Метеориты в эволюции не виноваты

Ученые опровергли влияние метеоритов на развитие жизни на Земле

Метеориты в эволюции не виноваты

Метеоритный дождь 471 млн лет назад не был причиной увеличения количества видов на Земле, считают ученые. Современный анализ показал, что рост биоразнообразия начался еще за 2 млн лет до падения на Землю метеоритов.

Около 471 млн лет назад в океанах Земли появилось множество новых биологических видов. Ранее считалось, что резкий рост биоразнообразия был вызван обрушившимся на Землю метеоритным дождем, но новое исследование, проведенное учеными из Лундского университета в Швеции, демонстрирует, что на самом деле эволюционный скачок случился на два миллиона лет раньше, и пока неизвестно, что его вызвало. Исследование было опубликовано в журнале Nature Communications.

«Исследование показывает, что эти два явления не были связаны»,

— сообщают ученые во главе с Андерсом Линдскогом. По их расчетам, падение метеоритов не оказало никакого значимого влияния на биоразнообразие.

Биодиверсификация — это резкий рост количества новых биологических видов. Одним из наиболее известных подобных событий является кембрийский взрыв, произошедший 540 млн лет назад. В относительно сжатые сроки тогда образовались практически все современные типы животных. В ордовике же некоторые из кембрийских видов вымерли, и вместе с тем произошла стремительная эволюция многих морских организмов, которые доминировали на протяжении палеозоя, включая многих фильтраторов, например предков криля. Это событие было не столь впечатляющим, как кембрийский взрыв, но в ходе него количество биологических родов увеличилось в четыре раза. Таким образом, если кембрийский взрыв заложил основы для создания биоразнообразия на Земле, то в ордовике оно появилось.

Ученые до сих пор ломают голову над тем, что могло стать причиной роста количества видов. Основная гипотеза состоит в том, что

рост был вызван бомбардировкой космическим мусором, образовавшимся от столкновения объектов в поясе астероидов между Марсом и Юпитером.

Такая встряска не нанесла Земле серьезного ущерба, но подстегнула эволюционные процессы. По всей видимости, падение множества метеоритов поспособствовало образованию новых экологических ниш, которые и оказались заполнены.

Но проведенный специалистами Лундского университета анализ осадочных пород, содержавших следы тех метеоритов, показал, что между эволюционным взрывом и метеоритным дождем есть расхождения во времени.

Точная датировка пород оказалась возможна благодаря наличию в них зерен циркона — соотношение его изотопов со временем сильно меняется, и его можно использовать как «химические часы».

По проведенным расчетам возраст породы составил 467,5 млн лет с погрешностью в 0,28 млн лет. А значит,

метеориты начали падать спустя целых 2 млн лет после того, как начался резкий рост количества видов.

Команда Линдскога также изучила содержание инертных газов в следах метеоритов, чтобы узнать, когда те впервые оказались в открытом космическом пространстве. Выяснилось, что это произошло тоже около 468 млн лет назад с погрешностью в 0,3 млн лет.

Это наиболее точные на сегодняшний день данные, и они показывают, что бомбардировка Земли метеоритами не могла стать причиной эволюционного скачка.

«Результаты позволили нам отклонить версию с распадом астероида и последующей метеоритной бомбардировкой как значимого фактора в произошедшем, — говорит Линдског. — Увеличение количества видов началось задолго до того, как это случилось».

Но если не метеориты, то что тогда вызвало такой бурный рост? Как считает Линдског,

его причиной могла быть совокупность всех происходивших на Земле событий, таких как повышение уровня моря и разделение материков.

«Вполне естественно, что высокие уровни моря в то время способствовали развитию, а увеличение площади дало больше места для жизни, — отмечает он. — В сочетании с появлением нескольких континентов и выгодными изменениями климата получился неплохой рецепт для запуска биодиверсификации».

Впрочем, пока это лишь очередная гипотеза. Пока не будет больше информации о геологических особенностях и окаменелостях того времени, один из самых значимых скачков эволюции на Земле останется загадкой.