Ордынский город Маджар по описаниям путешественников 18-19 вв.

Ордынский город Маджар по описаниям путешественников 18-19 вв.

Описания руин Маджара — крупнейшего города Золотой Орды на Северном Кавказе, сделанные российскими Зоротая Ордаучеными и путешественниками 18-19 вв, из книги немецкого востоковеда К. Юлиуса — «Описание поездок по Кавказу и Грузии в 1807 и 1808 годах.» Саму книгу Юлиуса Клапрота можно скачать здесь.
В настоящее время от развалин Маджара ничего не осталось, они были полностью уничтожены российскими переселенцами. Сейчас на этом месте находится город Буденновск.

>>>>Гмелин посетил развалины Маджара 21 сентября 1772 г. и назвал их руинами великолепного скифского города, что было простительно ему, как не более чем натуралисту. От дороги, что от Царицина до Моздока, с посредственными мостами, наведенными через Куму и один из ее притоков, ему пришлось преодолеть до Маджари еще 60 верст вверх по этой реке. Местоположением города является возвышенная четырехугольная равнина, 5 верст в диаметре, вся покрытая руинами.

Последние сохранившиеся мавзолеи Маджара по П.С.Палласу, 1780 г. (кликабельно).
Ордынский город Маджар по описаниям путешественников 18-19 вв.

Эти руины — очевидные свидетельства прежнего существования большого и великолепного города, а иные руины строений все еще в таком состоянии, что могут быть тому ярким доказательством. Другие руины разрушились полнее, и из большей их части под губительным воздействием времени сохранились в более или менее хорошем состоянии разве что закладки фундаментов, погреба и схожие остатки строений. Подобные, наилучшим образом сохранившиеся руины расположены обычно на краю четырехугольника и окаймляют остатки города. Они исключительных размеров, построены из более крупных и более прочных кирпичей, более щедро украшены и более обособлены; они как бы демонстрируют следы каналов и стен и, по всем внешним обличиям, выглядят дворцами знатных особ, воздвигнутыми ради показа силы, величия и долговечности. Кирпичи напоминают те, что и сегодня делают астраханские татары, то есть они более широкие и более толстые, чем наши. Лишь местами во внешних стенах использован строительный раствор, состоящий из извести и песка, а в качестве цемента употреблялась только глина; но внутри строений почти все комнаты оштукатурены и побелены.

Рисунок М.Некрасова 1742 г.
Ордынский город Маджар по описаниям путешественников 18-19 вв.

Основания зданий большей частью кирпичные, немногие выложены из камней, но и в первом и втором случае они имеют чрезвычайно массивные размеры. Балки и деревянные изделия произведены из ели. Фасад еще сохранившихся строений имеет квадратную, круглую и восьмиугольную формы. Все они от 4 до 9 морских саженей в высоту, а квадратные и восьмиугольные увенчаны своего рода пирамидой или, скорее, ссужаются вверх в форме пирамиды. Узкие винтовые лестницы редко шире 15 дюймов, укрытые в стенах, ведут к этим пирамидам или куполам, куда свет проникает через проемы на их стенах, напоминающие окна. Купола в верхней части изгибаются дугой. В каждом доме имеется очень высокий и просторный зал с двумя окнами, также выстроенный из камня. Дверь из него ведет в главное помещение на цокольном этаже. Низкий вход в зал расположен с наружной стороны. Таким образом, каждое строение состоит из не более чем одного главного помещения на цокольном этаже, зала и купола, или пирамиды. Свет в него проникает через маленькое узкое окно, расположенное на значительной высоте на каждой стене, а на одной или двух из них находятся еще меньшие отверстия почти у пола как для света, так и для воздуха. С внешней стороны стены главного помещения и стены зала имеют углубление толщиной в кирпич, и это углубление в качестве украшения сверху всегда имеет арочный вид. Внутри находятся схожие углубления, или ниши.

Мавзолей в Маджаре на гравюре П.С.Палласа, 1780 г.
Ордынский город Маджар по описаниям путешественников 18-19 вв.

Стиль круглых сооружений еще более отличается от современной европейской и азиатской архитектуры. Они высотой примерно от 4 до 8 морских саженей, не крупные, со стрельчатой аркой в верхней части, и весьма напоминают круглые персидские и иные сторожевые башни, которые могли бы за таковых сойти, если бы не располагались среди иных строений на ровной поверхности и не имели бы окон вместо бойниц. То, вероятно, были хранилища.

В середине главного помещения находится круглое отверстие от 3 до 4 футов в диаметре, прикрытое камнем, в точности соответствующим ему. Это отверстие ведет к горизонтальному секретному проходу, часто не длиннее, чем сама комната, но который в большинстве случаев простирается по прямой линии и доходит до края внутреннего двора, где также располагается прикрытый вход. Он снабжен несколькими отдушинами. Декорирование построек состоит из голубых, зеленых, красных или белых глазурованных кирпичей, которые аккуратно выложены мозаикой среди прочих остальных в форме треугольников, квадратов, ромбов, крестов, сердец и иных фигур как на внутренней, так и внешней сторонах стен нижнего помещения и пирамиды или купола; точно в той манере, что и в строениях Селиторного Городка (имеются ввиду руины столицы Золотой Орды города сарая)

Меньшая стена огораживает внутренние дворики вышеописанного главного, в форме квадрата, строения. В каждом из этих внутренних двориков есть одна или более могил, вероятно, владельцев и их родственников. Когда их несколько, то они расположены близко друг к другу. Каждая могила имеет надгробный камень. Камни приблизительно двух ярдов длиной, и на верхней стороне обычно расположен рисунок гроба, широко распространенный в Германии; но некоторые имеют также геометрические и иные фигуры, мне кажущиеся произвольными, но, может быть, являющиеся изображением собственной подписи или оружия умершего: так, вы можете увидеть на них треугольники, кресты, квадраты и т.д. Поверхность одного большого надгробного камня была поделена двумя диагональными линиями на три части: в центре находился рисунок гроба; на других частях тоже были изображения.

Типы мавзолеев Золотой Орды.
Ордынский город Маджар по описаниям путешественников 18-19 вв.

Кроме этих обособленных могил во внутренних двориках имеются также общие полные разного рода надгробных камней места погребений и одно из них, в частности, над озером Байвалла.
Постройки во внутренней части города, окруженного этими прочными сооружениями, ныне являются едва ли не грудами хлама, образующими небольшие холмы. Они, должно быть, возводились поспешно из плохого материала и частично были построены лишь из необожженного кирпича. Несмотря на это, в каждом доме был свой внутренний двор, окруженный стеной и рвом, а его жильцы отдыхали в своем собственном саду, как прямо говорят о том стены и могильные плиты — свидетели некогда цветущего состояния этого города.

Чертеж башенного мавзолея в селе Маслов Кут по П.С.Палласу.
Ордынский город Маджар по описаниям путешественников 18-19 вв.

Изломы, ныне пересекающие Маджари, образовались (ибо я не могу приписывать им иное происхождение) из-за подъема и спада реки и озер, а не являются, как то утверждают некоторые писатели, остатками искусственных траншей. Самые прочные постройки на окраинах города конечно не являлись, как то думалось, вместилищами мертвых, иначе как объяснить тот факт, что существовали особые места погребения в каждом внутреннем дворе?

Недалеко от Маджари, близ озера Байвалла, я увидел гробницу, чего я совершенно не ожидал. Это место погребения было обнаружено случайно, возможно, кем-то здесь рывшим землю; ввиду того что оно лишено всяких признаков, могущих возбудить подозрение относительно существования подобного захоронения. В месте, заросшем камышом, находится двух ярдов глубины, четырех длины и приблизительно такой же ширины дыра с отлого спускающимися сторонами, наполненная глиной и дерном, каковой все еще частично и остается. Она почти полностью наполнена человеческими костями, по всей видимости, останками людей, убитых в сражении.

Уже упомянутый первый Маджари (Нижний Маджари) расположен на Куме, в 18 верстах от Большого Маджари, и состоит из руин трех зданий и внутренних дворов, находящихся на некоем друг от друга расстоянии. Одно из них как раз напоминало вышеописанные восьмиугольные сооружения, как по форме, так и по архитектуре, но было больших размеров, чем любое из этих зданий, а орнаменты из глазурованных кирпичей подверглись меньшему повреждению. Двое других стояли каждый на расстоянии приблизительно в 200 саженей от этого здания, и все трое имели форму треугольника.
На Куме, в 3 верстах от Среднего Маджари, расположены руины такого же рода домов, названные русскими Верхним Маджари. Напротив Среднего Маджари, на другой (правой) стороне Кумы, находятся немногочисленные следы прежних поселений и жилищ.

Панорама некрополя Маджара. Гравюра из альманаха А.Ф. Бюшинга 1771 г. Воспроизведение рисунка М.Некрасова 1742 г.
Ордынский город Маджар по описаниям путешественников 18-19 вв.

Этому описанию остатков Маджара Гмелин добавляет, что в 1735 г., в то время когда татары все еще оставались хозяевами этого края, Татищев, губернатор Астрахани, отправил несколько человек с большим эскортом, дабы исследовать руины и собрать предметы древности. С их помощью, как нам рассказали, он заполучил писания на очень прочной голубой бумаге (Монголы все еще используют такого рода бумагу, будь то голубую, коричневую или черную, чтобы записывать на ней священные книги ламаистской религии золотыми, серебряными или белыми буквами. Такого рода были тибетские и монгольские письмена, найденные в Семипалатной и Аблай-ките, которые вызвали столь большое внимание в начале нынешнего столетия.) и несколько монет, которые он (будучи любителем древностей) счел скифскими. Остается сожалеть, что никто не знает, что стало с этими коллекциями, так как в 1735 г. здесь должны были существовать значительно большие своим числом диковины, чем во времена Гмелина или в настоящий момент; ибо алчность русских крестьян подстрекает их к таким поискам во всякого рода руинах и погребениях, что после них ничего не остается.

Достопочтенный Гюльденштедт, побывавший в Маджаре 4 июля 1773 г., обнаружил там на площади в 400 квадратных саженей около пятидесяти различных кирпичных строений. Он считает их не жилищами, а погребальными сооружениями, все из которых снабжены были подземными склепами, являвшимися не погребами, а могилами, где размещались гробы. Приблизительно в 500 саженях к западу от этого погребального места находились руины магометанской мечети с ее башней или минаретом, а 500 саженей далее на запад — остатки другого, такого же типа здания. Он придерживается того мнения, что между ними обеими когда-то стояли дома, от которых в действительности не осталось ныне никаких следов, но которые, вероятно, были, следуя методу строительства, распространенному в этом крае, из легковесных досок и плетеней. Из некоторых надписей Гюльденштедт установил, что Маджар был заселен в VIII в. хиджры, а из стиля руин он заключил, что жители являлись магометанами и, согласно истории, ногайцами. Относительно современных мадьяров, или венгров, которые, как утверждают, жили здесь, он, конечно, хранит полное молчание.

Изразец из Маджара. Государственный исторический музей.
Ордынский город Маджар по описаниям путешественников 18-19 вв.

Паллас, побывавший здесь последним из всех известных путешественников, заявляет, что в 1780 г. еще оставались 32 строения, частично в хорошей сохранности, частично лежа в руинах, и что там имелись прежде 10 других построек в форме башен; но, с тех пор как многочисленные поселенцы обосновались на Куме и воздвигли села, все эти остатки Маджара исчезли; так как они использовали кирпичи в строительстве своих домов, ибо лесоматериалы составляют большую редкость в этих окрестностях. Так, семь лет спустя Паллас обнаружил лишь 4, как их называют, молельни, в то время как местоположения остальных были отмечены лишь кучами мусора. Он придерживается того мнения, что здесь, на этом месте, никогда не было города и что Маджар являлся лишь погребальным местом какого-то магометанского племени. Подобно Гюльденштедту, он отвергает мысль, что венгры когда-либо проживали в этих местах.

Изложив сообщения ранних путешественников относительно Маджара, я добавлю свои собственные наблюдения, кои, как я надеюсь, окажутся более доказательными, чем свидетельства моих предшественников, даже с учетом того, что я явился слишком поздно, дабы лицезреть руины этого удивительного города во всем их величии.
29 сентября 1808 г. я покинул крепость Георгиевск, чтобы совершить второе путешествие в Маджар и посетить древности на Куме (Я был в Маджаре впервые в ноябре 1807 г., но, так как погода была весьма неблагоприятной и выпал большой снег, я не смог исследовать руины столь тщательно.).

Я спросил самого старого из крестьян относительно древних развалин, но услышал, что все древние строения, что стояли еще каких-то двадцать лет назад в этой части края, были снесены. Однако они принесли мне несколько серебряных и медных монет и несколько мозаик из стеклянных кубиков в удовлетворительной сохранности.

С целью поиска изваяния, описанного Гюльденштедтом и названного татарами Кара Катун, я направил свой экипаж по привычной дороге, лежащей вдоль правого берега Кумы к селу Александровское, за которым она вновь переходит на левую сторону реки, в то время как я сам остался на прежнем берегу. Эту сторону я старательно исследовал аж до Нино, или Фроловского Ката, но не мог обнаружить каких-либо следов древности.

Здесь я был проинформирован пожилым тюркским татарином, отлично знакомым с этими окрестностями, что статуя, названная Кара Катуном, более не существует, будучи разбитой несколько лет назад крестьянами в поисках камня.

Мавзолей в Маджаре на гравюре П.С.Палласа
Ордынский город Маджар по описаниям путешественников 18-19 вв.

Эти руины, некоторые следы которых я смог обнаружить, находятся на возвышенной кромке степи, на левом берегу Кумы и на обеих сторонах Бибалы, простираясь на север до двух маленьких озер с соленой водой. Они занимают площадь приблизительно в 4 с половиной версты длиной и чуть меньше шириной. Исчезновение этих развалин античности вызвано было главным образом появлением по соседству нескольких поселений, жители которых снесли эти развалины, дабы заполучить пригодный для строительства кирпич. Их полный снос, однако, должен быть приписан в особенности графу Павлу Сергеевичу Потемкину, приказавшему разрушить самую большую часть строений, в его время еще сохранившихся, так как строительные материалы могли быть употреблены при сооружении губернского города и крепости Екатериноград, им же спроектированных.

Крестьяне Покойной и Прасковино после того увезли такое количество кирпичей, что от всех сооружений ныне остались лишь две погребальные часовни, и те тоже очень быстро разрушаются.
Так как частности, уже приведенные из работ Гмелина и Гюльденштедта, более обстоятельны, чем те, что я способен дать, я только добавлю описание погребального склепа под одной еще сохраняющейся часовней, которую я заставил открыть. Осевший пол этого сооружения, совершенно открытого на восток, был покрыт кирпичами, мусором и землей; толщиной в более чем два фута; они были убраны с помощью лопат, и я обнаружил отверстие глубиной в два с половиной и шириной в два фута, прикрытое большим известняком. Это был вход в склеп, имевший девять футов длины и пять с половиной ширины, но едва ли высокий, чтобы позволить человеку выпрямиться. Он был построен из кирпичей, лежащих ребром; а в середине, на возвышении из кирпичной кладки, находился гроб, сделанный из толстых досок, со скелетом усопшего, обычных размеров, но очень прогнивший, что позволяет сделать умозаключение о значительной его древности. Череп распался на куски, иначе бы я забрал его с собой. Кроме этих предметов в склепе не было ничего иного, достойного внимания. Воздух был чистым, и наши восковые свечи горели в склепе очень ярко. Гроб лежит в направлении с севера на юг. Я намеревался открыть также склеп под другой часовней; но армяне заверили меня, что исследовали его год назад и что тот точно такой же, как и первый.

Фрагменты изразцов из Маджара. Государственный исторический музей.
Ордынский город Маджар по описаниям путешественников 18-19 вв.

Из сохранившихся руин и старых фундаментов можно легко опознать местоположение города, и очевидно, что место погребения находилось близ Кумы. Каждый непредвзятый человек должен допустить, что большая часть этих руин — остатки древнего города, к коим в разной степени относятся многочисленные европейские и татарские серебряные и медные монеты, золотые и серебряные кольца и серьги, бронзовые зеркала и другие принадлежности, что еще часто обнаруживаются в земле; далее — мозаичные тротуары из голубых, белых и зеленых глазурованных плиток с каменными скамейками и, среди прочего, большой бассейн для воды из тесаного камня, ныне служащий крестьянину в Прасковино зернохранилищем.

Записки Яна Потоцкого о развалинах столицы Золотой Орды города Сарая из книги Юлиуса Клапрота.

>>>>(Джид- Хаджи на Ахтубе, названный русскими Селиторным Городком (предполагаемый город Сарай-Бату), некогда демонстрировал значительные развалины; но теперь едва ли что-нибудь из них сохранилось, исключая огромные груды кирпичей, некоторые из которых на одной стороне покрыты голубой, зеленой или белой глазурью. Здесь даже встречаются иные следы мозаичных работ. Четыре башни, еще стоящие, являются современными и, как и стены Астрахани, построены из древних материалов. Тот факт, что они датированы нынешним временем, обнаруживается состоянием цемента, являющегося не более чем плохим сортом глины и не похожего на древний татарский цемент; современным стилем деревянных окон; и глазированными кирпичами, здесь перемешанными, в то время как татары употребляли их лишь для дверей и декораций.

Вероятно, что в некий прежний период русские намеревались превратить этот город в место защиты своих судов, приплывающих в Ахтуб. Некоторые путешественники, рассказывавшие о могилах с кирпичными сводами, ошибались. Под словами «могила», «курган» или «бугор» русские подразумевали не что иное, как руины или кучи хлама. Между четырьмя уже упомянутыми башнями видны еще более современные остатки деревянных домов без крыш, дверей, окон, единственными обитателями которых являются змеи и тарантулы. Одна единственная бедная русская семья в одиночестве проживает в этом месте ради небольшой торговли с соседними кочевниками. Что касается змей, то я не могу понять, как они могут жить в таком возвышенном и таком сухом месте, но будьте уверены, что вы не сумеете сделать и шага, не встретив этих неприятных пресмыкающихся. Некоторые калмыки и татары, коим случилось оказаться там, выглядели крайне удивленными встречей в этом месте с чужестранцами. Вечером заявили о себе и другие гости: то были воющие волки, вселявшие ужас в нынешний «гарнизон» этой древней крепости, состоящий из немногих собак. Я бы не посоветовал какому- нибудь ипохондрику надолго оставаться в Джид-Хаджи; так как эти руины, их гнусные обитатели, безграничная пустынность их окружающая, шипение змей и вой волков превращают это место в одно из самых страшных обиталищ в мире. — Поездки графа Я. Потоцкого.).

Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб