Три жены князя Семена Гордого

Три жены князя Семена Гордого

Зимой 1333/34 года 17-летний наследник московского престола Семен женился на дочери Гедимина Айгусте, в крещении — Анастасии. Сыновья, рожденные в этом браке, могли со временем выступить в роли претендентов на княжение в западнорусских землях. Именно такие правители смешанного, русско-литовского или русско-польского, происхождения сидели в то время в областях, находившихся под двойной (ордынско-литовской) или тройной (ордьшско-польско-литовской) юрисдикцией. Так, например, в Галицко-Волынском княжестве с 1324 по 1340 год правил ставленник польской короны Болеслав-Юрий II — сын мазовецкого князя Тройдена и его жены Марии Юрьевны, дочери галицко-волынского князя Юрия Львовича.

Женитьба старшего сына Ивана Калиты стала большим политическим событием. Она оказалась одним из узловых моментов в истории Восточной Европы в 1330-е годы. Особое значение, которое придавалось этому браку, отразило и летописное известие о нем. «Toe же зимы приведена бысть князю Семену Ивановичу княжна из Литвы, именем литовьским Аигуста, и крестиша ю, и наречена бысть в святом крещении Анастасиа; и бысть брак велик на Москве, свадьба князю Семену, а князь Семен тогды был семинатцати лет». Торжественно-витиеватый характер этого сообщения, уникальная формулировка «брак велик» явно свидетельствуют об особом значении события в глазах современников.

Брак князя Семена Ивановича с Анастасией Гедиминовной не имел, однако, тех последствий, которых от него ожидали. Первым ребенком в их семье стала дочь, названная Василисой. Она родилась в 1334 или 1335 году. Летописи об этом умалчивают, однако известно, что в 1349 году Василиса была выдана замуж за князя Михаила Васильевича Кашинского — внука казненного в Орде в 1318 году князя Михаила Тверского.

В 1337 году у княжича Семена родился наконец первенец-сын, нареченный Василием. Московские летописи отметили это важное событие: «В лето 6845 (1337) месяца априля в 12 день князю Семену Ивановичу родился сын, и нарекоша имя ему Василеи». Калита, должно быть, очень хотел, чтобы его внук, которому готовилось великое будущее, носил царское имя. Равным образом и внучка была названа Василисой (в переводе с греческого — царственная).

Так часто, наверное, видел князь Иван в мечтах своего плачущего в колыбели внука на престоле великого русского царства! Но внук Калиты, с которым связывали столько надежд, умер через год после рождения. Второй сын у князя Семена и княгини Анастасии родился только в 1341 году. Он умер в тот же день, но его успели все же окрестить и назвать Константином. А еще через четыре года, 11 марта 1345 года, умерла и сама Анастасия Гедиминовна. Идея династического сближения Москвы и Вильно потерпела неудачу по причинам, не зависевшим от воли людей.

Вторым браком на Евпраксии Федоровне из Смоленского княжеского дома Семен Гордый женился спустя несколько месяцев после смерти первой жены. Однако уже зимой 1346/47 года великий князь развелся с Евпраксией, просто отослав ее к отцу. Позднее возникла знаменитая придворная сплетня о психосексуальных проблемах великого князя с Евпраксией: «И великую княгиню на свадьбе испортили, ляжет с великим князем, а она ся покажет великому князю мертвец.» Впрочем мог быть и другой повод для развода, а именно по причине бесплодия княгини. У Семена от первого брака умерли оба сына, и он нуждался в появлении наследника.

Но Семен Иванович и Евпраксия Фёдоровна состояли в браке всего два года — срок явно недостаточный для такого обвинения. Более того, согласно родословию князей Фоминских и Березуйских, включённому в Бархатную книгу (1687 г.), после того, как «князь великий… отослал к отцу ее на Волок», сам же Семён Иванович «велел ее дати замуж», и в новом браке, с князем Фёдором Красным Фоминским, бывшая великая княгиня московская родила четверых сыновей. Судя по всему, развод обошёлся без серьезных размолвок: дети, рожденные во втором браке Евпраксии Фёдоровны, служили московским князьям, а муж, князь Фёдор Фоминский, скончался в Москве.

Годы правления великого князя владимирского и московского Семена Ивановича Гордого (1340-1353) стали временем дальнейшего укрепления позиций Москвы в Северо-Восточной Руси, заложенных в правление его отца. Московские князья прочно обладали титулом великого князя владимирского, и никто не решался силой оспорить их первенство. Этот период ознаменовался стабилизацией московско-тверских отношений. Одним из проявлений которой стало заключение брака в 1347 г. между Семеном Гордым и дочерью казненного в Орде тверского князя Александра Михайловича Марией. Выбор Семеном невесты казался несколько циничным, если обратиться к предыдущей истории взаимоотношения двух княжеских семей, где уже было четверо убитых тверских князей, включая отца и деда невесты. Поворот в сторону злейшего и главного соперника в многолетней борьбе за гегемонию во Владимирской Руси не был случайным, а диктовался серьезным желанием нормализовать отношения.

Брак с тверской княжной был третьим по счету, что не приветствовалось церковью. Именно о конфликте на этой почве с митрополитом Феогностом говорит текст Рогожского летописца. Только после разрешения патриарха вопрос удалось уладить. Жесткая позиция митрополита любопытна и демонстрацией того, что церковь не всегда поддерживала великокняжескую власть, а присланный константинопольским патриархом грек Феогност не был безоговорочным сторонником Москвы, как можно подумать. Однако, насколько был искренним порыв митрополита, сказать сложно. Некоторые исследователи полагали, что митрополит играл только роль, соблюдая приличия.

Брак оказался довольно удачным в личностном плане и трагическим по своим итогам. От княжны Марии Александровны Тверской (до 1332-1399) родились Даниил, Михаил (это имя впервые появилось среди московских князей, и наречение им могло быть реверансом в сторону Твери), Иван (1350/1) и Семен (февраль 1352). Как видим, за 6 лет семейной жизни княгиня подарила мужу 4 детей, но все они скончались в юном возрасте до смерти Семена Гордого в 1353 г.

Что касается дальнейшей судьбы княгини Марии, то не будет преувеличением назвать ее судьбу самой трагической среди жен великих князей московских. Ей суждено было остаться вдовой в возрасте чуть более 25 лет, пережить не только казнь отца и брата, но и смерть мужа и всех своих детей. То, что летописи не сохранили никаких сведений о дальнейшей жизни великой княгини Марии, как и других московских княгинь-вдов XIV века, красноречивый пример их неучастия в политической жизни. Впрочем, известно только, что Мария, и она не была исключением, занималась церковным шитьем, о чем есть упоминание под 1389 годом . Ее смерть как старицы Фетиньи зафиксирована летописями спустя 46 лет: «В лето 6907 (1399 г.), марта въ 17, в Великое говеше, преставися великая княгини Мариа Семенова Ивановича, наречена въ мнишескомъ чину Фетения, и положена бысть в монастыре оу святаго Спаса».

По материалам:
Абуков С.Н. Брак Семена Гордого с Марией Александровной в контексте московско-тверских отношений.
Борисов Н.С. Иван Калита.
Лаврентьев А.В. «Пелена Марии Тверской» и отношения в доме Московских князей 50-80-х гг. XIV в.

Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб