Бронзовый век и его оружие

Бронзовый векВо многих древнейших преданиях, повествующих о возникновении первых сообществ людей, упоминается «золотой век» человечества. Но как на самом деле происходило развитие человеческой цивилизации? Многие историки и философы во все времена пытались ответить на этот вопрос. Поэт и философ античного мира Лукреций Кар (96-55 гг. до н. э.) в поэме «О природе вещей» упоминает о трех этапах — трех «веках»: каменном, бронзовом и железном. Именно металлы стали точкой отсчета в истории человеческой цивилизации еще в древнем мире. В начале XIX века датский ученый Кристиан Юргенсен Томсон, изучая коллекции древних предметов, впервые научно обосновал такое деление.

Но в 90-х гг. XIX века, когда наука сделала большой шаг вперед, в том числе и в достоверности анализов материалов, из которых изготовлены те или иные древние изделия, исследователь Марселей Бертло обнаружил, что многие предметы, ранее считавшиеся бронзовыми, на самом деле — из меди. Поэтому он разделил историю человечества на четыре периода: каменный, медный, бронзовый и железный. И хотя в действительности такой резкой градации не существовало и орудия из металла еще тысячелетия сосуществовали наравне с каменными, эта теория помогает упорядочить знания о древней истории человечества.

Зарождение металлургии
Лучшим материалом для каменных орудий труда и оружия оказался кремний. Он легко скалывается пластинами требуемой величины, режущая кромка орудия поддается обработке ретушью, образуя лезвие с зубчиками, известное сейчас как серрейторное. Люди в течение десятков тысяч лет эксплуатировали залежи кремния и, исчерпав его запас на поверхности земли, углубились под землю на 12-15 м, отводя от вертикального ствола шахты боковые штреки.
Шахтеры каменного века, передвигаясь на четвереньках, вырубали булыжники кремния, которые поднимали затем на поверхность.
В тех же местах, где подземных залежей кремния не было, люди стали искать ему замену, обратив свое внимание на другие породы: нефрит, жадеит, фтанит и др. Среди них оказались и самородки золота и меди. Подбирая такие самородки, человек пробовал их обрабатывать, как и другие камни. Ударами каменного отбойника он пытался откалывать от булыжника (нуклеуса) пластины — заготовки для орудий труда. Однако новые материалы не раскалывались, а плющились. При этом было замечено, что золото слишком мягкое и для изготовления орудий труда не пригодно. Но удары каменного молота по самородку меди вызывали так называемый «наклеп», понижая вязкость и повышая упругость металла. При этом, однако, существовал какой-то предел, преодолевая который медное изделие становилось хрупким. Так, при примитивной холодной ковке в глубокой древности стали закладываться зачатки кузнечного мастерства.
Наиболее древние археологические находки из металла обнаружены в Турции, где в слоях неолитического поселения Чатал-Уйюк найдены бусины, колечки и подвески из меди и свинца, датированные 4500-4000 гг. до н. э. В Турции же, при раскопках холма Чайну-Тепези, были обнаружены медные бусы, четырехгранное шило и проволочные булавки с заостренным концом, возраст которых был определен радиоуглеродным методом как 8790+250 лет, 8750+250 лет и 9200+60 лет. По мнению ученых, древние люди подбирали вначале небольшие самородки, которые плющили в пластинки и оборачивали их вокруг стержня, изготавливая украшения. А вытягивая ударами молота такие самородки в проволоку, изготавливали крючки, булавки, шилья. Более крупные предметы, без промежуточного отжига меди, холодной ковкой изготовить нельзя. Об отжиге люди впервые узнали, скорее всего, случайно, используя большой самородок, который перестал плющиться, для варки пищи. С этой целью разогретые в костре камни помещали в емкость из кожи или дерева, в которой варили пищу. Извлеченный после такой процедуры большой медный самородок, вдруг вновь начинал коваться, и эта технология позволила в V-IV тысячелетиях до н. э. изготавливать крупные орудия труда. Все они копировали по форме орудия каменные и костяные. В IV-III тысячелетиях до н. э. орудия подобного типа стали широко известны в Египте, Междуречье, на Кавказе и в Китае. В конце III — начале II тысячелетия до н. э. медные орудия получили распространение и в Европе.

«Медный век»
Подвергая самородки меди отжигу в костре, люди заметили, что в некоторых случаях, когда пламя, даваемое сухими дровами и раздуваемое ветром разгоралось особенно ярко и сильно, самородок менял свою форму, становясь густым и тягучим и, остывая, принимал форму лепешки, более удобную для обработки. Чтобы металл не смешивался с землей, яму очага стали обмазывать глиной.

Кинжалы

Вместе с самородками меди люди находили и медесодержащую руду, которую так же подвергали воздействию огня и с удивлением обнаруживали, что образуется сплавленный губчатый кусок металла, хотя и со шлаковыми включениями, но все же пригодный для дальнейшей обработки. В это же время было замечено, что разогретый до свечения кусок меди поддается ковке гораздо легче.
Первые специализированные медеплавильные печи были достаточно примитивны и делались, очевидно, по образцу, остатки которого найдены в Австрии в начале XX века. Четырехугольная печь имела внутренний размер примерно 50×50 см и высоту стенок около 55 см, при их толщине от 28 до 38 см. Сложенная из камней и обмазанная глиной. Она устанавливалась под склоном скалы со стороны господствующего направления ветра. Поэтому ее верх и одна из сторон, куда задувал ветер, были открыты. На дне печи было углубление, куда стекала расплавленная медь, а шлаки, плавающие на ее поверхности, удалялись наружу через открытую часть печи. Но для того, чтобы медь стала плавиться полностью, а не «отекать», как это происходило в пламени костра, для топлива нужен был древесный уголь, дающий при сгорании более высокую температуру. Об этом свидетельствовал опыт, полученный при обжиге глиняных изделий, высокий уровень изготовления которых характерен для описываемого периода. На дне печи помещалась растопка — сухой хворост, от которого разгоралась помещенная в печь шихта — слои древесного угля и руды.
Более совершенные печи с принудительным наддувом с помощью мехов, появившиеся позже, позволили повысить производительность труда и увеличили количество выплавляемого металла, что привело к исчезновению самородной меди и значительному сокращению поверхностных выходов руды. Точно так же, как раньше в поисках кремния, для добывания медной руды люди стали копать шахты. Шахтеры, используя и совершенствуя прежний опыт, вертикальные стволы шахт на медных рудниках углубляли до 100 м.

Бронза

Добытую таким способом руду дробили (в несколько этапов) на мелкие частицы и промывали водой, уносящей более легкую пустую породу. Обогатив руду, ее загружали в печи и получали слитки металла для изделий, которые затем изготавливали посредством ковки. Замеченное свойство меди в расплавленном состоянии принимать, как и любая жидкость, форму сосуда, люди смогли реализовать только при литье крупных предметов, например, дверей храмов в древнем Египте. Большая вязкость расплавленной меди не позволяла изготавливать мелкие отливки.
Из орудий труда медного века чаще всего находят медные молоты в завалах древних рудников. Такие молоты считались особенно ценными, поскольку оказывались долговечными и повышающими производительность труда. В завалах они оказывались похороненными вместе с древними горняками…
Подавляющую часть предметов, изготавливаемых из меди, составляло оружие, которое по сравнению с каменным, имело явные преимущества. Но сам процесс изготовления, потребовавший мастеров различной специализации и больших затрат времени, делал такое оружие достаточно дорогим. Владеть им могли лишь знатные люди, выделившиеся к тому времени из круга своих соплеменников.
Находки медных и вообще древних металлических предметов очень редки, потому что они ценились и, придя в негодность, не выбрасывались, а употреблялись для вторичной обработки и изготовления новых необходимых предметов. Единственное исключение — древние захоронения. Умершего
снаряжали в дальний путь, оставляя при нем все лучшее, чем он обладал при жизни, в том числе и металлическое оружие.
Описанный выше исторический период в науке называют «энеолитом» — медно-каменным веком («энеус» — по-лат. медный, «литое» — по-греч. камень). Дело в том, что медь, восполняя недостатки свойств камня (его хрупкость), все же не могла соперничать с ним по твердости. Поэтому для выполнения различных задач люди применяли орудия и оружие из того материала, который наиболее полно отвечал их требованиям.
Однако считается, что эра металла началась после того, как люди узнали свойства бронзы. Но и в последующие времена, там, где это представлялось возможным, изготавливали каменные и костяные орудия труда, хотя эти материалы уже окончательно отошли на второй план.

«Бронзовый век»
Долгое время историки считали, что древняя бронза — это только сплав меди и олова. Однако тщательный анализ бронзовых изделий показал, что вопрос этот гораздо сложнее, чем казалось ранее. Были выделены бронзы, полученные добавлением к меди мышьяка, никеля, свинца, сурьмы…
Открытие бронзы таит в себе загадку. Этот металл в природе в свободном виде не встречается, а является продуктом человеческой изобретательности. Что же подтолкнуло человека, научившегося плавить медь, добавлять в этот расплав другие металлы? Ответить на этот вопрос позволяют этнографические исследования, предпринимавшиеся в начале XX века. Было отмечено, что среди племен находящихся на низшем уровне развития процесс получения и обработки металла тесно связан с магией. Посвященные в тайну этих технологий люди совершают целые колдовские обряды. Возможно, в процессе таких обрядов в шихту добавлялись какие-то растения, минералы и руда, свойства которых были пока неизвестны, но им приписывалось благотворное влияние на конечный результат операции.

Оружие

И действительно, в определенных случаях расплавленная медь становилась более текучей, а температура плавления понижалась, что упрощало производственный процесс. Кроме этого, полученный металл обладал лучшими свойствами, чем медь в чистом виде. Заметив это, древние металлурги стали в дальнейшем целенаправленно воспроизводить столь выгодные действия, опытным путем отыскивая наиболее подходящие для сплава присадки и их количественные пропорции относительно меди. Накопленный при этом опыт позволил получать сплавы более высокого качества. Если учитывать, что во время плавки каких либо контрольных приборов не существовало и древние металлурги могли опираться только на свое умение, опыт и интуицию, становится понятно, почему каждая плавка была индивидуальной, в конечном итоге дающей металл чем-то отличный от полученного ранее. Например, повышение температуры плавки одной и той же руды уменьшает количественный состав в меди одних примесей и увеличивает — других. Поэтому искусство древнего металлурга заключалось в способности интуитивно контролировать происходящий процесс и умении многократно повторять его с возможно более близкими результатами.

Древние бронзы: составы

Археологические находки в местах, где некогда существовали древние цивилизации, датированные IV — началом II тысячелетия до н. э., обогатили науку предметами из древней бронзы. Спектральный анализ показал, что все они мышьяковые, полученные сплавом меди с мышьяком. В старом русском «Сборнике указов и прописей ремесленных приемов» можно прочесть: «… возьми зеленую медь, прибавь желтый мышьяк (аурипигмент), получишь белую медь…». Мышьяковые минералы — реальгар и аурипигмент, имеющие ярко-красный и золотистый цвета и при ударе издающие чесночный запах, привлекли внимание древних металлургов искавших колдовские снадобья для своих действ. К тому же эти минералы легко соединяются с расплавленной медью, и этот способ, оче видно, стал первым, с помощью которого древние металлурги получали бронзу.
Даже 0,5% мышьяка улучшает ковкость меди в холодном состоянии и дает возможность получать качественные отливки. Получаемый при холодной ковке мышьяковистых бронз наклеп резко увеличивает твердость изделия. Но если в бронзе более 8% мышьяка, сплав становится хрупким.
Кроме указанной выше бронзы изредка встречаются сплавы меди с сурьмой или свинцом, но и в них чаще всего присутствует мышьяк. Например, спектральный анализ шила, датированного III тысячелетием до н. э., показал, что в металле содержится 14% свинца и 5% мышьяка. Механические свойства таких изделий были не высоки, и чаще всего эта бронза использовалась при изготовлении ритуальных предметов и украшений.
Достаточно редко встречается и еще один вид бронзы, содержащей мышьяк и никель. Из нее изготавливались топоры, кинжалы, мотыги. Содержание никеля доходит до 4,5%, мышьяка до 7%. Никель как легирующий элемент широко применяется в современной металлургии. Очевидно, улучшение качества металла, получаемое при добавлении в расплав никеля и в древности побуждало металлургов использовать во время плавок никелевую руду.
Во II тысячелетии до н. э. бронза, содержащая мышьяк, исчезает, и ей на смену приходят классические медно-оловянные сплавы. Ученые объясняют это тем, что при все более возрастающем количестве выплавляемого металла (в результате усовершенствования и увеличения объема плавильных печей) увеличилось выделение ядовитых паров мышьяка, вызывающих отравление
людей, занятых в металлургическом производстве. Осознание вредного воздействия мышьяка (древнерусское название «мыше-ядь» свидетельствует о применении его в качестве яда против грызунов) заставило искать ему замену, не ухудшающую свойства сплавов.

Оловянистая бронза
Металлом, способным заменить ядовитый мышьяк, стало олово. Мелкие предметы из олова, найденные археологами, датируются примерно 2500-2200 гг. до н. э. К этому же времени относятся единичные находки предметов из бронзы, в состав которой среди других металлов входит также и олово. В основном это украшения, и присадка олова к бронзе в этом случае объясняется тем, что древние металлурги изменяли цвет металла, делая его более привлекательным для потребителя.
При содержании олова до 10% и выше бронза получается золотистого цвета. При 16% сплав приобретает красновато-золотистый оттенок. В промежутке между 16%-25% олова бронза желтовато-белого оттенка. При дальнейшем повышении содержания олова ее цвет изменяется на светло-се- рый, а при 33% становится белым.
Олово получали из его природной окиси — касситерита (касситерит — «оловянный камень» черного, коричневого и красно-коричневого цвета), добавляя его в шихту плавильной печи. Почему люди обратили внимание на касситерит? Одно из предположений — часто касситерит встречается вместе с золотом в речных песках. И так же, как крупинки золота, он остается в лотке при промывании породы водой. Случайно попав как побочный продукт при добыче золота касситерит, скорее всего, был использован в магических обрядах, сопровождающих плавку. В дальнейшем, когда олова для производства бронзы понадобилось очень много, такая его добыча уже не могла отвечать все возрастающим потребностям металлургии. По настоящему богатых месторождений олова немного и, очевидно, что оловянная руда служила предметом международной торговли в древнем мире.
Бронза, пригодная для изготовления оружия при помощи ковки, содержит 4-6% олова, при дальнейшем его увеличении она становиться тверже, но теряет пластичность и может лопнуть. Твердость 6%-ной бронзы сравнима с твердостью прокованной, низкоуглеродистой стали. При этом кованое изделие из такой бронзы, нагретое до красного цвета, а затем медленно охлажденное, становится еще более твердым. А вот ее расплав, залитый в металлическую форму, имеющую повышенную теплоотдачу, необходимо резко охладить, чтобы изделие приобрело такую же повышенную твердость. Эти свойства присущи только оловянистым бронзам. При изготовлении из них оружия и орудий труда свойства эти учитывались древними металлургами, положив начало опытам по закалке металлов в различных средах.

Оружие «бронзового века»
В период приходился на разное время в промежутке между IV и II тысячелетиями до н. э.) оружие, изготавливаемое древними мастерами, внешне копировало каменное. Такие же ножеобразные пластины, подобные треугольнику клинки кинжалов, закрепляемые в рукояти, плоские или с проушиной топоры. Чаще всего это оружие, а не орудия труда. Твердость этих изделий невелика, и продуктивно работать с их помощью невозможно. Но пластичность металла дает гарантию, что в бою оружие не выйдет из строя после первого удара. И еще один характерный штрих. Как и в каменном веке, оружие не разделяется на охотничье и боевое. Охота рассматривается как тренировка воина, и поэтому на дошедших до нашего времени изображениях охотники в боевом снаряжении часто держат в руках даже щиты.
Совершенствуя технологии обработки бронзы, люди все чаще стали применять вместо ковки (при которой исходному куску металла ударами молота придавался вид необходимого изделия) литье в форму. Вначале форму для отливки вырубали в «мягком» камне, и она была открытой. Полученную таким образом достаточно грубую отливку приходилось доводить затем ковкой и шлифовкой до окончательного вида, но при этом экономия времени и сил в сравнении с прежней технологией изготовления была значительной.

Старинное оружие

Этот факт явился решающим для дальнейшего усовершенствования техники литья. Конструкция отливочных форм усложнилась, они стали разъемными — состоящими из двух и более частей. Если отливался топор с проушиной, на ее место в форму вставлялся стержень. Разняв после остывания металла половинки формы и удалив стержень, люди получали почти готовое изделие. Оставалось обрубить заусенцы, образующиеся по линии разъема формы, и отшлифовать поверхность.
В дальнейшем научились получать формы по выплавляемым восковым моделям тех предметов, которые требовалось изготовить. Это было уже очень точное литье, способное передать орнамент и другие рисунки, которыми старались украсить оружие. Характерно в этом отношении оружие кочевников-скотоводов. Рукояти их ножей, а иногда и мечей, украшало стилизованное изображение головы барана.
Приручение этого животного дало возможность иметь запасы мяса и войлока во время кочевок по степи, и многочисленные отары являлись основным богатством этих племен. Поэтому можно предположить, что такого рода украшение оружия имело некое ритуальное, магическое значение. В разной форме это характерно вообще для всех народов, развивающихся в описываемый период. Такое явление привело к появлению ритуального и парадного оружия.
Функциональность ритуального оружия определялась характером ритуала. Это могло быть жертвоприношение богам, а мог быть и символ самого бога. В последнем случае клинки такого оружия могли отливать целиком из чистого золота, и они становились святыней. В любом случае и ритуальное, и парадное оружие очень тщательно инкрустировалось костью и золотом, отделывалось золотыми обкладками с изображением каких- либо мифологических сцен.

Парадное оружие всегда носили в особо значимых случаях, одним из которых могла быть битва. Поэтому парадное оружие того периода — всегда боевое, тщательно отделанное и украшенное. Оно принадлежало людям, играющим ключевые роли в подобных случаях — вождям, царям, военоначальникам.
Немногочисленные образцы ритуального и парадного оружия, дошедшие до наших дней, вызывают неподдельное восхищение художественным вкусом и тонкостью
ювелирной работы.
Но было оружие и попроще, с рукоятью оканчивающейся простым кольцом, в которое продевался шнур, чтобы оно не терялось. Хотя и здесь не все так просто. По мнению некоторых ученых кольцо могло быть символом солнца и также иметь некое магическое значение. На эту мысль наводит частое присутствие у подобного оружия внутри кольца креста, свастики или других знаков, совершенно лишних при утилитарном назначении этого элемента на рукояти.
Именно такое простое бронзовое оружие и орудия труда, изготавливавшиеся в массовом количестве, но все же являющиеся достаточно ценными предметами, стали тем эквивалентом, стоимостью которого определялась цена различных товаров. Это привело к вытеснению в торговле натурального обмена и появлению денег. И первые монеты в начале имели стилизованную форму ножа или мотыги и изготавливались литьем в формах.

Ножи
В описываемый период ножи из бронзы — достаточно распространенный инструмент и оружие. Клинки у них имеют различные размеры: от 5-10 до 50 см в длину и от 1,5-2 до 5-7 см в ширину. Форма их чаще всего прямая, но встречается и слегка изогнутая: вогнутая (ятаганная), реже выгнутая (сабельная). У ножей малого размера острие бывает скошено или закруглено, но чем клинок длиннее, тем чаще он заострен для эффективных колющих ударов.
Клинки ранних ножей имеют черен, на который насаживалась рукоять или отверстия, через которые она крепилась заклепками. При этом рукоять таких ножей в подавляющем случае располагалась по оси симметрии клинка и не имела упоров, предохраняющих руку от пореза при соскальзывании на лезвие. Это объяснимо, если учесть, что в основном они использовались именно для разрезания и копировали конструкцию еще более ранних, каменных ножей.
В дальнейшем, когда широкое распространение получила техника литья в форму, ножи стали отливать заодно с рукоятью, часто украшенной. При этом рукоять сместилась вверх, к обуху. Это позволило в качестве упора использовать пяту клинка, более широкого относительно рукояти. Кроме этого совмещение рукояти с линией обуха позволило более рационально использовать силу, прилагаемую к ножу во время разрезания. В это время большие ножи-тесаки стали применяться гораздо реже. Длина клинка ножей на всей громадной территории от Египта до Китая составляла 10-20 см. Очевидно естественный процесс эволюции ножа, заключавшийся в отборе наиболее функциональной его формы и размера, привел к одинаковым результатам в различных уголках планеты, но тем интереснее наблюдать разнообразие внешнего оформления этого предмета первой необходимости у разных народов.

Металл

Кинжалы
Кинжалы, появившиеся еще в каменном веке, всегда являлись в первую очередь именно оружием, приспособленным для колющего и рубяще-режущего воздействия на противника.
Кинжал в период «бронзового века» стал еще более престижным и дорогим оружием, и именно в изготовлении этого вида оружия древние оружейники старались применить все свое мастерство и изобретательность. Находки бронзовых кинжалов, по сравнению с остальными видами оружия этого периода, наиболее многочисленны, что позволяет достаточно полно проследить его развитие и национальные особенности.
Такое обилие образцов объясняется достаточно примитивной техникой рукопашного боя, и именно кинжал в этом случае являлся самым эффективным и универсальным оружием, с помощью которого воин мог
одержать победу на поле боя, когда копья и щиты отбрасывались, и сблизившиеся противники не имели возможности эффективно размахнуться дубинкой или топором.
Длина клинков кинжалов составляла 20-35 см; достаточно часто встречаются и более длинные клинки — до 50 см. Наиболее часто рукояти бронзовых кинжалов крепятся к клинкам заклепками, для чего в широкой части клинка выполняется несколько отверстий. Очевидно, традиция эта явилась следствием того, что изначально клинки, изготавливаемые из самородной меди методом холодной ковки, могли быть сделаны из самородка определенного максимального размера, и материала для черенка просто не оставалось. В связи с этим из более мелких самородков изготавливали таким же методом несколько заклепок и, вставляя клинок в пропил основания рукояти из органического материала — кости или дерева размечали отверстия. После чего, просверлив отверстия в рукояти и клинке, соединяли эти части оружия поперечными штифтами, расклепав их с обеих сторон.
В дальнейшем, когда клинки и рукояти стали отливать, в целях экономии качественной бронзы, идущей на боевую часть оружия — клинок, — рукояти отливали отдельно из металла более низкого качества и скрепляли части оружия по-прежнему заклепками.
Когда же металлургия поднялась в своем развитии на более высокий уровень, и появилась возможность, не экономя металл, отливать оружие целиком, еще долго традиция и мода заставляли оружейников имитировать сферические шляпки несуществующих заклепок. Сами рукояти при этом могли быть трубчатые или «скелетные» — образуемые двумя перемычками, идущими от крестовины к навершию и образующими «спинку» и «брюшко» рукояти. Поскольку такая рукоять была слишком плоская, то, скорее всего, ее обматывали кожей или закрепляли с обеих сторон накладки.
Именно на клинках кинжалов впервые появились проходящие по оси симметрии рельефные ребра жесткости, позволившие максимально удлинить клинок, сохраняя его жестким.
А долы (желобки в плоскости клинка), благодаря которым облегчалось и украшалось оружие, появились скорее всего с целью экономии драгоценного металла, но в конечном итоге это изобретение позволило изготавливать оружие, обладающее более совершенными боевыми качествами — дпинноклинковое.

Мечи
Меч — оружие, с длинным клинком, позволявшим поразить противника в бою, не подпуская его к себе вплотную. Закрывшись щитом, отводящим удары противника, воин мог наносить последнему рубяще-колющие раны, оставаясь неуязвимым. Техника боя стала более сложной, и это потребовало специальной подготовки. Люди, обладавшие таким умением, становились профессионалами, составляя костяк армий древнего мира.
То обстоятельство, что клинок меча родился в результате удлинения клинка кинжала, снабженного ребрами или долами, стало причиной того, что у всех народов первоначально мечи были обоюдоострые, хотя это делало их менее прочными. Такими они оставались на протяжении всего «бронзового века», что очевидно связано с примитивностью или отсутствием в массовом количестве защитных доспехов.
Художественная отделка некоторых образцов мечей, являвшихся еще более престижным оружием, чем кинжалы, поражает вкусом и тонкостью работы с такими материалами, как золото и слоновая кость.
Особенно прекрасны образцы, найденные на острове Крит, находящемся недалеко от берегов Греции. Древнейшая в Европе минойская цивилизация (от имени легендарного царя Крита — Миноса) оставила уникальное оружие, поражающее сейчас своим общим строгим дизайном и тем графическим совершенством, с которым осуществлена художественная отделка. Золото и слоновая кость подчеркивают красоту оружия, его функциональность.
Мечи и кинжалы Крита по форме крестовины, которая в то время играла декоративную роль, поскольку удары противника отражали не клинком меча, а своим щитом, делятся на «крестовидный», «рогатый» и «округлый» тип. При этом у «округлого» — крестовина только намечается и едва выступает за ширину основания клинка. Очевидно, это наиболее древний тип, перешедший с кинжалов на мечи. В то же время «крестовидный» и особенно «рогатый» типы крестовины родились в результате осмысления и разработки дизайна именно мечей и затем уже перешли на кинжалы.

Изогнутые клинки
С середины III тысячелетия до н. э. в Междуречье появилось холодное оружие достаточно больших размеров с изогнутым клинком, достигающим в длину 50-60 см. При этом лезвие могло находиться как с выгнутой, так и с вогнутой стороны. Оба варианта давали преимущество при нанесении рубящего удара в сравнении с прямым клинком. Острие таких клинков, не предназначенное для нанесения колющего удара, часто закруглялось. Произошли такие клинки очевидно от древних секир, имеющих вид широкой пластины с выпуклой линией лезвия, которую в нескольких местах привязывали к длинной рукояти. Замена такой рукояти на более короткую, отходящую с одной стороны секиры, сделало оружие более удобным и маневренным в рукопашной схватке и привело в конечном итоге к многочисленным вариантам такого оружия. И именно оно вытеснило массивные ножи- тесаки. Наиболее совершенным вариантом такого оружия стал египетский «хопеш», имеющий однолезвийныи клинок выпукло- вогнутой формы. Прямой потомок «хопеша» — турецкий ятаган — имеет более спрямленную форму клинка, позволяющую прятать его в ножны. Древний «хопеш», судя по всему, переносили в руках, и был он тяжелым оружием пешего воина, способным наносить жестокие раны. Отлитый из бронзы «хопеш» не мог иметь клинок более указанной выше величины, поскольку становился слишком тяжелым и недостаточно прочным.
Но сама идея изогнутого клинка получила дальнейшее развитие с началом века «железного», когда новый материал дал возможность изготавливать легкие и прочные клинки. Ими вооружились, в первую очередь, кочевники-скотоводы, практиковавшие конный бой, в котором возможность повторного удара редка и поэтому особенно важно, вывести врага из строя первым ударом.

Топоры
Первые топоры из металла (самородной меди) повторяли по форме топоры каменные и были как плоской формы, так и с проушиной, получаемой путем огибания топорища одним из концов пластины. При этом ширина лезвия таких топоров и его форма позволяли применять топор, как для работы, так и в бою.
Но постепенно появились и исключительно боевые варианты. Это, прежде всего, секиры с очень широким выпуклым клинком, затачиваемым на всем своем протяжении, вплоть до мест соединения с рукоятью. Такое оружие применялось против противника, не имеющего защитных доспехов.
Когда же такой доспех появился, лезвия боевых топоров стали узкими, предназначенными для пробивания защитных пластин и шлемов.
Плоский медный топор породил и еще одну разновидность. У плоской пластины со стороны, противоположной лезвию, оттягивались два «крылышка», которые, изгибаясь навстречу друг другу, образовывали проушину, направленную перпендикулярно лезвию. Топорище для такого топора выбирали специальное, с сучком, торчащим в верхней части рукояти. На этот сучок насаживали пластину топора и прикрепляли ее ремнями. Работать таким топором было затруднительно, но в качестве боевого оружия он обладал некоторыми преимуществами. Более надежно, чем плоский топор, он закреплялся на топорище, и был дешевле топора с проушиной, поскольку на его изготовление шло гораздо меньше металла. Такие «топорообразные» насадки, называемые «кельт» или «цельт» в большом количестве отливались из бронзы и часто имели с одной стороны петельку, за которую их дополнительно притягивали к топорищу, предохраняя от потери. Клинообразная форма и небольшие размеры и вес цельтов, а также тот факт, что в захоронениях они, в отличие от других видов оружия, представленных в единичных экземплярах, находятся по несколько штук, позволяет предположить, что это сугубо боевое оружие, используемое еще и для метания. Именно в этом случае воину необходим некоторый запас «боеприпасов».
Сходный по действию с топором, но более специализированный вид оружия, называемый «чеканом», появился, когда воины стали защищать себя доспехами — панцирями и шлемами. Произошел чекан от кирки, у которой один конец был подобен топору, но с лезвием, ориентированным перпендикулярно топорищу, а обух оканчивался прочным шипом. Это идеальное оружие для пробивания доспеха, поскольку рычаг топорища позволяет произвести мощный, концентрированный в одной точке удар. Такого рода оружие появилось вновь в средние века вместе с появлением цельнометаллического пластинчатого доспеха.
Кроме боевых, существовали и топоры ритуальные, которыми приносились жертвы (например, в древнем Китае) или которым молились, почитая их символом власти и «телом» бога (двухсторонняя секира «лабрис» на Крите).

Мечи

Бронзовые мечи Древней Греции

Копья, дротики и стрелы
Возникшее как оружие для охоты на крупного и сильного зверя копье стало незаменимым и в военном деле, позволив построиться воинам в фалангу, состоящую из нескольких шеренг. При этом непосредственно в первые мгновения боя в столкновении могли участвовать не только воины первой шеренги, но и последующих за ними двух-трех и даже более. Все зависело от длины древка копья, которое выставлялось в промежутке между воинами впереди стоящих шеренг.
Это давало возможность фаланге буквально ощетиниваться копьями, и сломать этот барьер было тяжело как психологически, так и физически. Копье было главным оружием пешего воина и всадника, с помощью копий пытались нарушить порядок построения противника и, если это удавалось, вклинившись в его ряды и отбросив копье, вступить в рукопашный бой с другим более подходящим в данный момент оружием в руках.
Дротики — легкие метательные копья — также были широко распространены в древности. Появившиеся в каменном веке задолго до изобретения лука дротики позволили значительно увеличить дистанцию, на которой можно было поразить цель. При этом дистанция равная 40-60 м увеличилась с применением «копьеметалки» до 70-100 м, а пробивная сила значительно возросла. В «бронзовом веке» дротики широко использовались как пешими, так и конными воинами. Меткость же метания, вырабатываемая жизненной необходимостью, позволяла охотиться с дротиком на зайца, о чем может свидетельствовать изображение на греческой вазе такой сцены из жизни скифов.
Для воинов, участвовавших в бою на колесницах, дротики также были основным видом оружия и лишь по прошествии времени их заменили луками.
Наконечники для стрел отливали из бронзы даже в то время, когда остальное оружие изготавливалось из железа. Это объясняется технологичностью, когда в сложной форме можно было за одну отливку получить сразу несколько наконечников. При этом если для охоты еще долгое время применялись легко вынимающиеся наконечники из камня и кости, основным достоинством боевых бронзовых наконечников было наличие не обламывающихся шипов, затрудняющих удаление стрел из раны. Кроме того, такие наконечники изготавливались не с черенками, а имели втулки и это позволяло укреплять их на древке из «слабого» материала, например, тростника, широко распространенного, дающего возможность иметь в колчане до сотни стрел одноразового использования, и вести массированную стрельбу, не испытывая недостатка в снарядах.

Комбинированное оружие
Во времена «бронзового века» появилось оружие, по способу применения похожее на средневековую алебарду. Первоначально это был клинок кинжала без ручки с отверстиями у основания, с помощью которых он крепился на конце древка, но не как наконечник копья, а перпендикулярно древку. Это позволило наносить колющие удары сверху вниз с большой силой на сравнительно дальнем расстоянии, ограниченном длиной древка. По аналогии с движениями клюющей птицы, оружие с закрепленным в
древке клинком, по форме похожим на клюв, назвали «клевец». Кроме этого, таким оружием можно было цеплять, как крюком, всадника и подрезать сухожилия лошадям. Особенно полюбилось такое оружие в древнем Китае, где им орудовали воины на колесницах и в пешем строю.
Со временем, усложняя, оружие стали изготовлять с проушиной, а его обух приобрел форму молота или чекана.
Булава, пожалуй, последний вид оружия, из «каменного века», шагнувший в век «бронзовый». Это объясняется тем, что каменные массивные навершия были достаточно надежны, а на изготовление такого же навершия из бронзы требовалось слишком много металла, более необходимого для других изделий. Поэтому, Хойя известны единичные находки ранних наверший из бронзы и даже меди, в массовом количестве их стали изготавливать с появлением защитного снаряжения из металла, при соприкосновении с которым каменное навершие могло рассыпаться. В массовом количестве бронзовые навершия булав стали отливать в конце II — начале I тысячелетия до н. э. При этом, чтобы увеличить их эффективность, навершия стали снабжать пирамидообразными выступами или ребрами, которые сминали защитное вооружение.

Бронзовое оружие

Защитное вооружение
Самым распространенным и наиболее ранним из средств защиты является щит. Изготавливавшийся из дерева и кожи в «бронзовом веке» щит получил металлические накладки, многие из которых были художественно украшены.
Были парадные щиты с чеканными украшениями или целиком отлитые, с барельефными фигурками, расположенными по окружности.
Грудь и спину чаще всего защищали бронзовые диски (зерцала), удерживаемые перекрещивающимися ремнями. Живот и поясницу — наименее защищенные природой части человеческого тела опоясывали широкими металлическими боевыми поясами. Голову защищали шлемом из кожи, меди или бронзы. Кстати, к концу «бронзового века» шлемы приобрели рациональную форму, которая без изменений повторялась и в эпоху средневековья.
Древнейшие предметы из цветного металла, пролежав в земле тысячи лет, доходят до наших дней в хорошем состоянии, потому что со временем покрываются плотными наслоениями, называемыми «патиной». Она имеет зеленый цвет с голубоватыми и синеватыми оттенками. Такая патина придает предмету древний вид и называется «благородной». Но бывают случаи, когда благодаря воздействию окружающей среды такие древние изделия покрываются рыхлым слоем карбонатных солей, под которыми металл подвергается разрушительному воздействию коррозии. Такую патину удаляют химическим путем и затем принимают меры к защите поверхности предмета, из которых самым простым способом является нанесение тонкого слоя нитро- эмалевой краски с оттенком близким к цвету «благородной патины».
Поскольку большинство предметов «бронзового века» находятся в захоронениях, а это очень важная сторона жизни древних людей, позволяющая современным археологам по крупицам воссоздать жизнь наших предков, подобные места, даже не известные ранее и обнаруженные случайно, находятся под защитой закона. Только комплексное изучение и подробнейшее описание, осуществленное квалифицированными археологами, позволит со временем прибавить новые знания о древних культурах. А для получения таких знаний важна любая мелочь — что, где и как лежало, общее количество предметов.
В этот период возникли первые государства, были разработаны и получили толчок к дальнейшему совершенствованию основные технологии, обеспечившие человеку власть над окружающей природой. В «бронзовом веке» сложились основные типы наступательного и оборонительного вооружения, изобретена письменность и написаны первые военные и философские трактаты. Искусство, отвечающее эстетическим потребностям человека, по большому счету так же возникло в это время, и основные его направления в дальнейшем лишь совершенствовались. И, наконец, — широкие международные связи, вызванные необходимостью закупок больших партий олова, меди и изготовленных из бронзы предметов. Все это сформировало пути дальнейшего развития древнего мира и привело ко дню сегодняшнему!
Период III — начало I тысячелетия до н. э., называемый «бронзовым веком» человечества, остается в тени общественного интереса, оттесненный романтикой рыцарского средневековья. Но эта эпоха оставила несоизмеримый со всеми другими периодами человеческой цивилизации вклад.
Источник: http://armflot.ru/index.php/kholodnoe-oruzhie/620-bronzovyj-…

Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб