Сергей Эйзенштейн и великий князь Александр

Сергей Эйзенштейн и великий князь Александр

Сейчас сложно поверить, но снимали Ледовое побоище и весь фильм летом, для чего асфальтированную площадку неподалеку от студии «Мосфильм» обильно посыпали смесью опилок, нафталина и соли. Снег вышел как натуральный!

 

Фильм получился несколько недоделанным, потому что перед окончательным сведением звуковой дорожки, в декабре 1938 года, Эйзенштейну позвонили ночью от Сталина и потребовали прислать картину.

Режиссер Сергей Эйзенштейн следил за каждый кадром фильма

Режиссер Сергей Эйзенштейн следил за каждый кадром фильма

Фильм Иосифу Виссарионовичу понравился, и потому никто не рискнул делать «лучше лучшего».

После того, как фильм вышел на экраны, Сергей Эйзенштейн был обласкан властью. Он без защиты диссертации получил ученую степень доктора искусствоведения, орден Ленина, а потом еще и Сталинскую премию.

Великий князь Александр, а вернее, исполнитель его роли, Николай Черкасов, позднее расскажет в своих мемуарах немало интересного.

Так, оказывается, история жизни и смерти Великого князя Александра Ярославича была сильно сокращена до его триумфа в Ледовом побоище.
Однако, может оно и к лучшему: тевтонец разбит, Русская земля чествуют победителей — чем не хэппи-энд?

Кинотеатр "Художественный" на Арбатской площади в Москве. 1937 год

Кинотеатр «Художественный» на Арбатской площади в Москве. 1937 год

Премьера состоялась в декабре 1938 года.

Но уже через полгода был подписан пакт Молотова – Риббентропа о ненападении СССР и Германии друг на друга. В итоге, все картины, где русские воевали с немцами, оказались вне закона.

Однако 22 июня 1941 года  в 4 часа утра фильм снова стал актуальным.

 

 

Сергей Эйзенштейн и его команда

Над фильмом работало огромное число известных людей.

Режиссер Сергей Эйзенштейн и композитор Сергей Прокофьев в доспехах

Во время съемок фильма «Александр Невский». Слева направо — оператор Эдуард Тиссе, режиссер Сергей Эйзенштейн, композитор Сергей Прокофьев в костюмах и доспехах 13-го века

Во-первых, это конечно же композитор Сергей Прокофьев, совместивший в одной композиции мотивы русской и западноевропейской народной музыки.

Более того, при работе над фильмом Сергей Прокофьев сумел совместить акценты музыки и движения на экране, заложив основы современного клипмейкерства.

профессор Артемий Владимирович Арциховский

профессор Артемий Владимирович Арциховский

Во-вторых, историк-консультант – профессор Артемий Владимирович Арциховский, тот самый, который найдет в 1951 году первую (для нас первую) берестяную грамоту в Новгороде.

В-третьих, генерал от кавалерии, Герой Советского Союза (посмертно) Лев Михайлович Доватор, который командовал всей конной массовкой на  площадке —  практически все конные сцены были сняты с участием его солдат и офицеров.

19 декабря 1941 года Доватор погибнет в бою под Москвой, поднимая своих кавалеристов в атаку против 252-й пехотной дивизии вермахта. Это случится через 2 дня после того, как его подчиненным покажут фильм «Александр Невский».

 

Именно среди кавалеристов Доватора нашли дублера для Николая Черкасова, исполнителя роли князя Александра. Им стал его тезка, старший лейтенант Николай Иванович Бучилев.

Вот как он вспоминал эти события в середине восьмидесятых.

«Меня облачили в княжеское одеяние, надели доспехи, шлем, приклеили бороду, накинули плащ. Когда мой конь привык заново ко мне, мы показали с ним «свечу» Эйзенштейну.

Режиссер, видимо, остался доволен, потому что тут же решено было снимать этот кадр. Потом мы сошлись в поединке с Сурковым — дублером тевтонца, дрались всерьез, забыв о камере. В какой-то момент меня охватил такой азарт, что я не удержался и со всей силой так съездил по рогам безобразного шлема моего дорогого магистра, что он едва удержался в седле. Сурков долго потом не мог простить мне этого случая».

Николай Черкасов во время битвы был заменен дублером

Черкасов и Александр Невский

Здесь я просто приведу отрывки из книги Николая Черкасова «Записки советского актера», где он сам рассказал о съемках в фильме.

«Первые пробы оказались малоудачными.

Внешний облик Александра Невского, его грим долго мне не давался. Наконец он был найден и определен, — и, надо сказать, при ближайшей помощи С. М. Эйзенштейна.

Он удивлял своим вниманием к второстепенным, казалось бы, мелочам, которые затем, при съемках крупным планом, приобретали большое значение.

Он достал в Эрмитаже подлинное вооружение XIII века и внимательно следил за изготовлением моих доспехов; при ответственных же съемках он всегда навещал меня в костюмерной.

Средневековое оружие и доспехи были выполнены по образцам, которые добыл Сергей Эйзенштейн

Помнится, как-то, окруженный портными и костюмерами, он свыше часа прилаживал на мне какую-то деталь костюма, так что у меня уже стали подкашиваться ноги, тогда как он весело, с шутками, настойчиво продолжал добиваться наибольшей выразительности моего одеяния.

Но ведь не только из внешней характеристики рождается образ! Самыми интересными, хотя и наиболее трудными, были поиски внутренней характеристики героя. (…)

Говоря о работе над образом Александра Невского, расскажу об одном памятном мне, примечательном обстоятельстве, самым тесным образом связанном с созданием фильма, с работой над образом его героя, как патриота своей отчизны.

Шли съемки основного эпизода картины — Ледового побоища.

Как известно, битва происходила суровой зимой, в лютую стужу, на Чудском озере, на дне которого нашли смерть псы-рыцари, разбитые Александром Невским.

Режиссер Сергей Эйзенштейн и Николай Черкасов. Снимается фильм ледовое побоище.

Режиссер и князь. Кто главнее?

В одном из перерывов, когда я сидел рядом с С. М. Эйзенштейном, и здесь же, у «Чудского озера», отдыхали сотни участников картины, из рук в руки стали быстро переходить только что доставленные на Потылиху свежие листы «Правды». Газета шла нарасхват.

Фильм ледовое побоище вдохновил советских художников на плакат

В 1942 году, в год 700-летия Ледового побоища и в разгар Великой Отечественной войны, фильм «Александр Невский» стал еще одним оружием Советского Союза.

 В какие-нибудь пять-шесть минут наша «лагерная стоянка» пришла в движение.

И «русские ратники», и «немецкие кнехты», «псы-рыцари» в касках с эмблемами, напоминавшими фашистские знаки, громким голосом зачитывали что-то вслух.

Всеобщее внимание привлекло официальное сообщение ТАСС о том, что накануне японские фашисты вновь вторглись на нашу землю и в течение всего дня вели бой, пытаясь захватить высоту Заозерную в районе озера Хасан, но натолкнулись на мощный отпор Красной Армии.

Все живо обсуждали неожиданное известие.

— Смотрите, как наша историческая тема непосредственно перекликается с сегодняшним днем, — невольно воскликнул я, прочтя вслух сообщение ТАСС.

Съемки возобновились с большим подъемом.
Историческая повесть о славе русского оружия заново осмысливалась и переживалась нами под непосредственным впечатлением сегодняшнего дня.

Николай Черкасов подарил свой профиль ордену Александра Невского

В дальнейшем, Николай Черкасов не раз возвращался к личности Александра Невского.

Его профиль был отчеканен на советском ордене Александра Невского, учрежденного летом 1942 года.

Орден вручался командирам Красной Армии, благодаря командованию которых были достигнуты успехи в боях. А так же за личные отвагу, мужество и храбрость, проявленные ими на поле боя.

Этим орденом, кстати, был награжден и легендарный авиаполк «Нормандия-Неман»

Похоронили актера на территории Александро-Невской лавры, в Троицком соборе которой покоятся мощи великого полководца и князя.

 

Великий князь Александр и его доспехи

Я уже писал про шлем Александра Невского, который в течении сцены сражения несколько раз меняет свой внешний вид. Поэтому ограничусь ссылкой на материал «Два шлема Александра Невского» , а чуть ниже расскажу про шлемы рыцарей.

Прямо же сейчас удобный случай обсудить чешуйчатую броню князя.
На страницах «Людоты» еще не было статьи про этот вид доспехов, так что пора восполнять  пробел! Сергей Эйзенштейн и великий князь Александр

Доспех состоит из кожаной основы, подобной по выкройке современным инкассаторским бронежилетам.

На основу нашиты квадратные пластины, причем больше всего их расположение напоминает черепицу. Каждая пластина выгнута для прочности и прикрывает собой шнуровку соседней.

Чешуя из Владимира, на самом деле, возможно, бригандина

Чешуя из Владимира

Вес такого доспеха – без наплечников и набедренников, не превышает 10 килограмм.

В более поздних конструкциях пластины будут не только нашиваться, но еще и крепиться с помощью дополнительной заклепки. Это сделает доспех более прочным.

Но это случится уже после Ледового побоища.

Если же говорить про доспех князя,  то его пластины очень похожи на так называемую «чешую из Владимира» — один из двух древнерусских доспехов, которые можно увидеть в собранном виде. Все остальные предстают лишь россыпь пластин и об их конструкции мы можем только догадываться.

Однако и тут не все так просто. Как оказалось, собрали доспех не мастера-доспешники в XIII веке, а музейные работники семью веками позже. Сделали они это, так сказать, для наглядности, однако переборщили с длиной. Если сделать доспех именно таких размеров и одеть его на человека, не просто не сможет сесть.

Как я уже говорил, длину корпусного доспеха подбирали такой, что бы она не мешала садиться в седло. В такие моменты доспех имеет свойство поднимался и упираться шейным вырезом в горло воина — не позавидуешь!

Словом, доверять Владимирскому доспеху на 100%  не стоит. А недавно появилась вполне убедительная версия, что пластинки нашивались не НА основу, а ПОД нее.

Однако, чешуя прижилась к образу князя, и в фильме 2008 года  «Александр. Невская битва» режиссер не стал изменять традиции. Невский – значит в чешуе.

 

Шлемы рыцарей

Топф-хельм – так называется этот ведрообразный шлем, который появился в 13 веке.

Щлемы рыцарей - в кино и в реальности

Этот шлем широко использовался в конном бою, однако если рыцарь спешивался, или оказывался  стащенным с коня, топф-хельм превращался в обузу.

Узкие смотровые щели ограничивали обзор и потому рыцарь сбрасывал его, продолжая бой в маленьком, полусферическом шлеме, закрывавшем только верх черепа.

Формат статьи не позволяет рассказать про него более подробно, однако впереди вас ждет несколько статей про шлемы рыцарей. Так что внимательно следите за материалами сайта — никакой последовательности в темах здесь нет и не будет)))

 

«Александр Невский» (Мосфильм, 1938 год)

* * *

И, наконец, традиционное развоплощение героев.
Мы увидим актеров такими, какими они были в жизни

Николай Черкасов — «Великий князь Александр»

Николай Черкасов — «Великий князь Александр»
(1903 — 1966)
Играл в театре, снялся в 45 кинофильмах. Среди его персонажей:

  • географ Жак Паганель (Дети капитана Гранта, 1936 год),
  • пират Билли Бонс («Остров сокровищ», 1937),
  • писатель Максим Горький («Ленин в Октябре», 1939 и «Академик Иван Павлов» , 1949),
  • царь Иван Грозный (одноименный фильм, 1944, 1945),
  • президент Франклин Рузвельт («Сталинградская битва», 1949)
  • последний рыцарь Дон Кихот (одноименный фильм, 1957)

* * *

Владимир Ершов - главный тевтонец фильма

Владимир Ершов — «вице-ландмейстер Тевтонского ордена Андреас фон Вельвен»
(1896 — 1964)
Играл в театре, снимался  в кино.  Среди его театральных ролей Люцифер и Борис Годунов.

Литература

  • Черкасов Н.К. ‘Записки советского актера’ — Москва: ‘Искусство’, 1953
  • Игорь Чанышев, статья «Александр Невский №4, или закрытие одного «открытия» (опубликовано в журнале «Экран» №8 за 1994 год)

Сергей Эйзенштейн и великий князь Александр

Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб