягивающему что-либо средству. При дальнейшем развитии большинства индоевропейских языков, некоторые слова с таким корнем продолжают сохранять в основном близкие значения. Так, например, в санскрите это: ярмо, пара, натягивать, стягивать, напрягать, род, поколение. В польском — перекладина у саней, упряжка, тягловое животное, а также в топонимах: Jgo — Iomi. В латыни это ярмо, югерь, десятина земли, напрягать, или в названии города — Iguvium. В греческом языке — упряжка, тягловое животное. В хеттском, литовском и финском языках: ярмо, узда, хомут3.

Слово "иго" встречается в древнерусских письменных источниках до монгольского нашествия. Так в Остромировом Евангелии XI в. оно означает: бремя забот, обязанностей и нравственную ношу ниспосланную свыше. В более поздней религиозной литературе и летописях XI—XVII вв. слов "иго" имело очень много близких смысловых значений4. Оно означало: средство, которым связывают, скрепляют что-либо, связь, узы5; хомут, ярмо, узда6; шея7; бремя, тягость, поклажа8; ноша забот и обязанностей, нравственная тягость, ниспосланная свыше9; господство, угнетение, рабство, неволя, гнет управления, власть чужеземных завоевателей10; а также иго Христово или монашеская жизнь11.

Примечательно что, в значении рабство, работное иго, рабское иго, власть чужеземных завоевателей — термин "иго" фигурирует только с XII в., используясь в Поучениях Ильи Архиепископа Новгородского и в других источниках12. Во второй половине XV в. также упоминается "работное иго" Ивана III Васильевича над Новгородом13. При Петре I, в 1691 г., запорожские казаки считали себя находящимися под "московским игом"14. Однако следует подчеркнуть, что в русских летописях термин "иго" или "татарское иго", обозначающее власть Золотой Орды над Русскими землями, не встречено. То есть тогда, этот термин и понятие в русской церковной литературе не использовалось. Они впервые появятся гораздо позже, в иных регионах и государствах.

По-видимому, "татарское иго", впервые стали употреблять в польской исторической литературе конца XV — начала XVI вв. В это время на границах Западной Европы активную внешнюю политику проводит молодое Московское государство, освободившееся от вассальной зависимости золотоордынских ханов. В соседней Польше проявляется повышенный интерес к истории, внешней политике, вооруженным силам, национальным отношениям, внутреннему устройству, традициям и обычаям Московии. Поэтому неслучайно, что впервые словосочетание "татарское иго" использовал в Польской хронике (1515—1519 гг.) Матвей Меховский, профессор Краковского университета, придворный врач и астролог короля Сигизмунда I. Автор различных медицинских и исторических сочинений, восторженно отзывался об Иване III, сбросившем "татарское иго", считая это его важнейшей заслугой, и видимо, глобальным событием эпохи15.

Позже, термин "татарское иго" упоминается также в записках о Московской войне 1578—1582 гг., составленных статс-секретарем другого короля Стефана Батория — Рейнгольдом Гейденштейном. Даже Жак Маржерет, французский наемник и авантюрист, офицер на русской службе и далекий от науки человек, знал, что понимается под "татарским игом". Широко использовался данный термин другими западноевропейскими историками XVII—XVIII вв. В частности, с ним были знакомы англичанин Джон Мильтон и француз Де Ту16. Таким образом, впервые термин "татарское иго", вероятно, был введен в оборот польскими и западноевропейскими историками, а не русскими или российскими.

 


   МОНГОЛЫ, ТАТАРЫ И МОНГОЛО-ТАТАРСКОЕ ИГО

 

 

Увод татаро-монгольскими завоевателями пленных из Галицко-Волынской Руси.

Миниатюра из венгерской хроники. 1488 г.

В. Н. Татищев не употреблял данное словосочетание, возможно потому, что при написании "Истории Российской" преимущественно опирался на ранние русские летописные термины и выражения, где он отсутствует. И. Н. Болтин уже применял термин "татарское владычество"17, а М., М., Щербатов считал, что освобождение от "татарского ига" было огромным достижением Ивана III18. Н. М., Карамзин находил в "татарском иге" как отрицательные — ужесточение законов и нравов, замедление развития просвещения и науки, так и положительные моменты — становление самодержавия, фактор объединения Руси19.

Другое словосочетание, "татаро-монгольское иго", также, скорее всего, происходит из лексикона западных, а не отечественных исследователей. В 1817 г. Христофор Крузе издал Атлас по Европейской истории, где впервые ввел в научный оборот термин "монголо-татарское иго"20. Хотя, этот труд и был переведен на русский язык только в 1845 г., но уже в 20-е годы XIX в. отечественные историки начали использовать эту новую научную дефиницию21. С этого времени термины: "монголо-татары", "монголо-татарское иго", "монгольское иго", "татарское иго" и "ордынское иго", традиционно широко распространяется в отечественной исторической науке. В наших энциклопедических изданиях, под монголо-татарским игом на Руси XIII—XV вв., понимается: система властвования монголо-татарских феодалов, с помощью различных политических, военных и экономических средств, имеющая целью регулярную эксплуатацию завоеванной страны22.

Таким образом, в европейской исторической литературе, термином "иго" обозначается господство, угнетение, рабство, неволя, или власть чужеземных завоевателей над побежденными народами и государствами. Известно что, Древнерусские княжества были подчинены Золотой Орде экономически и политически, а также платили дань. Золотоордынские ханы активно вмешиваются в политику русских княжеств, которую они старались жестко контролировать. Иногда, взаимоотношения Золотой Орды и Русских княжеств характеризуются как "симбиоз", или "военный союз" направленный против стран Западной Европы и некоторых азиатских государств, сначала мусульманских, а после распада Монгольской империи — монгольских23.

Однако следует отметить что, если теоретически так называемый "симбиоз", или "военный союз", какое-то время и мог существовать, то он никогда не был равноправным, добровольным и стабильным. Кроме того, даже в эпохи развитого и позднего средневековья, кратковременные межгосударственные "союзы" обычно оформлялись договорными отношениями. Таких, равноправно-союзнических, взаимоотношений между раздробленными русскими княжествами и Золотой Ордой не могло быть, поскольку ярлыки на правление Владимирским, Тверским, Московским князьям выдавали ханы Улуса Джучи. Русские князья были обязаны по требованию ханов выставлять войско для участия в военных походах Золотой Орды. Кроме того, используя русских князей и их войско, монголы совершают карательные походы против других непокорных русских княжеств. Ханы вызывали князей в Орду, чтобы одним выдать ярлык на княжение, а неугодных казнить или помиловать. В этот период Русские земли фактически находились под властью или игом Улуса Джучи. Хотя, иногда внешнеполитические интересы золотоордынских ханов и Русских князей, по разным обстоятельствам, могли в чем-то совпадать. Золотая Орда — это "государство-химера", в котором элиту составляют завоеватели, а низшие слои — покоренные народы24. Монгольская золотоордынская элита установила власть над половцами, аланами, черкесами, хазарами, булгарами, финно-угорскими народами, а также поставила в жесткую вассальную зависимость Русские княжества. Поэтому, можно полагать что, научный термин "иго" вполне приемлем для обозначения в исторической литературе характера власти Золотой Орды установленной не только над Русскими землями.

Вместе с тем, следует подчеркнуть что, до сих пор медиевисты используют и трактуют термины: "монголо-татары" и "татары" очень широко. Порой ими обозначаются не идентичные исторические явления. Это произошло из-за того что, достаточно рано эти термины стали использоваться как этнонимы, политонимы, лингвоиды и конфессионимы. Древняя этническая и дополитическая история монголов и татар связана с регионами далекими от Восточной Европы. Известно, что этнонимы, даваемые данному этносу другими народами, нередко существенно отличаются по смыслу и содержанию от их самоназваний. Так например китайские историки X—XII вв. отделяют татар (Да-Да, Татань, Те-дань и др.) от монголов, отмечая что, монголами татары стали называть себя лишь в XIII вв25. В официальной монгольской средневековой истории монгол и татар также не смешивали, считая их совершенно разными народами26. "Монголы" и "татары" это, прежде всего собственные этнические самоназвания древних племен, внешние признаки и собственные имена, или эндоэтнонимы и лингвоиды, одновременно обозначавшие всех людей проживавших внутри определенных этносоциальных потестарных образований.

Данные термины европейцы стали позже использовать, прежде всего, как политонимы и этнонимы, для обозначения армии Монгольской империи устремившейся в Восточную Европу, а затем распространили на новое государственное образование — Улус Джучи и его народонаселения. При этом, европейцы распространяли самоназвания двух разных родоплеменных групп на все племена, входившие в состав армии завоевателей. Однако, используемые европейцами самоназвания этнических групп, отражали лишь незначительную часть действительного этнического характера армии Чингисхана. Они не соответствовали основному этническому составу народонаселения Золотой Орды. Таким образом, в ходе нашествия, монголы и татары оказались достаточно далеко от своей первоначальной этнической прародины, но их этнические самоназвания стали использоваться также как политонимы, ассоциируясь у соседей с новым государственным организмом — Улусом Джучи.

В начале XIII в. китайцы, арабы и европейцы уже именуют монголами и татарами один и тот же народ27. Армянские историки XIII в. не только называли его монголами, татарами, тугарами, но также объединяли эти два разных этнонима в один мугал — татары28. П. Карпини и Г. Рубрук, хотя также называли их монголами (монгалами и моалами) и татарами, но, тем не менее, верно считали, что монголы подчинили себе татар29. Так получилось, что в большинстве европейских источников XIII—XVI вв. закрепилось только лишь один термин — "татары"30. Например, русские летописи XIII—XV вв. не содержат слова "монголы". Здесь во время "Батыева погрома" (1237—1241 гг.) фигурируют татары, таурмены (таумены, торкмене, тортмене) и печенеги (печенези), а в XIV—XVI вв. сохранилось только название "татары", реже "татарове"31. После распада Золотой Орды, в Западной Европе и в России, название татары сохранилось как своеобразный этноним. При этом, им стали обозначать совершенно различные тюркские и другие народы, как проживавшие на территории бывшей Золотой Орды и Монгольской империи, так и в СССР32.

Однако, жителей бывшей Волжской Булгарии, также входившие в состав народонаселения Золотой Орды, русские летописи XIII—XIV вв. не относили к татарам. С середины XIV – до конца XVII вв., население этого региона традиционно именовалось болгарами или казанцами, а Казань считалась булгарским городом33. Только после распада Золотой Орды летописцы автоматически переносят этноним "татары" на новые государственные образования, с соответствующим уточнением: казанские, астраханские, крымские, ногайские и др. В середине XVI в. С. Герберштейн писал, что название "татары" объединяет различные племена, находящиеся друг от друга на большом расстоянии, и употребляется из-за того, что у них одна вера34. Иными словами, термин "татары" стал конфессионимумом, обозначая и ассоциируясь с мусульманством. То есть, полагалось что, все мусульмане — татары.

Сами жители Казани не любили, когда их называли татарами. Кроме того, в XIII—XV вв. население бывшей Волжской Булгарии, в русских летописях иногда называли "бесерменами" — искаженное от "мусульмане"35. Только с XVI в. население Казанского ханства стали все чаше именоваться татарами, что окончательно закрепилось в XVIII в36. Возможно, здесь существенную роль сыграла внешняя политика, проводимая казанскими ханами по отношению к Московии. Поэтому, на Руси рассматривали Казанское ханство, как одного из наследников традиционно антирусской политики Золотой Орды37. Также, допускают что название "татары", населению бывшей Волжской Булгарии и Казанского ханства, пытались навязать русские священники и чиновники XVIIIXIX вв. Тем не менее, жители этого региона до конца XIX в. считали себя болгарами, и лишь в конце XIX — начале XX вв. приняли название "татары"38. Большинство отечественных историков, достаточно обоснованно, считают нынешних казанских татар прямыми потомками волжских булгар39.

МОНГОЛЫ, ТАТАРЫ И МОНГОЛО-ТАТАРСКОЕ ИГО

МОНГОЛЫ, ТАТАРЫ И МОНГОЛО-ТАТАРСКОЕ ИГО

 

В XIV—XVI вв. термин "татары" употреблялся как минимум в трех разных значениях. 1. Улус Джучи (Золотая Орда) — как государство татар, название которого происходит от правящего татарского клана (арабские авторы, европейские путешественники, русские летописи, народный эпос "Идигей"); 2. Татары, как слой военно-феодальной знати многих племен, подвластных Золотой Орде, выводивших свое происхождение от социально-престижных татар (арабские авторы, европейские путешественники и купцы, Рашид-ад-дин); 3. Татары, как кочевой преимущественно тюркоязычный народ (арабские авторы, европейские путешественники, русские летописи, народный эпос "Идигей")40.

Тем не менее, термин "татары" во всех случаях несет в себе и этническое содержание. В Европе даже до XIX в. татарами называли все народы от Волги до Китая, Японии, Тибета и Ледовитого океана41. В России XIX — начала XX вв. так именовали многие народы, в основном тюркоязычные: кавказские татары (азербайджанцы), минусинские или абаканские (хакасы), поволжские, сибирские, крымские, семипалатинские (часть казахов), таранчинские татары (уйгуры) и ряд других народов Северного Кавказа и Сибири. В настоящее время этноним "татары" закрепился за татарами Среднего Поволжья и Приуралья, крымскими и сибирскими татарами (туринские, тюменские, ишимские, ялуторовские, иртышские, тобольские, тарские, бухарские, чацкие, аринские, барабинские, томские татары)42.

Особенно широкое распространение термин "монголо-татары" получает только в ходе активного научного изучения истории Евразийских государственных образований эпохи Золотой Орды. Попытки ликвидировать кажущееся несоответствие между хорошо известными этнонимами, топонимами и политонимами как "монголы" и "Монголия", а также постоянно встречающимися в средневековых источниках терминами "татары" и "Татария" привели к появлению странного по своему содержанию словообразованию "монголо-татары". Внешне оно вроде бы примиряет историко-географические традиции средневековья и новейшего времени.

Так, В. Н. Татищев употреблял два термина: "монголы" и "татары"43. М. М. Щербатов использовал три: "татары", "монголы", "мунгалы", а также впервые предложил их всех именовать "моголистанскими татарами"44. Вслед за ним эти названия использовал И. Н. Болтин45. Ведя речь о "монголах" и "татарах", Н. М., Карамзин полагал, что название "татары" распространялось русскими на завоевателей, поскольку большая часть монгольского войска состояла именно из татар46.

Как уже отмечалось выше, впервые термин "монголо-татары" применил Христофор Крузе в 1817 г.47, а из российских исследователей вероятно П. Наумов. Хотя исследователь справедливо заметил, что завоевателями были не татары, а монголы. Причиной того, что их называли татарами явилось то, что монголы по мере приближения к странам Западной Азии и Руси были усилены местными татарами, Т. е. тюркскими народами48. С тех пор термин "монголо-татары" достаточно широко употребляется в исторической науке.

В средневековой этнической истории монгольских и тюркских племен Средней, Центральной и Восточной Азии много запутанного и спорного. Поэтому, следует согласиться с исследователями полагающими, что вопрос о том, какие племена из перечисленных у Рашид-ад-дина и китайских историков являются тюркскими, или монгольскими, в настоящее время вряд ли разрешимый. В значительной степени это затруднено тем, что название племен, титулов и личные имена у народов этого региона сильно перемешаны в результате заимствований49. Тем не менее, существует несколько версии о происхождении монголов и татар.

Согласно одной из них, монголы (Мэньву) являются частью отуз-татар (северных шивейцев), родственны токуз-татарам (южным шивейцам), и происходят от черноречных мохэсцев, близких хисцам, уйгурам, тукюэсцам, киданям, кумохам и другим племенам тунгусо-манчжурского происхождения. Иными словами, монголы и татары — племена тунгусо-манчжурского происхождения50. По другой версии, монголы и татары — монголоязычные племена, в современном понимании, родственные кумохам, каям, киданям, кераитам, найманам, меркитам, ойратам, мангытам и др51. Третий вариант предполагает, что татары — племя тюркского происхождения52.

Кроме того, имеются еще гипотезы о том, кто от кого произошел, монголы от татар или наоборот. Некогда существовало древнее племя монголов и так же именовался один из родов у татар, который стал правящим и дал впоследствии название Монгольской империи Чингиза53. Этноним "монголы" (мэнгу) очень древнего происхождения, но встречается в источниках очень редко. По другой гипотезе, монголы не смешивались с татарами (Да-Да) и первыми образовали империю Чингиза54. Существующие разногласия между историками по этим вопросам объясняются противоречивостью, а иногда тенденциозностью сведений, сообщаемых древними авторами55.

Следует согласиться с исследователями, полагающими, что когда один народ приобретает перевес над другим, то над родами последнего старались поставить родственников или знаменитых лиц из числа завоевателей. Поэтому имена этих начальников служили поводом к перемене названия всего поколения (рода-племени). Но правители не могли изменить повседневный язык у побежденных. Названия племен, приведенные Рашид-ад-дином, скорее всего, произошли от личных имен.

Поэтому, между тремя главными народами, поселившимися в Средней, Центральной и Восточной Азии (маньчжуры, монголы и тюрки), встречаются сходные названия поколений и родов, говорящих на разных языках. Кочевые племена и народы, перемещавшиеся на этом огромном пространстве, оставили повсюду следы своего существования в виде этнонимов и топонимов. Если бы монгольский язык появился только с народом, во главе которого стал Чингис, то вряд ли он мог сделаться общим для племен, кочевавших от Буир-Нора до Иртыша, и от Байкала до Великой Китайской стены. В названиях: найманы, ойраты, тумэнь, дэрбэт и других племен, видны чисто монгольские этнонимы. Поэтому, можно даже допустить, что сам Чингисхан не владел языком, который ныне называется монгольским. Однако он дал имя своим подданным и этому языку.

Кроме того, многие личные имена монголов (Чингис, Угэдэй, Темучин, Мухури и др.) принадлежат неизвестному языку. Народы этого огромного региона с древности говорили на языках, близких к нынешним: на востоке — к маньчжурским, в центре — к монгольским, и на западе — к тюркским. Как народам востока и запада удавалось быть владетелями центра, так и народам центра доставалось господствовать над востоком и западом. Все это приводило к формированию некоторых своеобразных оттенков в наречиях одного языка, а также оставило свои следы в сходстве названий многих племен56. Язык дахуров и солонов представляет нечто среднее между монгольским и маньчжурским, а калмыцкий так отличен по звукам, хотя и сходен по корням с монгольским, что монголы его не понимают. Названия племен, титулов и личные имена у народов этого региона сильно перемешаны в результате заимствований57.

Не зависимо от того, сформировались ли этнонимы "монголы" и "татары" на основе монгольского языка, тунгусо-маньчжурского (что более вероятно) или даже из тюркского, названия рода и племени в данном регионе часто не соответствовало его действительной этнической принадлежности. Тем не менее, монголы и татары X—XII вв., были родственными племенами, говорившие на одном языке, имевшие одинаковые обычаи и внешний вид58. Монгольский язык и монголоязычные племена существовали издавна, но не назывались именем "монголы"59. Вместе с тем, татары — это тюркское племя (VI—VIII вв.)60, с названием тюркского происхождения61, подчинившее в VI—XII вв. многие монголоязычные образования, которые в X—XIII вв. стали также именоваться татарами. Монголы же (мэнгу) — это тунгусо-маньч­жур­ское племя62, жившее в IX—X вв. среди других монголоязычных племен, растворившееся в них, но оставившее им свое название и правящий род, который стал господствовать в XI—XIII вв.

МОНГОЛЫ, ТАТАРЫ И МОНГОЛО-ТАТАРСКОЕ ИГО


Монгольский хан с супругой на троне в присутствии придворных. Иллюстрация из "Истории" Рашид-ад-Дина. Иранская миниатюра Тебризской школы. Около 1330 г.

 

В Средней, Центральной, Восточной Азии и на Дальнем Востоке этнонимы обозначают не только конкретные народы, племена и роды. Они также служат собирательным наименованием для более крупной группы племен, образующих определенное культурное или политическое единство, даже если входящие в него племена разного этнического происхождения. Поэтому, средневековые авторы XI — середины XII вв., рассматривали монголов как часть татар, так как до середины XII в. военно-политическое господство в регионе принадлежало последним. В середине XII в. наоборот, татар стали считать уже частью возвысившихся к тому времени монголов63. В XI—XII вв. монголы воевали с татарами, киданями, чжурчженями, китайцами. Род или племя Мэньву, стало во главе монголоязычных племен, образовав государство "Хамаг Монгол Улус" или государство всех монголов. В первой половине XII в. монголы одерживали победы над чжурчженями и татарами, но силы были неравные и с 60-х годов XII в. начались поражения, которые привели к распаду этого монгольского государства.

В 80-е годы XII в. Темучин возглавил борьбу за восстановление монгольского государства и повел войну со старыми врагами. Возможно, он действительно состоял в родстве с царским родом "Монгол", если его отец Есугей-богатур был племянником Амбагай-хана и внуком Хабул-хана, правителей Монгольского государства64. Китайцы считали Темучина "черным татарином", но по монгольской легенде он происходит из монгольского племени — тайджиют65. Однако есть мнение, что Темучин не мог быть прямым продолжателем исчезнувшей династии Мэньву, поскольку его отец служил простым десятником — офицером в войске Монгольского государства66. Так или иначе, но именно Темучину удалось объединить многие монголоязычные и тюркские племена. Он принял ханский титул и стал называть себя Чингисханом. По мнению китайского автора Мэн-Хуна, монголы в начале XIII в., при Чингисхане, уже не знали, откуда взялось название "монгол".

Допускается, что принять название "монголы" Чингисхана научили и убедили чжурчженские чиновники, поскольку раньше существовал народ Мэнгу, который побеждал чжурчженей и татар и имел своих императоров. Однако, Мэнгу был, потом сильно разгромлен и его царская династия пресеклась. Чингисхан объявил себя преемником этой династии, мстителем за разгром государства, восстановил его название и название рода "монголы"67. При создании своей империи Чингисхану пришлось долго воевать с шестью татарскими племенами, победив которые он приказал всех их перебить. Несмотря на это, значительная часть татар осталась в живых, вошла в состав монгольской армии империи Чингисхана. Многие татары стали потом великими и уважаемыми эмирами68. Поэтому, народонаселение державы Чингисхана в других странах именовалось не только монголами, но и татарами, хотя правящая верхушка была монгольской.

Причину этого явления хорошо показал Рашид-ад-дин: "...При всей вражде и раздоре кои царили в их (татар) среде, — они уже в глубокой древности... были покорителями и владыками большей части монгольских племен и областей, выделяясь своим могуществом и полным почетом... Из-за их (татар) чрезвычайного величия и почетного положения, другие тюркские роды при всем различии их... стали известны под их именем и все назывались татарами. И те различные роды полагали свое величие и достоинство в том, что себя относили к ним (татарам) и стали известны под их именем, вроде того, как в настоящее время, вследствие благоденствия Чингисхана и его рода, поскольку они суть монголы, — разные тюркские племена, подобно джалаирам, татарам, ойратам, онгутам, кераитам, найманам, тангутам и прочим, из которых каждое имело определенное имя и специальное прозвище, — все они из-за самовосхваления называют себя тоже монголами, несмотря на то, что в древности они не признавали этого имени. Их теперешние потомки, таким образом, воображают, что они уже издревле относятся к имени монголов и именуются этим именем, а не так, ибо в древности монголы были лишь одним племенем из всей совокупности тюркских степных племен... Так как внешность, ...прозвание, язык, обычаи и манеры их были близки у одних с другими и хотя в древности они имели небольшое различие в языке и в обычаях, — ныне дошло до того, что монголами называют народы Хитая (Северный Китай) и Джурджия (предки современных маньчжуров), нангясов, уйгуров, кипчаков, туркмен, карлуков, калачей, всех пленных и таджикские народности, которые выросли в среде монголов. И эта совокупность народов для своего величия и достоинства признает полезным называть себя монголами. Перед этим, тоже вследствие силы и могущества татар, был такой же случай и по этой причине еще и поныне в областях Хитая, Хинда и Синда, в Чине и Манчине (Центральный и Южный Китай), в странах киргизов, келаров и башкир, в Дешт-и-Кыпчаке, в северных от него районах, у арабских племен, в Сирии, Египте и Марокко..., все тюркские племена называют татарами..."69 Таким образом, очень многие племена, жившие в среде монголов или татар, или находившиеся под их властью стали именоваться и ассоциироваться с монголами и татарами, перенимая на себя их славу и известность.

Господствующее ядро народонаселения державы Чингисхана, составляли монголы, монголоязычные и тюркские племена, в том числе и татары, значительная часть которых незадолго перед этим была истреблена. В империи также проживали и вошли в армию Чингисхана: джалаиры, суниты, меркиты, карлауты, ойраты, онгуты, кераиты, найманы, тангуты, уйгуры, кидани и бекрины. Из них вышли многие военачальники и чиновники70. В количественном отношении они составляли гораздо большую часть населения державы, чем татары, сыграв в ее истории ничуть не меньшую роль последних.

Г. Рубрук сообщает, что в своих завоевательных походах Чингисхан ставил передовыми отрядами татар, поэтому другие народы стали так называть всех завоевателей, хотя большая часть их погибла в походах71. Как известно, монголы формировали передовые отряды не только из татар, а также из других покоренных народов, посылая их в наиболее опасные места — на убой72. Хотя венгерские миссионеры сообщают, что татары, покорив какой-либо народ или государство "обязывают тех людей впредь именоваться татарами"73, но это не подтверждается другими источниками.

В средневековой Европе и на Востоке, ряд авторов и священников находили, прежде всего, религиозно-мифологическое обоснование причинам появления монголов и татар. Они связывали их с легендарными народами Гог и Магог в христианской традиции, Яджудж и Маджудж — в мусульманской. Якобы, за грехи и жестокость, Александр Македонский изгнал их на край света. При этом, европейцы часто переосмысливали этноним "татары", интерпретируя его как "выходцы из Тартара", то есть из Ада. Благодаря трудам многих известных ученых XIII в.: Матвея Парижского, Роджера Бэкона и др., такой подход хотя и постепенно, но достаточно глубоко внедрилось в общественное сознание европейцев. Поэтому, на Западе тогда даже стали считать "татар" слугами сатаны, демонами и людоедами, посланными людям за их грехи74.

МОНГОЛЫ, ТАТАРЫ И МОНГОЛО-ТАТАРСКОЕ ИГО


Изображение зверств монголов из хроники Матвея Парижского (середина 13 века).

МОНГОЛЫ, ТАТАРЫ И МОНГОЛО-ТАТАРСКОЕ ИГО

Александр Македонский строит стену против народов Гог и Магог (миниатюра из Сербской Александрии)
 

Тем не менее, в армянской рукописи 1248 г. сообщается, что татары, это "народ стрелков", называемых "острыми" и "легкими", или "тур" и "ар". Отсюда получилось слово "татары". Некоторые армянские авторы считали татар потомками "скифов-варваров"75. Слово "татары" также выводилось от "тартыр": тянущий, влекущий, человек, который тянет и переводилось как "царь царей"76. Сочинивший в XVII в. "Родословное древо тюрков" Абул-Гази, полагал что, первоначальное "татар" было именем одного из тюркских ханов, а затем стало названием народа77. Н. М. Карамзин связывал происхождение слова "татары" с названием якутского идола, вместо которого выявилось несколько схожее слово "сята" у якутов и "дьяда" у эвенков78. Исследователи также считают, что "татар", означавшее в Персии и Турции "гонец" и "курьер"79, образовалось из двух слов: "тау" (гора) и "тар"-"тор" (жить), жители гор и горцы80. Этноним "татары" сопоставлялся с персидским словом "тептер" или "дэфтер" (тетрадь) — занесенный в список "колонист" и "переселенец"81. Но его происхождение относится к XVI — XVII вв82. По другому мнению, слово "татары" ("та-та" и "да-да"), в китайском языке обозначало: "грубые", "варвары", "дикие" и "кочевники". Потом же им стали пользоваться арабские и персидские авторы83. Н. Я. Бичурин выводил этноним "татары" от тунгусо-маньчжурского слова "татань", или шалаш84.

Более аргументированным представляется мнение Д. Е. Еремеева, с которым согласны многие авторитетные исследователи. Данный автор считает этноним "татары" тюркоязычным, поскольку он оканчивается на "ар", что встречается и у других тюркских народов: болгар, мадьяр, авар, хазар, сувар, мишар, кабар, кангар и др. "Ар" в персидском языке означает "человек", "мужчина". От него происходит тюркское "эр"/"ир" в том же значении. Слово "тат" — одно из названий древнего иранского населения. По М. Кашгари, татами тюрки называют тех, кто говорил на персидском языке "фарси" (иранском). Потом тюрки стали так именовать уйгуров, китайцев и вообще всех чужеземцев и соседние тюркские племена85. Скорее всего, этноним "татары" — тюркско-иранского происхождения. Название "монголы" (мангу), вероятно, происходит от тунгусо-маньчжурского слова "мангу" (река, вода) и означает "речные жители"86.

МОНГОЛЫ, ТАТАРЫ И МОНГОЛО-ТАТАРСКОЕ ИГО


Татары в национальных костюмах.

В Улус Джучи ушло немалое количество завоевателей с семьями, имуществом и скотом. Однако, целью этого грандиозного военного перемещения милитаризованного общества было завоевание, поэтому его нельзя считать переселением. В Улус Джучи, было выделено 4000 воинов коренных монгольских племен: сайджиют, кингит и хушин. Большая часть войск Токты и Баяна, в конце XIII — начале XIV вв., состояла из этих племен, а потом к ним прибавились войска русских, черкесов, кипчаков, маджаров, и других покоренных народов. Из-за распрей между родственниками в Монголии, некоторые коренные монголы переселились в Улус Джучи87. Джучи получил в свой улус 9000 юрт88, что составляет, примерно, 30 000 воинов89. Но все эти сведения относятся к 20-м годам XIII., т. е. еще до похода на Русь, когда "Улус Джучи" еще не стал самостоятельным государством. В нашествиях на Русь, скорее всего, участвовало 120—140 тысяч воинов, 75 % которых были выходцами из покоренных монголами народов.

Источники не позволяют сделать достаточно точный и бесспорный вывод, сколько монголов, татар и воинов других племен осталось жить в Восточной Европе, или вернулось назад в Монголию. Известно, что в состав войск золотоордынского хана Токты в конце XIII в. входили части из племени кыят (10 000 человек), а в войсках Ногая было большое количество мангыт. В Золотой Орде еще встречаются племена конгурат, и алчи-татар. Все они, кроме алчи-татар, — коренные монгольские племена90. Подтверждением этого, служат названия аристократических родов Золотой Орды и государств, образовавшихся после ее распада: мангит (мангыт, мангут), барын (баарин), аргын (аркулат?), кыят (кият), найман, ширин, кунграт (кунгират)91. Сведения о том, что в Золотой Орде получили некоторое распространение такие религии как несторианство и буддизм, в форме ламаизма, являются косвенным свидетельством проживания здесь представителей таких покоренных монголами племен, как уйгуры, кереиты (кераиты), онгуты, тангуты, кара-китаи (кидани), найманы, меркиты (мергиты), чжурчжени и других более мелких этносов92.

Основное же эксплуатируемое население Золотой Орды, с этнической точки зрения, представляло собой довольно пестрый конгломерат покоренных народов: волжские булгары, русские, ясы, черкесы, хазары, половцы (кипчаки) и др. Золотоордынские города, созданные руками жестоко эксплуатируемых ремесленников из Хорезма, Северного Кавказа, Руси и других покоренных государств, в XIII — начале XIV вв. переживали бурный экономический рост93. Однако, большинство населения Золотой Орды составляли, жившие здесь до прихода завоевателей, номады половцы (кипчаки), в среде которых уже в XIV в. начинает растворяться часть завоевателей. Такое положение охарактеризовано Эл-Омари: "...В древности это государство было страной кипчаков, но, когда им завладели татары, то они (кипчаки) сделались их подданными. Потом они (татары) смешались и породнились с ними (кипчаками), и земля одержала верх над природными и расовыми качествами их (татар) и все они стали точно кипчаки, как будто они одного (с ними) рода... "94.

Насколько быстро шел процесс тюркизации завоевателей видно из того факта, что уже в XIV в. в Золотой Орде сложился и был широко распространен тюркский, или западнотюркский - кипчакский литературный язык. При Берке-хане, в качестве официального языка звучит, в основном, тюркская речь. Ярлыки Тохтамыша (1382 г. и 1393 г.) и Кутлуг-Тимура написаны на среднеазиатско - тюркском и кыпчакском языках. В XIII веке дипломатическая переписка иногда еще велась на монгольском языке. Так, в ряде арабских источников, указывается, что в 1283 г. к египетскому султану прибыли послы от золотоордынского хана Туда-Менгу с посланием, написанном на монгольском и арабском языках. Однако, монгольский язык применялся все реже и в XIV веке исчез из обихода совсем. Тюркский же язык народов Поволжья и Урала, включал очень много огузских элементов и сложился прежде всего на кипчакско - огузской основе, отличавшейся от Среднеазиатской чагатайской. Кроме того, живая повседневная речь жителей золотоордынских городов Поволжья, содержала большое количество огузских элементов.

В складывание золотоордынского литературного языка, значительный вклад, внесли деятели культуры из городов низовий Сырдарьи. Некоторые элементы среднеазиатского тюркского языка были привнесены выходцами из Хорезма, игравшими в Золотой Орде существенную роль. От переписчиков, которыми обычно были уйгуры, в этот язык попало некоторое количество уйгурских слов. Тем не менее, в целом литературный язык Золотой Орды сложился на кыпчакской основе. Официальные и деловые бумаги писались на разных языках, в том числе и на кыпчакском. В Новом Сарае и других ордынских городах, встречено вещи с надписями на данном или близком к нему тюркском языке. Итальянский финансист XIV века Ф. Пеголотти, в своем руководстве для купцов, ведущих дела в Золотой Орде, советуют иметь переводчиков, знающих команский (половецкий) язык. Важным свидетельством о преимущественном распространении половецкого языка, не только среди кочевого, но и городского населения, служит "Codex Cumanicus", или половецкий словарь, составленный в конце XIII в. для иностранных купцов, торгующих в Золотой Орде95.

Основным населением в степной части Золотой Орды оставались прежние кыпчакские (половецкие) племена. Поэтому, большинство степных курганов сохраняют в золотоордынскую эпоху обряд и набор вещей, характерных именно для половцев. Пришлые монголы оставили некоторые собственные погребения и группы курганов, не внеся существенных изменений в этнический состав народонаселения степей. Появились некоторые новые черты погребального обряда: захоронения с северной ориентировкой, подбойные могилы, вырезанные из листовой бронзы идольчики, головные уборы типа описанной у П. Карпини шапки-бокки. Все эти черты пришлого восточного этноса не образуют устойчивого комплекса признаков и растворены среди половецких погребений. Монгольское завоевание вызвало определенное перераспределение кочевого населения Дешт-и-Кыпчак. Например, массы черных клобуков переселились из районов реки Роси на Волгу. Значительно увеличилось кочевое население степей Нижнего Поволжья, в связи с переносом сюда основных городских центров Золотой Орды. Вместе с тем, ряд локальных признаков, сложившихся в половецкой степи до монгольского завоевания, сохранился и развивался в XIII—XIV вв.. Так основное родоплеменное и этническое деление восточноевропейских и западноказахстанских степей, на западно-половецкую, восточно-половецкую и гузскую повторилось в делении Улуса Джучи на Улус Бату (Восточная Европа), Улус Шибана (Сибирь и Казахстан) и Улус Орду (Приаралье). Частично сохранилась и старая социальная структура половецкого общества96.

Оставшееся в Восточной Европе собственно монгольское золотоордынское население, было сравнительно немногочисленным, растворилось в массе половцев, слабо изменив их этнический и расовый состав97. Более выраженная примесь монголоидного элемента обнаруживается лишь в Заволжье98. Постепенно, вместе с ростом и исламизацией городов, постоянным пополнением их населения за счет тюрков-кочевников, возрастают непосредственные контакты монгольской аристократии с представителями других этносов и языковых групп, расовых и антропологических типов. Это подтверждается антропологией. Так, например, по материалам некрополя Водянского городища (Бельджамен / Бездеж), чем выше социальное положение покойника, тем больше он имеет монголоидных признаков и наоборот. Однако к концу XIV в. процесс смешения монгольской аристократии зашел так далеко, что значительное число ее лиц уже относится к переходному или смешанному монголоидно-европеоидному антропологическому типу99. В итоге, к концу XIV в. большинство завоевателей монголов, уже утратило основные черты своего этнического, расового, языкового и культурного своеобразия.

В целом, монгольское завоевание, благодаря которому образовалась и существовала Золотая Орда, хотя существенно и не изменило этнический состав народонаселения Восточной Европы, но этнополитическая ситуация в регионе стала совершенно иной. Поэтому, некоторые исследователи, утверждают, что в Золотой Орде уже почти сложилась единая татарская народность, окончательно оформившаяся только после ее распада. Хотя имеются заметные этноязыковые различия между ее некоторыми более поздними этнографическими группами. В культуре, языке и происхождении крымских, казанских, астраханских и ногайских татар, а также казахов и узбеков, действительно больше общего, чем различий100. Тем не менее, достаточно аргументированной представляется иная точка зрения о том, что в Золотой Орде не сложилось единой татарской народности, с общей культурой и этническим самосознанием101.

Народонаселение, завоеванное монголами и вошедшее в состав Золотой Орды, также частично перемешалось, или было ассимилировано соседями. Некоторые племена "впитав" в себя монгольскую аристократию, возродились под новыми названиями, но в старых и традиционных географических регионах своего компактного проживания. По этим традиционным этнополитическим, хозяйственно-культурным и экономическим центрам консолидации, затем и распалась Золотая Орда: Крымское (крымские татары — потомки половцев, хазар, готов), Казанское (казанские татары — потомки волжских булгар) и Астраханское (астраханские татары — потомки половцев, кипчаков, хазар, алан, ясов) Ханства, а также ногайская Орда (ногайские татары — потомки мангытов, половцев и других тюркских народов). Распад и дробление Золотой Орды, как раз, и является показателем активизации процесса обособления культуры отдельных тюркских народностей, начало которому, вероятно, было положено монгольским завоеванием. Образование Золотой Орды привело затем к этнической регенерации ряда тюркских народов Восточной Европы и Средней Азии под новыми названиями.

Таким образом, термин "иго" в значении господство, угнетение, рабство, неволя, власть чужеземных завоевателей над побежденными подходит для обозначения политической и экономической зависимости Русских княжеств, Волжской Болгарии, а также кочевников Восточной Европы — от Золотой Орды. Словосочетание "монголо-татары" произошло от названий двух племен — монголов и татар. При Чингисхане, название "монголы" сделалось официальным, возродив имя правящего рода или племени, к тому времени уже не существовавшего. Монголами и татарами стали называться все племена и народы, входившие в державу Чингисхана. Кроме того, так их именовали соседние народы, находившиеся в XII—XIII вв. под властью монголов или татар. В этнонимике перенос названия правящего и господствующего рода или племени на все государство, встречается довольно часто. Также часто случается, что за каким то народом постепенно закрепляется не собственное самоназвание, а другое боле распространенное среди его соседей. Это произошло и в данном случае.

В Золотой Орде, сами завоеватели монголы, составляли незначительную часть народонаселения, постепенно утратившего свои основные этнические, расовые, языковые, культурные и религиозные черты. Название "монголы", применительно к основной части населения в Золотой Орд, не использовалось, а соседние народы именовали его "татарами". В этническом плане, Золотую Орду нельзя считать монгольским или татарским государством, поскольку эти этносы не могли быть в нем преобладающими. Основу золотоордынского народонаселения составляли половцы-кипчаки, волжские булгары, буртасы, башкиры, ясы, черкесы, хазары, русские и переселенные из Средней Азии тюрки.

МОНГОЛЫ, ТАТАРЫ И МОНГОЛО-ТАТАРСКОЕ ИГО


Суриков Василий Иванович (1848-1916): Головы татар (старика и молодого). 1893

 

В Улусе Джучи правила монгольская династия и аристократия. Золотая Орды не была государством, выросшим путем саморазвития какого-либо одного народа. Это искусственное государственное образование, сложившееся путем насильственного захвата чужих земель и существовавшее за счет жестокой эксплуатации покоренных народов. В экономическом отношении Золотая орда "... представляла собой симбиоз кочевого и оседлого населения. Южнорусские и северокавказские степи представляли монголам и тюркам обширные пастбища для табунов и скота"102.

Несмотря на то, что в соседних государствах народонаселение Золотой Орды называли татарами, тогда Волжская Булгария, Нижнее Поволжье и Предкавказье, Крым, Хорезм и Восточноевропейские степи были заселены не татарами, а в основном другими племенами и народностями, покорёнными Монгольской империей. Это были племена, говорившие преимущественно на тюркских языках: "В западной части Золотой Орды тюркский элемент был представлен, главным образом, кипчаками (половцами), а также остаточной частью хазар и печенегов. К востоку от среднего течения Волги, в бассейне реки Камы, жили оставшиеся булгары и полутюркизированные угры (башкиры). К востоку от нижней Волги мангыты (Ногай) и другие монгольские кланы правили рядом тюркских племен, таких, как кипчаки и огузы, большинство из которых смешалось с иранскими аборигенами. Численное превосходство тюрков делало естественным то, что монголы постепенно должны были тюркизироваться, а монгольский язык, даже внутри правящих классов, уступил место тюркскому"103. Внутри этого государства шел интенсивный процесс слияния этносов в новые этнические образования, а также их консолидации вокруг городских центров культуры104. По этим наиболее крупным политическим, экономическим центрам и распалась в середине XV века Золотая Орда, просуществовавшая около 200 лет. Ее распад инициировал этническое возрождение и самостоятельность целого ряда тюркских народов Евразии. Термин "монголо-татары " не отражает этнический состав народонаселения Золотой Орды. Фактически это государство нельзя называть татарским, поскольку это не соответствует его этническому составу, а также официальному статусу — Улус Джучи.

 

Из книги "Религия в Золотой Орде" Малов Н.М., Малышев А.Б., Ракушин А.И.


Опубликовал Виктор Хомутский , 01.10.2013 в 12:45
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
виктор м
виктор м Vladimir maykhov 15 апреля 17, в 17:14 Чивилихин - беллетрист. Как Дюма. Текст скрыт развернуть
1
Комментарий удалён.
Dmitry Tikhonov
Dmitry Tikhonov 4 октября 13, в 07:32 чушь , в кучу все собрано Текст скрыт развернуть
2
alshi
alshi 4 октября 13, в 08:45 А история, она диктуется географией и текущим политическим моментом... В Москве из учебников исчезнет "татарское иго", в Казани появится "русское иго"... То бишь "военно-политческий союз", гыыыы.... 8) Текст скрыт развернуть
2
Лаки Лукерья Андреевна (не Помню)
Лаки Лукерья Андреевна (не Помню) alshi 4 октября 13, в 12:59 Закон сохраниния Иго в природе... Ломоносов еще его пропагандировал... Текст скрыт развернуть
1
Парамонов Александр
Парамонов Александр 4 октября 13, в 12:57 Для учащихся - полезно... Написан новый учебник, "магистральщики" не сдадутся без боя... Текст скрыт развернуть
0
Алексей Банников
Алексей Банников 4 октября 13, в 15:00 Добавить нечего, ибо весьма и весьма толково... Текст скрыт развернуть
1
Комментарий удалён.
Камиль Халфин
Камиль Халфин 13 декабря 13, в 00:39 Тут об "иге" и прочих пропагандистских мифах, сочиненных врагами предков стратегических этносов Евразии: http://historicaldis.ru/blog/43253836360/O-podlinnoy-istorii... Текст скрыт развернуть
1
Лаки Лукерья Андреевна (не Помню)
Лаки Лукерья Андреевна (не Помню) Камиль Халфин 13 декабря 13, в 01:35 Ссылка не работает... Что бы это значило??? Текст скрыт развернуть
-1
Сергей Смирнов
Сергей Смирнов 8 мая 14, в 18:55 120 000 воинов = 500 000 лошадей и верблюдов + 1 500 000 баранов.Бред.Не одна степь токого не выдержит Текст скрыт развернуть
2
Kirei
Kirei 4 августа 15, в 18:39 ",,,Пояснения к приложению 3

«Монголо-татарская империя».
Карта из книги Грекова Б.Д., Якубовского А.Ю.
«Золотая Орда и ее падение».

Держава татар, или Великая Татария, в XIII-XIV веках.
Так называли эту страну ее современники, например, средне-
вековые западноевропейцы и арабы (например, Марко Поло);
много позднее официальные историки ее назвали «Монголо-
татарская империя».
Состояла она в XIII–XIV веках из разных Улусов (уделов-
государств) и представляла собой, как видим, федерацию, в
которую входили:
1) «Юаньская империя», вернее, Улус Верховного хана
державы — «Великого царя всех татар» (Марко Поло);
2) «Джагатайское ханство» — Улус Чагатая (сына Чын-
гыз хана), занимавший в основном территории Восточного
Туркестана, которые уже в VIII-IX веках называли «страной
уйгуров и татар» (12), (48);
3) «Царство Ильханов», по определению средневековых
арабов — «держава татар Хулагу» (75);
4) Золотая Орда, называли ее также «Северной Державой
татар» (75). Золотую Орду, предшественницу России, называ-
ли также Улусом Джучи, по имени сына Чынгыз хана Джу-
чи, — вернее, звали его Яучы (Җаучы), одно из значений это-
го слова на татарском языке — «Ратник» (37, 88-90).
Заметим, что советские историки изобразили Золотую
Орду в полном соответствии со стараниями романовской ис-
торической науки, направленными на сокрытие и искажение
истории татар, несмотря на то, что, в принципе, признавали
это государство татарским.
293
Обратим внимание, что на карте указаны вроде бы как два
разных государства — «Золотая Орда» и «Белая Орда». Но на
самом деле эти два названия относились к одному государству,
и верноподданные этого государства называли его как «Золо-
той», так и «Белой» Ордой еще и в XV веке – как русские, так
и татары (21, 145-146), (40, 11). И территория Золотой Орды на
самом деле включала южную часть Восточной Европы до Чер-
ного моря, Южную Сибирь и часть Средней Азии.
То есть романовским и советским историкам нужно было
скрыть, что основной частью территорий Золотой Орды ста-
ли земли, которые контролировались еще в IX–XII веках Ки-
макским государством, созданном татарами примерно в VIII–
IX веках (37), и что еще и в XV веке Золотая Орда сохраняла
единство — об этом написано в данной книге. К тому же, из-
вестно, что Золотая Орда имела в Средней Азии общую грани-
цу с «Юаньской империей» — Улусом Верховного хана (царя)
всех татар (66). Например, г. Бухара и расположенный от него
примерно на 200 км восточнее г. Самарканд были подвластны
Золотой Орде (75), (76). А на карте советского историка эти
территории отнесены к «Джагатайскому ханству». Там, мол,
были «территории среднеазиатских советских республик и по-
этому никак не могли эти земли относиться к татарской Орде».
И якобы даже язык там был «другой, чагатайский».
На самом деле Улус Чагатая занимал, повторим, в ос-
новном территорию Восточного Туркестана. А на карте тер-
ритории Улуса Чагатая «уступили» Юаньской империи (яко-
бы китайской) – в точном соответствии с соглашением между
Мао и Сталиным, отдавшим китайцам Восточный Туркестан
в 1945 г.
В состав Монголо-татарской империи входило много го-
сударств евразийских народов — верноподданных этой дер-
жавы, в том числе и Русь.
Эти народы присоединились к начатому средневековыми
татарами, соратниками и соплеменниками Чынгыз хана дви-
жению «монголов» («вечных») (37), в результате которого и
появилась эта Евразийская держава. Верноподданные дер-
жавы называли ее на старотатарском языке «Мәңгел Олыс»
(Mangol Olus), то есть своим общим Вечным Уделом (дер-
жавой). Поэтому в данной книге «Монголо-татарскую импе-
рию» (как видим, в принципе, это правильное название) мы
в основном будем называть также скромно и коротко, как и
его основатели-татары, — Державой Монгол, то есть «Веч-
ной державой» (38)..."

Из книги "Наследие татар" (авторы Г. Еникеев, Ш. Китабчы).
Текст скрыт развернуть
0
Kirei
Kirei 4 августа 15, в 18:41 "... Пояснения к приложению 3

«Монголо-татарская империя».
Карта из книги Грекова Б.Д., Якубовского А.Ю.
«Золотая Орда и ее падение».

