Свежие комментарии

  • абрам вербин
    о ком это?О том, как наша историография "проиграла" битву на Басе (1660)
  • Амфибрахий Дактилев
    Я бы добавил: и прочие специалисты.О том, как наша историография "проиграла" битву на Басе (1660)
  • абрам вербин
    Историки, блин!О том, как наша историография "проиграла" битву на Басе (1660)

Колонны владимирского храма XII века выдали происхождение его строителей

Институт археологии РАН

Ученые Института археологии РАН при содействии Владимиро-Суздальского музея-заповедника завершили раскопки в церкви Рождества Богородицы XII века в поселке Боголюбово Владимирской области. Собранные во время этих работ данные и результаты раскопок в предыдущие годы — в частности, взаимное расположение колонн и полуколонн — позволили определить, откуда именно прибыли итальянские мастера, построившие его. Об этом сообщается в поступившем в редакцию Indicator.Ru пресс-релизе.

Храм Рождества Богородицы был построен по заказу Андрея Боголюбского в конце 1150-х или первой половине 1160-х годов. Комплекс зданий включал церковь Рождества Богородицы, белокаменные переходы от нее к дворцу и каким-то другим постройкам, а также лестничную башню, с помощью которой можно было подняться наверх, к переходам на хоры церкви. Белокаменная стена ограждала не только церковный и дворцовый ансамбль, но и весь город. Летом 1174 года князь был убит заговорщиками. В Ипатьевской летописи говорится не только о убийстве князя, но также описывается место, где он был убит: убийцы князя увидели его «за столпом всходным», то есть за лестничной башней.

Лестничная башня и переход на хоры стала лучше всего сохранившейся частью памятника — как полагают ученые, благодаря тому, что считалась местом, хранившим память о смерти князя, который был канонизирован в 1702 году. Судьба остальных частей храмового комплекса сложилась менее удачно: храм обрушился в 1722 году, и позже был заменен схожей по размерам барочной церковью. В 1930-1950 годах археолог Николай Воронин во время раскопок открыл основания древнего храма Рождества Богородицы и доказал, что современная церковь стоит прямо на сохранившейся в неприкосновенности нижней части древнего храма. Он впервые отметил, что базы колонн имеют сложный рисунок и предположил, что зодчими храма могли быть западные мастера. Но впоследствии раскоп был засыпан, и свидетельством того, что когда-то у храма были развитые основания, стал лишь сделанный ученым чертеж.

Северный портал церкви Рождества Богородицы в Боголюбове. Полуколонны, дополненные малыми колоннами.

2015 году сотрудники Института археологии раскопали ранее неизвестные части постройки: часть северного портала, основание угловой колонки лестничной башни, а также обследовали ленточные фундаменты внутри храма и сделали обмер основания круглого подкупольного столба. В результате этих исследований выяснилось, что северный портал был похож на западный и южный, однако у колонок лестничной башни были базы с так называемыми «когтями» (или «листьями»), но не было профилированного цоколя. При этом цоколь храма, одинаковый на западном и северном фасадах, имел сложные обломы. Эти декоративные особенности позволили предположить, что храм построили мастера, напрямую связанные с романской ар хитектурой Северной Италии.

Первое указание на родину работавших на строительстве храма мастеров дали поставленные по диагонали угловые колонны храма: подобные колонны есть в соборах Северной Италии, например, в Кафедральном соборе Модены (католический собор в Эмилии-Романья) и в Кафедральном соборе Феррары (Эмилия-Романья, Италия). Вторую подсказку дали полуколонны на стенах храма, дополненные по сторонам малыми колонками. Подобные формы встречаются в итальянских храмах, например, в базилике Сан-Микеле в Павии.

Первое указание на родину работавших на строительстве храма мастеров дали поставленные по диагонали угловые колонны храма: подобные колонны есть в соборах Северной Италии, например, в Кафедральном соборе Модены (католический собор в Эмилии-Романья) и в Кафедральном соборе Феррары (Эмилия-Романья, Италия). Вторую подсказку дали полуколонны на стенах храма, дополненные по сторонам малыми колонками. Подобные формы встречаются в итальянских храмах, например, в базилике Сан-Микеле в Павии.

Эти особенности позволили предположить, что мастера, построившие храмовый комплекс в Боголюбове, пришли не из одного города, а из нескольких городов двух исторических областей Италии – Ломбардии и Эмилии-Романья. Сопоставление с другими памятниками белокаменного зодчества Владимиро-Суздальской Руси приводит к заключению, что Боголюбово строили две группы резчиков: первая группа — старых мастеров князя Юрия Долгорукого, построивших также Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском и Золотые ворота во Владимире, и вторая — мастера из Северной Италии, которые принесли во владимиро-суздальскую архитектуру новые художественные приемы.

«По окончании работ шурфы были засыпаны, архитектура старого храма вновь скрылась под землей. Наверное, следует поднять вопрос о полном открытии и музеефикации сохранившихся частей великолепного белокаменного сооружения и внутри и снаружи. Это позволит всем видеть первоначальные архитектурные формы, а также улучшит состояние стен, сейчас полностью или наполовину скрытых грунтом и потому отсыревающих. Но это уже работы большего масштаба, требующие административной и финансовой поддержки», — отметил Владимир Седов.

Источник ➝

Картина дня

))}
Loading...
наверх