Русские князья, умученные в Орде

Русские князья, умученные в Орде

1. Ярослав Всеволодович Владимирский, 1246 г.
В то же время умер Ярослав, бывший великим князем в некоей части Руссии, которая называется Суздаль. Он только что был приглашен к матери императора, которая, как бы в знак почета, дала ему есть и пить из собственной руки; и он вернулся в свое помещение, тотчас же занедужил и умер спустя семь дней, и все тело его удивительным образом посинело. Поэтому все верили, что его там опоили, чтобы свободнее и окончательнее завладеть его землею. И доказательством этому служит то, что мать императора, без ведома бывших там его людей, поспешно отправила гонца в Руссию к его сыну Александру, чтобы тот явился к ней, так как она хочет подарить ему землю отца. Тот не пожелал поехать, а остался, и тем временем она посылала грамоты, чтобы он явился для получения земли своего отца. Однако все верили, что если он явится, она умертвит его или даже подвергнет вечному плену.
Плано Карпини. История монголов

2. Михаил Всеволодович Черниговский и его боярин Федор, 1246 г.
Русские князья, умученные в Орде
Некто же от велможь цесаря того глаголемыи Елдега повеле мучити различными муками и посемь повеле честную его главу отрезати, и предасть душю в руце Господеви новосущныи мученикъ. Боляринъ же его Феодоръ, виде господина своего преобидевша славу сию суетную, и тъ такоже оукори веру ихъ и Христа с дерзновениемь исповеда. И рече: Михаиле, аще теломъ отиде отселе, то молитвою пособита ми с братома си Борисомь и Глебомь. И того тако же мучивше честную его главу отрезаша. Телеси же ею повергоша.
Житие Михаила и Федора Черниговских (Серебрянский Н.И. Древнерусские княжеские жития (Обзор редакций и тексты) // Чтения в Обществе истории и древностей российских. М., 1915. С. 50-51)

3. Андрей Мстиславич Черниговский, 1246 г.
Случилось также в недавнюю бытность нашу в их земле, что Андрей, князь Чернигова, который находится в Руссии, был обвинен пред Бату в том, что уводил лошадей Татар из земли и продавал их в другое место; и хотя этого не было доказано, он все-таки был убит. Услышав это, младший брат его прибыл с женою убитого к вышеупомянутому князю Бату с намерением упросить его не отнимать у них земли. Бату сказал отроку, чтобы он взял себе в жены жену вышеупомянутого родного брата своего, а женщине приказал поять его в мужья согласно обычаю Татар. Тот сказал в ответ, что лучше желает быть убитым, чем поступить вопреки закону. А Бату тем не менее передал ее ему, хотя оба отказывались, насколько могли, их обоих повели на ложе, и плачущего и кричащего отрока положили на нее и принудили их одинаково совокупиться сочетанием не условным, а полным.
Плано Карпини. История монголов

4. Роман Ольгович Рязанский, 1274 г.
Русские князья, умученные в Орде
Въ лето 6778 (1274). Убиень бысть отъ поганыхъ Татаръ князь Рязанский Романъ Олговичь. Бысть сице убиение его: заткаша ему уста убрусомъ, начаша его резати розно, и яко розоимаша, остас(я) трупъ единъ, они же голову его одраша, на копие възотнуша. Се новый мученикъ бысть, подобся мученику Иакову Перскому. О возлюбленнии князи Рустии! Не прелщайтеся пустошию, славою света сего, еже хуждьше паучины и яко стень мимо идетъ; не принесосте бо (ни) что (же) на светъ сей, ни отнести что можете; не обидете меншихъ сихъ сродникъ своихъ, аггели бо ихъ видятъ лице Отца своего, иже есть на небесехъ; възлюбите чистоту, (да) радости святыхъ сподобитеся; яко сый блаженный Романъ купи си смертию своею небесное царство и венець приатъ отъ рукы Господня, (съ) сродникомъ своимъ Михаиломъ княземь. И мнози отъ Руси въ ту нощь видеша отъ небеси огневь облакъ до земли на месте томъ, яко свеща, синя, зелены, желтвы, багряны, и зваху позоровать поганыхъ; он(и) же то видевь, на утрии повелеша христианомъ по горе собравъ. Убиенъ бысть месяца иуля въ 19, на память святаго Диа и Макрины.
Тверская летопись. ПСРЛ. Т. 15. Стб. 403-404

5. Василий Константинович Рязанский, 1308 г.
Въ лето 6816 (1308)… Того же лета убиенъ бысть во Орде князь Василей Констянтиновичь Рязанский. Того же лета Татарове Рязань воеваша.
Никоновская летопись. ПСРЛ. Т. 10. С. 176

6. Михаил Ярославич Тверской, 1318 г.
Русские князья, умученные в Орде
Послании же оубиици, акы лютии зверие и немилостивии кровопивци напрасно въскочиша въ вежу. Онъ же бе стоя въ недоумении. Похващьше и за сохоу оудариша и велми и възложиша и на вежу, и проломися стена. Онъ же пакы въспряну, мнози же похвативше поврьгоша и на земли и биахоут[ь] его пятами и се единъ отъ безаконныхъ оубиець, именем[ъ] Романець, извлекъ великыи ножь и оудари въ сердце блаженаго въ десную страну и обращаа ножемъ отъреза честное сердце его. И тако предасть въ роуце Божии духъ свои блаженыи и христолюбивыи великии князь Михаилъ, по Господню слову приатъ ноужноую смерть за христианы и отчину свою ноемвриа 22 въ часъ 6 дне.
Рогожский летописец. ПСРЛ. Т. 15. Стб. 39-40

7 и 8. Дмитрий Тверской и Александр Новосильский, 1325 г.
Въ лето 6834 (1325) сеп[тября] 15 оубиша въ Орде два князя Дмитриа Михаиловича Тферскаго да князя Александра Новосилскаго, единаго дни на единомъ месте на реце, нарицаемеи Кондраклии.
Рогожский летописец. ПСРЛ. Т. 15. Стб. 42

9. Василий Рязанский, 1327 г.
Въ лето 6835 (1327)… Того же лета во Орде убиенъ бысть князь Василей Рязанский повелениемъ царя Азбяка.
Никоновская летопись. ПСРЛ. Т. 10. С. 194

10. Иван Ярославич Рязанский с женой Василисой, 1327 г.
Въ лето 6835 (1327)… И тако Татарове возвратишася оттуду [из Твери] со многимъ полономъ и богатьствомъ, и бысть тогда всей Русской земле велиа тягость, и томление и кровопролитие отъ Татаръ. Убиша же тогда и князя Ивана Ярославичя Рязанскаго, и много христианъ избиша и плениша.
Никоновская летопись. ПСРЛ. Т. 10. С. 194
Убийство в Орде рязанского князя Иоанна и его жены Василисы упомянуто в Любецком синодике (см.: Р.В. Зотов. О черниговских князьях по Любецкому синодику и о Черниговском княжестве в татарское время. СПб., 1892. С. 120).

11 и 12. Александр Михайлович Тверской с сыном Федором, 1339 г.
Князь же Александръ, възведъ очи свои, повеле пети часы. Се же имъ кончавшимъ пети и възведъ очи свои и виде Черкас[а] идоуща прямо къ своеи вежи, а съ нимъ Татарове. И выскочи противоу его, ини же немилостивии похвативше и, възломиша и назадь, и оборваша порты его, поставиша и предъ Товлуоубьемъ, нага связана. Ономоу же безаконному стоящоу на коне и съ нимъ множество Татаръ, испоусти окаанныи гласъ: оубиите и! Ини же имшеи князя Александра и сына его князя Феодора безъ милости прободаша и повергъше на земли отсекоша главы имъ. И тако скончашася, приимъ таку кончиноу за родъ христианескъ.
Рогожский летописец. ПСРЛ. Т. 15. Стб. 50-51

Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб