Птица Сирин

Птица Сирин

«…мифичеcкое и церковное название птицы совы, или филина, пугача; есть лубочные картины, изображающие райских птиц и алконоста (сирена?), с женскими лицами и грудью. Будут селения и селища струфионом*, Исаия.»

В.Даль «Толковый словарь живого великорусского языка» (207)

«Темная птица, темная сила, посланница властелина подземного мира. От головы до пояса — женщина несравненной красоты, от пояса же — птица. Кто послушает ее голос, забывает обо всем на свете и умирает, причем нет сил, чтобы заставить его не слушать голос , и смерть для него в этот миг — истинное блаженство!» (8)

Е.И.Иткина указывает на существование двух разновидностей «листов с птицей : одна имеет развернутый сюжет, а другая представляет изображение только самой птицедевы… Большая часть картинок с развернутой легендой восходит к общему оригиналу, хотя все имеют отличительные особенности в облике , в изображении толпы людей, пугающих птицу шумом» (99). Картинки с развернутым сюжетом имели следующую структуру: «В картуше название «Птица святого и блаженного рая» и текст: «Аще человек глас ея услышит, пленится мысльми и забудет вся временная и дотоле вслед тоя ходит, дондеже пад умирает, гласа ее слышати не престает». Около головы надпись: «Видом и гласом». Под картинкой заглавие: «Есть же о птице сей сказание таково». Ниже текст: «В странах индийских (яже прилежат ближайши блаженному месту райскому) обычай имеет являтися птица сия и глашати песни таковы, яковы же слух… возлетати жилищам, и скорейши нежели орел скоропарною быстростию от вреды шумов вземшеся, к тому не являема бывает» (99).

«Пир мужицкий свят и мирен

В хлебном Спасовом раю,

Запоет на ели :

Баю-баюшки-баю»

Николай Клюев «Поддонный псалом» (101)

и Алконост изображались и на поморских рисованных картинках, этим птицам специально не посвященных, например на листе «Сотворение человека, жизнь Адама и Евы в раю, изгнание их из рая», здесь птица сидит на одном из деревьев райского сада. На листе «Древо разума» расположились на кустах, окружающих главное Древо, на листьях-полосах которого «написаны поучения человеку по поводу нравственной жизни» (99). Текст этого поморского листа связан с писаниями… протопопа Аввакума: в его понимании «есть птица краснопеснивая», и обретается она «к востоку близ рая, во аравитских странах, в райских селениях живет и, егда излетает из рая, поет песни красныя и зело неизреченны и невместимыю человечю уму; егда же обрящет ея человек и она узрит его, тогда и паче прилагает сладость пения своего. Человек же слышавше забывает от радости вся видимая и настоящая века сего и вне бывает себя, мнози же и умирают слушавше, шествуя по ней, понеже красно и сладко пение, и есть не захочет горюн, от желания своего» (100).

В древнерусском бестиарии, согласно наблюдениям О.В.Беловой, символизировал амбивалентные понятия. С одной стороны, пение этой птицы «служит обозначением божественного слова, входящего в душу человека», с другой — это указание на «нетвердых в вере людей», а также «еретиков, вводящих… в заблуждение». Интересно, что в переводе Хроники Георгия Амартола вспоминаются птицы, «иже и нарицаются, рекше вилы«; здесь сравниваются с известным женским персонажем южно-славянской народной демонологии (102).

Характеризуя символику этой птицы…, следует учитывать не только тот факт, что — райская птицедева, что ее пение, как мы уже отмечали, в древнерусской книжности «служит обозначением божественного слова», но и то, что созвучен с именем сирийского святого Ефрема Сирина, которого в богословской традиции принято называть «пророком сириян» и «арфой Святого Духа» (103). Эта коннотация позволяет именовать «» и русских святых:

«То было на праздник Бориса и Глеба —

Двух красных, умученных братом»

Николай Клюев «Песнь о Великой Матери» (101)

«Если средиземные арфы живут в веках… то почему же русский берестяный должен быть ощипан и казнен за свои многопестрые колдовские свирели — только лишь потому, что серые, с невоспитанным для музыки слухом обмолвятся люди, второпях и опрометно утверждая, что товарищ маузер сладкоречивее хоровода муз?» (104)

Другие фантастические птицы славянских мифов: Алконост, Гамаюн, , Феникс, , , , , , , ; особую группу составляют нечистые птицы — , , , ; фантастические птицы Русского Севера (по О.А.Черепановой): (Перм.), (Арх.), (Перм.), (Яросл.), Ногай-птица (Арх.), вотрогот (вострогор), .

Птица Сирин

Сирин на гербе города Пучежа Ивановской области России

Современный герб муниципального образования Пучежское городское поселение Пучежского муниципального района Ивановской области утвержден решением Совета Пучежского городского поселения от 27.09.2006 № 39 и внесен в Государственный геральдический регистр Российской Федерации под № 2695. Описание герба: «В червлёном (красном) поле с лазоревой (синей, голубой) оконечностью серебряная с распростертыми крыльями в таковых же короне и ожерелье птица Сирин». Обоснование символики герба: Пучеж с давних лет являлся центром льняного промысла, и славился не только мастерами, которые выращивали и обрабатывали лен, но также мастерами (мастерицами) вышивки — строчки. О данном факте свидетельствует и знаменитая плащаница, созданная (вышитая) пучежскими мастерами в 1441 году, которая хранится в Москве в Кремле. Райская птица, изображенная в середине герба, является символом длительной истории развития вышивки, о которой известно далеко за пределами города. Серебряный фон изображения райской птицы, символизирует лен, с выращивания которого возникло ткацкое дело и мастерство вышивки. Сказочная птица на гербе, как птица феникс, возрождающаяся из пепла по легенде, появляется из речной водной глади Волги. Красное поле с синей оконечностью указывает на то, что в середине прошлого века при строительстве Горьковского водохранилища город был полностью затоплен, а потом на высоком берегу был построен новый Пучеж. Красный цвет в гербе является символом красоты, труда и жизненной энергии. Цвет лазури (синий и голубой) символизирует честь, славу, искренность. Серебро на гербе означает совершенство, чистоту, благородство, взаимопонимание.

Птица Сирин

Сирин. Иллюстрация Виктора Королькова

Птица Сирин

Алконост. Иллюстрация Степана Гилёва

Птица Сирин

Райская птица сирин. Рисунок Ивана Билибина

«Райская птица сирин».

Иван Билибин. Открытка, 1905 год

«Выписанное не по канонам, осовреме­ненное художником лицо и выставленные напоказ, как циркулем выведенные груди…»

Птица Сирин

Сирин. Иллюстрация Елены Ермаковой

Птица Сирин

Райская птица Сирин. Русский лубок

Первая половина 19 века. Неизвестный художник

Чернила, темпера, золото. 63,8×47,1

На картуше название: «Птица Сирин святаго и блаженнаго рая» и текст в 2 строки: «Аще человек глас ея услышит, пленится мысльми и забудет вся временная и дотоле ж лед тоя ходит, дондеже пад умирает, глас ея слышати не престает». Около головы Сирина надпись: «Видом и гласом». Под картинкой заглавие: «Есть же о птице сей сказание таково». Ниже текст в 4 строки: «В странах индийских (яже принадлежат ближайши блаженному месту райскому) обычай имеет являтися птица сия и глашати песни таковы, яковы же слух… козлегати жилищам, и скорейши нежели орел скоропарною быстростию от вреды шумов вземшеся, к тому не являема бывает».

На обороте по нижнему краю листа дарственная надпись, обрезанная пополам: «Милостивой государыни Феклы Ивановне…»

Собрание Государственного Исторического музея.

Поступило из коллекции П.И.Щукина в 1905

Птица Сирин

«Сирин и Алконост. Песнь радости и печали» Картина В.М.Васнецова

В.М.Васнецов, 1896 год

«Сирин и Алконост. Песнь радости и печали»

Масло, холст. 164х297 см

 

Источники

 

Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб