Русское художественное оружие

История производства оружия и доспехов на Руси уходит корнями в глубокую древность. Оружие сопровождало людей на войне и охоте, им воевали, обменивались, дарили, награждали. Его даже передавали по наследству, к примеру, московский великий князь Иван Иванович в 1356 году завещал сыну Дмитрию шишак с каменьями и саблю, декорированную золотом и жемчугом.

У русских оружейников сложилась прочная традиция соотношения формы и материала; веками выкристаллизовывалось понимание выразительных возможностей различных материалов — дерева, стали, золота, серебра, кости — поэтому мастерами создавались своеобразные художественные ансамбли, где каждый материал приобретал свое звучание. Важная особенность декора оружия, которая является и большой сложностью, — ограниченность и неизменность плоскостей, отводимых для украшения; при этом декор, как в архитектуре, должен не маскировать, а выявлять конструкцию. Для украшения оружия на Руси использовались самые разнообразные художественные техники: ковка, литье, рельефная чеканка, басма, таушировка золотом и серебром, гравировка и резьба по металлу, инкрустация костью, чернь, многоцветная эмаль. При декоре оружия всегда соблюдалась мера — это было боевое оружие, а не `парадное`. Для разных частей предметов применялись разные способы декора (при этом принимался во внимание характер поверхности, ее размеры, местоположение на предмете и т.д.). Плоскости клинков — гладкие блестящие поверхности — украшали золотой и серебряной насечкой, тонкой гравировкой, тиснением, прорезным орнаментом; ножны и казенную часть ствола у ружей — невысокой чеканкой и обронной работой; ружейные замки и рукояти холодного оружия делали в виде животных (ружья), голов птиц (шпаги), птиц и зверей (охотничье оружие).

Один из самых ранних примеров декорированного оружия — топорик Андрея Боголюбского, датируемый XII веком. Он сделан из стали, а по ней набито листовое серебро с орнаментом, выполненном в техниках черни и таушировки золотом. На одной стороне его изображено древо жизни, на другой — дракон. Таушировка (от немецкого Taushieren или итальянского tausia — украшение, расцветка) — декоративная техника обработки металла, инкрустация по металлу, род насечки: украшение оружия (мечи, щиты, доспехи), главным образом золотом, серебром, медью по стали. Техника таушировки известна двух видов: 1) более древний и дорогой способ: рисунок вырезается на предмете и инкрустируется золотом или серебром. 2) более простой и дешевый способ: рисунок набивается золотой или серебряной проволокой по слегка процарапанной поверхности.

Пример художественного оружия XV века — рогатина великого князя Бориса Тверского (1427-1461). Восьмигранная тулея рогатины обложена серебром и покрыта по канфаренному фону таушированными изображениями сцен придворной жизни, в т.ч. — сценами охоты. Боковые ребра и верхняя часть лекорированы лентой орнамента из завитков; наверху — надпись вязью.

В XVI веке с Востока в Россию поступают разнообразные изделия, в том числе и оружие. Булатная сталь в сочетании с тонким орнаментом и арабскими письменами вызывает интерес — появляются русские изделия с элементами восточного декора. Другой источник — Западная Европа, откуда приходят ренессансные орнаменты, например, акант. Парадный топорик XVI века декорирован резным орнаментом.

В XVI-XVII веке самым крупным центром производства русского художественного оружия была Оружейная палата в Москве, в которой в это время работают лучшие оружейники из всех городов России, а также приезжие мастера — немцы, поляки, персы. Это было сложное дворцовое многофункциональное ведомство, руководившее производством парадного оружия для царских охот, ведавшее оформлением посольских встреч и других церемоний, а также организацией производства оружия для русского войска. В начале XVIII века, с переносом столицы в Петербург кремлевские мастерские резко сократили производственную деятельность — лучшие мастера были переведены в новую столицу и в Тулу.

Мастера владели различными специальностями, в Оружейной палате были ствольники, которые украшали железные стволы обронным травным орнаментом с позолотой; замочники, которые декорировали курки резьбой в виде фантастических животных; ложевщики, инкрустировавшие ложи слоновой костью и перламутром; станочники, сабельники, седельники, наводчики. Некоторые мастера владели несколькими искусствами.

Около пятидесяти лет работал в Оружейной палате мастер Никита Воинов, делал шлемы, латы, ружья, пистолеты, ножи, украшенные золотой насечкой, резьбой, инкрустацией. Он прибыл в Москву в 1613 году из Мурома. Он учился у восточных мастеров в Константинополе, по возвращении занял должность мастера в Москве. В 1621 году делал шлем для царя Михаила Федоровича, декорированный коронами и золотыми `травами` и арабскими надписями, а также жемчугом и драгоценными камнями, вставленными в золотые гнезда, расписанные цветной эмалью. В 1663 году Никита Воинов делал орнаментированные нагрудные и спинные пластины для царя Алексея Михайловича. Умер мастер в 1664 году, его ученик Григорий Вяткин был ствольщиком.

Сохранилось кремневое ружье мастера XVII века Осипа; граненый ствол его украшен у казенной части обронным орнаментом, наведенным золотом, и двуглавым орлом. Курок сделан в виде фантастического зверя. Ложа инкрустирована перламутром, замок декорирован резьбой. На замки дорогих ружей обычно шла привозная шведская сталь. На замочной доске — клеймо `Ocuus`. Другой известный по изделию мастер XVII века — Елисей. Сохранилось его ружье со стволами, декорированными резным рельефным орнаментом. Замки с курками сделаны в виде птичьих голов, рукоять обита золотой чеканной пластиной с травами.

Хотя политическая обстановка начала XVIII века активно способствовала развитию оружейного дела — шла война со Швецией — производство художественного оружия в России петровского времени находилось в состоянии упадка. Производившееся оружие имело чисто прикладное значение и не `отягощалось` художественными изысками — это было оружие военное. Что касается производства охотничьего оружия, то оно тоже было сведено до минимума, поскольку Петр I считал охоту не более чем праздной забавой. Оружейная палата, фигурировавшая в предшествующее столетие как центр производства оружия, закрылась, мастера были переведены в Тулу и в строящийся Петербург. Изредка художественное оружие изготовлялось по частным заказам, на что заводы жаловались Петру, что, озабоченные изготовлением оружия военного, они должны отвлекаться на какие-то праздные заказы.

Во второй четверти XVIII века, с приходом к власти Елизаветы Петровны, стало активно развиваться производство охотничьего оружия — императрица была страстной охотницей. Также создается художественное оружие для дипломатических подарков. Так, в 1755, 1758 и 1764 годах турецким посланникам дарили ружья, пистолеты, кортики с золотым и серебряным декором, сделанные в Туле, которая в XVIII веке становится центром производства художественного оружия. Тульские заводы прославились сварочным булатом, из которого делали стволы охотничьих ружей. Сварочный булат, представляющий собой сварку железа и стальных полос в разных сочетаниях, был запатентован англичанином Уильямом Допейном в 1789 году, а в Туле сохранились образцы продукции из сварочного булата, датированные 1754 годом и даже раньше; там его называли `красное железо`.

Орнаментация на оружии XVIII века подчинялась стилю эпохи: в первой половине XVIII века это — барокко; оружие сплошь покрывалось пышным растительным орнаментом с крупными листами, завитками и маскаронами, в растительный орнамент включались также отдельные изображения животных и целые охотничьи сцены, а также гербы и портреты Петра I. Сплошным декором покрывались стволы, замки, казенная часть. Начиная с середины XVIII века, в орнамент вплетаются мотивы рококо: раковины, изящные и тонкие завитки, и т.д. В последней четверти XVIII века орнамент приобретает черты классицизма: ясность и симметрию; существеннейшую роль в декоре начинает играть пустая гладь металла — на стволах только изредка размещаются изящные орнаментальные пояски; декор же сосредотачивается на казенной части и у дула.

Тульское оружие XVIII века часто декорировали травленым орнаментом с позолотой и серебряной наводкой или насечкой по канфаренному с чернью фону. Ствол карабина с надписью `Тула 1745`, сделанный из сварочной стали `красного железа` с серебром, сплошь покрыт травленым лиственным орнаментом с медной наводкой. Среди орнамента размещены клейма с военными атрибутами и вензель Елизаветы Петровны под короной. Усиление травленого узора накладными орнаментальными мотивами — характерный прием тульских мастеров. Те предметы или их части, где было невозможно использовать чеканку изнутри, а именно: ружейные и пистолетные стволы, рукояти кинжалов и др., декорировали в технике обронной работы. Техника заключается в том, что фон выбивается снаружи, при этом орнамент рельефно выступает; фон потом канфарится и золотится.

Для второй половины XVIII века характерен высокий почти рельефный орнамент из мелких цветков, таушированным золотом или серебром. Обычные мотивы — ветки, розы, венки с лентами в овалах и др. Примером может служить ружье с надписями `Иван Пушкин` и `Аружейник`, созданное во второй половине XVIII века. Замок декорирован цветами, стволы уже гладкие — влияние классицизма. Другой пример — рукоять охотничьего ножа, декорированная веткой роз в овале, расположенном на фоне декора из стальных шариков. Декор в виде цветка выполнен в технике таушировки золотом. Изделие датируется 1770-80-ми гг.

Уникальное искусство златоустовской гравюры на стали зародилось в начале XIX века, прежде всего как искусство украшения холодного оружия. Златоустовских мастеров нельзя считать прародителями этого художественного направления: хороший клинок ценился на уровне предметов искусства еще во времена древневосточных цивилизаций.

Естественно, клинки украшались резьбой, насечкой, которые позволяли нанести довольно сложный декоративный узор. Орнаментами украшались плоскости клинков мастерами-оружейниками Западной Европы, применявшими для их нанесения химические процессы. К тому времени (1815 год), когда в Златоусте образована оружейная фабрика, которая по замыслу создателей должна была стать основным производителем холодного оружия для российской армии и флота, в мире сложилась традиция украшать стальные клинки. Игнорировать этот фактор уже было нельзя. Для работы на Златоустовский оружейной фабрике правительство пригласило немецких мастеров-оружейников, большей частью из Золингена, которые привезли на Урал свои приёмы художественного убранства холодного оружия. Как говорят, зёрна легли в благодатную почву, уральцы оказались талантливыми учениками и нашли способы гениального обогащения нового для них искусства. Спустя недолгое время стало возможно говорить о возникновении `златоустовского` стиля златоустовской школы украшенного оружия, отличной от школы, утвердившейся в Европе.

Основоположником златоустовской школы украшенного холодного оружия по праву считается И. Н. Бушуев. После отъезда Шафов из Златоуста в 1823 году Бушуев назначается ведущим художником Оружейной фабрики. На небольшой по размеру поверхности клинка он располагал многофигурные композиции, которые по художественной значимости не уступали батальным полотнам живописцев того времени. На бушуевских клинках буквально `оживали` военные баталии периода Отечественной войны 1812 года, он воспевал в своих произведениях героизм русского солдата, патриотизм и гордость за Отечество. В убранство клинка мастер ввёл античный декор, прибегал к аллегориям, изображая греческих богов или мифологических героев, воплощая в этих образах свои идеалы. Одним из любимых античных мотивов И. Н. Бушуева стал крылатый конь Пегас как символ творческого горения.

Вершиной творчества И. Н. Бушуева и златоустовских мастеров-оружейников первой половины XIX века стало так называемое `Древнее вооружение` комплект рыцарских доспехов, создававшихся для наследника российского престола цесаревича Александра. Работа над этими доспехами велась в течение четырёх лет с 1830-го по 1834 год по эскизам Бушуева, он же вместе с И. П. Бояршиновым, скульптором Л. К. Лукиным, резчиком М. Я. Пелявиным, полировщиками Г. Гра и Д. Н. Ронжиным, кузнецом Д. Вольферцом и другими мастерами доводил изделия до желаемого совершенства. При украшении доспехов использовались все технические приёмы гравюры на металле, применявшиеся тогда на Оружейной фабрике травление, синение, чернь, позолота. Впервые были использованы просечка (сквозные узоры) и огранка. В 1834 году делегацией Златоустовской оружейной фабрики доспехи были вручены четырнадцатилетнему наследнику престола; долгое время они хранились в Эрмитаже, а в 1928 году были переданы Златоустовскому краеведческому музею, в экспозиции которого сегодня и находятся.

В 1830 1840-х годах выпуск украшенного оружия на Златоустовской оружейной фабрике заметно снизился. В целях сохранения штата цеха украшенного оружия, который в эти годы не раз находился на грани закрытия или временного расформирования, Оружейная фабрика по инициативе П. П. Аносова приступает к выпуску украшенных бытовых предметов: подносов, ларцев, подсвечников, столовых приборов.

На работах мастеров златоустовской гравюры второй половины XIX века в значительной степени сказался расцвет русского реалистического искусства, пришедшийся на это время. В орнаментальное украшение клинков художники вводят реалистичные изображения отечественных цветов, плодов и трав. Возрождаются сюжетные изображения на клинках. Особенно искусно, с большой фантазией, украшаются клинки и ножны охотничьих ножей и кинжалов. Основной техникой в эти годы стала насечка золотом и серебром по синему `таушированному` (т. е. насеченному в нескольких направлениях) фону. Широко применяется просечная техника, т. н. ажурные клинки. Среди художников-гравёров этого периода выделяются В. Н. Костромин, С. К. Недорезков, Я. Д. Варламов.

Сабля с ножнами царя Михаила Федоровича

Кованная пушка XVII века ‒ одно из парадных орудий, сопровождавших царя Алексея Михайловича во время его выездов и походов. Пушка изготовлена мастером Ермолаем Федоровым в 70-е гг. XVII века.

Русское художественное оружие

Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб