Викинги

Викинги

Во Франции их называли норманнами, на Руси — варягами. Викинги — так именовали себя люди, жившие на территории нынешней Норвегии, Дании и Швеции примерно с 800 по 1100 годы нашей эры. Войны и пиры — вот два любимых занятия викингов. Стремительные морские разбойники на кораблях, носивших звучные названия, например, «Бык океана», «Ворон ветра», совершали набеги на побережье Англии, Германии, Северной Франции, Бельгии — и брали с покоренных дань.

Викинги

Их отчаянные воины-берсерки дрались как бешеные, даже без доспехов. Перед битвой берсерки скрежетали зубами, кусали края щитов. Жестоким богам викингов — асам были угодны воины, погибшие в бою.

Но именно эти безжалостные воины открыли острова Исландия (на древнем языке — «ледяная земля») и Гренландия («зеленая земля»: тогда климат там был теплее,чем сейчас!). А предводитель викингов Лейф Счастливый в 1000 году, плывя из Гренландии, высадился в Северной Америке, на острове Ньюфаундленд. Викинги назвали открытую землю Винланд — «богатая». Из-за стычек с индейцами и между собой викинги вскоре покинули и забыли Америку, потеряли связь с Гренландией.

А до нашего времени дошли их песни о героях и путешественниках — саги и исландский парламент альтинг — первое народное собрание в Европе.

Началом Эпохи Викингов принято считать 793 год. В этом году произошло знаменитое нападение норманнов на монастырь, расположенный на острове Линдисфарне (северо-восток Великобритании). Именно тогда Англия, а вскоре и вся Европа узнали о страшных «северных людях» и их драконоголовых кораблях. В 794 они «посетили» близлежащий остров Веармус (там тоже был монастырь), а в 802-806 годах добрались до островов Мэн и Айона (западное побережье Шотландии)

Через двадцать лет норманнами было собрано большое войско для похода на Англию и Францию. В 825 г викинги высадились в Англии, а в 836 г впервые был разграблен Лондон. В 845 г даны захватилиГамбург, причем город был разорен настолько, что епископат, располагавшийся в гамбурге, пришлось перенести в Бремен В 851 году 350 кораблей вновь показались у берегов Англии, на этот раз были захвачены (и разумеется разграблены) Лондон и Кентербери.

В 866 году штормом несколько кораблей были отнесены к берегам Шотландии, где норманнам пришлось зимовать. В следующем, 867 году было образовано новое государство Данло (Danelaw). В его состав вошли Нортумбрия, Восточная Англия, часть Эссекса и Мерсии. Просуществовало Данло до 878 года. В это же время на Англию вновь напал большой флот, снова был захвачен Лондон, а затем норманны двинулись на Францию. В 885 году был захвачен Руан, а Париж оказался в осаде (в 845, в 857 и 861 годах Париж уже был разграблен). Получив выкуп, викинги сняли осаду и отошли на северо-западную часть Франции, которая в 911 году была передана норвежцу Роллону. Область получила название Нормандия.

В начале Х века даны снова пытались захватить Англию, что удалось им только в 1016 году. Англосаксам удалось скинуть их власть лишь через сорок лет, в 1050 году. Но свободой насладиться они не успели. В 1066 году огромный флот под командованием Вильгельма Завоевателя, выходца из Нормандии, напал на Англию. После битвы при Гастингсе в Англии воцарились нормандцы.

Викинги

Карта набегов викингов на Англию

В 861 году скандинавы узнали об Исландии от шведа Гардара Свафарссона. Вскоре после этого, в 872 году, началось объединение Норвегии Харальдом Прекрасноволосым, и многие норвежцы бежали в Исландию. По некоторым данным, до 930 года в Исландию переселились от 20 000 до 30 000 норвежцев. Позднее они стали называть себя исландцами, отделяя себя таким образом от норвежцев и других скандинавских народов.

В 983 году из Исландии за убийство на три года был выслан человек по имени Эйрик Рауд (Рыжий). Он отправился на поиски страны, которую, по слухам, видели на западе от Исландии. Ему удалось найти эту страну, названную им Гренландией ( «Зеленая страна»), что звучит довольно странно применительно к этому заснеженному и холодному острову. В Гренландии Эйрик основал поселение Братталид.

В 986 году некий Бьярни Бардссон отплыл из Исландии, намереваясь попасть в Гренландию. Он трижды натыкался на неизвестную землю, пока не достиг южного побережья Гренландии. Узнав об этом, Лейф Эйрикссон, сын Эйрика Рауда, повторил путешествие Бьярни, добравшись до полуострова Лабрадор. Затем он повернул на юг и, пройдя вдоль берега, нашел местность, названную им «Винланд»(«Виноградная страна»). Предположительно это произошло в 1000 году. Согласно результатам работ, проведенных учеными, Винланд Лейфа Эйрикссона находился в районе современного Бостона.

После возвращения Лейфа, в Винланд отправился Торвальд Эйрикссон, его брат. Он прожил там два года, но в одной из стычек с местными индейцами был смертельно ранен, а его товарищам пришлось вернуться на родину.

Второй брат Лейфа, Торстейн Эйрикссон, тоже пытался достичь Винланда, но ему не удалось найти эту землю.
В Гренландии было всего около 300 усадеб. Недостаток леса создавал большие трудности для жизни. Лес рос на Лабрадоре, что было ближе, чем в Исландии, но все необходимое приходилось везти из Европы, вследствие очень тяжелых условий плавания к Лабрадору. Поселения в Гренландии существовали до XIV века.

карту путешествий Эйрика Рыжего и Лейфа Эйрикссона

Карта путешествий Эйрика Рыжего и Лейфа Эйрикссона

История Викингов

ВИКИНГИ — (норманны), морские разбойники, выходцы из Скандинавии, совершавшие в 9–11 вв. походы протяженностью до 8000 км, может быть, и на большие расстояния. Эти дерзкие и бесстрашные люди на востоке достигали границ Персии, а на западе – Нового Света.
Слово “викинг” восходит к древненорвежскому “викингр”. Относительно его происхождения существует ряд гипотез, наиболее убедительная из которых возводит его к “вик” – фиорд, бухта. Слово “викинг” (букв. “человек из фиорда”) применялось для обозначения разбойников, которые действовали в прибрежных водах, прячась в укромных бухтах и заливах. В Скандинавии они были известны задолго до того, как приобрели дурную славу в Европе. Французы называли викингов норманнами или различными вариантами этого слова (норсманны, нортманны – букв. “люди с севера”); англичане всех скандинавов без разбора называли датчанами, а славяне, греки, хазары, арабы именовали шведских викингов русью или варягами.

Куда бы ни отправлялись викинги – на Британские о-ва, во Францию, Испанию, Италию или Северную Африку, – они безжалостно грабили и захватывали чужие земли. В некоторых случаях они поселялись в завоеванных странах и становились их правителями. Датские викинги на какое-то время покорили Англию, поселялись в Шотландии и Ирландии. Совместными усилиями они завоевали часть Франции, известную под названием Нормандия. Норвежские викинги и их потомки создали колонии на островах Северной Атлантики – Исландии и Гренландии и основали поселение на побережье Ньюфаундленда в Северной Америке, впрочем, просуществовавшее недолго. Шведские викинги стали властвовать на востоке Балтики. Они широко распространились по Руси и, спустившись по рекам к Черному и Каспийскому морям, даже угрожали Константинополю и некоторым районам Персии. Викинги были последними германскими варварами-завоевателями и первыми европейскими мореплавателями-первопроходцами.

Существуют разные трактовки причин бурной вспышки активности викингов в 9 в. Имеются свидетельства того, что Скандинавия была перенаселена и многие скандинавы отправлялись за рубеж на поиски счастья. Богатые, но незащищенные города и монастыри южных и западных соседей представляли собой легкую добычу. Вряд ли можно было получить отпор со стороны разрозненных королевств на Британских о-вах или ослабевшей империи Карла Великого, поглощенной династическими распрями. В эпоху викингов в Норвегии, Швеции и Дании постепенно консолидировались национальные монархии. Честолюбивые предводители и могущественные кланы боролись за власть. Потерпевшие поражение предводители и их сторонники, а также младшие сыновья победивших вождей беззастенчиво воспринимали беспрепятственный грабеж как образ жизни. Энергичные молодые люди из влиятельных семей обычно приобретали авторитет благодаря участию в одном или нескольких походах. Многие скандинавы летом занимались грабежом, а затем превращались в обычных землевладельцев. Однако викингов манил не только соблазн добычи. Перспектива наладить торговлю открывала путь к богатству и власти. В частности, выходцы из Швеции контролировали торговые пути на Руси.

Английский термин “викинг” произошел от древнескандинавского слова vkingr, которое могло иметь несколько значений. Наиболее приемлемо, по-видимому, происхождение от слова vk – залив, или бухта. Следовательно, слово vkingr переводится как “человек из залива”. Этот термин использовался для обозначения грабителей, укрывающихся в прибрежных водах, задолго до того, как викинги приобрели недобрую славу во внешнем мире. Впрочем, не все скандинавы были морскими разбойниками, и термины “викинг” и “скандинав” нельзя рассматривать как синонимы. Французы обычно называли викингов норманнами, а англичане всех скандинавов без разбора относили к датчанам. Славяне, хазары, арабы и греки, общавшиеся со шведскими викингами, именовали их русами или варягами.

Определения

ВИКИНГИ (др.-сканд.), скандинавы — участники морских торгово-грабительских и завоевательных походов в конце 8—середине 11 вв. в страны Европы. На Руси их называли варягами, а Западной Европе — норманнами (сканд. Northman — «северный человек»). В 9 в. захватили Северо-восточную Англию, в 10 в. — Северную Францию (Нормандия). Достигли Северной Америки.
Энциклопедия Кирилла и Мефодия

Около трёх столетий с 800 до 1050 годы н. э. воины викингов плавали на своих кораблях, терроризируя Европу. Они плыли из Скандинавии в поисках серебра, рабов и земель. Викинги в основном нападали на Британию и Францию, пока те вторгались в Россию. Викинги исследовали много неизвестных земель, плавая по огромному Атлантическому океану.

«Влияние викингов на формирование англосаксонского государства.»

Раннесредневековая Европа жила в страхе перед нашествием воинственных северных варваров. Везде их называли по-разному: во Франции — норманны, в Англии — датчане, в Ирландии — финнгалл и дубгалл, в Германии — аскеманн, в Византии — варанги, на Руси — варяги, в Скандинавии же их звали викинги, поэтому тот период, который исследователи предпочитают нейтрально называть ранним Средневековьем, еще называют Эпохой Викингов

Несмотря на то, что англичане называли викингов данами, среди нападавших на английские земли были не только они,но и викинги из других районов Скандинавии. Примером может служить знаменитый Олаф Трюггвассон (или, в английской транскрипции, Тригвассон -Trigvasson), правнук норвежского короля Харальда Прекрасноволосого. Для простоты, я думаю, можно объединить и тех и других под общим и общепринятым термином норманны.

Набеги норманнов, первоначально грабительские, с 60-х годов IX века приобретают совершенно другой характер. Их основной целью становится захват территорий. Трудно однозначно выявить причину столь мощного захватническо-колонизационного движения северян. Одни (Й. Брёнстед, например), вслед за идеей выдвинутой еще Й. Стеенструпом сто лет назад, полагают, что это было следствием перенаселения из-за полигамии, другие — что скорее всего это произошло из-за начавшегося стремления отдельных скандинавских конунгов объединить под своей властью разрозненные владениянезависимых вождей. Некоторые подчинялись им и становились их ярлами, некоторые упорно сражались, а некоторые устремлялись за море в поисках новой родины. И беспокойные морские скитальцы подняли на дыбы всю Европу. С 830-х, а особенно с 840 года приморские области Франции начали периодически подвергаться нашествиям норманнов.
С середины 50-х их агрессия нарастает, и они все более решительно продвигаются в глубь страны.

Ужасом наполнялись сердца христиан, когда северные варвары врывались в церкви и убивали епископов, кровь лилась прямо на алтарь — это было величайшее осквернение, потрясавшее окружающих. Столь внезапные иневиданные несчастья были непостижимы для ума, но мудрость церковных иерархов не знала границ — ответ был найден: Господь разгневался и решил покарать свой народ, надо лишь подождать, когда небо сменит гнев на милость и все! Но норманны не уходили…

Во время своей работы мне встретилась лишь одна очень подробная периодизация нашествий викингов. Советский исследователь эпохи викингов Г. С. Лебедев приводит свою хронологию распространения северной агрессии :

1 этап — 793-833. Г. С. Лебедев начинает эпоху викингов с разграбления Линдисфарна. Наиболее крупным предприятием этого периода он считает набегдатского конунга Готфрида на Фрисландию в 810 году.

2 этап — 834-863. В этот период Г. С. Лебедев отмечает изменения в тактике викингов: появляется страндхугг — захват скота и другого продовольствияв зоне военных действий, а также строительство промежуточных баз наприбрежных островах. Численность армий в этот период особенно высока и достигает 77 тыс. человек, будто все боеспособное население рвануло грабить соседей. Объединения флотов колеблются между 100-150 кораблями, что составляет где-то 6-10 тыс. воинов. Наиболее знаменитой фигурой этогопериода является знаменитый Рагнар Лодброк и его сыновья.

3 этап — 864-891. В этот период викингами была предпринята широкомасштабная попытка завоевания Англии, образуется Область Датского Права.

4 этап — 891-920. Для этого времени, по мнению Г. С. Лебедева, характерна высокая волна эмиграции: в 877 г. открыта Исландия. Кроме того, 890-е годы — время деятельности Хрольва Пешехода, которого историки ассоциируют сРолло, получившим в 911 году в лен герцогство Нормандское.

5 этап — 920-950. В эти годы в Англии разгорается ожесточенная борьба за Нортумбрию между осевшими там данами и наследниками уэссекского короля Альфреда.

6 этап — 950-980. С этого тридцатилетия Г. С. Лебедев начинает эпоху конунгов-викингов.

7 этап — 980-1014. Конунги Свен Вилобородый и Олаф Трюггвасон вновь ведут масштабную кампанию по завоеванию Англии. В 1000 году в «битве трех королей» в водах Зунда Олаф героически пал в бою, а Свен завоевал английский престол в конце 1013 года, хотя и умер 2 февраля 1014. В этот же период в 982 году Эрик Рыжий открыл Гренландию, с 985 по 995 годы состоялись экспедиции Бьярни Херьюльфсона, Лейфа Эриксона и Фригдис дочери Эрика Рыжего к берегам Северной Америки.

8 этап — 1014-1043. Это годы правления датской династии в Англии: Кнута Великого и его сыновей Гарольда Зайценогого и Гартакнута.

9 этап — 1043-1066. Завершающий этап в хронологии Г. С. Лебедева. В 1041 году Магнус Олафсон объединил под своей властью Данию и Норвегию, а в 25 сентября 1066 года в Англии в битве при Стамфорд Бридж погиб последний конунг-викинг Харальд Хардрада.

Эпоха викингов началась и закончилась, по мнению Лебедева, на английской земле. Ни один исследователь, пишущий об этих трагических временах, не отказывает себе в удовольствии процитировать или хотя бы упомянуть запись в Англосаксонской Хронике, запечатлевшей появление норманнов у английских берегов в сознании англосаксов как ужаснейшее событие, сопровождавшееся загадочными и устрашающими знамениями: «793. В этом году страшные явления были в Нортумбрии и очень напугали жителей: были невообразимые вспышки молний и ужасные драконы парили в небе, а вскоре начался сильный голод, и после этого в тот же год язычники опустошили и разрушили Божью церковь в Линдисфарне» .

А другой текст рисует несколько иную картину, но также сопровождающуюся страшным событием: «787 [789]. В этом году король Беотрик взял в жены Идбург, дочь Оффы. И в эти же дни впервые появились три корабля: и рив поскакал туда и попытался заставить их пойти в королевский манор, потому что он не знал кто они такие, и они убили его. Это были первые корабли датчан, пришедшие в Англию» . Оба отрывка проникнуты ужасом перед новым врагом, которому предстояло оказать большое влияние на развитие англосаксонского государства.

Хускарлы

Мы можем более или менее уверенно предположить, что во времена правления в Англии Кнута в качестве гвардии короля во всем королевстве выступали воины, чья организация до сих пор остается загадкой для историков, но которые вызывают большой интерес и овеяны легендами — к хускарлам.

«1018. В этом году вся Англия платила ту дань. Всего было 72000 фунтов, в добавление к чему жители Лондона заплатили 10500 фунтов. И потом часть армии отправилась в Данию, а сорок кораблей остались скоролем Кнутом, и датчане и англичане пришли к соглашению в Оксфорде по законам Эдгара» (Англосаксонская Хроника).

Считается, что команды этих оставшихся кораблей и составили основу королевской гвардии, явившейся объектом очень пристального внимания и изучения.

Хускарлы были королевскими слугами и играли ключевую роль в сражениях, являясь ядром армии. Общее мнение, к которому пришли исследователи относительно хускарлов, и которое лишь недавно было вновь подвергнуто сомнению, представляло их как профессиональных воинов, чья организация создавалась внутри королевского окружения времен правления датчан.

Им регулярно выплачивалось жалованье. Таким образом, хускарлы формировали своеобразную военную элиту.
Английские историки рассматривали гвардию хускарлов в качестве чего-то типа военных дружинников, и считали их чисто английским образованием.

Норвежские историки уводят истоки этого института к знаменитому викингскому братству в Йомбурге (Х век).
Другие же наоборот, утверждает, что организация эта была заимствована из Норвегии и хускарлы существовали там за 100 лет до пиратского братства в Йомбурге:
huscarl — норвежское слово, причем одно из самых старых в языке. В «Эддах» оно иногда обозначает слугу, а иногда последователя, соратника.
Но когда мы открываем придворную поэзию первой половины XI века, то последнее значение преобладает.
Значит хускарл — это общее обозначение для члена королевского окружения.

Несмотря на то, что саги дают разные датировки основания гвардии: Йомсвикинга Сага и Сага о св. Олафе — до смерти Свена Вилобородого; Кнутлингасага — сразу после его смерти сначала в Дании, а потом и в Англии; и наконец средневековые датские историки Свен Аггесон и Саксон Грамматик- приписывают организацию Кнуту, что и принимается всеми историками.

По данным Свена Аггесона, гвардейцем мог стать любой, у кого был обоюдоострый меч с рукояткой, оправленной в золото, «и богатые воины так спешили раздобыть соответствующие мечи, что звон из кузниц, ковавших мечи, был слышен по всей земле». Отбор скорее всего был произведен в 1018 году, когда Кнут, после завоевания Англии, отправил большую часть войска обратно в Данию.

Во всяком случае, в 1023 году гвардия уже существовала. Свен Аггесон описывает законы, по которым управлялась военная дружина Кнута. Хускарлы размещались за столами короля в соответствии со знаменитостью ратными подвигами, превосходству службы или знатностью рождения. Передвижение на более низкое место означало немилость.

В добавление к ежедневному содержанию и развлечениям хускарлы получали ежемесячное жалованье. Для оплаты со всей страны собирали дань на содержание армии, т.н. «армейские деньги».

Возможно, что хускарлы собирали этот налог сами. Примером может быть случай, когда они разграбили город Вустер во время правления сына Кнута Гартакнута. Узы службы не были постоянными, но могли быть расторгнуты только в день нового года. Все ссоры должны были разрешаться при клятве двух хускарлов в своеобразном совете гвардии, где также должен был присутствовать и король. Тех, кого признавали виновными в незначительных проступках (например, не достаточно хорошо ухаживал за лошадью товарища), — их передвигали на низшие места за королевским столом. Если кто-нибудь трижды обвинялся в подобных проступках, то ему должны были дать самое последнее и самое низшее место за столом, где никто ни под каким предлогом не должен был общаться с ним, а пирующие могли безнаказанно кидать в него кости. Если возникали разногласия из-заземель и добычи — необходимы были клятвы шести хускарлов, выбранных из отряда, к которому принадлежали спорившие, но власть решить спор принадлежала совету. Кто убьет своего товарища, тотможет потерять голову или оказаться в ссылке: «он должен быть изгнан из королевских владений и объявлен вне закона; и должен изгоняться изо всех земель, коими правит Кнут» — сообщает нам Свен Аггесон. Предательство каралось смертью и конфискацией всего имущества предателя. Если кого-то король отмечал — даром становился великолепный клинок с золотой рукояткой. Вообще, похоже, что это было традицией скандинавских королей давать меч тому, кто вступал к ним на службу.

Считается, что всего в гвардии было около 3 тысяч человек. По всей видимости, если на каждого хускарла Кнут бы запасался золотой рукояткой, то никакой казны не хватило бы. Поэтому вероятнее всего, что в основном хускарлы набирались из знатных и богатых семей.
В новый год, а именно на седьмой день Рождественских праздников,гвардейцы имели право покинуть службу и получить свое жалованье. В этот же день самые достойные одаривались дарами; делались перестановки в гвардии.

Обычай этот также идет из Норвегии и уходит корнями во времена св. Олафа. Норвежские короли обычно только на Новый Год устраивали пир, где они ели и пили со своей гвардией.

Существует предположение, что хускарлы в некоторых случаях могли выполнять роль совета короля.
Кроме того вероятно, что во времена Кнута хускарлы стали новой прослойкой английской знати. Кроме регулярной платы они, похоже, наделялись землей. Получая землю, хускарлы «фактически переставали быть наемниками, становясь землевладельцами, держащими землю на условиях военной службы».

Как о военной организации, о гильдии мало что известно. Саксон Грамматик пишет, что летом хускарлы были за границей,охраняя королевство; зимой — их расквартировывали по всей Англии. Он также говорит, что у хускарла мог быть свой собственный дом.
Из истории Свена Аггесона следует, что гвардия делилась на четыре формирования, а они в свою очередь на более мелкие отряды. Но относительно этого вопроса современные источники хранят молчание.

И, наконец, историки, придерживающиеся этой (т.н. традиционной) точки зрения на гвардию хускарлов, высказывают разные точки зрения по поводу ее гибели. Одни считают, что последние хускарлы были распущены в 1051 году. Другие в принципе соглашается, но полагают, что отряды хускарлов были восстановлены Гарольдом, последним королем англосаксонской Англии. А все остальные, кто обращался к этому сюжету, убеждены, что гвардия существовала до 1066 года, когда Вильгельм Незаконнорожденный возглавил последнее в истории победоносное нашествие на Англию.

Хускарлы были единственными в войске Гарольда, кто не отступил после того, как сам король был убит. Вся гвардия погибла в этом сражении и уже так и не была восстановлена.
Время викингов закончилось.

«Круглые викингские форты в Дании.»
Треллеборг.

Круглые концентрические форты Дании — наверное самое впечатляющее и необычное явление Эпохи викингов.
Первым найденным фортом стал Треллеборг — его раскопали археологи около 60 лет назад. Он расположен на мысу между двух рек и для того, чтобы создать фундамент для такого строго геометрического форта, необходимо было перенести на это место огромное количество земли.

Остаткики форта Треллеборг.

Остаткики форта Треллеборг.

Треллеборг состоит из круглого основного форта и внешних укреплений. Основной форт составляет 134 метра в диаметре, обнесен валом по окружности, имеет четыре входа соединенных между собой дорожками и делящих внутреннюю территорию на четыре равных части.
Каждая четверть содержит по блоку из четырех длинных домов, расположенных вокруг внутреннего двора.

Во внешних укреплениях, также обнесенных валом, находилось еще 15 зданий, выстроенных параллельно, и кладбище.
Длинные дома Треллеборга (их было около 30) имели почти 30 метров в длину и все были сделаны из дерева. Много дерева также использовалось для усиления укреплений основного внутреннего форта, который был обнесен деревянным частоколом и снаружи и внутри.
Треллеборг был построен около 980 года, во время правления Гаральда Синезубого, который также считается строителем других крупных строений Эпохивикингов.

Размеры форта и его строгий геометрический план, в котором, похоже, ничего не было оставлено без внимания, свидетельствуют о том, что в Дании в то время уже была сильная королевская власть, которая могла мобилизовать значительные ресурсы для подобного строительства.
Военные функции Треллеборга, как и других подобных фортов, вероятнее всего объединялись с административными и торговыми, чтобы составить оплоткоролевской власти по всей стране.

Это подтверждается находками в захоронениях Треллеборга. В основном это могилы молодых мужчин, но иногда встречаются захоронения женщин и детей, что дает возможность предположить,что в форте жили семьи.

Фюркат

Расположенный на небольшом мысу, выдающимся в широкую речную долину, форт Фюркат (Fyrkat) практически идентичен форту Треллеборг. Оба построены по одинаковому строгому геометрическому плану — круглый вал с четырьмя воротами, соединенными между собой проложенными дорожками так, чтобы они делили внутреннюю площадь на четыре равные части. На территории каждой четверти находился блок из четырех зданий, составлявших каре с внутренним двором.

Фюркат

Реконструкция внутреннего устройства форта.

Фюркат отличается от Треллеборга только размерами — Фюркат несколько меньше, и у него нет внешних укреплений.
Оба форта были построены примерно в одно время — около 980 г. Относящиеся к Фюркату захоронения свидетельствуют о том, что его населяли и мужчины, и женщины, и дети.
Только одно из четырех зданий в каждой четверти позже использовалось как жилое.

Длинный дом викингов.

Археологические находки свидетельствуют, что другие здания использовались как кузницы, кладовые, конюшни, мастерские золотых и серебряных дел мастеров.

Длинный дом викингов

Недалеко от Фюрката в Ворбассе (Vorbasse) были найдены остатки процветавшей фермы времен Эпохи викингов.

«Реставрация» кораблей

Естественно, «живьем» древних кораблей, на которых ходили тысячу лет назад, в Скандинавии не сохранилось. В сказаниях упоминается множество кораблей, каждый со своим названием и особенными свойствами, есть некоторые сведения о мастерах — корабелах и о том, как викинги относились к своим кораблям. Увы, сказания немногословны, как и вообще всегда, когда речь идет о чем-то ничем не примечательном, таком, что у людей каждый день перед глазами. Те, кто рассказывал, а потом записывал сказания о давних и недавних событиях, вовсе не задумывался о том, как их станут читать через тысячу лет люди, принадлежащие к совершенно иному типу культуры, люди, которым будет в диковинку все то, что для древнего викинга само собой разумелось.

Ученые, конечно, сдаваться не собирались. Кроме сказаний, у них были и иные источники информации, в частности наскальные рисунки, большими мастерами которых скандинавы были с первобытных времен. Рисунки, относящиеся не только к эпохе викингов, но и к бронзовому и даже каменному веку, содержат немало изображений лодок и кораблей. Ученые накапливали различные сведения, постепенно составляя из них, словно из кусочков разбитой мозаики, нечто вроде цельной картины. Случилось, однако, так, что наиболее всеобъемлющий ответ на множество вопросов пришел из… МОГИЛЬНЫХ КУРГАНОВ.

Но зачем, спрашивается, древним скандинавам было зарывать в землю корабль? Викинги верили, что, попав в Обитель Богов, душа героического воина будет предаваться ратным утехам, вот только о загробных походах на кораблях мифы не упоминают. Небесную дружину Отца Богов представляли себе скорее, как отряд всадников, спешащий к месту сражения. Боле того, погребение в ладье зафиксировано у народов, для которых мореплавание не имело того всеобъемлющего значения, как для скандинавов, — например, у славян. А древние кельты, те и вовсе несли умершего к месту погребения посуху в лодке. Хотя и они не были такими прирожденными мореплавателями, как скандинавы. В чем дело? Сравнивая между собой погребальный инвентарь — имущество, которое клали в могилу вместе с покойным, — у самых различных племен, ученые пришли к выводу: этот инвентарь присущ не столько купцу воину, ремесленнику, охотнику или кем там еще был умерший при жизни, сколько ПУТЕШЕСТВЕННИКУ. По мнению древних людей, на тот свет можно было попасть и без каких-либо магических ухищрений, стоило лишь совершить достаточно длинное путешествие. Скандинавы, хороня покойного, с определенными ритуалами надевали на него особые погребальные башмаки и старались покрепче их завязать, чтобы они не свалились в дальнем пути. И что характерно: практически в каждой религии упоминается ВОДНАЯ ПРЕГРАДА, которую путешествующему в мир иной предстоит преодолеть. Для скандинавской мифологии это бешеный горный поток, несущий камни и куски льда либо бездонно глубокий морской пролив — то есть нечто присущее именно скандинавской природе. Вот почему умершему весьма желательно было иметь с собой в загробном путешествии надежное «плавсредство». Первоначально с этой целью использовалась небольшая лодка, когда начали строить и активно использовать большие корабли, вполне естественно, что именно их стали считать подходящими для загробного путешествия знатного человека.

Вот каким образом боевые корабли вождей викингов иногда оказывались внутри курганов, под слоем плотной синей глины, не пропускавшей атмосферный кислород к деревянным конструкциям. Что и помогло сохранить их для науки.

Древние корабли

Всем, кто хочет поподробнее узнать об этих судах, а также о других, здесь не описанных, рекомендуется обратиться к книге Иохена фон Фиркса «Суда викингов», вышедшей в Ростоке в 1979 году и переведенной в Санкт-Петербурге в 1982 году.

Корабельное дерево

Изучив во всех деталях судна из Гокстада и Осеберга , специалисты одно время считали, что излюбленным материалом кораблестроителей был ДУБ. Из книги в книгу кочевало утверждение, что использовались также ясень, бук, береза, сосна, ель, липа, ива и даже ольха, но постольку- поскольку… Это мнение держалось до тех пор, пока начали строить копии древних судов. Тут-то и выяснилось, что Гокстадсткий и Усебергский корабли не были «серьезными» морскими судами — скорее, оба они служили чем-то вроде королевских яхт, на которых совершали прогулки конунг или, в случае Усебергской лодьи, вдовствующая правительница. Возможно также, что оба судна были выстроены для торжественного погребения. Так или иначе, в настоящем морском плавании и тому и другому судну пришлось бы плохо. Хотя размеры и обводы обоих выдержаны в лучших традициях своего времени.

Древние корабли

Опытные моряки, которым дали попробовать «в деле» воссозданные корабли викингов, были потрясены гибкостью и эластичностью корпуса на волне, особенно в шторм. Корабль буквально «перетекал» с гребня на гребень, при этом борта его «дышали» под напором волн так, что у команды поначалу волосы встали дыбом: сейчас затрещат! Только потом мореходы поняли, что это не недостаток, а преимущество… А ученые снова обратились к древним хроникам, повествовавших о корабельных делах, и нашли там упоминание об эластичности корпуса. Оказывается, викинги отлично знали, что так и следовало строить корабли подобного типа. Нашлось и объяснение, которое они давали явлению, испугавшему современных моряков: корабль, мол, изгибается по волнам, словно рыба или тюлень, и оттого движется быстрей. Это объяснение совсем не столь наивно, как кажется на первый взгляд. Люди понимали. что напору сил лучше противостоять не тупой механической прочностью, а упругостью и гибкостью, перераспределением возникающих нагрузок… По ходу дальнейших испытаний выяснилось, что требованиям, которые предъявляет море к корабельным бортам, лучше отвечает не дуб, а ясень. Дуб слишком жесток; во время ходовых испытаний, в условиях свирепого шторма, бывало и так, что дубовые детали ломались, а ясеневые — выдерживали. Тогда снова обратились к древним анналам и выяснили, что жители европейских побережий, напуганные нападениями викингов, нередко называли грозных пришельцев «аскеманнами» — «ясеневыми людьми», ведь «аск» в переводе с древнесеверного — «ясень». «Асками», согласно тем же анналам, иногда называли и сами корабли викингов. Тут можно возвратиться к разделу Сотворение мира и вспомнить, что Мировое Дерево, которое соединяло Девять Миров, было ясенем, первого человека Боги-Асы вырезали также из ясеня, его так и звали — Аск. А мужественного воина в песнях и сагах называли «ясенем битвы»… И уже не узнать, что от чего пошло: дерево от мифологии или наоборот…

Корабельных дел мастера времен викингов не только хорошо разбирались в том, из какой породы дерева делать ту или иную деталь судна, но и как наилучшим способом использовать данное конкретное дерево или его часть. Например, они знали, что для самых ответственных деталей лучше брать древесину из той части ствола, которая при жизни дерева была обращена на север: она получала меньше солнца и тепла, а, значит, древесина здесь оказывалась более мелкослойной и плотной. Кроме того, дерево, выросшее в густом, а, значит, всю жизнь тянувшееся вверх, к свету, не имеет нижних ветвей, волокна древесины в нем ровные, стало быть, из такого ствола может получиться прекрасное бревно для киля или несколько длинных ровных досок. Дерево, выросшее на открытом месте, имеющее густую крону и мощные нижние сучья, могло быть разделано на доски для носа или кормы (доски в этих местах должны были иметь естественную кривизну), либо на брусья, опять-таки с естественным изгибом, для шпангоутов, штевней и иных деталей, которым полагается сочетать упругую гибкость с немалой прочностью. Свои требования существовали для весел, для палубных досок, для мачт, для блоков, катков и еще множества корабельных деталей и принадлежностей. Всюду использовалась отборная древесина, и то, что не годилось для одного, шло на другое…
Много ли дерева уходило в общей сложности на строительство одного корабля? Специалисты подсчитали: для постройки боевого корабля длиной двадцать — двадцать пять метров было необходимо срубить не менее одиннадцати деревьев метровой толщины с длиной ствола около пяти метров и еще одно пятнадцати — восемнадцатиметровое — на киль. Это давало пятьдесят — пятьдесят восем кубометров древесины нужного качества.

Было бы, однако, величайшей ошибкой считать, что выбор дерева определялся исключительно его «потребительскими» характеристиками. Срубая дерево, особеннно «благородной», овеянной сказаниями породы, древний человек прекрасно понимал, что убивает живое существо, имеющее такие же права на жизнь, ак и он сам. Прежде чем пустить в ход топор, он долго винился перед деревом, объясняя ему, какая неотложная нужда привела его в лес. Когда же доходило до рубки, в сторонке ставилось угощение, — например, кусок хлеба с маслом, — чтобы древесная душа, соблазнившись лакомством, на время покинула ствол и не испытала лишних мучений. В дальнейшем, совершив ДЕРЕВОУБИЙСТВО, человек подвергал себя очистительным обрядам вроде тех, которыми сопровождалось убийство врага.

Кроме того, дерево не должно было падать вершиной на север, в таком случае его не брали. Дело в том, что север считался средоточием злых сил, там «умирало» солнце, там было жилище холода, смерти и тьмы. Еще скандинавы с подозрением относились к востоку. Если смотреть со стороны Норвегии, там располагались негостеприимные горы с ледниками, оползнями и камнепадами. Не случайно норвежский эквивалент «пошел к черту» звучало как «на север и в горы!». Одним словом, прежде чем брать на строительство корабля дерево, упавшее верхушкой на север или на восток, древний скандинав трижды бы подумал. Он ведь собирался доверять кораблю свою жизнь, а значит, должен был вложить в него только самое хорошее и светлое, любезное Богам и послушное человеку!

Разделка на доски

Срубив, наконец, дерево, его разделывали сразу, не оставляя вылеживаться. Современные корабелы предпочитают выдержанное дерево, но и древние мастера знали, что делали. По мнению специалистов, они руководствовались двумя соображениями: во-первых, сырое дерево легче поддается обработке, а во-вторых, при выдерживании оно усыхает и может растрескаться. Гниль же, как пишут исследователи, корабельным доскам отнюдь не грозила: викинги строили суда открытого типа, с отлично проветриваемым трюмом.
В современной промышленности бревна распиливают на доски специальными пилами. Викинги поступали иначе: приготовленное бревно раскалывали вдоль с помощью клиньев на две половинки. Потом — еще и еще раз пополам. Как показали эксперименты, из ствола поперечником около метра выходило примерно двадцать одинаковых досок шириной до тридцати сантиметров. Примитивная техника? Викинги не знали пилы? Отлично знали. И пилу и ножовку.

Просто, как пишут ученые, современная технология деревообработки ориентирована на количество, а в древности во главу угла ставили качество. Особенно в таком жизненно важном деле, как строительство корабля. Доски, полученные из расколотого клиньями бревна, имели целый ряд преимуществ перед пилеными. Они прочнее, меньше подвержены усыханию, не так сильно коробятся и трескаются. Еще бы, ведь клин действует вдоль волокон, так, как «удобнее» раскалываемому бревну, а пила режет и рвет как попало. Ко всему прочему, колотые доски с одного боку получались несколько толще. Легко убедиться, что при соединении бортовых досок внакрой (излюбленная техника викингов) этот, на первый взгляд, недостаток превращался в достоинство. Более толстая часть давала возможность сделать в ней вырез для наиболее плотного прилегания соседней доски.

Инструменты

Инструменты для работы по дереву, которыми пользовались викинги при строительстве кораблей, также стали известны ученым большей частью после раскопок древних могил. Специалисты единодушны в том, что выбор этих инструментов весьма широк и в умелых руках достаточен для всех необходимых операций. Изучение найденных наборов, внимательное рассмотрение сохранившихся изображений, а также следы, оставленные разными инструментами на деревянных деталях, позволили заключить, что важнейшим орудием был, несомненно, ТОПОР. Владели же им древние мастера поистине виртуозно. «Невероятно!» — восклицают исследователи, отмечая, что даже окончательная отделка бортовых и палубных досок производилась иногда топором, хотя существовали и более, казалось бы, подходящие приспособления: ТЕСЛО и СКОБЕЛЬ.

Топоры использовались нескольких типов, в зависимости от вида работы. На одном древнем изображении было найдено сразу четыре типа топоров. Одним валили деревья, другим обрубали сучья, третьим выглаживали доски и четвертым производили окончательную обработку после прилаживания доски к корпусу. Такое пристрастие к топору отнюдь не случайно и не является отличительной чертой именно викингов, основанной, дескать, на том, что действуя «излюбленным оружием» — топором, — в битвах, предпочитали его и в мирном строительстве… Дело в том, что пила лохматит и разрыхляет древесные волокна, тогда как топор их, наоборот, сглаживает и плющит. Деревянная деталь, вытесанная топором, впитывает влагу гораздо меньше выпиленной, а значит, меньше гниет и служит не в пример дольше… Для сверления отверстий использовалось нечто вроде КОЛОВОРОТА: отточенная железная «ложка» на деревянной рукояти с крестовиной, чтобы можно было вращать. В ходу были также НОЖИ всевозможных форм и размеров, ДОЛОТА и СТАМЕСКИ, в том числе полукруглые и фигурные, самые различные РЕЗАКИ, а также МОЛОТКИ и деревянные КОЛОТУШКИ.

Мастерство корабелов

Пользовались ли викинги чертежами? Никаких схем или чертежей пока не найдено, но утверждать заранее, что они не делались вовсе, было бы ошибочно. А вдруг буквально в это время что-то похожее раскапывают на скандинавском полуострове или в Исландии? Примем пока, что наука ответа еще не нашла. Знатоки кораблестроения только предполагают, что викинги, возможно, пользовались своего рода уровнями, позволяющими измерять угол наклона досок обшивки, а также шаблонами для выведения наилучших обводов.

А вот что известно совершенно точно, так это то, что существовали мастера высочайшей квалификации, способные даже и «на глазок» выстроить отменно остойчивый и быстроходный корабль. Такого мастера сопровождала целая бригада различных специалистов: древознатцев, мастеров по выделке досок, резчиков по фигурным деталям и кузнецов, а также некоторое число подсобных рабочих. Лодку или маленькое судно для прибрежного рыболовства каждый уважающий себя скандинав мог построить и в одиночку, на худой конец — с помощником. А вот когда состоятельному человеку требовался большой и качественный боевой или торговый корабль — приглашали хорошего мастера.

Викинги проводили на кораблях всю свою жизнь и, естественно, отлично в них разбирались. Каждый считал себя большим знатоком корабельного дела, поэтому конфликты между мастером и заказчиком, между разными мастерами возникали неизбежно. Решительно все «знали, как лучше», и настаивали на своем. Иногда от мастера требовалась недюжинная смелость, особенно если корабль строился для человека высокопоставленного и к тому же крутого и скорого на расправу. Однако история свидетельствует, что смелости у таких мастеров хватало. Вот, например, древнее сказание о том, как в самом конце X века строили для Олава конунга сына Трюггви его знаменитый корабль, впоследствии названный «Великим Змеем»:
«…Строитель корабля звался Торберг Строгала. Но многие другие помогали ему — кто сплачивал доски, кто тесал, кто забивал гвозди, кто подвозил лес. Все в корабле было очень тщательно сделано. Корабль был длинный и широкий, с высоким бортом и из крупного леса. Когда уже делали борт корабля, Торбергу понадобилось по какой-то нужде пойти домой, и он там долго оставался. А когда он вернулся, борт корабля был уже готов. В тот же вечер конунг и с ним Торберг пошли посмотреть, какой получился корабль. Все говорили, что никогда не видели такого большого и красивого корабля. Потом конунг вернулся в город. Рано утром на следующий день конунг снова пошел к кораблю, и с ним Торберг. А мастера все уже пришли раньше, но не начинали работать. Конунг спросил, почему они не начинают. Они отвечают, что корабль испорчен: кто-то прошелся от носа до кормы, рубя борт косыми ударами. Конунг подошел и увидел, что это правда. Тогда он поклялся, который из зависти так испортил корабль, поплатится смертью, если он его найдет. А тот, кто мне назовет этого человека, получит от меня большое вознаграждение. Тогда Торберг говорит:
— Я могу сказать тебе, конунг, кто это сделал.
— Ни от какого другого человека — говорит конунг — я не мог бы ожидать, что он знает это и может мне сказать.
— Я скажу тебе, конунг, — говорит Торберг, — кто это сделал. Это сделал я.

Конунг отвечает:
— Тогда ты должен сделать так, чтобы все было, как раньше. От этого зависит твоя жизнь.

И вот Торберг подошел и отстругал борт так, что все косые рубцы исчезли. Конунг и все другие стали говорить, что корабль много красивее с борта, отструганного Торбергом. И конунг веле ему сделать то же самое с другим бортом и сказал, что он ему очень благодарен…»
Обратим внимание на одну фразу только что приведенного отрывка. Борт, которому придали лучшую, с точки зрения мореходства, форму, стал, по мнению знатоков, МНОГО КРАСИВЕЕ. Это же какой глаз, какой опыт и чутье надо иметь, чтобы определить качество судна по благородству обводов!

Особым же «шиком» у древних мастеров считалось выстроить корабль таким образом, чтобы, идя на веслах, он мог нести на бортах щиты. Корабль со щитами вдоль борта стал прямо-таки «визитной карточкой» эпохи викингов, и не зря. Только не все знают, что щиты не «приколачивались к бортам по обычаю», а удерживались особой рейкой с внешней (либо внутренней) стороны борта. Весла же не вставлялись в уключины, а пропускались сквозь специальные отверстия — «гребные люки». Для боя корабли сходились обычно на веслах; если при этом была возможность держать по борту щиты (то есть если корабль был выстроен так, что щиты не перекрывали отверстия для весел и не мешали грести), они до самого момента рукопашной служили дополнительной защитой гребцам.

Боковой руль

Новоделов кораблей викингов к настоящему времени построено немало. Самый первый поход на воссозданной копии Гокстадского корабля состоялся в 1893 году. С тех пор на подобных судах ходили по всем известным историческим маршрутам древних скандинавов: и вокруг Европы, и по русским рекам, и в Америку через Атлантический океан. И даже далее: энтузиасты совершили плавание вокруг света. А в Дании каждое лето проводится «фестиваль викингов», в программу которого непременно включают и «регату викингов» — гонки на новоделах древних судов, которые собираются на праздник со всей Скандинавии. Одним словом, опыт накоплен немалый. И что характерно, о морских качествах своих кораблей современные «викинги» отзываются неизменно в превосходных степенях. Причем корабль ведет себя тем лучше, чем ближе к древнему образцу выстроена реплика, чем точнее стараются соблюдать каждую мелочь.

Одной из таких «мелочей» оказался БОКОВОЙ РУЛЬ. Рассматривая рисунки и чертежи, легко убедиться, что руль у кораблей викингов располагался не по осевой линии кормы, как мы привыкли, а сбоку, на специальном креплении. И пробные современные плавания доказывают, что даже при жестоком ветре и сильнейшем волнении, судном при помощи этого бокового руля без труда управлял ВСЕГО ОДИН ЧЕЛОВЕК! Однако, при всей физической легкости управления кораблем, занятие это очень ответственное, требует большого внимания и сосредоточенности и потому весьма утомительное. И, учитывая, что в отличие от гребцов, кормчий не мог даже согреться греблей в холодную и сырую ночь, ему старались облегчить жизнь хотя бы тем, что на корме устраивали специальное сидение. Оно было расположено выше обычных скамей, таким образом, что головы товарищей не заслоняли рулевому обзор.

Мачта

Корабль викингов не выглядел особенно «стройным». Так, у Гокстадского корабля при длине корпуса двадцать три с лишним метра высота мачты составляла, по мнению ученых, не более двенадцати метров; как будет показано ниже, изрядная площадь паруса достигалась в основном за счет ширины. Но многие ли теперь знают, что мачты на кораблях викингов делались.. СЪЕМНЫМИ

Корабль из Гокстада

Норманны часто использовали корабли при захоронениях. По их поверьям, из Мира Живых в Мир Мертвых можно было попасть после долгого путешествия, а также преодолев водную преграду (вам достаточно было долго идти по прямой дороге и вы без сомнений попали бы в ТОТ мир). Именно по этой причине, скандинавы хоронили умерших, а особенно знатных людей, в кораблях, подготовленных к дальнему путешествию. И поэтому многие из известных ныне кораблей викингов были найдены в курганах.

В январе 1880 года, дабы занять себя и избавиться от скуки (а также наслышавшись о найденных в захоронениях викингов сокровищах) сыновья арендатора небольшого поместья в Гокстаде (Норвегия) начали раскапывать холм, носивший гордое название «Королевский». В мае раскопки продолжились, но уже под руководством архивариуса музея в Осло Николайсена. Так людским глазам явилось Гокстадское судно.

Корабль из Гокстада

Раскопки в Гокстаде

Корабль из Гокстада служил могилой (согласно предположениям ученых и «Инглинг саге») королю Олафу. Он был полностью снаряжен для плаванья веслами, парусом, якорем и провиантом. На каждом борту находилось 16 круглых щитов около 1м диаметром, выкрашенных в черный и желтый цвета. Гробница оказалась разграбленной, но, тем не менее, удалось найти множество интересных вещей. Например, совершенно неожиданно в районе кормы были обнаружены останки павлина.

Раскопки в Гокстаде

После реставрации, корабль был выставлен в музее судов викингов в Осло.

Раскопки в Гокстаде

Основные размеры судна:

Максимальная длина — 23.3 м
Максимальная ширина — 5.2 м
Максимальная высота — 2.1 м

Cудно из Гокстада нередко называют самым красивым из всех найденных судов викингов. Множество раз оно было воспроизведено в судах-репликах, начиная с «Викинга»(«Vikingr» 1892) и заканчивая «Матерью Землей»(«Gaia» 1998) Некоторые из них вы можете найти в Репликах.

Корабль из Усеберга

Этот корабль был найден в 1903 году в Норвегии профессором Г.Густавсоном. 5 ноября 1904 года раскопки завершились, однако приключения корабля только начинались. Согласно норвежским законам, судно принадлежало владельцу земли, где оно было найдено. Владелец усадьбы Усеберг назначил цену, но она оказалась слишком высока для музея. Тем временем поползли слухи о возможной продаже судна за границу. Чтобы воспрепятствовать этому, норвежский парламент спешно принял закон, воспрещающий продажу исторических ценностей за пределы Норвегии. В конце концов, судно было выкуплено владельцем соседней усадьбы, и «как оно там лежит» было подарено музею судов викингов в Осло, где сейчас и находится.

Корабль из Усеберга

Судно из Усеберга

Во — первых, в гробнице были обнаружены следы грабителей. которые, оставив 14 деревянных лопат и трое носилок, видимо, полностью обчистили носовую часть судна и унесли все предметы из благородных металлов. Однако до кормы не добрались, и археологам удалось обнаружить оборудованный камбуз с двумя котлами для приготовления пищи, , сковороды, ложки, ножи, топоры и неповрежденную ручную мельницу для размола зерна. Кроме того, в гробнице были найдены предметы, предназначенные для женщин, а именно: большой прядильный станок и два малых, пригодных для изготовления лент, обломки выдолбленных ящиков и деревянных ведер, остатки шерстяной материи и шелковых лент, а также остатки ковра.

Неудивительно, что при таком наборе предметов ученые обнаружили два женских скелета, возраст которых был определен 50 и 30 годами. Старшая. вероятно, была королевой Асой. Это соответствует Инглинг — саге, в которой Снорри Стурлассон в XIII в. описал историю Осло-фиорда с районами Остфоллем и Вестфоллем.

О судьбе королевы Асы сага гласит:
«Гудрёдом звали сына Хальфдана, который после него стал королем. Его жену звали Алфхильд. У них был сын Олаф. Когда Алфхильд умерла, Гудрёд послал своих гонцов в Агде (юго — западную Норвегию) к королю, который там правил. Его звали Харальд Ротлип. Гонцы должны были просить отдать его дочь Асу королю в супруги, но Харальд им отказал. Гонцы вернулись обратно и сообщили королю об отказе.

Вскоре после этого Гудрёд вышел в море с большим войском и прибыл в Агде. Войско пришло совершенно неожиданно и высадилось на берег. Ночью оно достигло усадьбы короля Харальда. Когда последний обнаружил, что против него стоит враг, он вышел к неприятелю с теми людьми, которых имел при себе. Произошла битва, но слишком неравными были силы, и Харальд и его сын Гирд погибли.

Король Гудрёд захватил большую добычу. Он увез дочь короля Харальда Асу с собой и сыграл с ней свадьбу. Она имела от него сына по имени Хальфдан. Осенью, когда Хальфдану был один год, король Гудрёд отправился на «кормление» по стране. Он прибыл на своем судне в Штифтлезунд. Там был большой пир, и король сильно выпил. Вечером, когда стемнело, он пошел с судна. Когда король находился на конце сходни, к нему подбежал человек, пронзил его своим копьем, и он умер. Человека сразу же убили. На следующее утро, когда рассвело, его узнали — это был слуга королевы Асы. Она не отрицала, что слуга действовал по ее совету… После смерти отца королем стал Олаф. Он страдал болезнью ног и умер от этого. Его похоронили в холме в Гьёрстаде».

Далее сообщается. что вскоре после рождения внука, Харальда Прекрасноволосого, который в 872 г. установил господство над всей Норвегией, королева Аса умерла в возрасте 50 лет. Поэтому, вполне вероятно, что в Усенберге похоронена королева Аса, а в Гокстаде (в саге — Гьёрстад) — король Олаф, так как там при раскопкай был найден скелет хромого мужчины, страдавшего подагрой.

Судно из Усеберга

Модель судна из Усеберга

Для изготовления корабля использовался дуб. Вдоль обоих бортов была сделана специальная сосновая планка, на которой могли закрепляться щиты. В бортах были проделаны 15 пар весельных отверстий. Также корабль имел мачту и парус.

Основные размеры корабля:

Максимальная длина — 21.44 м.
Максимальная ширина — 5.10 м.
Максимальная высота — 1.58 м.

Судно из Усеберга свидетельствует о высоком уровне судостроения и мореплавания норманнов. Но этот корабль все же не был приспособлен для плавания в открытом море, как, например, судно из Гокстада.

Ладья из Хьертшпринга

В 1921 году на севере датского острова Альс в небольшом торфяном болоте был найден древний жертвенник. Как выяснилось впоследствии, это был древнейший жертвенник на территории Скандинавии (датируется IV-III веками до н.э.). В течении двух лет, в 1921-1922 гг, работниками Национального музея Дании велись раскопки. Результаты превзошли все ожидания: были найдены 8 однолезвийных мечей (древнейшее стальное оружие, найденное в Скандинавии), 50 длинных щитов, 140 наконечников копий различной формы, 30 костяных наконечников копий, деревянные тарелки, коробки, сосуды, бронзовая игла и т.д. Среди самых интересных находок была ладья, к сожалеию, сильно поврежденная при раскопках. Те части ладьи, что удалось сохранить, выставлены в Национальном музее Дании в Копенгагене.

Ладья из Хьертшпринга

Ладья из Хьертшпринга

Ладья была сделана из липы. В движение она приводилась гребками и могла нести команду в 25 человек (вооруженных и экипированных) — около 2200 кг (из расчета 90 кг на человека).

Ладья из Хьертшпринга

Модель ладьи из Хьертшпринга

Основные размеры ладьи:

Максимальная длина — 15.3 м
Максимальная внутренняя длина — 13.28 м
Максимальная ширина — 2.07 м
Максимальная высота — 0.78 м

Ладья из Хьертшпринга(«Прыжок оленя») является одним из прародителей классических «судов викингов». Упоминания о подобных кораблях можно встретить в книге Тацита «Германия», написанной в 98 году н.э. Там говорится о племени свионов, чьи суда имели нос с каждой стороны, благодаря чему могли причаливать любой стороной. Кроме того, изображения подобных судов были найдены в Бохуслене, в Швеции.

Судно из Нидама

В 1863 году в болоте Нидам у деревни Эстресоттруп у Альсензунда в ходе раскопок были найдены остатки трех судов. Одно из них довольно хорошо сохранилось, именно об этом судне и пойдет речь. Выставлено судно в музее доисторической и ранней культуры Шлезвига в замке Готторп. Относиться оно ко второй половине IV века. При датировке значительную роль сыграли восемь бронзовых булавок для одежды — фибул, найденных на судне вблизи форштевня. Болото вблизи Нидама, как выяснилось, было местом приношения жертв в течение почти трех столетий. Особенно многочисленные находки были сделаны в 1863 году и позднее, спустя 30 лет, было обнаружено 106 мечей, 552 наконечника копий, 70 стальных и бронзовых умбон для щитов, древки стрел и копий, а также многочисленные украшения.

Судно, пролежавшее столько времени в болоте, распалось. Дубовые доски обшивки лежали отдельно друг от друга, а от шпангоутов остались только отдельные части. Поэтому интересны реконструкции этого судна. На открытом судне предусмотрено 30 мест для гребцов. Устройство для несения паруса отсутствовало, да и не могло судно, судя по остойчивости, нести парус. Судно построено на килевой доске почти 15 метров и шириной в середине 0,56 метров. Собственно киль, вырезанный из этой доски, имеет ширину 180 мм, а высоту только 20 мм. Посередине килевой доски между 10-м и 11-м шпангоутами находилось небольшое сквозное отверстие, закрытое от попадания морской воды деревянной пробкой, через которое спускали накопившуюся воду, когда судно вытаскивали на берег. К верхней доске обшивки, выполненной внакрой, были привязаны уключины, изготовленные из сучков-вилок. Уключины имели отверстия, через которые проходил кожаный ремень, удерживавший весло. Для управления судном на правом борту висел большой руль, длиной около 3,3 метров с головкой особой формы. Возможно, он удерживался только тросом, закрепленном на одном из шпангоутов и проходившим сверху через планширь, иначе руль был бы совершенно свободным. Найденные весла имели длину от 3,05 до 3,52 метров.

Собственная масса судна приблизительно равна 3300 (по другим предположениям чуть более 3900) кг. Полезный груз, т.е. масса экипажа из 50 человек с оружием и продовольствием, должна была составлять почти 5000 кг. При полной массе 8800 кг осадка судна равнялась 0,5 м, а высота надводного борта — почти 0,6 м.

Судно из Нидама

Судно из Нидама

Судно из Нидама

Кормовая оконечность и руль.

Носовая оконечность.

Носовая оконечность.

Модель судна из Нидама.

Модель судна из Нидама.

Судно из Нидама относится ко второй половине IV в. При датировке значительную роль сыграли восемь бронзовых булавок для одежды — фибул, найденных на судне вблизи форштевня.

Болото вблизи Нидама, как выяснилось, было местом приношения жертв в течение почти трех столетий. Особенно многочисленные находки были сделаны в 1863 г. и позднее, спустя 30 лет, было обнаружено 106 мечей, 552 наконечника копий, 70 стальных и бронзовых умбон для щитов, древки стрел и копий, а также многочисленные украшения.

Судно, пролежав столько времени в болоте, распалось. Дубовые доски обшивки лежали отдельно друг от друга, а от шпангоутов остались только отдельные части. Поэтому интересны реконструкции этого судна, выполненные С. Энгельгардом в 1865 г., X. Шетелигом и Ф. Йоханессеном в 1930 г. и X. Акерлундом в 1961 г., которые опубликовали свои чертежи. Из них наиболее важен чертеж Йоханессена. Основные размерения судна из Нидама: максимальная длина 22,85 м, максимальная ширина 3,26 м и высота борта 1,09 м.

На открытом судне предусмотрено 30 мест для гребцов. Устройство для несения паруса отсутствовало, судя по остойчивости судна, оно и не могло бы нести парус.

Судно построено на килевой доске длиной почти 15 м и шириной в середине 0,56 м. Собственно киль, вырезанный из этой доски, имеет ширину 180 мм, а высоту только 20 мм. Посредине килевой доски между 10-м и 11-м шпангоутами находилось небольшое сквозное отверстие, закрытое от попадания морской воды деревянной пробкой, через которое спускали накопившуюся воду, когда судно вытаскивали на берег. Оконечности килевой доски имели ширину всего 280 мм. К ним при помощи двух деревянных нагелей и горизонтальной накладки, приложенной снизу, крепили штевни.

Оба штевня, изготовленные из дуба, почти одинаковы; хорошо сохранившийся форштевень, выполненный из одного куска дерева, имеет длину около 5,4 м. В нижней части штевень обработан так, чтобы к нему можно было приклепывать доски обшивки).

Внутренняя часть судна из Нидама.

Внутренняя часть судна из Нидама.

Чертёж судна из Нидама.

Чертёж судна из Нидама.

Килевая доска судна из Нидама с клампами и шпангоутом; на виде сверху шпангоут отсутствует.

Килевая доска судна из Нидама с клампами и шпангоутом; на виде сверху шпангоут отсутствует.

Горизонтальная накладка для соединения киля (1) со штевнем (2).

Горизонтальная накладка для соединения киля (1) со штевнем (2).

Обшивка выполнена внакрой — в клинкер: с каждой стороны имеется пять досок. Доски обшивки изготовлены из дуба, не имеют сучков и при длине 20 м и ширине свыше 0,5 м цельные. Только верхний пояс является составным. На хорошо сохранившемся левом борту стык приходится между 13-м и 14-м шпангоутами. Доски притыкаются друг к другу под прямым углом, и скрепляет их только усиленный планширь.

Доски перекрывают друг друга на 70 мм. Стальные заклепки с клинк-шайбами (четырехугольные шайбы) установлены на килевой доске на расстоянии 150 мм, на верхних поясах — через 160–180 мм, а вблизи штевней — через 110 мм. Для заделки щелей между досками применялась шерсть, пропитанная клейкой массой.

Килевая доска, да и прочие доски имели клампы, выполненные как одно целое с доской. К клампам привязаны 19 шпангоутов, которые устанавливали только после завершения сборки обшивки. Реставрационные работы показали, что шпангоуты, вплоть до 3-го, были выполнены из одного куска сосновой кокоры (кривули) и имели различное поперечное сечение. На верхней доске — только один кламп, к которому привязан шпангоут; одновременно этот кламп служил опорой для банки, крепившейся, вероятно, деревянными нагелями. Гребные банки дополнительно имели вертикальные опоры, установленные на шпангоутах.

Поперечный разрез штевня с креплением обшивочных досок на заклёпках.

Поперечный разрез штевня с креплением обшивочных досок на заклёпках.

Мидель-шпангоут судна из Нидама.

Мидель-шпангоут судна из Нидама.

Стык двух половин верхней обшивочной доски и его крепление.

Стык двух половин верхней обшивочной доски и его крепление.

Поперечные сечения 12, 15, и 17-ого шпангоутов вблизи килевой доски.

Поперечные сечения 12, 15, и 17-ого шпангоутов вблизи килевой доски.

К верхней доске обшивки были привязаны уключины, изготовленные из сучков-вилок. Уключины имели отверстия, через которые проходил кожаный ремень, удерживавший весло.

Для управления судном на правом борту висел большой руль длиной около 3,3 м с головкой особой формы. Как соединялся руль с судном, неясно. Возможно, он удерживался только тросом, закрепленным на одном из шпангоутов и проходившим сверху через планширь, иначе бы руль был совершенно свободным.

Найденные весла имели длину от 3,05 до 3,52 м.

Верхние пояса обшивки со шпангоутом и клампами. (На рисунке отсутствует банка, которая накладывалась на верхний кламп и крепилась двумя деревянными нагелями)

Верхние пояса обшивки со шпангоутом и клампами. (На рисунке отсутствует банка, которая накладывалась на верхний кламп и крепилась двумя деревянными нагелями)

Уключина, вырезанная из сучка-вилки.

Уключина, вырезанная из сучка-вилки.

Дубовый руль длиной 3,3 м и весло судна из Нидама.

Дубовый руль длиной 3,3 м и весло судна из Нидама.

На судне были обнаружены камни, что вызвало недоумение. Первоначально их приняли за балласт, но он нужен был бы судну из Нидама при плавании по воде. Балласт же из камней общей массой почти 1000 кг на судне, находящемся на берегу, был явно лишним. Поэтому предположили, что найденные камни как-то связаны с жертвоприношением. Такое судно в свое время представляло очень большую ценность, поэтому церемония его погребения была не совсем обычной. Вероятно, на дотянутое до болота судно были погружены камни, к ним добавили оружие и другие жертвенные дары. Затем к штевням привязали канаты, при помощи которых судно затянули в болото, где оно при открытом отверстии на килевой доске под грузом камней медленно затонуло.

Собственную массу судна из Нидама Йоханессен оценивает в 3300 кг, а Тиммерман по модели в 1/10 натуральной величины — немногим более 3900 кг. Полезный груз, т. е. масса экипажа из 50 человек с оружием и продовольствием, должна была составлять почти 5000 кг. При полной массе 8800 кг осадка судна равнялась 0,5 м, а высота надводного борта — почти 0,6 м. Происхождение судна из Нидама, представлявшего военную добычу и найденного на месте поселений англов и саксов, до конца не выяснено.

Оружие Викингов

Почему оружие лежит в ларе, а не висит на стене? Вы же видите, у меня часто бывают гости, а где гости, там и пир. А на пиру, где много пива,всякое может случиться! Когда же оружие убрано с глаз подальше, худшее, что ты можешь сделать — это выбить пару-другую зубов.
Скандинавы издревле пользовались копьем. Об этом свидетельствуют многочисленные находки, датируемые началом нашей эры и ранее.

Оружие Викингов

В эпоху викингов наиболее распространенным видом оружия было тяжелое копье, отличавшееся от своих собратьев из других стран. Северное копье имело древко около пяти футов длиной с длинным, до 18-ти дюймов, широким наконечником листовидной формы. Таким копьем можно было и колоть, и рубить (что викинги, собственно, с успехом и проделывали). Разумеется, весило такое копье немало, а потому метнуть его было непросто, хотя случалось и такое (если обратиться к мифам, Один сражался копьем Гунгнир, всегда возвращавшимся к хозяину после БРОСКА). Можно себе представить физическую форму человека, способного метнуть такое копье. Впрочем, существовали специальные метательные копья, аналогичные европейским дротикам. Такие копья были короче, с более узким наконечником.

Форма копейного наконечника могла меняться в зависимости от предназначения. Так, например, встречаются описания копий, напоминающих европейскую алебарду.

Топор

Следующий шаг — секира. относительно небольшой топорик на длинной (около 90 см) рукояти.Второго успешного удара секирой обычно не требовалось, а потому секира оказывала еще и моральное воздействие на противника. Не нужно было обладать богатым воображением, чтобы представить, чего от секиры можно ожидать. С другой стороны, секира хороша при нападении, в защите у нее много минусов. Даже копейщик в состоянии разоружить воина с секирой, поймав ее в месте соединения лезвия и рукояти и выдернув из рук обладателя.
Хочу заметить: упоминаний об обоюдоострых секирах я почти не встречал, поэтому сомневаюсь в их распространении (если они вообще существовали). в популярности же обычных секир сомневаться не приходится, причем не только среди простых хирдманнов, но и предводителей (вряд ли прозвище Эйрика Харальдссона, сына знаменитого Харальда Харфагра (Прекрасноволосого) — Эйрик Блодекс(Кровавый Топор) возникло на пустом месте.

Считается, что одним из факторов победы нормандцев при Гастингсе было более прогрессивное оружие. Армия Вильгельма была вооружена железными секирами, в то вресмя, как англо-саксы вышли на поле боя с каменными топорами. Но, следует заметить, каменные секиры ценились и викингами. Причиной тому был возраст оружия, дававший основания считать его наделенным магическими свойствами. такое оружие, бережно сохраняясь, передавалось из поколения в поколение.

Пожалуй самым распространенным оружием в Европе был меч. Не обошел он и Скандинавию.
Первые северные мечи были аналогичны скрамасаксам — однолезвийные клинки, скорее длинные ножи, нежели короткие мечи. Впрочем, вскоре они заметно «выросли», а затем и вовсе превратились в то оружие, что сейчас известно как «меч викингов».

Меч

Скандинавский меч периода IX-XII в представлял собой длинный, тяжелый обоюдоострый клинок с небольшой (едва ли не символической гардой).

Техника боя скандинавов не сильно отличалась от техники боя других народов Европы того времени. Следует помнить, что в раннее средневековье, а особенно в Эпоху Викингов особого искусства фехтования не существовало. Широкий замах, удар, в который вкладывалась вся сила воина — вот и вся техника. Колющих ударов у викингов не было, что, соответственно, наложило свой отпечаток на оружие. Конкретно это выразилось в закруглении, которым нередко оканчивался скандинавский меч.

Скандинавский меч

Викинги всегда славились искусством украшения своего оружия. Что, впрочем, было неудивительно. Скандинавы наделяли оружие личностью, а поэтому вполне логично стараться выделить его из остального оружия. Часто оружию, преданно служившему хозяину давалось имя, известное людям не меньше, чем имя его обладателя. Вот и возникали звучные имена, вроде «RaunijaR» — испытывающий, «Гуннлоги» — пламя битвы… Секиры выкладывались золотыми и серебряными узорами, ножны и рукояти мечей также украшались золотом и серебром, лезвия покрывали рунами.

Меч

Одним из самых красивых способов украшения мечей был следующий: при изготовлении клинка в рукоять вковывалась поочередно медная и серебряная проволока, отчего меч получался «полосатым».

Подлинные доспехи викингов были истинно спартанскими по своей простоте — достаточно взглянуть на шлем Х века и остатки кольчуги, найденной в Гьермюндбю, Норвегия. Этот круглый шлем — единственный, хорошо сохранившийся шлем эпохи викингов из найденных до сих пор; известно, впрочем, что викинги ходили в бой и в шлемах конической формы.

доспехи викингов

С незапамятных времен землевладельцы всех категорий — от освобожденных рабов, владевших крохотными клочками земли, до ярлов, имевших огромные угодья, и даже королей, распоряжавшихся собственными наделами, — собирались на местные ассамблеи, известные под названием «дело». Там избирали местных вождей, принимали законы и установления, касающиеся собственности, кражи овец или кровной мести. Однако в жизни викингов присутствовала новая сила, несравненно более влиятельная, нежели любой руководящий орган, и наполнявшая эту жизнь особым содержанием.

доспехи викингов

В моральном кодексе викингов центральное место занимал «drergeskapur». Это понятие включает целый ряд качеств, которые считались обязательными как для общества в целом, так и для тех, кто мог прослыть героем в глазах своих соотечественников. Самоуважение, честь, безупречная репутация ставились превыше всего, а строиться они могли лишь на прочном основании беззаветной верности семье и товарищам. Все стороны жизни определялись обычаями; гостеприимства и подношений, клятв и мщения, добрых дел на благо общества, таких, как строительство мостов или храмов.

Вожди были обязаны демонстрировать мужество. стойкость, верность друзьям, правдивость, красноречие и тягу к жизни наряду с готовностью бесстрашно и без колебаний встретить смерть. Все эти качества, и бесчисленное множество других, нашли отражение в древней скандинавской поэме «Havamal», что в дословном переводе значит «Слово Высшего». В поэме изложен весь кодекс поведения эпохи викингов, от простых нравоучений до рассуждений о подлинном смысле вечной славы.

Наименее существенными, хотя и необходимыми, представлялись правила для гостей. «Кто засиживается в гостях, злоупотребляет гостеприимством добрых хозяев, — поучает «Havamal», — начинает смердеть». Если же упомянутый гость вдобавок хватит лишку, соблазнившись элем, поэма напоминает, что выпивка и езда верхом несовместимы: «Нет более тяжкой ножи для седока, чем неумеренные возлияния». Высшим понятием кодекса чести посвящены заключительные строфы поэмы, связывающие воедино безупречную репутацию при жизни с почетной участью пасть смертью храбрых, проявив себя героем:

Щиты Викингов

Щит был едва ли не обязательным атрибутом воина во все времена. От века к веку, от народа к народу, щиты меняли форму, строение, внешний вид, но назначение их не менялось — предоставить воину удобное и надежное средство личной защиты. Естественно, что скандинавы, в жизни которых война занимала далеко не последнее место, не оставили щиты без внимания.

Щиты Викингов

С первого по десятый века в Скандинавии прочно утвердились круглые щиты. Существовали две разновидности таких щитов — плоские и выпуклые. Все сохранившиеся до наших дней щиты были наборными (однако существуют свидетельства гнутых щитов — в этом случаих проще сделать выпуклыми), то есть собранными из отдельных досок. Для усиления такой набор мог быть двухслойным, причем слои накладывались поперек, что опять-таки придавало прочности. В центре щита обязательно присутствовал умбон — металлическое полушарие, предназначенное для защиты от прямых ударов — оружие противника соскальзывало по нему, теряя силу.

Вдобавок к этому, умбон защищал руку, так как наиболее распространенным креплением щита на руке у скандинавов было кулачное крепление. Под умбоном проходила рукоять, за которую воин и держал щит. Такое крепление удобно тем, что щит легко сбросить, что немаловажно. С другой стороны, необходимо иметь неплохо натренированную руку, чтобы успешно защищаться. Впрочем, существовали щиты и с «традиционным» креплением на руке.

Нередко по краю щит обивался полосой толстой сыромятной кожи, а иногда мог даже быть обтянут кожей с лицевой стороны. Хоть подобные щиты и не были ни разу найдены, упоминание щитов, обтянутых кожей, очень часто встречается в литературных источниках того периода. Что касается всех найденных щитов, на них раскраска была нанесена прямо на деревянную поверхность.

Традиционно щиты изготавливались из липового дерева, хотя могла использоваться и другая древесина, например ольха или тополь. Эти сорта древесины были выбраны, благодаря своей легкости и небольшой плотности. Кроме того эта древесина не лущится так легко, как, например, дуб.

По размеру круглые щиты варьировались от 45 до 120 сантиметров в диаметре, но наиболее распространенными были щиты диаметром 75-90 сантиметров.

Щит викинга

В начале одиннадцатого века нижний край щита начал вытягиваться вниз для защиты ног. Такое изменение дало начало развитию щита-«капли». Причем как и их предшественники, круглые щиты, «капли» существовали как плоские, так и выпуклые, причем последние явно преобладали. До сих пор ведутся споры о креплении такого щита на руке, было ли оно кулачным, или же нет. Дело в том, что если щит держится под умбоном, то нижняя, вытянутая, часть щита действует как маятник, затрудняя работу со щитом.
Размером эти щиты были около 1 — 1.5 метра.

И круглые щиты, и «капли» могли носиться в походном варианте, за спиной. Для этого существовал специальный ремень, либо просто широкая полоса кожи. Даже пешему воину так нести щит было гораздо удобнее, не говоря уже о всаднике.

Раскрашивались щиты по-разному, в зависимости от вкуса владельца. Щит мог быть окрашен полностью одним цветом, либо сегментами. Распространенным рисунками были крест и солнцеворот — солнечное колесо. Кроме того, умбон и усиливающие полосы нередко украшались серебром и золотом.

Тавлеи

Эта игра была известна на севере Европы задолго до появления там шахмат. В Скандинавии эта игра была известна уже в III веке н.э. Впоследствии викинги завезли ее в Гренландию, Исландию, Уэльс, Британию,и дальний восток, вплоть до Украины.

Тавлеи

Тавлеи

Варианты игральных досок.
Прямым крестом обозначен «король», косым — угловые клетки.

Играли в эту игру на доске с нечетным количеством клеток, от 7х7 до 19х19, в зависимости от варианта игры. Центральная клетка называлась «троном», на нее, а также на угловые клетки доски не могли становиться никакие фигуры, кроме короля. В начале игры фигура короля помещалась на трон. Остальные белые расставлялись вокруг него. Первый ход всегда за черными. Игроки делают ходы поочередно. Все фишки перемещаются в любом направлении, так же как ладьи в современных шахматах. Игрок может двигать одну любую фишку своего цвета на любое расстояние. Фишки не могут «прыгать» через другие. На малых досках фишки могут проходить сквозь трон, на больших это может делать только король. Белые пытаются провести короля на одну из угловых клеток. Если им удается поставить короля на открытую прямую к одной из таких клеток, они объявляют «Raichi» (Шах), если сразу на две прямые — «Tuichi»(мат). Если следующим ходом они встают на угловой квадрат — белые выигрывают. Если черный игрок случайно открывает проход для белого короля, белые могут воспользоваться этим немедленно.

Если фишка своим ходом зажимает фишку противника между собой и другой фишкой или между собой и угловым квадратом, фишка противника считается съеденной. Съедаться может более одной фишки за раз.

Черные теряют обе фишки Однако можно ставить свою фишку между двумя вражескими. В этом случае она остается в игре.

Черные теряют обе фишки
Однако можно ставить свою фишку между двумя вражескими. В этом случае она остается в игре.

Тавлеи

Белой фишке ничего не грозит. По крайней мере. пока.

Король считается захваченным, когда его окружают с четырех сторон. При этом сторонами могут считаться угловые клетки, трон и стороны доски. Когда королю угрожает опасность быть захваченным следующим ходом, черные предупреждают белых (шах королю). Черные выигрывают, если король захвачен. Король может быть захвачен вместе с одной белой фишкой, будучи окружен черными со всех сторон.

Тавлеи

Во всех этих случаях черные выигрывают

Белые выигрывают, проведя своего короля в один из угловых квадратов. Черные — если им удалось захватить короля. Поскольку силы неравные, хорошим тоном считается играть две партии подряд, обменявшись сторонами. При этом количество съеденных фишек подсчитывается. Победителем, при счете 1:1 считается тот, кто съел больше фишек противника.

Источник: сайт «Славянская культура»

Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб