Виктор Хомутский предлагает Вам запомнить сайт «Исторический дискуссионный клуб»
Вы хотите запомнить сайт «Исторический дискуссионный клуб»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

История - это роман, который был, роман - это история, которая могла бы быть. (Гонкур)

Блог
Картины Булата Гильванова. Легенда о булгарской воительнице Алтынчеч.

Картины Булата Гильванова. Легенда о булгарской воительнице Алтынчеч.

Историческая справка: В 1222 году монгольская армия впервые напала на Волжскую Булгарию. Булгары отбили атаку захватчиков, но в последующие годы походы на волж

Виктор Хомутский 28 июл, 10:09
+6 1
Во Владимире найдены погребения горожан XII-XV веков, захороненных по языческому обряду

Во Владимире найдены погребения горожан XII-XV веков, захороненных по языческому обряду

Обнаружены останки людей, кремированных по языческому обряду, а также захороненных по финно-угорскому обряду с заворачиванием в бересту. Раскопки в Патри

Виктор Хомутский 28 июл, 08:53
+6 1
ТУРИНСКАЯ ПЛАЩАНИЦА: НАУЧНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ

ТУРИНСКАЯ ПЛАЩАНИЦА: НАУЧНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ

Кандидат физико-математических наук В. СУРДИН. Уже столетия этот невзрачный кусок ткани не дает покоя верующим и неверующим, ученым и священнослужителям,

Виктор Хомутский 25 июл, 09:10
+5 35
Французский Иностранный легион – вчера и сегодня

Французский Иностранный легион – вчера и сегодня

Создание Французского Иностранного легиона (la Legion etrangere) связано с именем короля Луи Филиппа I, который 9 марта 1831 года подписал декрет о создании ед

Axel Wintermann 27 июл, 16:11
+12 4
Миф и реальность глобального потепления

Миф и реальность глобального потепления

Это теория заговора, с которой могут сравниться разве что истории про фейковый полет на Луну. Сторонники верят, убеждают других, бьют себя в грудь. Но понимает

Виктор Хомутский 27 июл, 10:20
+3 3
Полковник Старинов - дедушка советского спецназа, личный враг Гитлера и диверсант столетия

Полковник Старинов - дедушка советского спецназа, личный враг Гитлера и диверсант столетия

Нет слов, чтобы выразить насколько был велик этот человек непростой судьбы, совершенно справедливо называвший "супердиверсанта" Отто Скорцени сопляком.

Виктор Хомутский 27 июл, 08:49
+12 1
Археологи нашли селище времён Золотой Орды

Археологи нашли селище времён Золотой Орды

Во время раскопок сотрудники Центра этнологических исследований и студенты БашГУ обнаружили предметы, относящаяся к периоду средневековья. Участники экспедиции

Виктор Хомутский 15 июл, 13:57
+11 3
Почему американские солдаты подрывали гранатами своих офицеров во Вьетнаме.

Почему американские солдаты подрывали гранатами своих офицеров во Вьетнаме.

Наркотики в Армии США употребляли и до Вьетнама. Например, во время Гражданской войны применение морфина в качестве обезболивающего, привело к возникнове

Виктор Хомутский 25 июл, 14:02
+11 4
Запомнить

Ностальгический клуб любителей кино

    

 

Ностальгический клуб любителей кино .

Жизнь коротка, искусство вечно. Гиппократ

 

Летопись лихих 90-ых.

 

Яндекс.Метрика

Мифы ВОВ . Миф 6 : Ленд-Лиз.

развернуть

Здравствуйте коллеги! Коль мы с вами начали обсуждать экономику решил не обойти своим вниманием и еще одну тему вокруг которой постоянно кипят страсти. На этот раз я предлагаю поговорить вам о ленд-лизе. Участвуя в обсуждениях в интернете неоднократно сталкивался с этой темой.С легкой руки некоторых либеральных историков (Б.Соколов,М.Солонин)его принято чуть ли не обожествлять. Мол если бы не ленд-лиз мы бы точно проиграли.Давайте вместе посмотрим что-же было на самом деле .(я уже выкладывал это исследование на одном из сайтов проекта, но думаю не все с ним там ознакомились. Тем кто его уже читал приношу свои извинения.)

"Думаю, история ленд-лиза в той или иной степени известна каждому русскому человеку. Союзническим поставкам СССР в той или иной степени посвящено множество исторических исследований, литературных и кинематографических произведений, статей и документальных фильмов и т.д. Однако, к сожалению, к истории ленд-лиза практически всегда подходили предвзято. Советский и, видимо, по инерции российский официозы всегда стремились принизить роль ленд-лиза, сделав акцент на незначительность поставок, малый вклад оных в победу и даже на то, что проклятые империалисты-де организовали ленд-лиз только для того, чтобы нажиться на бедах гибнущего под фашистским натиском советского народа. Будто в противовес подобной советской пропаганде в последнее время появились работы иного содержания – в них ленд-лиз представляется единственным «орудием победы», без которого СССР был обречен на поражение. Последствия подобных взглядов на значение поставок союзников можно наблюдать, например, здесь. Увы, на протяжении всего послевоенного периода ленд-лиз из примера дружбы и сотрудничества США, Британии и России превратился в орудие идеологической борьбы. Как с той, так и с другой стороны. В этой статье я в силу своих скромных возможностей постараюсь непредвзято подойти к истории ленд-лиза и хотя бы частично осветить определенные ее аспекты. 


Необходимое замечание: почему-то все диаграммы в статье отобразились в очень плохом качестве. Почему так вышло, я не знаю, и поправить у меня это дело не получается. Тем не менее, каждая диаграмма кликабельна и ведет к себе же, но уже в фотоальбоме, где она отображается в нормальном качестве и где ее можно спокойно рассмотреть.:) 

 

 

История ленд-лиза. 

 

Ленд-лиз (от англ. «lend» — давать взаймы и «lease» — сдавать в аренду) – своеобразная программа кредитования союзников Соединенными Штатами Америки посредством поставок техники, продуктов питания, оборудования, сырья и материалов. Первый шаг к ленд-лизу был сделан США 3 сентября 1940 года, когда американцы передали Британии 50 старых эсминцев в обмен на британские военные базы. 2-го января 1941 года сотрудник Министерства финансов Оскар Кокс подготовил первый проект закона о ленд-лизе. 10-го января этот законопроект был передан в Сенат и Палату представителей. 11 марта Закон получил одобрение обеих палат и подписан президентом, а спустя три часа президент подписал и две первые директивы к этому закону. Первая из них предписывала передать Британии 28 торпедных катеров, а вторая – предать Греции 50 75-мм пушек и несколько сот тысяч снарядов. Так началась история ленд-лиза. 

 

Суть ленд-лиза была, в общем-то, довольно проста. Согласно закону о ленд-лизе, США могли поставлять технику, боеприпасы, оборудование и проч. Странам, оборона которых была жизненно важной для самих Штатов. Все поставки проходили бесплатно. Вся техника, оборудование и материалы, истраченные, израсходованные или уничтоженные во время войны, оплате не подлежали. Имущество, оставшееся после окончания войны и пригодное для гражданских целей, должно было быть оплачено. 

 

Что касается СССР, то обещание снабдить его необходимыми для войны материалами Рузвельт и Черчилль дали сразу же, после нападения Германии на Советский Союз, то есть 22 июня 1941 года. 1 октября 1941 года в Москве был подписан Первый Московский Протокол о снабжении СССР, окончанием срока действия которого было определено 30 июня. Закон о ленд-лизе был распространен на СССР 28 октября 1941 года, в результате чего Союзу был предоставлен заем на 1 млрд. долларов. В течение войны было подписано еще три протокола: Вашингтонский, Лондонский и Оттавский, посредством которых поставки были продлены до конца войны. Официально поставки по ленд-лизу в СССР прекратились 12 мая 1945 года. Однако вплоть до августа 1945 г поставки продолжались по «списку Молотова-Микояна». 

 

Диаграмма №1. Объемы поставок США по ленд-лизу странам-получательницам.Всего за войну США поставили более 40 странам техники, оборудования и материалов на сумму 46 млрд. долларов. Из этих 46 миллиардов СССР достало 10,8. Объемы поставок США другим государствам вы можете увидеть на диаграмме №1. Кроме США, товары по ленд-лизу в СССР поставлялись из Великобритании и Канада. Таким образом, общий размер поставок в СССР по ленд-лизу составил 11,3 млрд. долларов. 

 

Поставки по ленд-лизу в СССР и их вклад в победу.


В ходе войны в СССР по ленд-лизу были поставлены сотни тысяч тонн грузов. У военных историков (да, пожалуй, и у всех остальных) наибольший интерес, конечно, вызывает союзническая военная техника – с нее и начнем. По ленд-лизу в СССР было поставлено из США: легких М3А1 “Стюарт” — 1676 шт., легких М5 — 5 шт., легких М24 — 2 шт., средних М3 “Грант” — 1386 шт., средних М4А2 “Шерман” (с 75-мм пушкой) — 2007 шт., средних М4А2 (с 76-мм пушкой) — 2095 шт., тяжелых М26 — 1 шт. Из Англии: пехотных “Валентайн” — 2394 шт., пехотных «Матильда» MkII – 918 шт., легких “Тетрарх”— 20 шт, тяжелых «Черчилль» - 301 шт., крейсерских «Кромвель» - 6 шт. Из Канады: «Валентайн» - 1388. Итого: 12199 танков. Всего за годы войны на советско-германский фронт было поставлено 86,1 тыс. танков. Таким образом, ленд-лизовские танки составили 12,3% от общего количество произведенных/поставленных в СССР танков в 1941-1945 годах. Кроме танков, в СССР поставлялись и ЗСУ/САУ. ЗСУ: М15А1 — 100 шт., М17 — 1000 шт.; САУ: Т48 — 650 шт., М18 — 5 шт., М10 — 52 шт. Итого было поставлено 1807 единиц. Всего за войну в СССР было произведено и получено 23,1 тыс. единиц САУ. Таким образом, доля полученных СССР по ленд-лизу САУ равна 7,8 % от общего числа полученной за войну техники такого типа. Помимо танков и САУ в СССР поставлялись и бронетранспортеры: английские “Универсал Керриер” — 2560 шт. (в том числе из Канады — 1348 шт.) и американские М2 — 342 шт., М3 — 2 шт., М5 — 421 шт., М9 — 419 шт., Т16 — 96 шт., М3А1 “Скаут” — 3340 шт., LVT — 5 шт. Всего: 7185 единиц. Поскольку БТРы в СССР не производились, ленд-лизовские машины составляли 100% советского парка этой техники. Критика ленд-лиза очень часто обращают внимание на низкое качество поставлявшейся союзниками бронетехники. Эта критика действительно имеет под собой определенные основания, поскольку американские и британские танки по ТТХ зачастую уступали и советским, и немецким аналогам. Особенно учитывая то, что союзники обычно поставляли СССР не самые лучшие образцы своей техники. К примеру, наиболее совершенные модификации «Шермана» (М4А3Е8 и «Шерман Файрфлай») в Россию не поставлялись.


Куда лучшая ситуация сложилась с поставками по ленд-лизу авиации. Всего за годы войны в СССР было поставлено 18 297 самолетов, в том числе из США: истребителей Р-40 "Томагавк" – 247, Р-40 "Китихавк" – 1887, Р-39 "Аэрокобра" – 4952, Р-63 "Кингкобра" – 2400, Р-47 "Тандерболт – 195; бомбардировщиков А-20 "Бостон" - 2771, В-25 "Митчелл" – 861; прочих типов самолетов – 813. Из Англии было поставлено 4171 «Спитфайеров» и «Харрикейнов». Всего советские войска за войну получили 138 тыс. самолетов. Таким образом доля иностранной технике в поступлениях в отечественный авиапарк составила 13% . Правда, и тут союзники отказались поставлять СССР гордость своих ВВС – стратегические бомбардировщики Б-17, Б-24 и Б-29, коих за войну было произведено 35 тыс. штук. А в то же время именно в таких машинах больше всего нуждались советские ВВС.


По ленд-лизу было поставлено 8 тыс. зенитных и 5 тыс. противотанковых орудий. Всего же СССР получил 38 тыс. единиц зенитной и 54 тыс. противотанковой артиллерии. То есть доля ленд-лиза в этих типах вооружения составляла соответственно 21% и 9%. Однако если брать все советские орудия и минометы в целом (поступления за войну – 526, 2 тыс.), то доля иностранных орудий в ней составит лишь 2,7%. 

В годы войны СССР по ленд-лизу были переданы 202 торпедных катера, 28 сторожевых кораблей, 55 тральщиков, 138 охотников за подводными лодками, 49 десантных кораблей, 3 ледокола, около 80 транспортных судов, около 30 буксиров. Всего около 580 судов. Всего же СССР за годы войны получил 2588 судов. То есть доля ленд-лизовской техники – 22,4%.


Наиболее заметными стали ленд-лизовские поставки автомобилей. Всего по ленд-лизу было поставлено 480 тыс. автомобилей (из них 85% - из США). В том числе около 430 тыс. грузовых (в основном – US 6 фирм «Студебекер» и REO) и 50 тыс. джипов (Willys MB и Ford GPW). Притом, что общие поступления автомобилей на советско-германский фронт составили 744 тыс. единиц, доля ленд-лизовской техники в советском автопарке составила 64%. Кроме того, из США было поставлено 35 000 мотоциклов.


А вот поставки стрелкового оружия по ленд-лизу были весьма скромными: всего порядка 150 000 тысяч единиц. Учитывая то, что общие поступления стрелкового оружия в Красную армию за войну составили 19,85 млн. единиц, доля ленд-лизовского вооружения составляет примерно 0,75%.


За годы войны в СССР по ленд-лизу было поставлено 242,3 тыс. тонн автомобильного бензина (2,7% от общего производства и поступления а/м бензина в СССР). Ситуация с авиационным бензином выглядит следующим образом: из США было поставлено 570 тыс. тонн бензина, из Британии и Канада – 533,5 тыс. тонн. Кроме того, из США, Британии и Канады было поставлено 1483 тыс. тонн светлых бензиновых фракций. Из светлых бензиновых фракций в результате риформинга производится бензин, выход которого равен примерно 80%. Таким образом, из 1483 тыс. тонн фракций может быть получено 1186 тыс. тонн бензина. То есть общие поставки бензина по ленд-лизу можно оценить в 2230 тыс. тонн. В СССР за войну было произведено около 4750 тыс. тонн авиационного бензина. Вероятно, в это число включен и бензин, произведенный из поставленных союзниками фракций. То есть производство СССР бензина из собственных ресурсов можно оценить примерно в 3350 тыс. тонн. Следовательно, доля ленд-лизовского авиационного топлива от общего количества бензина, поставленного и произведенного в СССР, равна 40%. В СССР было поставлено 622,1 тыс. тонн железнодорожных рельсов, что равно 36% от общего количества рельсов, поставленных и произведенных в СССР. В ходе войны было поставлено 1900 паровозов, в то время как в СССР за 1941-1945 годы было произведено 800 паровозов, из них в 1941 – 708. Если принять число произведенных с июня по конец 1941 года паровозов за четверть от общего объема производства, то количество паровозов, произведенных за время войны, станет равным примерно 300 штукам. То есть доля ленд-лизовских паровозов в общем объеме паровозов, произведенных и поставленных в СССР, равна приблизительно 72%. Кроме того, в СССР было поставлено 11075 вагонов. Для сравнения в 1942-1945 годах в СССР было произведено 1092 ж/д вагона. За годы войны по ленд-лизу было поставлено 318 тыс. тонн взрывчатых веществ (из них США – 295,6 тыс. тонн), что составляет 36,6% от общего производства и поставок ВВ в СССР. По ленд-лизу Советский Союз получил 328 тыс. тонн алюминия. Если же верить Б.Соколову («Роль ленд-лизу в советских военных усилиях»), который оценил советское производство алюминия за время войны в 263 тыс. тонн, то доля ленд-лизовского алюминия от общего количества алюминия, произведенного и полученного СССР, составит 55%. Меди в СССР было поставлено 387 тыс. тонн – 45% от общего производства и поставок этого металла в СССР. По ленд-лизу Союзом было получено 3606 тыс. тонн автопокрышек – 30% от общего количества покрышек, произведенных и поставленных в СССР. Было поставлено 610 тыс. тонн сахара - 29,5%. Хлопка: 108 млн. тонн – 6%. Из США в СССР в годы войны было поставлено 38,1 тыс. металлорежущих станков, из Великобритании — 6,5 тыс. станков и 104 пресса. За время войны в СССР было произведено 141 тыс. м/р станков и кузнечных прессов. Таким образом, доля иностранных станков составила в отечественном хозяйстве составила 24%. В СССР также поступило 956,7 тыс. миль полевого телефонного кабеля, 2,1 тыс. миль морского кабеля и 1,1 тыс. миль подводного кабеля. Кроме того, в СССР по ленд-лизу было поставлено 35 800 радиостанций, 5899 приемников и 348 локаторов, 15,5 млн. пар армейских ботинок, 5 млн. тонн продовольствия и проч.

 


Диаграмма №2. Доля ленд-лизовских поставок в общем количестве произведенной и поставленной в СССР продукции.По данным, сведенным в диаграмму №2 видно, что даже по основным типам поставок доля ленд-лизовской продукции в общем объеме производства и поставок в СССР не превышает 28%. В целом же доля ленд-лизовской продукции в общем объеме произведенных и поставленных в СССР материалов, оборудования, продовольствия, техники, сырья и проч. Обычно оценивается в 4%. По моему мнению, эта цифра, в общем, отражает реальное положение дел. Таким образом, можно с определенной долей уверенности заявлять, что ленд-лиз не оказал никакого решающего воздействия на возможности СССР по ведению войны. Да, по ленд-лизу поставлялись такие типы техники и материалов, которые составили большую часть от общего производство таковых в СССР. Но стало ли бы критичным отсутствие поставок этих материалов? На мой взгляд, нет. СССР вполне мог перераспределить производственные усилия так, чтобы обеспечить себя всем необходимым, включая и алюминий, и медь, и локомотивы. Мог ли СССР обойтись вообще без ленд-лиза? Да, мог. Но вопрос в том, чего бы это ему стоило. Не будь ленд-лиза, СССР мог пойти двумя пути решения проблемы дефицита тех товаров, которые по оному ленд-лизу поставлялись. Первый путь – просто закрыть на этот дефицит глаза. В результате в армии наблюдался бы недостаток автомобилей, самолетов и еще ряда наименований техники и оборудования. Тем самым, армия, безусловно, была бы ослаблена. Второй вариант – увеличить собственное производство поставлявшейся по ленд-лизу продукции посредством привлечения к процессу производства лишней рабочий силы. Силу эту, соответственно, можно было взять только на фронте, и тем самым опять же ослабить армию. Таким образом, при выборе любого из этих путей РККА оказывалась в проигрыше. Как следствие – затягивание войны и лишние жертвы с нашей стороны. Иными словами, ленд-лиз хоть и не оказал решающего влияния на исход войны на Восточном фронте, но, тем не менее, спас сотни тысяч жизней советских граждан. И уже за одно это Россия должна быть благодарна своим союзникам.


Диаграмма №3. Число самолетов, поставленных по ленд-лизу из США.Говоря о роли ленд-лиза в победе СССР, не стоит забывать и еще о двух моментах. Во-первых, подавляющее большинство техники, оборудования и материалов было поставлено в СССР в 1943-1945 годах. То есть уже после перелома в ходе войны. Так, например, в 1941 году по ленд-лизу было поставлено товаров на сумму примерно 100 млн. долларов, что составило менее 1% от общего объема поставок. В 1942 году этот процент составил 27,6. Таким образом, более 70% поставок по ленд-лизу пришлись на 1943-1945 года, а в самый страшный для СССР период войны помощь союзников была не слишком заметна. В качестве примера на диаграмме №3 можно увидеть, как изменялось в 1941-1945 годах количество самолетов, поставлявшихся из США. Еще более показательный пример – это автомобили: их на 30 апреля 1944 года было поставлено всего 215 тысяч штук. То есть больше половины ленд-лизовских машин были доставлены в СССР в последний год войны. Во-вторых, далеко не вся поставленная по ленд-лизу техника была использована армией и флотом. Например, из 202 поставленных в СССР торпедных катеров, 118 так и не пришлось поучаствовать в боевых действиях Великой Отечественной, поскольку они были ведены в строй после ее окончания. Все 26 полученных СССР фрегатов также вступили в строй лишь летом 1945. Аналогичная ситуация наблюдалась и с другими типами техники.


И, наконец, в завершение этой части статьи небольшой камень в огород критиков ленд-лиза. Многие из оных критиков делают упор не недостаточность поставок союзников, подкрепляя это тем, что, мол, США-то при их уровне производства могли бы поставлять и побольше. И действительно, стрелкового оружия США и Британия произвели 22 млн. единиц, а поставили всего 150 000 тыс. (0,68%). Из произведенных танков союзники поставили СССР 14%. Еще хуже ситуация обстояла с автомобилями: всего в США за годы войны было произведено около 5 млн. машин, а в СССР поставлено около 450 тыс. – меньше 10%. И так далее. Однако подобный подход, безусловно, неверен. Дело в том, что поставки в СССР ограничивались не производственными возможностями союзников, а тоннажем имевшихся транспортных судов. И вот как раз с ним у англичан и американцев были серьезные проблемы. Союзники просто физически не располагали количеством транспортных судов, необходимым для того, чтобы перевезти в СССР большее количество грузов.


Маршруты поставок.


Диаграмма №4. Соотношения объема грузоперевозок по различным маршрутам ленд-лиза.Ленд-лизовские грузы попадали в СССР пятью маршрутами: посредством арктических конвоев в Мурманск, по Черному морю, через Иран, через дальний Восток и через советскую Арктику. Наиболее известным из этих маршрутов, безусловно, является мурманский. Героизм моряков арктических конвоев воспет во множестве книг и кинофильмов. Вероятно, именно по этой причине у многих наших сограждан создалось ложное впечатление, что основные поставки по ленд-лизу шли в СССР именно арктическими конвоями. Подобное мнение – чистой воды заблуждение. На диаграмме №4 вы можете увидеть соотношение объема грузоперевозок по различным маршрутам в длинных тоннах. Как мы видим, через русский Север не только не проходила большая часть ленд-лизовских грузов, но этот путь даже не был главным, уступая Дальнему Востоку и Ирану. Одной из главных причин такого положения дел стала опасность северного пути из-за активности немцев. На диаграмме №5 вы можете увидеть, насколько эффективно действовали Люфтваффе и Кригсмарине по арктическим конвоям.


Мифы ВОВ . Миф 6 : Ленд-Лиз.Использование трансиранского пути стало возможным после того, как советские и британские войска (с севера и юга соответственно) вступили на территорию Ирана, а уже 8 сентября было подписано мирное соглашение между СССР, Англией и Ираном, по которому на территории Персии были расквартированы британские и советские войска. С этого момента Иран стал использоваться для поставок в СССР. Ленд-лизовские грузы шли в порты северной оконечности Персидского залива: Басра, Хорремшехр, Абадан и Бандар-Шахпур. В этих портах были устроены авиа- и автосборочные заводы. Из этих портов в СССР грузы шли двумя путями: сухопутным через Кавказ и водным – через Каспийское море. Однако у Трансиранского маршрута, как и арктических конвоев, были свои недостатки: во-первых, он был слишком продолжительным (Путь конвоя от Нью-Йорка до берегов Ирана вокруг южноафриканского мыса Доброй Надежды занимал примерно 75 дней, а затем время уходило еще и проход груза по Ирану и Кавказу или Каспию). Во-вторых, судоходству в Каспии мешала немецкая авиация, только в октябре и ноябре потопившая и повредившая 32 судна с грузами, да и Кавказ был не самым спокойным местом: только в 1941-1943 годах на Северном Кавказе было ликвидировано 963 бандитских группы общей численностью 17513 человек. В 1945 году вместо Иранского пути для поставок стали использовать черноморский маршрут.


Однако наиболее безопасным и удобным маршрутом являлся тихоокеанский путь из Аляски на Дальний Восток (46% от общего объема поставок) или через Северный Ледовитый океан в арктические порты (3%). В основном ленд-лизовские грузы доставлялись в СССР из США, само собой, морем. Однако большая часть авиации двигалась из Аляски в СССР своим ходом (тот самый АлСиб). Тем не менее, и на этом пути возникали свои трудности, на этот раз связанные уже с Японией. В1941 – 1944 годах японцами было задержано 178 советских судов, причем некоторые из них - транспорты «Каменец-Подольский», «Ингул» и «Ногин» - на 2 и более месяца. 8 судов - транспорты «Кречет», «Свирьстрой», «Майкоп», «Перекоп», «Ангарстрой», «Павлин Виноградов», «Лазо», «Симферополь» - были потоплены японцами. Транспорты «Ашхабад», «Колхозник», «Киев» потоплены неопознанными подводными лодками, а еще около 10 судов погибло при невыясненных обстоятельствах.


Оплата ленд-лиза.


Это, пожалуй, главная тема для спекуляций людей, пытающихся как-то очернить программу ленд-лиза. Большинство из них считают своим непременным долгом заявить, что СССР, мол, платил за все поставляемые по ленд-лизу грузы. Разумеется, это является не более чем заблуждением (или сознательной ложью). Ни СССР, ни какие-либо другие страны, получавшие помощь по программе ленд-лиза, в соответствии с законом о ленд-лизу во время войны за эту помощь не платили, так сказать, ни цента. Больше того, как уже писалось в начале статьи, они не обязаны были платить и после войны за те материалы, технику, вооружение и боеприпасы, которые были израсходованы во время войны. Платить нужно было лишь за то, что оставалось после войны в целости и могло быть использовано странами-получательницами помощи. Таким образом, никаких оплат ленд-лиза во время войны не было. Другое дело, что СССР действительно отправлял в США различные товары (в том числе 320 тыс. тонн хромированной руды, 32 тыс. тонн марганцевой руды, а также золото, платину, древесину). Делалось это в рамках программы обратного ленд-лиза. Кроме того, в ту же программу входил бесплатный ремонт американских судов в русских портах и прочие услуги. К сожалению, мне не удалось найти, на какую общую сумму союзникам было предоставлено товаров и услуг в рамках обратного ленд-лиза. Единственный, найденный мною источник, утверждает, что эта самая сумма составила 2,2 млн. долларов. Однако лично я не уверен в аутентичности этих данных. Тем не менее, их вполне можно рассматривать в качестве нижнего предела. Верхним же пределом в таком случае будет являться сумма в несколько сотен миллионов долларов. Как бы то ни было, доля обратного ленд-лиза в общем ленд-лизовском товарообороте между СССР и союзниками не будет превышать 3-4%. Для сравнения, сумма обратного ленд-лиза из Великобритании в США равняется 6,8 млрд. долларов, что составляет 18,3% от общего объема обмена товарами и услугами между этими государствами.


Итак, никакой оплаты ленд-лиза во время войны не происходило. Счет американцы предоставили странам-получательницам помощи лишь после войны. Объем долгов Великобритании перед США составил $4.33 млрд., перед Канадой - $1.19 млрд. Последний платеж в размере $83.25 млн. (в пользу США) и $22.7 млн. (Канада) был проведен 29 декабря 2006. Объем долгов Китая был определен в 180 млн. долларов, и долг этот до сих пор не погашен. Французы расплатились с США 28 мая 1946 года, предоставив Штатам ряд торговых преференций.


Долг СССР был определен в 1947 году в размере 2,6 млрд. долларов, однако уже в 1948 году эта сумма была снижена до 1,3 млрд. Тем не менее, СССР платить отказался. Отказ последовал и в ответ на новые уступки США: в 1951 году сумма долга вновь была пересмотрена и на этот раз составила 800 млн. Соглашение о порядке погашения долга по оплате ленд-лиза между СССР и США было подписано лишь 18 октября 1972 года (сумма долга вновь была снижена, на этот раз до 722 млн. долларов; срок погашения – 2001 год), причем СССР пошел на это соглашение только при условии предоставления ему кредита Экспортно-импортного банка. В 1973 году СССР произвел два платежа на общую сумму 48 млн. долларов, но затем прекратил выплаты в связи с введением в действие в 1974 году поправки Джексона-Веника к советско-американскому торговому соглашению 1972 года. В июне 1990 г. в ходе переговоров президентов США и СССР стороны вернулись к обсуждению долга. Был установлен новый срок окончательного погашения задолженности – 2030 года, и сумма – 674 млн. долларов. В настоящий момент Россия за поставки по ленд-лизу должна США 100 млн. долларов.


Другие виды поставок.


Ленд-лиз был единственным значимым типом союзнических поставок СССР. Однако не единственным в принципе. До принятия программы ленд-лиза США и Британия поставляли СССР оборудование и материалы за наличный расчет. Однако размеры этих поставок были довольно малы. Например, с июля по октябрь 1941 года США поставило СССР грузов всего на 29 млн. долларов. Кроме того, в Британии были предусмотрены поставки в СССР грузов в счет долгосрочных кредитов. Причем поставки эти продолжались и после принятия программы ленд-лиза.


Не стоит забывать и о множестве благотворительных фондов, созданных для сбора средств в пользу СССР по всему миру. Оказывали помощь СССР и частные лица. Причем помощь такая шла даже из Африки и Ближнего Востока. Например, в Бейруте была создана «Русская патриотическая группа», в Конго – Общество медицинской помощи России.. иранский купец Рахимьян Гулам Гусейн отправил в Сталинград 3 тонны сушеного винограда. А купцы Юсуф Гафурики и Мамед Ждалиди передали СССР 285 голов скота.


На сегодня все. Завтра будет статья о том, как же повлияла ВМВ на американскую экономику. 

Список литературы.

1.  Иванян Э. А. История США. М.:Дрофа, 2006.
2. Краткая история США / Под. ред. И. А. Алябьев, Е. В. Высоцкая, Т. Р. Джум, С. М. Зайцев, Н. П. Зотников, В. Н. Цветков. Минск: Харвест, 2003.
3. Широкорад А. Б. Дальневосточный Финал. М.: АСТ: Трансиздаткнига, 2005.
4. Шофилд Б. Арктические конвои. Северные морские сражения во Второй мировой войне. М.: Центрполиграф, 2003.
5. Темиров Ю. Т., Донец А. С. Война. М.: Эксмо, 2005.
6. Стеттиниус Э. Ленд-лиз - оружие победы. 
7. Морозов А. Антигитлеровская коалиция в годы Второй мировой войны. Роль ленд-лиза в победе над общим врагом.
8. Россия и СССР в войнах XX века. Потери вооруженных сил / Под общ. ред. Г. Ф. Кривошеева.
9. Народное хозяйство СССР в Великой Отечественной Войне. Статистический сборник.
10. Материалы Википедии.
11. Ленд-лиз: как это было.
12. Авиационный ленд-лиз в СССР в 1941-1945 гг.
13. Советская историография ленд-лиза.
14. Что мы знаем и чего мы не знаем о Великой Отечественной."

В завершении знатокам английского посоветую вот эту страничку.

http://lend-lease.airforce.ru/documents/index.htm

Жду ваших отзывов и пожеланий! В следующий раз я думаю мы с вами поговорим о теме более интересной и загадочной. О разведчиках.

С уважением Троян Дмитрий.

 
 

Ключевые слова: история
Опубликовал Дмитрий Троян , 25.11.2012 в 15:19

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
журавлев михаил
журавлев михаил 27 ноября 12, в 09:53 Учитывая сложную конфигурацию сплетения разнонаправленных корпоративных интересов ведущих экономических игроков США и Великобритании во время войны, говорить о том, кто же кому должен, весьма затруднительно. Наличие в руках, например, Рокфеллера и Моргана одновременно американо-германских концессий с Шахтом и Круппом и американо-советских, учитывая их влияние не только на ФРС, но и на весь процесс принятия политических решений, делает этот вопрос по сути не решаемым. Текст скрыт развернуть
3
владимир савосько
владимир савосько 27 ноября 12, в 14:16 интересно и познавательно Текст скрыт развернуть
4
влaдислaв яжиков
влaдислaв яжиков 27 ноября 12, в 19:07 В список лит-ры хотелось бы добавить А.Паперно "Тиххокеанский ленд-лиз" и С.Бережной "Корабли и суда ленд-лиза"(Справочник). Текст скрыт развернуть
5
Павел DJ_RF_KER
Павел DJ_RF_KER 28 ноября 12, в 13:47 Большлое спасибо за статью. Очень чётко и внятно. Лично для меня точка в вопросе о ленд-лизе была поставлена после прочтения последней монографии Н. И. Рыжкова.

Когда заходит речь о ленд-лизе сразу вспоминаются слова Г. Трумэна: "Если мы увидим, что Германия побеждает, мы должны помогать России, а если верх будет одерживать Россия, мы должны помогать Германии, и пусть они, таким образом, убивают друг друга как можно больше". Думаю это всё объясняет, даже если слова Трумена выдумка (что иногда заявляют), по сути со стороны американцев оно так и было.

Ещё я бы сделал упор на экономические «отношения» между США и Германией до войны и в годы войны. Вот тут интересный материал:

http://www.nnre.ru/istorija/

partitura_vtoroi_mirovoi_kto_i_kogda_nachal_voinu/p4.php

http://militera.lib.ru/research/highham_c/index.html

Что Вы об этом думаете?
Текст скрыт развернуть
4
Дмитрий Троян
Дмитрий Троян Павел DJ_RF_KER 28 ноября 12, в 14:52 1. что касается экономических отношений США и Германии то они освещены в предыдущей статье которую я выкладывал. Найти ее можно по этой ссылке.
http://history.mirtesen.ru/blog/43493743561/Mifyi-VOV-:-mif-...
2. По первой ссылке прочитал. Спасибо. есть интересные моменты которые можно обдумать.
3. Что касается второй книги то я с ней знаком. К сожалению в данном случае не все хорошо обстоит с документальным подтверждением изложенных в ней тезисов.Но есть основания верить изложенной там информации.
Текст скрыт развернуть
5
Александр Соколов
Александр Соколов 1 декабря 12, в 02:23 "А вот поставки стрелкового оружия по ленд-лизу были весьма скромными: всего порядка 150 000 тысяч единиц"

навскидку... В средем 10000 дивизия...По штату.. Реально- меньше...30000 корпус.. 100000армия... Полторы армии..

при условии, что их по номерам 70...

Наверное это не много... Но разве это мало?...
Текст скрыт развернуть
7
Александр Соколов
Александр Соколов 2 декабря 12, в 14:19 "По ленд-лизу в СССР было поставлено из США..."

Хотелось бы уточнить... Прибыло в порт назначения или на пункт приема техники на границе.. Или отгружено , скажем, в портах США ?..
Текст скрыт развернуть
3
Александр Соколов
Александр Соколов 2 декабря 12, в 18:43 Если наши в войну не расплачивались за Ленд... Что за золото везли на "Эдинбурге"... ? Не по Ленду, а по кредитам расчет?... Текст скрыт развернуть
4
Владимир Мамзиков
Владимир Мамзиков Александр Соколов 21 марта 15, в 19:33 Ротшильды последние штаны снимали, чтоб спасти голодранцев СССР?
Верится с трудом
Вообще не верится.
Текст скрыт развернуть
2
Искандер
Искандер 21 января 13, в 12:00 Объективно. Текст скрыт развернуть
1
Дмитрий Троян
Дмитрий Троян 11 марта 14, в 17:24 Ну... Я бы так сказал Вьетнамская война никакого отношения ко Второй Мировой не имеет. А если уж начинать речь в таком ключе то начать стоит с Корейской войны. Текст скрыт развернуть
1
Дмитрий Троян
Дмитрий Троян 12 марта 14, в 11:02 Ну насколько я знаю, у нас никто и не пытается утверждать что войну во Вьетнаме выиграли мы. А вот о Второй Мировой таковое мнение на Западе присутствует. Что выиграли ее американцы при помощи англичан. Совсем знающее добавят что еще и русские что то там воевали, но если бы не американские поставки то криворукие русские ни за что бы не выиграли. Текст скрыт развернуть
3
Сергей Смирнов
Сергей Смирнов 14 апреля 14, в 20:54 Признание Молотова В.М.. Поставки по ленд-лизу это 4-5 миллионов сохранённых человеческих жизней,от солдата на передовой до новорождённого в тылу.Всё остальное болтология,под пиво. Текст скрыт развернуть
5
Иванов Василий
Иванов Василий 21 марта 15, в 21:47 Ты зачем это написал? Покрасоваться? Американской техникой войну выиграли?
Да. Было бы труднее. Возможно, дольше. Но Результат был бы тот же.
Ты жопу лижи пиндосам.. Но не при всех. Ну не прилично
Текст скрыт развернуть
-1
Дмитрий Троян
Дмитрий Троян Иванов Василий 23 марта 15, в 03:20 Ну...Если научится читать то быстро станет понятно что написано то собственно об обратном. Текст скрыт развернуть
2
Иванов Василий
Иванов Василий 21 марта 15, в 21:52 Кстати НАТО на стандартах США. Опять + экономике США. Вот такое "партнерство" Текст скрыт развернуть
0
Виген Егиазарян
Виген Егиазарян 21 марта 15, в 23:21 Есть хорошая русская пословица: "Хороша ложка к обеду".
Нужно учитывать, что поставки по ленд-лизу начали приходить в самый тяжелый для нас период войны. Когда "стартовые" силы РККА были уничтожены (самолеты на аэродромах, танки, брошенные без горючего) - а промышленность эвакуировалась или не вся была переведена на военные рельсы, и не успевала еще дать то количество вооружения, которое было нужно для обороны.
Вспомним, что Покрышкин воевал на американской "Аэрокобре", что наши "Катюши" ставились на рамы Студебеккеров. Учтем, что отдельные элементы поставок играли важнейшую роль в снабжении армии и в производстве вооружений (грузовики, авиатопливо, паровозы, алюминий) (а ведь воюют не только автоматами, но и логистикой и необходимыми ресурсами - вспомним зависимость фашистов от нефти и никеля). Учтем, что везлось то, что было согласовано с нашей стороны - а это значит, что нам были НУЖНЫ эти поставки.
И что умение быть благодарным (без пресмыкательства, конечно) - это очень важное и полезное человеческое качество.
Текст скрыт развернуть
0
Дмитрий Троян
Дмитрий Троян Виген Егиазарян 23 марта 15, в 03:23 Пословица то хорошая. Вот только ленд-лиз к обеду не особо успел. Посмотрите внимательно на графики. Более 70 % всех поставок приходятся на 1943-45 года. Это отнюдь не самый тяжелый период войны. Текст скрыт развернуть
1
Виген Егиазарян
Виген Егиазарян 21 марта 15, в 23:25 Один из читателей спросил, когда американцы вступили в войну.
Первое боевое столкновение - конечно, 7 декабря 1941 года, при обороне Пёрл-Харбора (японцы тоже понесли потери).
Дальше, с 8 декабря японцы поочередно захватывают острова (Гуам, Филиппины, Минданао, Лусон и т.д.) - там были мелкие боестолкновения, но сплошные поражения для небольших американских войск и флота.
Но, тогда же - "Битва за остров Уэйк", 11-го декабря 1941-го - первое поражение для Японии.
Затем сражение за Батаан (Филиппины, декабрь 41-г -январь 42-го).
Когда произошли первые существенные победы американцев, мне трудно сказать, я не историк, но, по крайней мере:
- 18 апреля 1942 года американские бомбардировщики успешно атаковали территорию Японии ("Рейд Дулиттла";),
- в июне 1942 года произошло сражение у атолла Мидуэй - после него Япония потеряла инициативу в войне и была вынуждена перейти к оборонительным действиям,
- в августе 1942 года, в результате битвы за Гуадалканал, американские войска смогли переломить ситуацию.
Текст скрыт развернуть
0
Александр Ляхов
Александр Ляхов 15 ноября 15, в 18:55 Статья типичного историка обо всем сразу и всё искажено и неточно.
Чтобы прокоментировать всю статью нужно потратить очень много времени и сил.
Остановимся на одном факте. Паровозы!!! В интернете есть много интересных исторически сведений о железнодорожном транспорте в годы ВОВ.
Перед войной в СССр имелось около 25 тысяч паровозов. В 1941 году было потеряно около 3000 паровозов, в 1942-1943 году было взято более 2000 трофейных паровозов. Паровозы по лендлизу поступали очень не равномерно в первые годы по нескольку десятков штук, основная масса поступила в 1944- 1946. Причем заказ делался для получения новейших образцов паровоза строения.
Одна из причин проигрыша битвы под Москвой и Сталинградом связана с тем, что Германия не смогла обеспечить железнодорожные перевозки.
Конечно партизаны вносили свою лепту, но основная причина была связана с не эффективной системой эксплуатации транспорта. Эта неэффективность охватывала все стороны, как связанные логистикой, так и с эксплуатацией техники.
За время войны Германия призвела более 6000 паровозов, но так и не смогла решить проблем. Эти паровозы стали заслуженным трофеем союзников.
В свете изложенного, а где же ОПРЕДЕЛЯЮЩАЯ роль лендлиза?
Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Комментарии с 1 по 20 | всего: 65
Комментарии Facebook
Комментарии ВКонтакте
Историческая география запад…

Историческая география западной части Рязанского княжества XII-начала XVI в.

29 июн, 09:58
+1 1
Почему так живуч миф о "Веле…

Почему так живуч миф о "Велесовой книге"?

20 ноя 12, 17:18
+23 95
Золотоордынские мавзолеи Сев…

Золотоордынские мавзолеи Северного Кавказа

19 июн 15, 19:04
+7 3
Задачи и возможности археоло…

Задачи и возможности археологической картографии

29 янв, 15:59
+7 2
Присоединиться

Последние комментарии

Поиск по сайту