В Татарстане найдена мастерская по обработке янтаря времён Золотой Орды

В ходе раскопок на Болгарском городище в Татарстане учёные Института археологии РАН обнаружили мастерскую по обработке янтаря конца XIII – начала XIV века, в которой работали выходцы из русских земель.

Эта находка подтверждает гипотезу о существовании в центральной части крупнейшего торгового и ремесленного центра Золотой Орды мастерской русских ремесленников и добавляет новые данные в историю Волжской Булгарии и средневековой Руси, отмечают специалисты.

"Мастерская существовала в период подъёма городской культуры Болгара после разрушительных событий, связанных с захватом Волжской Болгарии монголами.

Находка подчёркивает международные связи Болгара и высокий уровень стабильных торговых отношений этого времени: ремесленники из русских земель, Нижнего Поволжья, Закавказья и других земель жили рядом, работали, торговали и получали материал для своих изделий из регионов, довольно далеко находящихся от Волжской Булгарии", — говорит руководитель раскопок научный сотрудник отдела средневековой археологии Института археологии РАН Денис Бадеев.

Ещё в 1989-1990 годах исследователи обнаружили на территории городища остатки монументальной постройки – здания городского базара середины XIV века. Последующие раскопки выявили его планировку. Оказалось, что базар, который был разрушен не позже 70-х годов XIV века (вероятно, в результате вооружённого конфликта), возник в ремесленном районе города. Здесь располагались усадьбы мастеров, которые специализировались на обработке цветных металлов, производстве бус и перстней из стекла, изделий из кости и рога.

В 2018 году на одной из усадеб были обнаружены предметы, указывающие на существование ювелирной мастерской, в которой изготавливали предметы из янтаря. Археологи нашли около 0,7 килограмма янтаря-сырца, обрезки янтаря, заготовки и сами изделия, среди которых больше всего было бус битрапецоидного сечения и подвесок с ромбическим завершением. Также мастерская занималась производством прямоугольных вставок, цилиндрических и дисковидных бус, каплевидных подвесок.

Заготовка подвески из янтаря.
Заготовка подвески из янтаря.
Фото Института археологии РАН.

Специалисты поясняют: доказательством того, что здесь находилась именно мастерская, а не торговая лавка или склад, служат не только найденные отходы и заготовки, но и ремесленный инструментарий — нож с изогнутой спинкой, небольшое долотце, напильник квадратного сечения, шилья, иглы.

Здесь же была найдена серебряная монетовидная подвеска, которая представляет собой копию золотого динара середины XIII века.

Серебряная монетовидная подвеска (середина XIII века).
Серебряная монетовидная подвеска (середина XIII века).
Фото Института археологии РАН.

Находящиеся в этом же слое золотоордынские монеты второй половины XIII века, а также полное отсутствие монет периода правления хана Узбека говорят о том, что мастерская существовала в период конца XIII — начала XIV века.

"Когда находят какие-то интересные артефакты, появляется соблазн решить, что их изготавливали именно в этом месте. Но доказать это сложно, если нет сырья, заготовок, инструментов и брака. Мы нашли свидетельства всего производственного процесса", — уточняет Денис Бадеев.

Пока экспертам трудно сказать, откуда мастера Болгара получали янтарь-сырец. Его могли привозить из двух центров добычи: Прибалтики или Приднепровья. Чтобы получить более точные данные, исследователи планируют изучить химический состав найденных образцов методом рентгенофлуоресцентной спектрометрии. Анализ микропримесей позволит выявить место происхождения сырья: известно, что низкое содержание серы соответствует балтийскому янтарю.

Место расположения раскопа 2018 года на аэрофотоснимке: А – городской базар середины XIV века; Б, В – участки раскопа; Г – Соборная мечеть второй половины XIII–XV веков.
Место расположения раскопа 2018 года на аэрофотоснимке: А – городской базар середины XIV века; Б, В – участки раскопа; Г – Соборная мечеть второй половины XIII–XV веков.
Фото Института археологии РАН.

Учёные полагают, что в мастерской трудились выходцы из русских земель, поскольку на её месте были обнаружены характерные красноглиняные и белоглиняные горшки. Причём на одном из черепков сохранилась процарапанная по сырой глине кириллическая буква "А". Также здесь были найдены каменные и бронзовые нательные кресты, а среди кухонных остатков — свиные кости.

"Пока не очень понятно, была ли вся "русская керамика" привозной. Возле Болгара есть только красножгущиеся глины, и, если красноглиняную керамику могли изготавливать где-то недалеко, то керамика из белой глины, видимо, была привозная. Получается, горшки везли откуда-то с Руси, например, из-под Твери. Что могли перевозить в горшках, сейчас трудно предположить. Возможно, они "пришли" в Болгар вместе с русскими мастерами по обработке янтаря, — рассуждает Бадеев.

Примечательно и другое. Изучив расположение усадеб и определив их "хозяев", специалисты пришли к выводу, что на стыке XIII – XIV веков население Болгара состояло из разных этнических групп, при этом проживать они могли в одном районе.

"Мы привыкли считать, что для таких городов существовали кварталы, где проживали компактно те или иные группы населения, разделяясь по религиозному признаку: в одном квартале — мусульмане, в другом — христиане, в третьем — ещё кто-то. Раскопки в Болгаре оставляют впечатление, что в этом периоде времени такого разделения не было, и население жило смешанно. Лишь позже христианское население было переселено на окраины города", — утверждает Денис Бадеев.

Было установлено, что на исследуемом участке соседями русских ремесленников были выходцы из Закавказья. На это указывает тип отопительного сооружения — тандыр (как отмечают исследователи, устройство дома закреплено в рамках традиции и передаётся только носителям конкретной культуры). Другими соседями могли быть выходцы из Нижнего Поволжья: судя по обнаруженным предметам, они занимались изготовлением бус и перстней из стекла. По химическому составу стеклянные украшения из Болгара схожи с изделиями, которые производили в городских центрах Нижней Волги.

Напомним, что ранее учёные из Института археологии РАН обнаружили в Ростовской области нетронутое погребение знатной сарматки с золотыми украшениями.

Известия немецких хронистов о битве русских с ордынцами в 1380 г.

 

Немецкие хроники конца XIV — начала XV века и позднейшие сочинения, основанные на их известиях, сообщают о битве русских с ордынцами, в которой нетрудно узнать знаменитое сражение на Дону. Детмар Любекский — монах францисканского ордена — жил в Торнском монастыре, где и вел хронику на латыни вплоть до 1395 года. Иоганн фон Позильге, чиновник из Помезании, живший в Ризенбурге, писал хронику на латинском языке с 60—70-х годов XIV века до 1406 года. Обе названные хроники впоследствии, около 1395—1419 годов, были переведены соответственно на нижненемецкий и верхненемецкий языки.

Ранние хроники использовал в своем труде "Вандалия" богослов и историк Альберт Кранц, родившийся в середине XV века в Гамбурге, где он служил соборным деканом (старшим священником храма) и умер в 1517 году. "Вандалия" доведена до 1501 года и была издана уже после смерти автора, в 1519 году. Детмар, Позильге и Кранц с небольшими вариациями повторили известие о битве русских с татарами, которое, возможно, попало в Германию благодаря купцам прибалтийских городов (союз этих городов назывался Ганзой), торговавших с Русью и Литвой. В 1381 году в Любеке проходил ганзейский съезд, и здесь же находился один из названных хронистов — Детмар.
      Известие немецких хроник нельзя целиком принимать на веру. Место битвы Позильге и Кранцем ошибочно перенесено с Дона к Синей воде — реке, притоку Южного Буга, где в 1363 году литовскому великому князю Ольгерду удалось разгромить ордынские отряды и тем самым остановить дальнейшее продвижение войск Джучиева улуса на запад. Рассказ о победоносной акции литовского войска ("литовцы отняли у русских добычу и множество их убили в поле") не подтверждается русскими источниками. Летописная повесть 1425 года свидетельствует лишь о том, что Ягайла, пришедший "всею силою литовскою Мамаю пособляти", опоздал на один день или меньше. Некоторые исследователи предполагают, что у Детмара и в сходных с ним известиях речь идет о малозначительном ограблении передовыми отрядами Ягайлы арьергардов русской дружины, возвращавшейся с поля боя. Однако, если вспомнить, что войска Дмитрия возвращались по территории Рязанского княжества, не участвовавшего в битве с Мамаем и потому сохранившего свое войско, возможны два предположения: Либо хронисты ошибаются, допуская беспрепятственное вторжение Ягайлы на земли Рязани, либо литовцы действительно, по договоренности с рязанским князем Олегом, ограбили на рязанской земле какие-то отряды Дмитрия Ивановича. В позднейших источниках князь Олег, объявленный "изменником", обвиняется в ограблении московских отрядов, возвращавшихся домой с Куликова поля. Возможно, в этих свидетельствах имеется какая-то доля истины.

 

ХРОНИКА ДЕТМАРА

      Там сражалось народу с обеих сторон четыреста тысяч. Русские выиграли битву. Когда они отправились домой с большой добычей, то столкнулись с литовцами, которые были призваны на помощь татарами, и литовцы отняли у русских их добычу и множество их убили в поле.

ХРОНИКА ПОЗИЛЬГЕ

      В том же году была большая война во многих странах, особенно так сражались русские с татарами у Синей Воды, и с обеих сторон было убито около 40 тысяч человек. Однако русские удержали [за собой] поле. И, когда они шли из боя, они столкнулись с литовцами, которые были позваны татарами, туда на помощь, и убили русских очень много и взяли у них большую добычу, которую те взяли у татар.

"ВАНДАЛИЯ" А. КРАНЦА

      В это время между русскими и татарами произошло величайшее в памяти людей сражение на месте, которое называется Синяя Вода. Как обычно сражаются оба народа не стоя, а набегая большими вереницами, бросают копья и ударяют, и вскоре отступают назад. Победители русские захватили немалую добычу — скот, так как [татары] почти никакой другой [добычей] не обладают. Но не долго русские радовались этой победе, потому что татары, соединившись с литовцами, устремились за русскими, уже возвращавшимися назад, и добычу, которую потеряли, отняли, и многих из русских, повергнув, убили. Было это в 1381 г. после рождения Христа. В это время в Любеке собрался съезд и сходка всех народов общества, которое называется Ганзой.

Текст печатается по изданиям: "Слово о полку Игореве" и памятники Куликовского цикла. К вопросу о времени написания "Слова". М.—Л., 1966, с. 507—509 (статья Ю.К. Бегунова); Азбелев С.Н. Историзм былин и специфика фольклора. Л., 1982, с. 160-161.

Популярное в

))}
Loading...
наверх