Советские автобусные остановки как шедевры архитектуры

Канадский фотограф и путешественник Кристофер Хервиг (Christopher Herwig) проехал более 30 000 километров по дорогам бывших республик Советского Союза, чтобы найти и запечатлеть неожиданные сокровища социалистического искусства.

Советские автобусные остановки как шедевры архитектуры

Гагра, Абхазия

Более всего Хервига увлекли такие малые архитектурные формы, как автобусные остановки. Они оказались бесконечно разнообразными по форме и давали редкую возможность заглянуть в суть творческого мышления архитекторов советской эпохи.

Советские автобусные остановки как шедевры архитектуры

Пицунда, Абхазия

На создание книги-альбома о советских автобусных остановках Хервиг потратил 12 лет. Это уникальное издание является на настоящий момент наиболее значительной и разнообразной фотоколлекцией советских автобусных остановок.

Советские автобусные остановки как шедевры архитектуры

Советские автобусные остановки как шедевры архитектуры

Аральск, Казахстан

«Мы уезжаем прочь от скуки и обыденности, навстречу следующим остановкам — диким и сумасшедшим.

Советская архитектура и дизайн запомнились нам, главным образом, неуклюжими высотками и функциональным, спартанским дизайном. Подавляющее желание единообразия оставляло мало места для личной свободы творчества. Исключения можно заметить лишь в транспортном секторе. Достойны восхищения станции метро в Москве и Ташкенте, где отказались от холодности и стерильности типичной советской городской архитектуры и где творческая свобода не была ограничена бюджетом. За великолепием и роскошью московского метро, легко не заметить феномен автобусной остановки, пример того, как советское искусство и дизайн, будучи выпущенными на свободу, становятся причудливыми и безумными.

Автобусная остановка служит простой цели — обозначить, где останавливается автобус и обеспечить удобство и хоть какое-то укрытие от непогоды ожидающим пассажирам. Можно было предположить, что в Советском Союзе появится некий стандартный проект для этой общественной постройки — простой, функциональный и дешевый в массовом производстве. Но, во многих случаях, это не так, и на автобусные остановки потрачено немало времени, усилий и воображения. Разнообразие форм и дизайна безгранично — бетонные блоки, купола, колонны, башни, строения в форме треугольников и арок, некоторые даже имеют форму птицы, юрты или шляпы. На тех остановках, которые были не такими смелыми по архитектуре, их создатели привлекали внимание, украшая постройки фресками и мозаичными панно. Мотивы для оформления остановок отличались в зависимости от региона и отражали местную культуру, историю или представляли отрасли народного хозяйства.

К сожалению, после развала Советского Союза большинство из автобусных остановок сильно обветшало. Говорят, некоторые местные общества признали автобусные остановки памятниками архитектуры, достойными сохранения. Их ремонтируют и красят. Остановки можно встретить в самых неожиданных местах — иногда посреди пустыни или в степи, иногда вне поля зрения от ближайшего населенного пункта. Они заставят нас удивляться и улыбаться».

Кристофер Хервиг

Советские автобусные остановки как шедевры архитектуры
Пицунда, Абхазия

Советские автобусные остановки как шедевры архитектуры
Пицунда, Абхазия

Советские автобусные остановки как шедевры архитектуры
Астана, Казахстан

Советские автобусные остановки как шедевры архитектуры
Алтай, Казахстан

Советские автобусные остановки как шедевры архитектуры
Ереван, Армения

Советские автобусные остановки как шедевры архитектуры
Чарын, Казахстан

Советские автобусные остановки как шедевры архитектуры
Балыкчи, Киргизия

Советские автобусные остановки как шедевры архитектуры
Каракол, Киргизия

Советские автобусные остановки как шедевры архитектуры
Мары, Туркменистан

Советские автобусные остановки как шедевры архитектуры
Пицунда, Абхазия

Советские автобусные остановки как шедевры архитектуры
Шымкент, Казахстан

Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб