Виктор Хомутский предлагает Вам запомнить сайт «Исторический дискуссионный клуб»
Вы хотите запомнить сайт «Исторический дискуссионный клуб»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

История - это роман, который был, роман - это история, которая могла бы быть. (Гонкур)

Блог
Как Церковь свергла царскую власть: историк, открывший правду, боится удара топором

Как Церковь свергла царскую власть: историк, открывший правду, боится удара топором

Михаил Бабкин: «Царя они не считали за «своего», воспринимали как конкурента» Именно Церковь сыграла ключевую роль в свержении царской власти как и

Виктор Хомутский 12 дек, 09:00
+7 9
Заговор монархистов против Революции

Заговор монархистов против Революции

30 октября 1917 года в газете "Рабочий путь" выходит статья "Дворцы сговариваются", в которой проливается свет на создание международной буржуазно-монархическ

Виктор Хомутский 12 дек, 10:14
+3 2
Страдания переселенцев на пути в Сибирь

Страдания переселенцев на пути в Сибирь

Сотни тысяч крестьян бежали из западных губерний Российской Империи в Сибирь, надеясь найти там лучшую долю. На пути переселенцев ждало множество тягот и лишений.

Виктор Хомутский 12 дек, 15:57
+3 2

ФЕНОМЕН ФОЛЬК-ХИСТОРИ (не имеющим мозга особям - не читать!)

ФЕНОМЕН ФОЛЬК-ХИСТОРИ Д.М.Володихин Источник: Международный исторический журнал, № 5, 1999 год В середине - второй половине 90-х гг.

Алексей Банцикин 14 ноя 12, 15:53
+47 130
Памятник Сталину в Архангельске хотят открыть к 7 ноября

Памятник Сталину в Архангельске хотят открыть к 7 ноября

Памятник Сталину в Липецке © Фото с сайта new-voronezh.ru Памятник Иосифу Сталину в Архангельске коммунисты хотят открыть к очередной годовщине революц

Виктор Хомутский 26 окт 16, 21:08
+1 2
Как появились турки?

Как появились турки?

История появления тюркского народа начинается с похода турков – сельджуков. Сельджуки принадлежали к тюркам – огузам, которые жили в цепи Центральной Азии. Многие

Виктор Хомутский 11 дек, 08:36
+4 19
Иллюстрация технологий расщепления в каменном веке

Иллюстрация технологий расщепления в каменном веке

Иллюстрация этапов развития технологий расщепления в каменном веке. Рассказывает и показывает Андрей Захариков, археолог, реконструктор, ведущий специалист Этн

Виктор Хомутский 10 дек, 10:54
+10 3
Подборка литературы по средневековым лукам и стрелам.

Подборка литературы по средневековым лукам и стрелам.

А. Ф. Медведев - Ручное метательное оружие. Лук и стрелы, самострел VIII-XIV вв - 1966.pdf 15 МБ Коробейников А.В. - Средневековый трактат «A

Виктор Хомутский 12 дек, 13:57
+6 1
Запомнить

Ностальгический клуб любителей кино

    

 

Ностальгический клуб любителей кино .

Жизнь коротка, искусство вечно. Гиппократ

 

Летопись лихих 90-ых.

 

Яндекс.Метрика

Вопрос о дате основания города Суздаль

развернуть

Вопрос о дате основания города Суздаль

В определенный период древнерусской истории Суздаль был одним из главных городов в Северной Руси. Некоторое время в письменных источниках Северо-Восточную часть Руси называли Суздальской землей. Изучением истории города Суздаль и этого региона в целом занималось много выдающихся исследователей: А. Д. Варганов [20], В. В. и М. В. Седовы [43-46], И. В. Дубов [24], В. А. Кучкин [30], Ю. А. Лимонов [32], Н. А. Макаров [34] и др. Важно знать, с какого времени отсчитывается появление древнерусского Суздаля, чтобы понять процесс исторического развития и самого города, и Северо-Восточной Руси в целом. Для этого рассмотрим все существующие сведения об этом. По теме датировки начальной истории Суздаля отдельной работы написано не было. В некоторых научных трудах упоминаются лишь одна-две даты, в частности, в работах А. В. Экземплярского [56. С. 378-379], М. Достоевского [23. С. 3-4], М. Н. Тихомирова [51. С. 13-14, 397-398], М. В. Седовой [45. С. 10]. Большинство исследователей сосредотачиваются, в основном, на первом упоминании города в ранних летописях под 1024 г. На сегодня накопилось много информации о времени основания Суздаля. Поэтому требуются систематизация и анализ этой информации, чтобы понять, какой дате следует доверять, а какой – нет.

Цель статьи – сбор и анализ существующих данных о датировке основания города Суздаль. Задачей является попытка определить дату основания этого древнерусского города. В статье приводятся все известные на сегодняшний день даты, касающиеся этого события, чего исследователями пока сделано не было. При написании статьи использованы иностранные источники (Венгерский Аноним, Константин Багрянородный и т. п.), древнерусские летописи, эпиграфические и археологические данные.

Ранняя дата появления Суздаля находится не в древнерусских источниках, а в венгерских хрониках; а именно: в сюжете о переселении венгров из прародины в Паннонию. Первым этот сюжет осветил Венгерский Аноним в «Деяниях венгров» (рубеж XII–XIII вв.) [14. P. 8-9]. У Анонима Суздаль фигурирует как земля Руси, по которой (примерно в 884–885 гг.) передвигались венгры во главе со своим предводителем Алмошем перед тем, как добраться до Киева, а затем и до Паннонии. Исследователи приводили много фактов выдумки Анонимом; в некоторых случаях имеет место перенос реалий XII–XIII в. на события IX в. (в том числе, по Суздалю) [25. С. 121-127; 38. С. 15-17; 54. С. 93-104]. В «Деяниях гуннов и венгров» Симона Кезаи (80-е гг. XIII в.) [18. P. 88, 90] и «Иллюстрированной хронике» (XIV в.) [16. P. VII, XIX] этот сюжет повторяется.

Кроме венгерских, о переселении говорится и в других письменных источниках. Более полный переселенческий сюжет существует в трактате «Об управлении империей» Константина Багрянородного (X в.). Но, в отличие от венгерских сведений, древнерусские топонимы Суздаль и Киев в той части, где речь идет о переселении венгров, не упоминаются [15. P. 170-175]. В «Повести временных лет» под 6406/898 г. отмечено передвижение венгров через Киев и Карпаты [3. Стб. 25], но это связано с объяснением летописца появления топонимов Угорские горы в Печерской части Киева и другого названия для Карпатских гор. В большинстве другой исторической литературы, как у Продолжателя Регинона (X в.) под 889 г. [17. P. 131-132], лишь упоминается сам факт переселения венгров из Скифии до Паннонии.

Для венгров Суздаль в XII–XIII вв. стал известным и значительным настолько, что его вписали в переселенческий сюжет. Даже в Суздальской земле в 30-х гг. XIII в. монахи-доминиканцы, в том числе Юлиан Венгр, искали прародину «Великую Венгрию» (Magna Hungaria) [1. С. 86, 88-89, 104, 106-107]. Эта тема подробно освещена в работах В. П. Шушарина [53. С. 431-436, 441-442, 445-446; 54. С. 157-162], Х. Ловмяньского [57. S. 63-67], Ю. А. Лимонова [32. С. 193-194], Ю. В. Лущай [33. С. 154-155] и др.

В свое время В. Н. Татищев (1686–1750) в капитальном труде «История Российская» утверждал, что Суздаль был построен князем Владимиром еще в 982 г., основываясь на двух источниках: Степенной книге и на хронике М. Стрыйковского [50. С. 57, 228]. Оба источника, на которые опирался В. Н. Татищев, поздние: написаны в XVI в. Обращаясь к этим источникам, можно увидеть несколько иную картину. Так, в Степенной книге под 6498/988 г. говорится о том, что князь Владимир крестил население в Суздальской земле и основал город Владимир [12. С. 109]. У М. Стрыйковского: «Потом Кроника Русская вспоминает, что Владимир пришел до земли Суданской, и захватил главный город Судам, но что на то время была за страна, неизвестно» [19. S. 152]. В. Н. Татищев видел в Судаме город Суздаль, считая это искажением в хронике [50. С. 228]. Для А. И. Рогова было очевидным, что искажение названия Суздаль у М. Стрыйковского действительно произошло, хотя он и предложил еще варианты отождествления Судама: Судак и Судавия [40. С. 68-69]. Однако ни в одном из названных В. М. Татищевым источников нет упоминаний об основании князем Владимиром Суздаля.

Даже датировка в летописях крещения Суздальской земли и основания города Владимир разнится от 6496/988 до 6500/992 г. Также встречаются разные названия этой земли. В летописях наблюдаются три названия – Славянская, Смоленская и Суздальская. Первой по хронологии выступает Славянская земля под 988–991 гг. (Новгородская IV летопись XV в. [8. С. 90], Тверская летопись 1534 г. [10. Стб. 113-114], Устюжская летопись первой четверти XVI в. [5. С. 25, 64], Густинская летопись XVII в. [13. С. 45]). Вслед за ней идет Смоленская под 990 г. (Софийская I летопись XV в. [2. С. 72], Вологодско-Пермская летопись XVI–XVII вв. [7. С. 31]). В последнюю очередь идет Суздальская под 990–992 гг. (кроме вышеупомянутой Степенной книги, еще Московский свод конца XV в. [6. С. 365], Никоновская летопись второй половины XVI в. [11. С. 64], Воскресенская летопись конца XVI в. [9. С. 313], Вологодская летопись конца XVII – начала XVIII в. [5. С. 161]). Все летописи, которые запечатлели этот сюжет, являются поздними. В ранних летописях (Ипатьевский и Лаврентьевский изводы «Повести временных лет», Новгородская I летопись и т. д.) рассказ о крещении Суздальской земли в конце X в. отсутствует.

Кроме поздних летописных записей, есть несколько настенных надписей в храмовых сооружениях. Одна из этих надписей-граффити находилась на стене возле мощей святителя Феодора в Богородице-Рождественском соборе в Суздале. Там повторяется крестильный сюжет Суздальской земли (под 6498/990 г.), но с добавлением о предоставлении этой земли епископа Феодора. Однако эта надпись датируется 1635 г. [23. С. 3-4]. Феодор считается первым епископом Ростовским, бывшим таковым в 990-х гг. [22. С. 200]. Летописи о нем не знают, и сообщается только в житии третьего епископа Ростова Леонтия [21. С. 25]. Также текст нового времени находится в Успенской Суздальской церкви. Там тоже приводится крестильный сюжет и о закладке Успенской церкви. В тексте настенной надписи указан 6505/997 г. [56. С. 379]. Подобные надписи связываются с событием или строительством церкви и имеют позднее происхождение. Сами храмы Владимиро-Суздальской Руси были построены не ранее середины XII в. Поэтому имеющиеся на стенах культовых сооружений и в сохранившиеся музеях надписи-граффити датируются со второй половины XII в. Всего в этом регионе обнаружено 76 надписей с датировкой со второй половины XII по XIX в. (большинство ограничивается XII–XVI вв.) [35. С. 187; 36. С. 47, 49, 51]. Следовательно, эти надписи-граффити не могут помочь в раскрытии вопроса о датировке основания Суздаля.

Существует еще одна датировка. 13 июля 2000 г. на новгородском раскопе был найден псалтырь (известный под условным названием «Новгородский кодекс»), датируемый началом XI в. Были обнаружены три липовые дощечки (церы) с углублениями для воска. Дощечки соединялись штырями, тем самым превращаясь в единую книгу [27. С. 3-25; 29. С. 119-124]. Подобные дощечки (церы) служили в Новгороде для обучения и имели локальное назначение [42. С. 41-42].

На дощечках «Новгородского кодекса» были найдены тексты: в одном случае, это вполне читаемые предложения из псалмов; в другом – это реконструированный текст на основании остатков прочерченных слов (т. н. «скрытый текст»). Интерес представляет второй случай, который неоднозначен. Каковы бы ни были трудности с прочтением слов, но А. А. Зализняку удалось прочитать и связать в предложение некоторые тексты [27. С. 21-24]. Под воском им был обнаружен «скрытый текст» следующего содержания: «Въ лѣто 6507 азъ мънихъ исаакии поставленъ попомъ въ соужъдали въ цръкъвє свѧтаго алєксандра армєнина» [26. С. 209]. В виде «Соужъдали» фигурирует здесь город Суздаль с датой 999 г.

Можно было бы признать данное упоминание ранним появлением города, но с этим есть некоторые проблемы. Сам А. А. Зализняк допускает много натяжек, не объясняя – как мог этот документ попасть из Суздаля в Новгород [26. С. 209-211]. К. Станчев подверг сомнению возможность прочтения т. н. «скрытых текстов», так как под слоем воска невероятно что-то найти понятное для идентификации. А тут получается, что есть целые пласты связных текстов, сохраненные невероятным способом под воском, когда подобного не может быть совсем [48. P. 190-196]. Кроме К. Станчева, в достоверности существования подобных текстов усомнился С. Франклин, но без подробных объяснений [52. С. 93]. Также не считает корректным использовать «скрытые тексты» С. М. Михеев [37. С. 27]. Однако и позже, после выхода работы К. Станчева, продолжается доверительное отношение некоторых исследователей к этим текстам [41. С. 281; 49. С. 37].

В древнерусских летописях дата основания Суздаля не зафиксирована, но есть первое упоминание города. В Лаврентьевской летописи под 6532/1024 г. разворачивается сюжет о восстании волхвов в Суздале во время голода: «В се же лѣто въсташа волъсви в Суждали»; «Слышав же Ярославъ волхвы, приде Суздалю, изъимавъ волхвы расточи» [3. Стб. 147-148]. О. М. Рапов предложил дату 1032 г. на основании данных дендрохронологии и одной западноевропейской хроники [39. С. 139-140]. Согласно дендрохронологическим исследованиям, в 1029–1032 гг. в Восточной Европе происходили неблагоприятные природные явления, которые могли привести к голоду [28. С. 80-81]. Кроме того, в западноевропейской хронике Рауля Глабера (XI в.) в 1032 г. зафиксирован голод в Западной Европе в результате трехлетнего неурожая [31. С. 287-288]. Однако на это имеются возражения. Если принять эту гипотезу, то придется отклонить перемещение князя Ярослава Мудрого в 1032 г. на юг Руси по данным «Повести временных лет» [3. Стб. 150]. Также следует обратить внимание на точку зрения Я. Н. Щапова. По его мнению, суздальское волнение отражено в летописи как локальное явление и нет возможности с уверенностью утверждать, что неурожай и голод происходили по всей Руси [55. С. 141-142]. Поставленная летописцем дата восстания волхвов могла быть произвольной, но конкретную хронологию событий пока невозможно определить.

Есть еще одно летописное сообщение под 1192 г., когда при князе Всеволоде Юрьевиче Большое Гнездо «заложенъ бысть град Суждаль и срубленъ бысть того же лѣта» [4. Стб. 409]. Но это известие отражает лишь факт восстановления и ремонт крепости города, или даже расширения суздальской крепости новыми укреплениями [47. С. 111; 51. С. 397-398].

Согласно археологическим данным, на территории Суздаля было поселение примерно IX–X вв. Однако кроме этого поселения, были поселения и XI–XII вв. [20. С. 127-134]. М. В. Седова датой возникновения древнерусского Суздаля как укрепленного поселения считала первую половину X в. [46. С. 23-33, 49, 230]. По археологическим данным было установлено, что поселение, которое позже стало городом Суздалем, находилось в излучине реки Каменки. Вокруг этого поселения в X в. уже были оборонительные сооружения [43. С. 62-63; 44. С. 132]. Однако поскольку для раннего периода очень мало материальных находок, дату поселения, более конкретную, чем X в., определить трудно [34. С. 204]. Как город Суздаль впервые упоминается в летописи под 6604/1096 г. [3. Стб. 238; 20. С. 133].

Итак, мы проанализировали 9 дат, предположительно связанных с первым появлением древнерусского города Суздаль. Среди них:

1. 80-е гг. IX в. по венгерским хроникам конца XII–XIV вв.;

2. 982 г. из книги В. Н. Татищева с неверной опорой на источники XVI в.;

3-4. 990 и 997 гг. на стенах двух храмов с более поздним временем их написания (примерно XVII в.);

5. 999 г. на «Новгородском кодексе» начала XI в. в «скрытых текстах»;

6-7. 1024 г. первого появления города на страницах ранних летописей и 1192 г. летописного упоминания о постройке городских укреплений;

8. 1032 г., по версии О. М. Рапова, на основании интерпретаций дендрохронологических данных и одной западноевропейской хроники;

9. X в. по скудным археологическим данным.

После рассмотрения всех известных на сегодняшний день дат относительно вероятного возникновения города, становится понятным, что нет ни одной уверенной датировки. Но, все же, можно отметить, что X в. – это возможный период основания укрепленного поселения в Суздале, а 1024 г. остается первым упоминанием названия города. Дальнейшая разработка темы возможна как в направлении углубления обоснованности существующих предположений, так и поиска новых данных. В последнем случае это особенно касается археологических достижений.

Список источников и литературы

1. Аннинский С. А. Известия венгерских миссионеров XIII–XIV вв. о татарах и Восточной Европе // Исторический архив. 1940. Т. III.

2. Полное собрание русских летописей. Л., 1925. Т. V. Софийская первая летопись. Вып. 1.

3. Полное собрание русских летописей. Л., 1926. Т. I. Лаврентьевская летопись. Вып. 1. Повесть временных лет.

4. Полное собрание русских летописей. Л., 1927. Т. I. Лаврентьевская летопись. Вып. 2. Суздальская летопись по лаврентьевскому списку.

5. Полное собрание русских летописей. Л., 1982. Т. XXXVII. Устюжские и Вологодские летописи XVI–XVIII вв.

6. Полное собрание русских летописей. М.-Л., 1949. Т. XXV. Московский летописный свод конца XV в.

7. Полное собрание русских летописей. М.-Л., 1959. Т. XXVI. Вологодско-пермская летопись.

8. Полное собрание русских летописей. Пг., 1915. Т. IV. Ч. 1. Новгородская четвертая летопись. Вып. 1.

9. Полное собрание русских летописей. СПб., 1856. Т. VII. Воскресенская летопись.

10. Полное собрание русских летописей. СПб., 1863. Т. XV. Тверская летопись.

11. Полное собрание русских летописей. СПб., 1882. Т. IX. Никоновская летопись.

12. Полное собрание русских летописей. СПб., 1908. Т. XXI. Книга Степенная царского родословия. Ч. 1.

13. Полное собрание русских летописей. СПб., 2003. Т. XL. Густынская летопись.

14. Anonymi Belaeregisnotarii. Gestis Hungarorum / Ed. S. L. Endlicher // Rerum Hungaricarum. Monumenta Arpadiana. Sangalli, 1849.

15. Constantinus Porphyrogenitus. De administrando imperio / Ed. Gy. Moravcsik, R. J. H. Jenkins // Corpus Fontium Historiae Byzantinae. Washington, 1967.

16. Marci Chronica de gestis Hungarorum / Ed. G. Emich. Pestini, 1867.

17. Reginonis abbatis Prumiensis. Chronicon / Recogn. F. Kurze // Monumenta Germaniae Historica. Scriptores Rerum Germanicarum. Hannoverae, 1890.

18. Simonis de Keza. Gesta Hunnorum et Hungarorum / Ed. S. L. Endlicher // Rerum Hungaricarum. Monumenta Arpadiana. Sangalli, 1849.

19. Stryjkowski M. Kronika Polska, Litewska, Żmódzka i wszystkiéj Rusi. Warszawa, 1846. T. I.

20. Варганов А. Д. Из ранней истории Суздаля (IX–XIII вв.) // Краткие сообщения Института истории материальной культуры. М.-Л., 1946. Т. XII.

21. Воронин Н. Н. «Житие Леонтия Ростовского» и византийско-русские отношения второй половины XII в. // Византийский временник. 1963. Т. XXIII.

22. Голубинский Е. История русской церкви. М., 1901. Т. I. Первая половина тома.

23. Достоевский М. Суздаль. М., 1910.

24. Дубов И. В. Северо-Восточная Русь в эпоху раннего средневековья (историко-археологические очерки). Л., 1982.

25. Дъерффи Д. Время составления Анонимом «Деяний венгров» и степень достоверности этого сочинения // Летописи и хроники. 1973 г. М., 1974.

26. Зализняк А. А. Проблемы изучения Новгородского кодекса XI века, найденного в 2000 г. // Славянское языкознание. XIII Международный съезд славистов. Любляна, 2003 г. Доклады российской делегации. М., 2003.

27. Зализняк А. А., Янин В. Л. Новгородский кодекс первой четверти XI в. – древнейшая книга Руси // Вопр. языкознания. 2001. № 5.

28. Колчин Б. А., Черных Н. Б. Дендрохронология Восточной Европы. М., 1977.

29. Конявская Е. Л., Конявский С. В. Новгородские открытия 2000 года: Редакционный отчет о командировке в Новгород 4-6 авг. 2000 г. // Древняя Русь: Вопросы медиевистики. 2000. № 2.

30. Кучкин В. А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X–XIV вв. М., 1984.

31. Ле Гоф Ж. Цивилизация средневекового Запада. Екатеринбург, 2005.

32. Лимонов Ю. А. Владимиро-Суздальская Русь: Очерки социально-политической истории. Л., 1987.

33. Лущай Ю. В. Міста Володимиро-Суздальської Русі за відомостями західноєвропейських джерел XIII–XV століття // Збірник наукових праць Харківського національного педагогічного університету ім. Г. С. Сковороди. Серія «Історія та географія». Харків, 2014. Вип. 50.

34. Макаров Н. А. Суздальское Ополье // Русь в IX–XI веках: археологическая панорама. М.; Вологда, 2012.

35. Медынцева А. А. Граффити белокаменной архитектуры Владимиро-Суздальской Руси // Восточная Европа в древности и средневековье. Устная традиция в письменном тексте: XXII Чтения памяти члена-корреспондента Академии наук СССР Владимира Терентьевича Пашуто, Москва, 14-16 апр. 2010 г. М., 2010.

36. Медынцева А. А. Надписи-граффити как показатель грамотности в главных городских центрах Древней Руси // Міста Давньої Русі. К., 2014.

37. Михеев С. М. Надпись на каменном кресте из Воймериц на реке Мсте – памятник начальной истории древнерусской письменности // Вопр. эпиграфики. М., 2012. Вып. VI.

38. Моця О. П. Мандрівка угрів за Карпати: інформація писемних джерел та археологічні реалії // Археологія і давня історія України. 2011. Вип. 7.

39. Рапов О. М. О датировке народных восстаний на Руси XI в. в Повести временных лет // История СССР. 1979. № 2.

40. Рогов А. И. Русско-польские культурные связи в эпоху Возрождения (Стрыйковский и его Хроника). М., 1966.

41. Рождественская Т. Деревянная новгородская псалтырь XI в. и памятники древнеболгарской эпиграфики Χ–ΧΙ вв. // Преславска книжовна школа. Шумен, 2008. Т. 10.

42. Рыбина Е. А. Образование в средневековом Новгороде (по археологическим материалам) // Новгородская Русь: историческое пространство и культурное наследие. Екатеринбург, 2000.

43. Седов В. В. Две заметки по археологии Суздаля // Культура средневековой Руси. Л., 1974.

44. Седов В. В., Седова М. В. Древний Суздаль. Археологическое исследование // Вестн. Академии наук СССР. 1983. № 1.

45. Седова М. В. Суздаль в X–XV веках. М., 1997.

46. Седова М. В. Украшения «городского типа» X–XI веков из Суздаля и его округи // Краткие сообщения Института археологии. 2001. Вып. 212.

47. Седова М. В., Беленькая Д. А. Окольный город Суздаля // Древнерусские города. М., 1981.

48. Станчев К. По поводу Новгородской Псалтыри на воске, найденной в 2000 году // Russica Romana. Pisa, Roma, 2004. № 11.

49. Столярова Л. В., Каштанов С. М. Книга в Древней Руси (XI–XVI вв.). М., 2010.

50. Татищев В. Н. История Российская. Ч. 2 // Собр. соч. М., 1994–1995. Т. 2-3.

51. Тихомиров М. Н. Древнерусские города. М., 1956.

52. Франклин С. Письменность, общество и культура в Древней Руси: (около 950–1300 гг.). СПб., 2010.

53. Шушарин В. П. Древнерусское государство в западно- и восточноевропейских средневековых памятниках // Древнерусское государство и его международное значение. М., 1965.

54. Шушарин В. П. Ранний этап этнической истории венгров. Проблемы этнического самосознания. М., 1997.

55. Щапов Я. Н. Характер крестьянских движений на Руси XI в. // Исследования по истории и историографии феодализма. К 100-летию со дня рождения Б. Д. Грекова. М., 1982.

56. Экземплярский А. В. Великие и удельные князья Северной Руси в татарский период, с 1238 по 1505 г. СПб., 1891. Т. 2.

57. Łowmiański H. Początki Polski. Warszawa, 1973. T. V.


Источник →

Опубликовал Володя Никитин , 05.12.2017 в 10:49

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Володя Никитин
Володя Никитин 5 декабря, в 10:58 Господа! На сайте православной энциклопедии у меня возник небольшой спор. Кто-нибудь может принять волевое решение - какой датой можно считать основание Суздаля? И почему ученые не доверяют поздним летописям?
https://drevo-info.ru/forum/topic/12567.html
Текст скрыт развернуть
1
Александр Плахотников
Александр Плахотников Володя Никитин 6 декабря, в 16:59 А что делать? Перед нами технический текст о том что известно. А известно, в общем, немного. Летописи принимаются к сведению, но вера это для религии а не для науки. Несомненно место древнее, но несомненно для меня, а не для кого то другого. И в каком виде древняя суждаль существовала и каково было её значение, данных пока мало. Текст скрыт развернуть
1
Володя Никитин
Володя Никитин Александр Плахотников 6 декабря, в 17:35 Просто история такая. У меня в телефоне приложение "Древо". Я в метро от скуки читаю статьи. Прочитал "Владимир-на-Клязьме", прочитал "Суздаль" и нашел несоответствие. В одной статье указывалось, что первое упоминание о Суздале в летописи под 1024 годом, в другой статье - 990 год. Написал им в редакцию. Они спрашивают: и что же нам писать? Я полез копаться и понял, что вопрос непростой. Вот и спрашиваю совета))) Текст скрыт развернуть
0
Александр Плахотников
Александр Плахотников Володя Никитин 10 декабря, в 11:09 Торговый тракт суздаль- москва-река существует по край ней мере с шестого века:-) .. Текст скрыт развернуть
1
Александр Зиборов
Александр Зиборов 5 декабря, в 17:38 Уважаемые суздальцы!
Требуйте установления возраст Суздаля по примеру Казани: там нашли две монетки, и решили, что их городу - 1000 лет. Под празднование "юбилея" из российской казны выбили несколько миллиардов долларов, Казань чуть ли не заново отстроили.
Уверен, что вы сыщите что-нибудь и подревнее. Ищите, находите и празднуйте 1500 или 2000 лет Суздалю. Требуйте и миллиардов не меньше, чем дали казанцам. то привыкли русских принижать повсюду. Хватит русофобии!..
Текст скрыт развернуть
2
Алексей Т.
Алексей Т. Александр Зиборов 5 декабря, в 21:03 "Меркантильный ты, Маргадон! Тебе бы о душе подумать."(с) Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 6
Комментарии Facebook
Комментарии ВКонтакте
Цензура в России: прошлое и …

Цензура в России: прошлое и настоящее.

17 фев 14, 17:17
+10 1
Почему так живуч миф о "Веле…

Почему так живуч миф о "Велесовой книге"?

20 ноя 12, 17:18
+23 95
КАК УЧИЛИ И УЧИЛИСЬ В ДРЕВНЕЙ РУСИ

КАК УЧИЛИ И УЧИЛИСЬ В ДРЕВНЕЙ РУСИ

10 фев 14, 21:55
+14 9
Торги и кабаки города Касимо…

Торги и кабаки города Касимова в XVII веке

15 июл, 09:50
+5 1
Присоединиться

Последние комментарии

Венелайне Поручик
Алексей Потроваев
Анатолий Лавритов
Елена Марченко
Олег Хаврошкин
Сталин заслуживает не только этого!
Олег Хаврошкин Памятник Сталину в Архангельске хотят открыть к 7 ноября
Олег Хаврошкин
Елена Марченко
Александр
Александр
Любовь Борисова

Поиск по сайту