Виктор Хомутский предлагает Вам запомнить сайт «Исторический дискуссионный клуб»
Вы хотите запомнить сайт «Исторический дискуссионный клуб»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

История - это роман, который был, роман - это история, которая могла бы быть. (Гонкур)

Блог
Как появились турки?

Как появились турки?

История появления тюркского народа начинается с похода турков – сельджуков. Сельджуки принадлежали к тюркам – огузам, которые жили в цепи Центральной Азии. Многие

Виктор Хомутский 11 дек, 08:36
+4 14
Все развлечения древнего Новгорода

Все развлечения древнего Новгорода

С кем подраться, куда сходить, что купить и где остаться на ночь в древнем Новгороде. Советы путешественнику в подробном гиде от Arzamas Подготовила Маша Седо

Виктор Хомутский 9 дек, 17:02
+11 4
Под Костромой археологи нашли печать знаменитого князя Святослава

Под Костромой археологи нашли печать знаменитого князя Святослава

Фото: кадр ГТРК "Кострома", сайт РГО. Находка оказалась неожиданной. Печать князя Святослава обнаружили археологи во время раскопок в окрестностях Унжи, в

Виктор Хомутский 11 дек, 14:33
+8 1
Леонид Броневой. Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».

Леонид Броневой. Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».

У этого артиста нет ни одной главной роли. Тем не менее, Леонид Сергеевич Броневой – неоспоримая звезда первой величины. Киноактера любят миллионы. Полный кавалер

Виктор Хомутский 11 дек, 16:00
+6 2
Золотая Орда. Монголы на Руси. 1223— 1502. Немецкий взгляд.

Золотая Орда. Монголы на Руси. 1223— 1502. Немецкий взгляд.

Шпулер Б. Золотая Орда. Монголы на Руси. 1223— 1502 / Пер. с нем. С.Ю. Чупрова. М.: Центрполиграф, 2017. - 415 с. Книга немецкого историка, востоковеда, тюрколо

Виктор Хомутский 29 ноя, 12:42
+5 58
Галантные сцены в иллюстрациях Российского художника XVIII столетия.

Галантные сцены в иллюстрациях Российского художника XVIII столетия.

О художнике Борисе Суходольском известно лишь то, что в пятидесятые годы XVIII столетия он выполнил для Екатерингофского дворца в Царском Селе несколько десюде

Виктор Хомутский 11 дек, 12:49
+12 1
Душа, империя и немного эротики

Душа, империя и немного эротики

Десять византийских сочинений, не менее увлекательных, чем современные бестселлеры Авторы Аркадий Авдохин , Роман Шляхтин Сравнивать византийскую лите

Виктор Хомутский 11 дек, 10:14
+8 1
Иллюстрация технологий расщепления в каменном веке

Иллюстрация технологий расщепления в каменном веке

Иллюстрация этапов развития технологий расщепления в каменном веке. Рассказывает и показывает Андрей Захариков, археолог, реконструктор, ведущий специалист Этн

Виктор Хомутский 10 дек, 10:54
+10 2
Запомнить

Ностальгический клуб любителей кино

    

 

Ностальгический клуб любителей кино .

Жизнь коротка, искусство вечно. Гиппократ

 

Летопись лихих 90-ых.

 

Яндекс.Метрика

Ювелирные изделия из поселения Райковецкой культуры в окрестностях с. Редковцы

развернуть

Средневековые ювелирные изделия является важным источником для изучения целого ряда вопросов из прошлого населения Восточной Европы. Их исследование позволяет проследить ареал обитания отдельных племен, реконструировать этапы их переселения, взаимосвязей и взаимовлияния, получить информацию о местном ювелирном производстве. Кроме того, они являются важным хронологическим индикатором, который позволяет датировать ряд археологических комплексов. Значимость подобных находок растет для территорий, где они ранее были неизвестны или их находки были единичными.

Одним из регионов древнего проживания славянского населения в Восточной Европе является земли, расположенные в междуречье Верхнего Прута и Среднего Днестра (современная Черновицкая обл. Украина). Благодаря археологическим исследованиям Б. А. Тимощука1, Л. П. Михайлины2, М. А. Филипчука3, В. М. Войнаровського4 и автора5 здесь выявлено, обследовано и в разной степени изучено более 160 памятников райковецкой (Лука-Райковецкой) культуры. Однако в абсолютном большинстве из них находки славянских украшений не зафиксировано. Фактически до недавнего времени из достопримечательностей райковецкой культуры в регионе были известны лишь несколько височных колец (Митков, Ревне, Перебыковцы, Добриновцы, Корнешты)6, лунницах (Добриновцы, Стальновцы, Корнешты, Ревне, Редковцы)7 фибул (Ревне, Недобоевцы, Черновка-II)8, подвесок (Черновка-II, Редковцы)9 и кольцо (Корнешты)10.

Ювелирные изделия из поселения Райковецкой культуры в окрестностях с. РедковцыРис. 1. Славянские украшения из поселка Редковцы, ориентир Старая Рoгaткa.

Внушительную коллекцию ювелирных изделий райковецкой культуры было обнаружено в последние годы во время археологических исследований поселения вблизи с. Редковцы (урочище Старая Рогатка). Их публикации и предварительному анализу и посвящена эта статья.

Памятник, состоящий из городища и поселения, автор обнаружил совместно с Л. П. Михайлиной 1999 Городище оказалось построенным в раннем железном веке и приспособлено впоследствии славянами по своими потребностям. На расположенном рядом поселении зафиксировано более 80 впадин от жилищ-полуземлянок и хозяйственных построек. В 2009-2010 гг. На памятнике было раскопано пять жилищ, две ремесленные и одну хозяйственную здания и проведены шурфования на участках поселения, уничтоженных оползнями. Среди найденных материалов особый интерес вызывают ювелирные изделия: височные кольца, лунницы, перстни, круглые подвески, пряжки, поясные накладки и т.д. – всего более 30 экземпляров. На землях междуречья Верхнего Прута и Среднего Днестра они случились впервые в таком количестве на одном поселении.

Височные кольца представлены двумя экземплярами так называемых сережек "пастырского" типа (рис. 1, 1-2). Эти украшения, как считается, изготавливали путем литья по восковой модели11. Их форме присущи следующие особенности: расширение скобки украшения в нижней части вроде лунницы, но рогами вверх, ее переход в звездчатые подвеску и украшения поверхности рельефными выступами или псевдозернью.

Серьги с Редковцев хорошо вписываются в типологию "пастырских" украшений. Первая из них (рис. 1, 1), изготовленная, очевидно, из билона (низкопробный сплав серебра), близкая по форме к "классическим" типам и может быть отнесена к I типа и первому подтипу "пастырских" сережек по классификации А. И. Айбабина. Ближайшими аналогиями ей являются украшения из Хариивского клада, Краловського Хелмца, Новых Баневцов12. Похожие украшения найдены и на славянских памятниках на территории Румынии13. Такие височные кольца датируются VII-X вв.

Сложнее определить тип второй серьги с крестообразной подвеской, которая изготовлена из бронзы (рис. 1, 2). Ближайшие аналогии ей отыскиваются среди материалов некрополя Градешница, расположенного на северо-западе Болгарии и в окрестностях Белграда в Югославии14. По хронологии такие находки относятся к началу IX-Х вв. Очень интересной в этой серьге является крестообразная нижняя часть, которая может свидетельствовать о распространении христианства или знакомство с ним владельца украшения15.

Другую категорию находок с территории памятника составляют лунницы (рис. 1, 3-6, 8-9). Пять из них относятся к категории троерожных пельтоподобных, одна – к замкнутым.

Пельтоподибни (трёхрогие) лунницы принадлежат к разным типам. Все они литые, но изготовленные из разных металлов (биллон, бронза, свинец).

Первая лунницах изготовлена из белого сплава (Биллон). Она имеет ширину 3,2 см, высоту с ушком – 3 см, толщину – 1-1,5 мм (рис. 1, 4). Подвеска украшена рельефными линиями, пространство между которыми (только центральная часть) заштриховано. Отроги лунницы выполнены в виде головок пресмыкающихся с четко смоделированными глазами. Привлекает внимание ушко украшения, которое имеет граненый поверхность. Обратная сторона гладкая16.

Вторая лунница из поселения изготовлена из свинца, её ширина составляет 2,9 см, высота с ушком – 2,5 см, толщина – 1,5-2 мм (рис. 1, 8). Подвеска украшена орнаментом в виде густой сетки, которая покрывает всю внешнюю поверхность изделия. Боковые отроги лунницы круто загнутые внутрь, центральный содержит дефекты отливки. Ушко изделия фигурно оформлены, с выемками по краям. Обратным сторона украшения гладкая17.

Следующие две лунницы однотипные (рис. 1, 5-6), возможно, даже изготовленны в одной форме. Одна из них билонная, вторая бронзовая. Их размеры: ширина – 3,3 см, высота с ушком – 2,4 см. Середина изделий украшена сетчатым орнаментом. Как и предыдущие, они троерожные, их особенностью является расширенные боковые отроги с тремя внешними выступами круглой формы. Возможно, таким образом передано гипертрофированные головы пресмыкающихся.

Пятая лунница (рис. 1, 9) сохранилась лишь фрагментарно, в отличие от предыдущих, она имеет гладкую, листовую поверхность.

Все пельтоподобные лунницы по форме типичны для европейского населения средневекового времени18. Ближайшие им аналоги известны на территории Венгрии, Чехии и Восточной Европы19.

Шестая лунница (рис. 1, 3) сделана из билона. Она относится к категории замкнутых с "рогами" в виде дериватов растительных побегов. Ее ширина – 4 см, высота вместе с ушком – 3,5 см. Поверхность лицевой стороны лунницы орнаментирована рельефными линиями, а середина – четырьмя точкоподобными выступлениями. Ближайшие аналоги этой лунници известны на Екимеуцком городище (Молдова) и в материалах сокровища с Редукенень (Румыния)20. Восходящей точкой распространения моды на подобные лунницы принято считать земли Великой Моравии, где известные многочисленные варианты таких изделий21.

К другому типу ювелирных изделий относятся две круглые подвески с ушками (рис. 1, 10-11). Обе изготовлены из свинца. Одна имеет диаметр 1,6 см, высоту с ушком – 2 см, толщину – 2-3 мм, другая – диаметр – 2 см, высоту с ушком – 2,6 см, толщину – 2-3 мм. Первая из подвесок имеет на лицевой стороне прочерчены линии, которые расходятся от центра. Вторая украшена орнаментом в виде двойных косых насечек по краю и крестообразной (ромбовидной) фигурой в центре. Точных аналогий подвескам пока не обнаружено.

Интересную категорию находок из памятники составляли семь бронзовых перстней. Пять из них имеют круглый, овальный или ромбический неорнаментований щиток (рис. 1, 24-25). Похожие кольца часто встречаются в средневековых древностях.

Центральная часть следующего перстня украшена четырьмя расположенными крестообразно головками пресмыкающихся (рис. 1, 23). Последний перстень пластинчатый (рис. 1, 18), его широкий щиток орнаментирован несимметричными зигзагообразными линиями, возможно, какой-то надписью.

Другие категории ювелирных изделий из памятника представлены билонной накладкой на пояс с двумя ушками, орнаментированной псевдозернью в виде комбинаций из треугольников и ромбов (рис. 1, 13), ременной накладкой (рис. 1, 22), литой бронзовой поясной накладкой с прорезной орнаментом в виде двух обращенных в клубок пресмыкающихся (рис. 1, 14), несколькими бронзовыми пряжками (преимущественно фрагментированными) (рис. 1, 15-18, 20), деталью ремня (рис. 1, 21), половинкой украшения в виде колокольчика (рис. 1, 7), металлической ребристой бусиной (рис. 1, 12), фрагментом пластинчатого браслета (кольца?) с орнаментом в виде косых крестов (рис. 1, 19), двумя круглыми распределителями ремней и тремя круглыми рельефными билоновими накладками от конской упряжи. Некоторым из этих типов украшений отыскиваются близкие аналоги в славянских древностях, другие требуют более детального изучения.

Комплекс ювелирных изделий из поселения в Редковцы дополняют многочисленные находки железных орудий труда, вооружение, предметов быта, культа, бронзовая византийская монета конца VII - первой половины VIII в. Все это позволяет говорить об уникальности этого памятника для региона и сделать предварительные выводы о жителях памятника. Найденные ювелирные изделия, следы обработки металлов (цветных и черных) говорят о проживании на поселении славянских ремесленников. Очевидно, появление данной достопримечательности на землях края была связана с оттоком славянского населения из Подунавья под натиском кочевников. Дальнейшее археологическое изучение поселения позволит получить полную информацию о его жителях.

Пивоваров С. В. Ювелірні вироби з поселення райковецької культури в околицях с. Рідківці // Фортеця : збірник заповідника "Тустань”. – Л.: Колір ПРО, 2012. – Кн. 2. Перевод с украинского, оригинал.
Подробнее: https://swordmaster.org/2016/04/17/yuvelirnye-izdeliya-iz-poseleniya-raykoveckoy-kultury-v-okrestnostyah-s-redkovcy.html


Источник →

Опубликовал Виктор Хомутский , 11.11.2017 в 12:15

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Alexander Oleynichenko
Alexander Oleynichenko 11 ноября, в 12:58 вот это другое дело. И нет бредней норманизма про мифическое скандинавское влияние и присутствие. Текст скрыт развернуть
-2
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 1
Комментарии Facebook
Комментарии ВКонтакте
Как появились турки?

Как появились турки?

11 дек, 08:36
+4 14
Все развлечения древнего Новгорода

Все развлечения древнего Новгорода

9 дек, 17:02
+11 4
Под Костромой археологи нашл…

Под Костромой археологи нашли печать знаменитого князя Святослава

11 дек, 14:33
+8 1
Леонид Броневой. Полный кава…

Леонид Броневой. Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».

11 дек, 16:00
+6 2
Присоединиться

Последние комментарии

baltazar baltazarov
причём папа римский сам собственоручно доставил тонны золота в ставку Аттилы
baltazar baltazarov Как появились турки?
baltazar baltazarov
Галина Гурьева
Игнашева Анастасия
ну интересный такой исторический путеводитель.
Игнашева Анастасия Все развлечения древнего Новгорода
Александр Станков
Владимир Швечихин
Да, без проблем, кто спорит!
Владимир Швечихин Как появились турки?
Владимир Швечихин
Любовь Борисова
Любовь Борисова
Жанабек Абдикеров
рамиль не знаю не читал про взятие Константинополь
Жанабек Абдикеров Как появились турки?

Поиск по сайту