Держава татар, или Великая Татария, в XIII-XIV веках.
Так называли эту страну ее современники, например, средне-
вековые западноевропейцы и арабы (например, Марко Поло);
много позднее официальные историки ее назвали «Монголо-
татарская империя».
Состояла она в XIII–XIV веках из разных Улусов (уделов-
государств) и представляла собой, как видим, федерацию, в
которую входили:
1) «Юаньская империя», вернее, Улус Верховного хана
державы — «Великого царя всех татар» (Марко Поло);
2) «Джагатайское ханство» — Улус Чагатая (сына Чын-
гыз хана), занимавший в основном территории Восточного
Туркестана, которые уже в VIII-IX веках называли «страной
уйгуров и татар» (12), (48);
3) «Царство Ильханов», по определению средневековых
арабов — «держава татар Хулагу» (75);
4) Золотая Орда, называли ее также «Северной Державой
татар» (75). Золотую Орду, предшественницу России, называ-
ли также Улусом Джучи, по имени сына Чынгыз хана Джу-
чи, — вернее, звали его Яучы (Җаучы), одно из значений это-
го слова на татарском языке — «Ратник» (37, 88-90).
Заметим, что советские историки изобразили Золотую
Орду в полном соответствии со стараниями романовской ис-
торической науки, направленными на сокрытие и искажение
истории татар, несмотря на то, что, в принципе, признавали
это государство татарским.
293
Обратим внимание, что на карте указаны вроде бы как два
разных государства — «Золотая Орда» и «Белая Орда». Но на
самом деле эти два названия относились к одному государству,
и верноподданные этого государства называли его как «Золо-
той», так и «Белой» Ордой еще и в XV веке – как русские, так
и татары (21, 145-146), (40, 11). И территория Золотой Орды на
самом деле включала южную часть Восточной Европы до Чер-
ного моря, Южную Сибирь и часть Средней Азии.
То есть романовским и советским историкам нужно было
скрыть, что основной частью территорий Золотой Орды ста-
ли земли, которые контролировались еще в IX–XII веках Ки-
макским государством, созданном татарами примерно в VIII–
IX веках (37), и что еще и в XV веке Золотая Орда сохраняла
единство — об этом написано в данной книге. К тому же, из-
вестно, что Золотая Орда имела в Средней Азии общую грани-
цу с «Юаньской империей» — Улусом Верховного хана (царя)
всех татар (66). Например, г. Бухара и расположенный от него
примерно на 200 км восточнее г. Самарканд были подвластны
Золотой Орде (75), (76). А на карте советского историка эти
территории отнесены к «Джагатайскому ханству». Там, мол,
были «территории среднеазиатских советских республик и по-
этому никак не могли эти земли относиться к татарской Орде».
И якобы даже язык там был «другой, чагатайский».
На самом деле Улус Чагатая занимал, повторим, в ос-
новном территорию Восточного Туркестана. А на карте тер-
ритории Улуса Чагатая «уступили» Юаньской империи (яко-
бы китайской) – в точном соответствии с соглашением между
Мао и Сталиным, отдавшим китайцам Восточный Туркестан
в 1945 г.
В состав Монголо-татарской империи входило много го-
сударств евразийских народов — верноподданных этой дер-
жавы, в том числе и Русь.
Эти народы присоединились к начатому средневековыми
татарами, соратниками и соплеменниками Чынгыз хана дви-
жению «монголов» («вечных») (37), в результате которого и
появилась эта Евразийская держава. Верноподданные дер-
жавы называли ее на старотатарском языке «Мәңгел Олыс»
(Mangol Olus), то есть своим общим Вечным Уделом (дер-
жавой). Поэтому в данной книге «Монголо-татарскую импе-
рию» (как видим, в принципе, это правильное название) мы
в основном будем называть также скромно и коротко, как и
его основатели-татары, — Державой Монгол, то есть «Веч-
ной державой» (38)..."

Из книги "Наследие татар" (авторы Г. Еникеев, Ш. Китабчы).
Текст скрыт развернуть
0
Жанболат Мухитов
Жанболат Мухитов 5 марта 16, в 13:46 Подлинную историю условно называемых монголов и татар надо искать в Казахстане. Потому как описанные рода и имена ханов присутствуют на данный момент только у казахов. И институт ханства был только в в степи, а прямые потомки Чингис-хана (Темучина у китайцев нет буквы Р, Темуджин- русская транскрипция, Темиршин-Шинтемир присутствуют и сейчас у Казахов) Рода ТОРЕ тоже есть только в Казахстане. Поэтому ученым историкам и Лингвистам не надо сидеть в кабинетах и сосать из пальца а приехать и изучать Текст скрыт развернуть
0
Сергей Чекин
Сергей Чекин Жанболат Мухитов 18 августа 16, в 08:09 Что можно искать в стране, не имеющей даже собственной письменной истории, которую вместо нее писали иные люди? Кроме того, монголы - представители монголоидной расы, тогда как казахи являют собой переходный тип от монголоидной к европеоидной. Что вероятно имело место вследствии тесных контактов. Язык казахов и вовсе тюркский........

Тамерлан происходил из монгольского племени барласов, к XIV веку уже тюркоизированного. Никакого отношения к Чингиз-хану сам Тамерлан не имеет.........
Текст скрыт развернуть
0
троцкий жора
троцкий жора Жанболат Мухитов 13 февраля 17, в 18:40 интересно, а кто казахов назвал казахами ??????

Чингиз-Хан (Верховный Правитель) - это должность... как Генерал - Губернатор....
Текст скрыт развернуть
1
Владимир Балаев
Владимир Балаев 9 февраля 17, в 17:08 СПАСИБО! Текст скрыт развернуть
-1
троцкий жора
троцкий жора 13 февраля 17, в 18:34 Задолбали с этими монголами...

татары, как национальность, появились только в 18 -м веке!!!

Не было никаких монголов. Были Великие Моголы - Могулы ( Могучие) со своей империей Русия - Асия ( по европейски - Тартария).
Золотая Орда - это регулярная Конница - Кавалерия, которая подчинялась именно Великим Князьям, а не наоборот, и котороя находилась в степях, т.к. требовала огромных пастбищ .Именно Европа была вассалом этой Империи и платила дань ..
Именно Европа была под Игом Тартарии...и платила её дань..
Именно "Ефимки" - европейские таллеры, на которых стояла проба и Герб Московского государства, - были средством налоговых платежей Москве...
Текст скрыт развернуть
4
троцкий жора
троцкий жора 15 апреля 17, в 14:58 Иго было в Европе. И Иго было Тартарское..
Тартария - это название Русской Империи Могулов по -европейски, и называлась она так вассалами Руси, которые ей платили дань..
Могулы, - не Монголы, пора бы уже не вестись на этот англо-сакский бред..
Текст скрыт развернуть
0
виктор м
виктор м 15 апреля 17, в 17:12 "В официальной монгольской средневековой истории монгол и татар также не смешивали, считая их совершенно разными народами"
====================================================
Интересно, что это за "официальная монгольская средневековая история" такая, если письменности у монголов НЕ БЫЛО!
Текст скрыт развернуть
-1
Показать новые комментарии
Комментарии с 1 по 20 | всего: 148
Комментарии Facebook
Комментарии ВКонтакте
Присоединиться

Последние комментарии

Владимир Барашкин
Амир
КУАТ
КУАТ
КУАТ
КУАТ
КУАТ
Игорь Шемет
А я о чём?  Читать - "ТОЧНО ЗНАЕМ".
Игорь Шемет Чужая война: военные походы монголов в 1237—1242 г.
Виктор Гармашов
Анатолий Гредин

Поиск по сайту