Европейские письменные источники о монголах.

Европейские письменные источники о монголах.

Фреска Мученичество францисканцев в Сеуте(Амброджо Лоренцетти, 1324-27 гг Сиена).

До нашествия монголов средневековый европеец жил в привычном мире, координаты которого были заданы античными географами и обрамленный библейскими декорациями. Это была карта Птолемея с центром в Иерусалиме. Даже крестовые походы не расширили кругозор европейцев, которые были уверены, что на краю круга земного живут чудовища и диковинные люди. Нашествие монголов шокировало и вызвало панику в Европе, потому что монголы в картину мира не вписывались. Когда паника немного прошла и европейцы начали собирать сведения о новом враге и оказалось, что мир гораздо больше, чем сообщали греки и римляне. Монголов нужно было куда-то поселить. Так появилась на европейских картах земля, которой на карте Птолемея не было: земля татар (или тартар, как с перепугу из назвали европейцы) — Татария, или Тартария.

Можно сказать, что монголы вызвали у европейцев крушение картины мира.

Юлиан Венгерский, монах, совершивший в 1235-37 гг. два путешествия в Восточную Европу в поисках «Великой Венгрии» (прародины венгров). Оставил ценные сведения о вторжении монголов в восточную Европу, накануне нападения на Русь. Сведения получал от русских, булгарских и половецких беженцев. Так, например, он ясно дает понять, что о планах вторжения монголов зимой русские князья прекрасно знали, вплоть расположения сил вторжения: «Они, как передавали нам словесно сами русские, венгры и булгары, бежавшие перед ними, ждут того, чтобы земля, реки и болота с наступлением ближайшей зимы замерзли, после чего всему множеству татар легко будет разграбить всю Русь, всю страну русских«.

Европейские письменные источники о монголах.Автопортрет Матфея Парижского.

Матфей Парижский (ум. ок 1259 г.) — английский хронист, писатель и художник, весьма примечательная личность. Написал несколько хроник, жития святых (Т. Бекета и короля Эдуарда Исповедника и др.), сам же иллюстривал свои произведения. Составлял карты. Оставил после себя автопортрет. Почему его прозвали «парижским» не известно. С 1240 по 1259 гг. создал «Большую хронику» («Chronica majora»), где описал события не только Англии, но Европы и Ближнего Востока. Здесь же описание монгольского нашествия в Европу. Сам Матфей не был свидетелем нашествия, но широко использовал рассказы очевидцев (например русского архиепископа Петра) и тексты посланий свидетелей нашествия. Хроника Матфея рисует яркую картину ужаса и паники, охвативших Европу от монгольского нашествия, а также попытки европейцев хоть как-то втиснуть монголов в птолемеевско-библейскую картину мира. Европейское название татар, как тартар, Матфей разъясняет четко и ясно: «…и пробившись сквозь монолитность недвижных камней, выйдя наподобие демонов, освобожденных из Тартара (почему и названы тартарами, будто «[выходцы] из Тартара»), словно саранча, кишели они, покрывая поверхность земли«. Так, что «тартары» и «Тартария» — это чисто европейские термины. Рассказ о монголах, как и послания читать довольно занимательно.

Фома Сплитский (ум. 1268 г.) — архидьякон города Сплита в Далмации. Написал любопытнейшую хронику «История архиепископов Солоны и Сплита». Описал вторжение монголов в Венгрию, а так же описание монголов по известным к тому времени европейцам сведениям. Упоминает Фома и самоназвание монголов: «Их страна расположена в той части света, где восток соединяется с севером, и упомянутые племена на своем родном языке называют себя монголами«.

Магистер Рогерий Апулийский «Горестная песнь о разорении Венгерского королевства татарами» — итальянский священник (ум. 1266 г.). Свидетель нашествия монголов на Венгрию, что делает его книгу еще более ценной. Рогерий непосредственно наблюдал вторжение монголов и даже попал в плен к монголам, но сумел бежать (статью о Рогерии в Википедии писали какие-то недоумки, поэтому можете ее не читать). «Песнь» — это отчет церковному начальству, которое так и осталось лежать в архиве. Однако книга получилась весьма эмоциональная и содержит немало сведений о монголах и их методах ведения войны. Указывает Рогерий и на феодальные усобицы, так что Русь не была уникальна в этом. Читается с интересом.

Роджер Бэкон (ум. 1292), великий английский мыслитель так же оставил нам сведения о монголах в своих сочинениях. Не совсем сведения, а точнее слухи, которые бродили тогда по Европе. Информация о монголах у Бэкона скудная и весьма искаженная. Но они интересны тем, как европейцы втискивали монголов в привычную птолемеево-библейскую картину мира. Правдивая информация у него перемешана с давно устаревшей античной географией и этнографией и мифами. Так, у Бэкона за Русью обитают гипербореи, Чингисхана упрямо связал с пресвитером Иоанном. Очень интересные сведения о распространении христианства среди монголов и подчиненных им кочевников. Сведения о монголах у Бэкона.

После ухода монголов у европейцев еще долго оставался страх перед неведомым врагом. Но вскоре европейцы начали зондировать монголов с помощью посольств.

Джиованни дель Плано Карпини (ум. 1252) «История Монгалов, именуемых нами Татарами». Книга посланника папы Иннокентия IV, побывашего в Сарае и Каракоруме в 1245-1247 гг. с разведывательными целями. Это плано Карпини удалось. В книге собраны достоверные наблюдения и информация о монголах, их обычаях,истории и, самое главное для европейцев, о военном деле. Так же стали известны планы монголов покорить весь мир: «Замысел Татар состоит в том, чтобы покорить себе, если можно, весь мир, и об этом, как сказано выше, они имеют приказ Чингис-кана«, который к счастью для Европы остался не выполненным. Книга читается с интересом.

Гильом де Рубрук (ум. ок 1293) «Путешествие в восточные страны». Книга фламандского монаха-францисканца посланника французского короля Людовика IX о посольстве в Каракорум к великому хану Мунке в 1253-55 гг. Целью посольства был союз против мусульман (Людовик был организатором двух крестовых походов, де Рубрук участвовал в 7-ом походе), но союз не состоялся. Де Рубрук побробно описал увиденные им земли, ставки Батыя и Мунке, обычаи монголов. Так же описал он и разрушительные последствия монгольского нашествия. Про Россию он писал: «За Руссией, к северу, находится Пруссия, которую недавно покорили всю братья Тевтонского ордена, и, разумеется, они легко покорили бы Руссию, если бы принялись за это» и имел полное на то основание. Если бы не князь Александр Невский, то завоевание Руси крестоносцами было делом времени.

Асцелин Ломбардский (или Кремонский), монах-доминиканец, посланец папы римского Иннокентия IV к великому хану (1245-48). Однако миссию Асцелин провалил, доехав в 1247 г. только до Армении, где встретился с монгольским полководцем Байджу-нойоном. Асцелин отказался выполнять дипломатические обряды (отказался преклонить колени, отказлся преподнести подарки), вел себя дерзко, чем разозлил Байджу. Даже получив разрешение на проезд к хану, Асцелин отказался ехать. Свои злоключения Асцелин и описал. Современного перевода нет, поэтому придется читать довольно архаичный перевод 1825 г.

Марко Поло (1257-1324), итальянский купец и путешественник, написавший книгу о своих путешествиях «Книгу о разнообразии мира». Сложно найти человека, который бы не слышал этого имени. О Марко поло написано множество книг и сняты фильмы. Его путешествие стало легендарным для Европы, так как открыла мир европейцам до этого запертым в карте Птолемея и дала толчок к Великим географическим открытиям.

 

Восточные письменные источники о монголах.

http://historicaldis.ru/blog/43024799569/Vostochnyie-pismenn….

Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб