Сын художника, Джова́нни Больди́ни родился в стране художников Италии в канун нового 1842 года. Место, время, окружение, ранние способности к живописи — всё предопределило его жизненный пусть ещё в самом начале. Джованни получил хорошее академическое образование во Флорентийской Академии художеств. Первые шаги в искусстве были успешными уже на родине. В родной Ферраре он довольно быстро стал известен и востребован.
Автопортрет с картиной в руках
Огромный мир Прекрасной эпохи
Мир манил художника красками новых веяний. На дворе разгоралась заря Прекрасной эпохи — период рассвета сразу нескольких направлений, навсегда изменивших мир прекрасного. Он посетил Париж и Лондон. Осмотревшись в суетной и быстротечной Европе того времени, познакомившись с беспокойными французами, Джованни Болдини на несколько лет осел в Великобритании. Здесь он снискал себе славу одного из лучших портретистов. Надо сказать, что, там и без него было кому писать портреты знатных отпрысков и сильных мира сего. Но его кисть создавала настолько живые образы, а фантазия творила настолько интересные композиции, что лондонское высокое общество не оставляло мастера без заказов.
«Портрет Клео де Мерод», 1901
Наверное, Д. Болдини мог бы продолжить карьеру известного портретиста в Старушке Англии. В общем, это был вполне логичный путь продолжения карьеры. Но что-то снова двигало его натуру и не давало покоя, несмотря на очевидный успех в карьере.
«Портрет Джузеппе Верди»
В 1872 году уже состоявшийся и вполне состоятельный к тому времени художник Джова́нни Больди́ни поселился в Париже. Зачем? Чтобы дружить с братьями по кисти и холсту, состязаться в остроте художественной мысли, совершенствовать свои возможности, спорить и жить. Ведь именно Париж был тогда непререкаемой столицей всего художественного творчества.
«Портрет Анри де Тулуз-Лотрека»
«Портрет девушки»
В те годы он дружил с Д. Сарджентом, Э. Дега и П. Эллё. Его картины выставлялись в самых престижных салонах Франции. За них художник получил несколько высоких наград и премий. В их числе и два Гран-При Всемирной парижской выставки. Жизнь известного живописца в столице искусств могла быть светлой и безоблачной. Но и здесь сметенная душа искала новых открытий, впечатлений и высот.
«Портрет Марты де Флориан», 1888
«Портрет Сары Бернар»
Правдивая ирония классического совершенства
Творчество итальянца, работавшего в центре кипящего вулкана прогрессивного искусства, унаследовало традиции великих итальянцев флорентийской школы, вобрав самые смелые идеи новых течений. Но и такой концепции казалось мало. Художник неустанно искал собственные формы выражения своего взгляда, свой почерк письма для окружающей действительности.
«Портрет леди Колин Кэмпбелл»
Воздушные построения на холсте, фантазии линий фона и обстановки в сочетании с кропотливо прорисованными деталями — приём, свойственный многим художникам этой эпохи. Но его уверенные построения упрощённых плоскостей в пространстве, выразительные линии сочетающихся предметов и образов многие критики относят к техническим открытиям как в портретном жанре, так и в пейзажном направлении.
Портреты леди
Некоторые картины Больдини, включая портреты известных в то время особ, интересны своей ироничной подачей. Местами видится даже издёвка. Собачки, вписавшиеся в линии фигуры и одежд. Движение руки, нога в лакированной туфельке в едином действии с движением тел пекинесов — что это? Насмешка? Ирония? Гротеск? Но это заказной портрет.
«Портрет девушки с собачкой»
Другие работы являют схожие черты шаржа над этим праздным превосходством. Линия бедра, нарочито и вызывающе выделяющаяся в композиции, движения фигуры, запутавшейся в модном, но неудобном платье — явные элементы шаржа, исполненные в классической манере письма с элементами импрессии, так свойственной художникам этой эпохи.
«Две девушки и попугай»
Можно было себе позволить и такие эксперименты над натурой — общество благоволило творцу образов, в стремлении быть увековеченными кистью именитого мастера.
«Туалет»
Один из самых известных портретистов своего периода, Д. Больдини написал довольно много пейзажных работ. В них видны не только эксперименты с перспективой и языком форм, но и философский поиск своего места наблюдателя и летописца эпохи. Здесь нет поиска совершенных форм действительности, восторженных видов Сены в закатных красках. Но виден поиск сути человеческих истин. Вода ушла, остался мусор и ненужные вещи. Старые лодки отдыхают на привязи, чтобы до конца своей жизни быть инструментами развлечений праздных туристов. Заплетённые хвосты лошадей в угоду моде.
Подписывайтесь на канал, этим Вы помогаете его развитию.
Вычурность житейских традиций в противоречии к естеству человеческих отношений — многократно повторяющаяся мысль, увиденная автором во многих сюжетных полотнах. Возможно, итальянец подтрунивает над попытками французских коллег найти путь всеобщего благоденствия прогресса и новых либеральных течений? Художнику были близки идеи социального несовершенства, но это не мешало создавать прелестные женские образы, салонные фантазии на темы цветущей молодости и вечной любви. Жизнь есть жизнь. И не все её проявления должны быть связаны воедино.
«Статуя в парке Версаля», 1911
Именитый портретист, новатор пейзажист, автор нескольких новых приёмов в композиции, а также ироничный летописец Прекрасной эпохи. Жизненный путь Джова́нни Больди́ни был долог, тернист, но славен. Он прожил почти девяносто лет и ушел от нас в достатке и почитании.