Меха в Раннее Средневековье. Домонгольская Русь. Обобщение находок

Меха в Раннее Средневековье. Домонгольская Русь. Обобщение находок

Давайте вернемся к нашему меховому обзору,и в этот раз обратимся к древнерусским находкам. Они не так радуют разнообразием, как скандинавские образцы. И начнем с классики: «Употреблялись, прежде всего, шкуры овец, а из диких животных — волков и медведей. Безусловно, уже в древности для одежды использовались и меха куницы, соболя, белки, лисицы, горностая, выдры и бобра» («Древняя одежда народов Восточной Европы»). Это положение конкретизируется в других материалах: «Главными объектами промысла были бобр, белка и куница, кости которых в общей сложности составляют более 56% всех остеологических остатков из средневековых напластований. Находки серии амулетов, изготовленных из костей бобра, возможно, отражают существование особых магических представлений, связанных с этим животным» («Неизвестное средневековье: сельские поселения и могильники на Кубенском озере»). Пусть это напрямую касается не одежды, но верований — известны находки костей медведей в Ярославском Поволжье.

Что же касается непосредственно одежды, мы имеем следующее. «При исследовании останков были выявлены фрагменты льняных, шерстяных и шелковых тканей, а также остатки меха, найденные на черепе одного из погребенных. По предположению О.В. Орфинской, это остатки зимнего головного убора или ворота верхней одежды» («Массовые средневековые захоронения в Ярославле: анализ археологических и антропологических материалов»). Может, это была та самая «меховая шапка из Гардарики»?

В женском захоронении №61 некрополя Дмитровского Кремля обнаружен «Головной убор из тканей, бляшек (тип 2) и меха» («Исследования и реконструкции деталей костюма из погребений домонгольского времени из некрополей Дмитровского Кремля»).

И финальные аккорды. «Наиболее часто упоминаемым среди видов верхней одежды является «кожух», который, видимо, являлся наиболее теплой (и самой верхней) одеждой. Для изготовления верхней одежды выделке подвергались, как правило, козлиные и овечьи шкуры. Следует отметить, что кожаные одежды упоминаются как в связи с простонародным бытом, так и при описании богатых одежд аристократии. Они были характерны и для церковнослужителей: кожух упомянут в описи церковного имущества (новгородская грамота № 64862). Вероятно, кожух являлся как мужской, так и женской одеждой. На это указывает упоминание кожуха в перечнях мужской (новгородские грамоты № 14163 и 58664) и женской (грамота № 42965) одежды. В грамоте № 381 уточняется: «кожух чермничный женский». Богатые кожухи изготавливались из хорошо выделанной мягкой кожи, выкрашенной в различные цвета, расшивались жемчугом, украшались драгоценными нашивками из дорогих тканей. Так, «кожух черленый женчюжный», «кожух желтая обирь», два «кожуха с аламы с женчюгом» названы в духовной грамоте Ивана Калиты (1339 г.). В Ипатьевской летописи упоминается «кожух… круживы златыми плоскими ошит». Чаще всего встречаются упоминания кожухов красного цвета: «кожух чермничный», «кожух черленный». Кожух встречается в текстах берестяных грамот в числе заложенных вещей (грамоты № 586, 141), в перечне приданого (грамота № 429). Простые кожухи шились из грубо выделанной кожи. В письменных источниках они упоминаются наряду с власяницами («одеяния же от рубищь власяных суть и от кожь овчихъ»). Имеющиеся свидетельства письменных источников об этой одежде позволяют говорить, что кожухом могла называться как одежда с рукавами, так и типа накидки: «а от кож устроена ризы же и мантие яже кожюхы весть нарицати» (XII–XIII вв.). Очевидно также, что кожух мог изготавливаться как из гладкой кожи, так и из меха.

Археологические остатки кожаной одежды довольно редко встречаются. Они практически неизвестны в погребениях и среди городских материалов, в отличие от кожаной обуви, хорошо сохраняющейся во влажных слоях древнерусских городов. Найдены лишь неопределенные фрагменты и кожаные петли. В кургане № 2 курганного могильника Плешково 1 (Тверская область) в нагрудной зоне зафиксирован фрагмент кожано-меховой одежды. Вероятно, она была сшита мехом внутрь, поскольку в погребении материал одежды зафиксирован вверх кожаной поверхностью, к нему была пришита воздушная петля, изготовленная из кожи. Таким образом, принимая во внимание расположение этого фрагмента кожаной одежды с петлей, следует предположить, что здесь имела место кожаная одежда распашного покроя, застегивавшаяся на пуговицы с помощью нашивных петель. По этнографическим аналогиям, подобная одежда имела глубокий запах и застегивалась на две-три воздушные петли. Находки одежды, сшитой мехом внутрь, известны на территории Беларуси. Наряду с кожухом в источниках встречаются упоминания «шуб». Так же как и кожух, эта одежда – и мужская, и женская. Вполне возможно, шубой называлась исключительно меховая одежда (например, «шуба соболья»)».

«В изученных погребениях были найдены также отдельные остатки кожи (19 фрагментов), меха — овчины (4 фрагмента) (таб. IV). Меховая одежда также зафиксирована в мужских погребениях. Расположение фрагментов овчины в погребении свидетельствует, что эта одежда носилась мехом внутрь». Про мужские погребения Большой Коши, курганы 14 и 20: «Лишь в погребении 1 кургана №20 в области пояса обнаружены остатки меха и фрагменты ткани, что позволяет предположить наличие подпоясанной меховой одежды. По-видимому, под верхней меховой одеждой находилась нижняя, о чем свидетельствует находка пуговицы в области шеи». («Костюм древнерусского человека: реконструкция по данным археологии»).

«Курган Гайгово-2. Меховое изделие, от которого остались незначительные фрагменты, было сшито нитями из жил. Со стороны волоса прослежены следы ткани из растительных волокон полотняного переплетения».

“Курган Кяргино-Круглицы-5. В кургане присутствует небольшой фрагмент меха, что свидетельствует о наличии изделия из меха или шкуры животного».

“Курган Нюбиничи-2, 8. «В кургане 2, возможно, находилось сшитое из меха изделие, перекрытое тканью из растительных волокон. Ниже него располагалась шерстяная ткань саржевого и полотняного переплетения».

“Курган Акулова Гора. Коллекции содержат десять кусочков меха (на одном сохранились жилы, которыми был сшит мех), два обрывка кожаного изделия, четыре кусочка бересты». Всего в статье упоминается 9 захоронений с остатками меха (см. таблицу). («Текстиль из погребений приладожской курганной культуры (технологическое исследование)»).

И как по мне, так самое малоинформативное свидетельство, но пусть будет:«В холодное зимнее время женщины Древней Руси носили меховую одежду: более состоятельные — из дорогих мехов, менее знатные — из дешевых. Меха («скора») упоминаются в «Повести временных лет». Дорогие меха (горностаи, соболя и пр.) упомянуты в летописи лишь применительно к женской княжеской одежде [31]. Известно, что в XIII в. знатные русские женщины охотно украшали горностаевыми шкурками опушку платьев, а наиболее состоятельные делали из них накладки по подолу одежды, доходившие по ширине до колен, что не могло не поражать путешественников-иностранцев. Излюбленными в одежде знатных женщин были и рысьи меха. У Ярославны — героини «Слова о полку Игореве» — шубка была бобровая («…омочу бебрян рукав в Каяле реце…» — причитает она). Женщины среднего достатка носили и беличьи шубы. Например, одна из новгородских берестяных грамот упоминает меха белки и росомахи — их часто получали в виде дани, скупали у соседей, чтобы перепродать в другие страны. Изредка среди археологических находок попадаются части медвежьего или волчьего меха.(«Женщины Древней Руси»).

P.S. В интернет-словарях нашлось интересное толкование слова Бебрян — бебрянъ, -а, -о — из шелка особой выделки (1):

„Полечю, рече (Ярославна), зегзицею по Дунаеви; омочю бебрянъ рукавъ въ Каялѣ рѣцѣ, утру князюкровавыя его раны на жестоцѣмъ его тѣлѣ“. 37—38. Словарь-справочник «Слово о полку Игореве».

При подготовке обобщения использовались следующие материалы:

  1. Древняя одежда народов Восточной Европы. Под отв. Ред. М.Г. Рабиновича. М. 1986г.
  2. Неизвестное Средневековье: сельские поселения и могильники на Кубенском озере. Н.А. Макаров//Археологические открытия. 1991-2004г. Европейская Россия. М. 2009г.
  3. О проявлениях культа медведя в Ярославском Поволжье в эпоху раннего средневековья. В.Н. Седых//Славяне и иные языци…М., 2014г.
  4. Исследования и реконструкции деталей костюма из погребений домонгольского времени из некрополей Дмитровского Кремля. О.В. Орфинская, А.В. Энговатова, В.П. Голиков//Археология Подмосковья, вып. 6. М., 2010г.
  5. Массовые средневековые захоронения в Ярославле: анализ археологических и антропологических материалов// Российская Археология №2, 2009г.
  6. Костюм древнерусского человека: реконструкция по данным археологии. Ю.В. Степанова. Тверь, 2014г.
  7. Древнерусский погребальный костюм Верхневолжья: Монография. Ю.В. Степанова — Тверь: Твер.гос. Ун-т, 2009.
  8. Текстиль из погребений приладожской курганной культуры (технологическое исследование).С.И. Кочкуркина, О.В. Орфинская. Труды Карельского научного центра РАН №3. 2014.
  9. Женщины Древней Руси. Н.Л. Пушкарева. — М., 1983

Исследования и реконструкции деталей костюма из погребений домонгольского времени из некрополей Дмитровского Кремля. О.В. Орфинская, А.В. Энговатова, В.П. Голиков//Археология Подмосковья, вып. 6. М., 2010г.

Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб