Артиллерийский террор

Артиллерийский террор

4 сентября в 1941 году гитлеровцы начинают регулярные обстрелы Ленинграда, которые будут продолжаться до января 1944.

Немецкая артиллерия систематически подвергала Ленинград обстрелам, хотя в городе не было укрепленных сооружений военного назначения. Целью обстрелов было планомерное разрушение города и убийство мирных жителей. Немцы составили список объектов, подлежащих уничтожению. Эрмитаж был в этом списке под 9-м номером.

Блокадники вспоминают, что артобстрелы были более опасны, чем бомбежки, так как они начинались внезапно, и люди не успевали добраться до укрытий.

Первый артиллерийский обстрел Ленинграда был произведен противником 4 сентября 1941 года. После этого артиллерийский огонь велся почти ежедневно.

Самый продолжительный артобстрел Ленинграда случился 17 сентября 1941 года, когда город находился под вражеским огнем в течение 18 часов 33 минуты.

Интенсивность артиллерийского огня беспрерывно увеличивалась и от 550 снарядов в первой половине сентября 1941 г. дошла до 2859 снарядов во второй половине ноября. Наиболее интенсивному артобстрелу в сентябре-октябре 1941 г. подвергались окраинные районы города — Московский и Кировский, причем обстреливались главным образом торговый порт, Кировский завод и 1-я ТЭЦ. С октября-ноября 1941 г. противник интенсивно обстреливал густо населенные центральные районы — Октябрьский, Куйбышевский, Фрунзенский и Дзержинский. Спасаясь от артобстрелов, свыше 100 тысяч ленинградцев переселились из западных и южных районов города на север.

ИЗ АКТА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ГОРОДСКОЙ КОМИССИИ ОБ УЩЕРБЕ, ПРИЧИНЕННОМ ЛЕНИНГРАДУ ВОЙНОЙ И БЛОКАДОЙ

Нарушая все международные установления, гитлеровцы обрушили на мирное население города — на женщин, детей и стариков — фугасные, осколочные и зажигательные бомбы, артиллерийские снаряды, которыми немецкие батареи били по жилым домам, улицам, площадям и скверам. Немецко-фашистские захватчики сбросили на Ленинград свыше 150 000 тяжёлых артиллерийских снарядов. От бомбардировок и артиллерийских обстрелов было убито 16 747 ленинградцев. Кроме того, было ранено 33 782 мирных граждан — женщин, стариков и детей.
Стараясь дезорганизовать жизнь населения, добиться наибольшего числа жертв, фашисты стреляли по городу залпами с интервалами в 5-10 мин. Они то обрушивали огонь нескольких батарей на отдельные объекты, то обстреливали несколько районов одновременно.
Методические обстрелы, так же как и воздушные налеты на Ленинград, имели целью разрушать город и терроризировать его население. О том, что они были направлены именно против гражданских лиц, говорит прежде всего характер стрельбы, выбор времени и целей обстрела. Немецкими артиллеристами были пристреляны места наибольшего скопления населения на улицах — особый перечень составляли самые многолюдные трамвайные остановки и оживлённые перекрёстки улиц.
“Факты, имеющиеся в распоряжении Комиссии, неопровержимо свидетельствуют о том, что при обстрелах города фашистские бандиты не преследовали военных целей”, — говорилось в акте Ленинградской Городской комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников. Эта структура, созданная после снятия блокады и объединившая представителей власти, науки, искусства, православной церкви (в состав комиссии входил и патриарх Алексий I, переживший блокаду в городе), установила, что за время осады и блокады Ленинграда как “военные объекты” у гитлеровцев значились детские учреждения города, которые подвергались беспощадным бомбардировкам и артиллерийским обстрелам.

ИЗ АКТА ОБ УЩЕРБЕ, ПРИЧИНЕННОМ ВОЙНОЙ И БЛОКАДОЙ:

Фашистские каннибалы уничтожили 22 школьных здания и 393 школы повредили, причём многие из школ получали повреждения неоднократно. Среди них школы № 208, 211, 218 и 220, школа глухонемых, школа слепых детей и др.
Детских учреждений уничтожено или повреждено 195, в том числе детские ясли № № 1, 2, 5, 200, детские сады №№ 8, 12, 37, 48, испанский детский дом, детские дома №№ 9, 50, 51 и др.
Особое место в фашистских планах артобстрелов Ленинграда отводилось госпиталям и больницам. Они были выделены специально — каждая больница, помимо номера, была еще заштрихована красными полосками как особо важный объект и снабжена разъяснительной надписью «Krankhaus». Объект №89 — больница имени Эрисмана, объект № 96 — Первая психиатрическая и т. д.

Всего за период блокады Ленинграда гитлеровцы нанесли ущерб 482 лечебным учреждениям.
Не последнее место среди “военных целей” гитлеровской артиллерии занимали жилые кварталы. В захваченном Красной Армией списке “оборонных” объектов Ленинграда под №757 значился квартал на улице Большая Зеленина, застроенный многоэтажными жилыми домами. Стояли номера на жилых кварталах на улице Чайковского, улице Некрасова, на Литейном, Невском, Садовой и многих других.

Кто стрелял по Ленинграду

Артиллерийская группировка немцев в районе Урицка, где линия фронта ближе всего подходила к Ленинграду, в начале блокады состояла из четырех артиллерийских полков, вооруженных 105- и 150-миллиметровыми орудиями. Позднее сюда были переброшены тяжелые орудия (203-и 210-миллиметрового калибра), дальность стрельбы из которых достигала 30—32 км.

СОСТАВ НЕМЕЦКОЙ АРТИЛЛЕРИИ, ОБСТРЕЛИВАВШЕЙ ЛЕНИНГРАД:

Немецкий флот доставил под Ленинград несколько своих орудий, самым мощным из которых была 28-см корабельная пушка SKL-45. Дальность стрельбы фугасными снарядами до 36,1 км;
— 36 мортир и гаубиц большой и особой мощности: германского производства калибра 210 мм, французского — калибра 220 мм, чехословацкого — калибра 305 и 240 мм
Самым мощным из орудий вермахта была французская трофейная гаубица калибра 520 мм Н(Е)-871. Она делала один выстрел в пять минут попеременными зарядами.
Немцы использовали также:
— 6 французских гаубиц калибра 400 мм. Дальность стрельбы фугасными гранатами и бетонобойными снарядами 14-16 км
— 2 трофейных французских гаубицы калибра 370 мм. Дальность стрельбы фугасными снарядами 16 км
— французская пушка калибра 340 мм завода Сен-Шамон. Дальность стрельбы 44,5 км
— пушки “Короткий Бруно” и “Длинный Бруно” калибра 280 мм, произведенные на заводах Круппа
— 3 пушки калибра 240 мм, произведенные на заводах “Шкода”. Дальность стрельбы 30 км
— 8-9 пушек калибра 210 мм, произведенных на заводах Круппа. Дальность стрельбы 34 км
— около 10 пушек калибра 170 мм на мортирном лафете. Дальность стрельбы фугасными снарядами 29,5 км
— германские буксируемые пушки калибра 150 мм. Дальность стрельбы около 25 км
— 32 трофейных французских пушки калибра 155 мм. Дальность стрельбы 16-19 км;
В ходе допросов немецких военнопленных, захваченных под Ленинградом, было выяснено, что когда немецкое командование еще надеялось захватить Ленинград, целью артобстрелов было сделать жизнь в городе невозможной и тем самым заставить его капитулировать. В дальнейшем, когда стало ясно, что о капитуляции Ленинграда не может быть и речи и что для штурма его у немецкой армии не хватило сил, обстрелы Ленинграда были направлены на разрушение города и уничтожение его населения. Долгое время обстрелы города были бессистемны, менялся только характер огня. Стреляли то беглым огнем, ставя целью разрушение целых кварталов и массовое уничтожение жителей города, или вели редкий и методический огонь для терроризации населения.

Стреляли преимущественно по утрам — в 6-7 часов, затем днем, в 11-12 и в 17-18 часов и около 22 часов — немецкая разведка установила, что именно в эти часы можно было уничтожить как можно больше людей. В зимнее время обстрелы вели также ночью, чтобы вызвать как можно больше жертв среди гражданского населения. Ни одним солдатом или офицером не было высказано ни слова сожаления или возмущения по поводу разрушений города и массового истребления гражданского населения. За результатами обстрелов следила гитлеровская разведка, наблюдавшая за городом. Немецкое командование награждало своих артиллеристов за массовые убийства ленинградцев — согласно показаниям пленных, в каждой батарее были награждены железными крестами 1-й и 2-й степени в среднем 20-25 человек.

Штраф за отказ от укрытия

У ленинградцев сложилось негласное правило — не прекращать работу во время обстрелов. В укрытие уходили только тогда, когда снаряды начинали рваться в непосредственной близости. Многие и в этом случае пренебрегали опасностью. Гибель на рабочем месте, у своего станка во время вражеского налета не была редкостью в Ленинграде. Люди некоторых профессий и не могли покинуть свое рабочее место даже во время обстрелов и бомбежек. Речь идет не только о наблюдателях МПВО, пожарных, охране военных заводов, милиции и т. п. Боевым постом стали рабочие места на городских электростанциях, литейные цехи заводов. Везде, где нельзя было внезапно прервать производственный процесс, люди оставались на своих местах, становясь бойцами передовой линии фронта.

Ленинградцы привыкли к постоянным обстрелам и бомбежкам, ощущение опасности у многих притупилось, кое у кого появилось даже пренебрежительное отношение к необходимым мерам предосторожности.

Житель блокадного Ленинграда писатель Леонид Пантелеев сохранил это отношение в своих записках:
Иду нарочно по той стороне, где почти на каждом доме сделаны — белым по синему — трафаретные надписи: «Граждане! При артобстрелах эта сторона улицы наиболее опасна!» Люди шагали, не обращая внимания на зловещее курлыканье вражеских снарядов. Было в этом что-то и умилительное и — страшное, противоестественное.

При артиллерийских налетах люди неохотно спускались в укрытия. Многие предпочитали оставаться на своих рабочих местах. Во время воздушных тревог пешеходное движение на улицах не прекращалось. Чтобы сократить вызванные этим потери, пришлось усилить внимание к вопросам дисциплины.
9 июля 1943 года начальник ленинградского гарнизона генерал-лейтенант Г.Степанов издал приказ, которым потребовал привлекать к ответственности “вне зависимости от служебного положения” ленинградцев, нарушавших правила поведения при воздушных тревогах и артобстрелах, в частности, не выполнявших требования милиции и МПВО о расстредоточении и укрытии. Нарушителям грозили даже денежным штрафом.

Контрбатарейная борьба

Артиллеристы Ленинградского фронта делали все, что было в их силах, чтобы ослабить обстрелы города. В начале 1943 г. они разработали метод, который назывался “огонь на себя”. Суть его заключалась в том, что с началом вражеского обстрела города артиллеристы Красной Армии открывали огонь по важнейшим центрам и коммуникациям противника: командным пунктам соединений, станциям снабжения, аэродромам и складам, находившимся в зоне досягаемости нашей артиллерии. Как правило, немцы переносили огонь на советские батареи, завязывалась артиллерийская дуэль, и обстрел города, его жилых кварталов и предприятий ослабевал.

Весной 1943 г. моряки Балтфлота перебросили по воде на Ораниенбаумский плацдарм два артиллерийских полка и дивизион 101-й железнодорожной артиллерийской бригады, из которых создали контрбатарейную группу для подавления артиллерии противника. В сентябре 1943 г. Военный совет Ленфронта создал мощный артиллерийский контрбатарейный корпус, с созданием которого контрбатарейная борьба стала более успешной и результативной.
Защищала Ленинград от артобстрелов и армейская авиация дальнего действия. Ветеран авиации Дмитрий Петрович Ваулин рассказал ИТАР-ТАСС подробности операции по подавлению немецких батарей в августе 1943 года:

РАССКАЗЫВАЕТ Д.П.ВАУЛИН

Авиация дальнего действия летала ночью по крупным объектам в тылу врага. А как ночью обнаружить замаскированную позицию? Была проведена блестящая операция: 21 августа 1943 г. нам, летчикам дальней авиации было приказано произвести боевой вылет в район населенного пункта Беззаботное под Ленинградом /где располагалась беззаботнинская группировка противника, обстреливавшая город — прим. ИТАР-ТАСС/. У нас самолеты ПЕ-8, экипаж 11 человек, бомбовая загрузка 4 тонны. Нам передали, что линия фронта будет обозначена кострами, над целью будет перекрестие двух прожекторов, на аэростате будет корректировать наш налет командующий ВВС генерал Новиков. Полетели с Кратово (сейчас г. Жуковский), обходим Ленинград с левым кругом в сторону Финского залива и видим все так, как говорили в штабе полка. Молодцы наземники, постарались! Штурману остается произвести обычные расчеты и нажать кнопку сброса бомб в перекрестие прожекторов. 4 тонны полетели на головы врага.
Ветеран вспоминает, что после завершения операции перед строем полка летчикам было зачитано благодарственное письмо из Ленинграда. “Слезы были на наших глазах”, — делится Дмитрий Петрович.

Последний артобстрел

Ночью 22 января 1944 года Ленинград снова подвергся артиллерийскому обстрелу. Гитлеровцы открыли огонь в первом часу ночи. Последние снаряды разорвались в городе на рассвете. Трое раненых и двое убитых были последними жертвами варварских обстрелов Ленинграда.
Обстрелы, которым город подвергался 611 дней, кончились.
В каждый из этих дней на Ленинград падало в среднем более 240 снарядов.
Фашисты больше не обстреливали Ленинград. Дальнобойные орудия навсегда замолкли. Некоторые из них были привезены в город и выставлены на Дворцовой площади в качестве трофеев.

Ленинградский журналист Матвей Фролов, делавший репортажи из блокадного города для радио и ЛенТАСС, писал в своем дневнике 22 января 1944 года:

Гитлер и его подручные были уверены, что захватят Ленинград. Гитлеровцы напечатали билеты на банкет, в гостинице “Астория”, составили план парада своих войск на Дворцовой площади, они готовились фотографировать мчащиеся по Невскому тигры”… Мечтам не суждено было сбыться. Но самоходное орудие “Фердинанд” все же попало на Невский, а крупнокалиберные пушки оказались вблизи Дворцовой площади…во дворе Артиллерийского музея. Сегодня здесь большое оживление — прибыли трофеи. Правы оказались бойцы, которые предупреждали работников музея: “Готовьте место. Мы вам столько экспонатов доставим, только успевайте размещать”. Наши части идут вперед. И с каждым днем музеи и выставки будут пополняться новыми экспонатами — образцами всех видов вооружения фашистской армии.
Матвей Фролов

Были восстановлены старые остановки трамваев, перенесенные в период блокады подальше от оживленных перекрестков из-за постоянной угрозы артобстрелов. Трамваи шли по своим старым маршрутам, в том числе за Кировский завод и «Электросилу», туда, где еще совсем недавно проходила линия фронта. На улицах закрашивали таблички “Граждане! При артобстреле эта сторона улицы особенно опасна”. Наступало время восстанавливать город.

Следы осколков снарядов сохранились на цоколе Исаакиевского собора (западная сторона; мемориальная доска), на пьедестале одной из конных групп Аничкова моста (мемориальная доска).

В память о героизме и мужестве ленинградцев в период вражеских артобстрелов частично сохранены и в 1962 восстановлены надписи военных лет: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна» (Невский проспект, 14; Лесной проспект, 61; 22 я линия Васильевского острова, 7; в Кронштадте).

Артиллерийский террор

Жертвы первых немецких артобстрелов Ленинграда на Глазовой улице.

Артиллерийский террор

Артиллерийский террор

Жертвы первых обстрелов Ленинграда немецкой артиллерией. Угол Невского и Лиговского проспектов.
Время съемки: сентябрь 1941

Артиллерийский террор

Артобстрел Сентябрь 1941

Артиллерийский террор

Во время артобстрела Ленинграда

Артиллерийский террор

Жертвы артобстрела. Угол Невского и Лиговского проспектов. 1942.

Артиллерийский террор

Жертва немецкого артобстрела на Невском проспекте Ленинграда, 1943

 
Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб