Главные археологические открытия 2014 года

Американский журнал Archaeology опубликовал список главных находок уходящего года. «Наука и жизнь» дополняет его открытиями российских археологов.

Журнал Archaeology, который выпускается Археологическим институтом Америки (США), опубликовал список главных находок 2014 года. Выбор был сделан редакцией издания.

1. «Соседи» и «ровесники» Стонхенджа.

Любимый журнал «Наука и жизнь» — отличный подарок к Новому году. Оформите подписку на сайте прямо сейчас.

На первое место журнал помещает результаты масштабного проекта «Скрытые ландшафты Стонхенджа». C помощью дистанционного зондирования и передовых геофизических методов археологи обследовали территорию около двенадцати квадратных километров в окрестностях Стонхенджа. Они нанесли на цифровую карту все археологические памятники, расположенные в этой местности, в том числе семнадцать ранее неизвестных ритуальных комплексов, которые существовали в то же время, что и Стонхендж.

Топ-1-Стонхендж.jpg

Магнитометр в окрестностях Стонхенджа. Фото: University of Birmingham / www.birmingham.ac.uk.

2. Клад из двадцати  тысяч римских монет.

На втором месте – один из крупнейших кладов в истории Великобритании. Его нашёл «любитель металлодетекторного поиска» в графстве Девон. Монеты датируются от конца 60-х годов III в. н.э. до середины IV в. н.э. Теперь Королевский музей и галерея Альберта (Эксетер) ищет средства для выкупа клада. Клад пока не получил финансовой оценки, но, по мнению одного из экспертов, будет стоить не меньше 100 тысяч фунтов.

Топ-2--Seaton-Down.jpg

Клад из графства Девон. Фото: The Trustees of the British Museum / www.rammuseum.org.uk.

3. Крупнейшая гробница в Греции.

Гробница в Амфиполисе стала одним из главных археологических ньюсмейкеров лета и осени. В сооружении видят руку Дейнократа, главного архитектора Александра Македонского. Предполагают, что в ней похоронили кого-то из приближённых к царю: военачальника или родственника. Она состоит из трёх камер, украшена мозаиками, росписями и скульптурами.

Топ-3-Амфиполис.jpg

Скульптура льва, когда-то стоявшая на вершине холма Каста (в этом холме находится гробница времён Александра Македонского). Фото: http://makedonia-alexandros.blogspot.gr

4. Старейший буддистский храм.

При раскопках в Ламбини (Lumbini, Непал), которое считается местом рождения Будды, открыты остатки деревянного сооружения. Как полагают авторы раскопок, сооружение датируется примерно VI веком до н.э. и является старейшим в мире буддийским храмом. Деревянные конструкции перекрыты более поздними постройками. Раскопки проводились в действующем храме, археологи работали в окружении монахов и паломников, которые временами молились и пели.

Топ-4-Ламбини.jpg

Раскопки в Ламбини. Фото: Durham University / https://www.dur.ac.uk/

5. Неандертальцы и сапиенсы: найдите десять отличий.

ДНК неандертальцев и людей современного вида идентичны на 99,7%, однако отличаются они друг от друга не только на 0,3%. Многие различия проистекают из того, как и когда гены «включаются» и «отключаются». Похожие и даже идентичные участки ДНК могут стать причиной совершенно разных черт, в зависимости от того, как и когда гены активно производят белок. Изучением этих процессов занимаются те области молекулярной биологии, которые имеют дело с различными механизмами регуляции генетической активности, в том числе и с эпигенетикой.

В 2014 году исследователи из Еврейского университета в Иерусалиме и Института Макса Планка отчитались о первых результатах эпигенетических исследований останков неандертальцев. Первые результаты показывают, что активностью генов объясняются более длинные ноги и руки сапиенсов, разное развитие мозга и предрасположенность к определённым заболеваниям. Учёные говорят, что скоро эпигенетика сможет подробнее рассказать, почему мы – сапиенсы, а не неандертальцы.

6. Корабль погибшей во льдах экспедиции.

Канадские археологи обнаружилизатонувший в Арктике корабль «Эребус». Он был одним из двух судов, отправившихся из Англии на поиски Северо-Западного прохода в середине XIX века. В экспедиции под руководством сэра Джон Франклина, офицера Королевского военно-морского флота, участвовало 129 человек, однако все они погибли. Полагают, что на «Эребусе» погиб и начальник экспедиции.

Топ-6-Эребус.jpg

«Эребус». Изображение, полученное с помощью сонара. Фото: Parks Canada / www.pc.gc.ca.

7. Затопленный византийский храм.

В 100 милях от Стамбула, на дне озера Изник обнаружили ранее неизвестную византийскую базилику. Она датируется V веком н.э. и находилась вблизи Никеи – крупного древнего города и христианского центра. Храм находился на глубине около двух метров, на расстоянии около двадцати пяти метров от берега, однако был обнаружен только в 2014 году, с помощью аэрофотосъёмки.

Топ-7-Храм.jpg

Затопленная византийская базилика. Фото: Mustafa Sahin / Uludag University.

8. Мумификация до фараонов.

Египетский обряд мумификации оказался на полторы тысячи лет древнее, чем считалось ранее. Об этом свидетельствует анализ тканей, которыми оборачивали мумий, из музея Болтон (Великобритания). Ткани происходят из некрополей в регионе Бадари (Верхний Египет) и хранятся в музее с 30-ых годов XX века. Анализ показал, что они датируются около 4300 г. до н.э. Уже в это время ткани пропитывали теми же смесями, что и во время расцвета искусства мумификации, три тысячи лет спустя. Таким образом, «классические рецепты» мумификации, как и сам обряд, существовали задолго до первых фараонов.

Топ-8-ткань.jpg

Ткань, которой обернули мумию более 6 тысяч лет назад. Фото: Ron Oldfield and Jana Jones / Archaeology.org.

9. Круговая крепость викингов

В Дании нашли круговую крепость Боргринг. Это первое подобное сооружение, обнаруженное в стране за последние шестьдесят лет. Датируют крепость X – началом XI века. Её мог построить король Харальд I Синезубый или его сын – Свен I Вилобородый.

10. ДНК Найи – «первой американки»

Скелет девушки 15–16 лет, получившей имя Найя, нашли в 2007 году в затопленной пещере Ойо Негро (северо-восток Юкатана, Мексика). Кости Найи – одни из древнейших, найденных в Америке, они датируются временем от двенадцати до тринадцати тысяч лет.

В 2014 году были опубликованы результаты исследования митохондриальной ДНК этой «американки». Найя оказалась носителем галогруппы D1, которая происходит от гаплогруппы D4, широко распространённой в восточной части Евразии. D1 роднит Найю с современными южноамериканскими индейцами (эта галогруппа встречается у 10,5% из них) и особенно – с коренным населением Чили и Аргентины (частота – 29%). Таким образом, девушка из Ойо Негро – потомок берингийцев, пришедших из Евразии, и в какой-то мере – предок современных индейцев.
Топ-10-Найя.jpg

Череп Найи, «первой американки». Фото: www.hoyonegro.org.

Конечно, в списке журнала Archaeology недостаёт находок российских археологов. Причина понятна – языковой барьер. Однако нам есть, чем восполнить этот пробел. Среди самых интересных российских археологических находок года отметим:

1. Таран корабля Митридата VI Евпатора

Находка была сделана в порту боспорского города Фанагория (Краснодарский край, посёлок Сенной). Археологи предполагают, что судно погибло в огне, во время штурма Фанагории, в 63 году до н.э. Незадолго до смерти Митридата жители города подняли восстание против царя. Фанагорийцы осадили акрополь, где находились дети Митридата. Его войска, прибывшие из Пантикапея (столица Боспорского царства, современная Керчь), подавили восстание.

2. Домонгольские фрески из Новгорода

Фрагменты фресок нашли в алтарной и подкупольной части Георгиевского собора – одного из древнейших соборов Руси, строительство которого было начато в 1119 году. Общее число найденных фрагментов составляет, по словам археологов, «сотни тысяч». На них сохранились лики, а также большое количество изображений рук, ног, ушей, бород, усов и так далее. Кроме фрагментов фресок, археологи обнаружили и несколько ценных граффити (процарапанные надписи). Наиболее интересно многострочное граффито 1198 года, в котором говорится о смерти и похоронах Изяслава и Ростислава, сыновей новгородского князя Ярослава Владимировича.

Топ-2-рос-лик.jpg

Фрагмент фрески из Новгорода. Фото: Институт археологии РАН.

3. Печать константинопольского патриарха из Переяславля-Залесского

Свинцовую печать обнаружили в одном из древнейших белокаменных храмов Северо-Восточной Руси – в Спасо-Преображенском соборе. Археологи полагают, что печать принадлежала патриарху Афанасию I, который занимал престол в конце XIII и в начале XIV века. Возможно, печать скрепляла послание патриарха, которое он направил в защиту митрополита Петра. Представитель Афанасия I представил послание на церковном соборе в Переяславле-Залесском. Собор рассматривал обвинения в купле-продаже церковных должностей, выдвинутое против Петра. Если бы не поддержка патриарха, многое в русской истории могло бы пойти иначе: именно с Петром был связан перенос митрополичьей кафедры в Москву.

Топ-3-рос-Афанасий.jpg

Печать патриарха Афанасия. Фото: Институт археологии РАН.

4. Деревянные конструкции в Акре

«Клеть» из продольных и поперечных дубовых брёвен была открыта в основании башни Акры, затопленного боспорского города. Башня датируется второй половиной IV века до н.э. По словам археологов, аналогичные деревянные конструкции этого времени ни в Крыму, ни в Северном Причерноморье неизвестны.

Топ-4-рос-Акра.jpg

Работы в Акре. Фото: В.В. Вахонеев.

5. ДНК трипольцев

Генетические исследования показали, что носители трипольской археологической культуры – потомки местного населения и людей, пришедших с Балкан. У трипольцев были выявлены такие же материнские генетические линии, как и у их балканских предков. Корни этих линий лежат в Малой Азии, откуда в Европу пришло первое земледельческое население. При этом «местная» (автохтонная) линия в остатках трипольцев оказалась преобладающей. Основу для трипольской культуры составили те люди, которые жили в районе от Карпатских гор до Северного Причерноморья до прихода туда земледельцев.

6. Печать посадника-реформатора из Новгорода

Печать посадника Онцифора Лукинича нашли в южной части Плотницкого конца. Онцифор руководил войском новгородцев, разбивших шведов в 1347–1348 годах, а также провёл реформу государственной организации. Ранее в Неревском конце была исследована усадьба Онцифора и его потомков.

Топ-6-рос-Онцифор.jpg

Печать новгородского посадника Онцифора Лукинича. Фото: Институт археологии РАН.

7. Коллективное захоронение XVIII века в Петербурге

Захоронения людей без гробов и саванов открыли на Петроградской стороне. Археологи предположили, что погребённые могли быть пленными шведами или строителями.

Автор: Егор Антонов