Гибель города на Суре (1237 г.)

Гибель города на Суре (1237 г.)

Сыновья Джучи – ату, Орда и Берке, сын Угетай – каана – Кадан, внук Чагатая – Бури и сын Чингиз-хана – Кулькан занялись войною с мокшей, буртасами и арджанами и в короткое время завладели ими. Осенью упомянутого года все находившиеся там царевичи сообща устроили курилтай и, по общему соглашению, пошли войной на русских». Так писал в «Сборнике летописей» персидский историк Рашид ад-Дин о событиях 1237 года. 

Всю осень монгольские войска простояли у восточных границ Руси, и у них было достаточно времени, чтобы уничтожить все города и села Верхнего Посурья и Примокшанья. Результаты этого погрома довольно часто встречаются в ходе археологических исследований памятников XI-XIII веков, расположенных на этой территории. На них фиксируется прекращение жизни в начале XIII века, сопровождаемое следами пожарищ в сочетании с монгольскими наконечниками стрел. 

Именно таким местом стало, расположенное в верховьях р.Суры (приток р.Волги), Золотаревское поселение, на территории которого в 1237 году разыгралось сражение между защитниками крепости и войском монголо-татар. И если на территории Древней Руси несколько городов со следами штурма и уничтожения уже известны и исследованы, то на территории за пределами Руси и в Поволжье это первый случай. 

Поселение, состоящее из городища и трех селищ. Городище располагалось на мысу, и было защищено четырьмя крепостными стенами поперек мыса и одной стеной по краю, от которых до настоящего времени сохранились валы со рвами. Вместе с селищами, раскинувшимися через овраг, Золотаревское поселение сопоставимо с приличным восточноевропейским городом. Раскопки на городище позволили обнаружить детали оружия, массу сгоревшего зерна и человеческих останков, что характерно для погибших городов. 

Масштабы трагедии, разыгравшейся на берегах р.Суры поражают. Территория, на которой произошла военная катастрофа, выходит далеко за пределы крепости. Останки убитых людей были обнаружены на площади 10 000 кв.м. Тела погибших воинов и жителей поселения так и остались до сих пор не захороненными, что очевидно связано с уничтожением не только этого города, но и всех окружающих поселений. Одни жители успели спрятаться за крепостными стенами, другие были убиты в своих домах. Штурм крепости, очевидно, был непродолжительным, поскольку оказались не использованы запасы зерна и животных в крепости, а деревянные строения были сожжены. Помимо этого у стен крепости имеются многочисленные следы конных стычек между завоевателями и защитниками. 

Конечно же, после штурма основная масса оружия была собрана, но даже то, что осталось, позволяет определить не только время сражения в 1237 году, но и установить, что в нем принимали участие представители самых разных племен и народов. Со стороны монголов это были различные, в основном тюркские, племена, а со стороны защитников – булгары, буртасы, мордва, русские, кыпчаки и енисейские кыргызы [выходцы из Хакасско-Минусинской котловины, где в это время существовала аскизская культура, почти за 3000 км от Посурья. И. Л. Измайлов раскритиковал данную трактовку и предположил, что находки оружия центральноазиатского и дальневосточного происхождения связаны не с кыргызами, а с монгольскими отрядами]. 

О том, что произошло на Золотаревском поселении в последние часы его существования, свидетельствуют такие факты, как огромная площадь разбросанных на поверхности человеческих костей. Причем останки людей во множестве встречаются не только в поле, но и на крепостных стенах и внутри городища, которое было взято штурмом. Среди костей во множестве встречаются предметы вооружения и конской сбруи. Помимо этого встречаются кости с воткнутыми в них наконечниками стрел, рубленые черепа, а на крепостной стене были раскопаны останки воина с булавой. 

На месте сражения обнаружено множество наконечников стрел, детали сабельного оружия,фрагменты защитных доспехов и элементы конского снаряжения. 

Наконечники стрел (441 экз.) представляют одну из самых больших групп предметов на поселении и включают самые разные типы. Очень многие типы наконечников употреблялись в строго определенные периоды времени и поэто-му являются вполне надежным датирующим материалом. Вероятно, что все 3 селища, как и расположенное рядом городище, перестали существовать в на-чале XIII века после штурма монголами. В пользу этого говорит также тот факт, что на поселении обнаружены 120 наконечников стрел, которые вышли из употребления после нашествия монголов, 70 типично монгольских наконечников стрел, а также 102 наконечника, которые употреблялись как до, так и после XIII века. Остальные хорошо датированные наконечники, судя по аналогам, обнаруженным на других археологических памятниках, вышли из употребления до XII века. 

Панцирные пластины относятся в основном к пластинчатому ламелярному доспеху ( 49 экз.). Наряду с пластинами встречаются обрывки клепано-сварных кольчужных полотен, которые, очевидно, использовались совместно с панцирным доспехом. Кольчужные кольца дела-лись из проволоки диаметром 1-2 мм, имеющей круглое, овальное или квадратное сечение. Есть фрагменты, где использовались однотипные кольца, а есть такие, где на одном полотне сочетаются разные кольца, как по сечению, так и по диаметру. Встречены полотна с маленькими кольцами до 7 мм в диаметре и с крупными кольцами до 12 мм в диаметре. Одно кольцо, как правило, держало четыре других. Иногда встречаются полотна со следами неоднократной починки разными кольцами. Одно из клепаных колец большого диаметра, вероятно, относится к бармице. 

Шлем представлен втулкой для плюмажа или султана в виде воронки с тремя дырочками по краю основания, при помощи которых втулка крепилась к верхушке шлема. 

Сабли представлены как целыми экземплярами, так и многочисленными деталями. Это прежде всего 2 целые сабли, 3 фрагмента клинков, 2 навершия рукояти, 15 перекрестий, 2 обоймы, 30 скоб от ножен, 6 наконечников сабельных ножен. Сразу же необходимо отметить, что такого количества деталей сабельного оружия не обнаружено ни на одном поселении Восточной Европы. Более того, на всей территории мордвы в X-XIII веках из-вестно лишь «о более чем двадцати саблях, сабельных перекрестьях, фрагментах ножен, портупей и пр.». Около 70 сабель и их деталей найдено на территории Волжской Булгарии и в два с лишним раза больше – на территории Древней Руси, причем с поселений известно чуть более 60 находок. Все это свидетельствует о том, что сабля была дорогим оружием, которое тщательно берегли и высоко ценили. 

По материалам: 
Белорыбкин Г.Н. «1237 год. Гибель города на Суре» 
Белорыбкин Г.Н. «Золотаревское поселение»

Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб