Донецкий край в эпоху Золотой Орды

Донецкий край в эпоху Золотой Орды

В эпоху Развитого Средневековья, в XIII–XIV веках, территория нынешнего Донбасса входила в состав Золотой Орды – западной части огромного монгольского государства. Именно тогда здешние степи, как никогда ранее, наполнили кочевники тюркско-татарского происхождения, которые внесли большой вклад в этнокультурогенез нашего края.

О золотоордынском периоде жизни Донецкого региона мы попросили рассказать старшего научного сотрудника Донецкого национального университета Александра Евглевского, возглавляющего археологическую научно-исследовательскую группу.

Донецкий край в эпоху Золотой Орды

Александр Викторович, в советских и постсоветских учебниках Золотая Орда изображалась лишь как лютый враг Руси, а о культуре, экономике и других аспектах деятельности данного государства почти ничего не писали. А каковы были его достижения?

Бесспорным фактом является то, что именно из Золотой Орды на Русь пришли многие передовые технологии и культурные веяния того времени.

С самого начала своего существования Золотая Орда наладила тесные экономические, военно-политические и духовно-культурные связи с ближними и дальними соседями.

Обнаруженные на территории этого государства письменные памятники, написанные на разных языках – тюркском, арабском, монгольском, уйгурском, персидском, русском, латинском, армянском и других, свидетельствуют о многоэтничности Золотой Орды и широких культурных связях. Особое место среди письменных источников занимают тюркоязычные ханские ярлыки XIII–XV веков и дипломатическая переписка, раскрывающие нам величие государства.

А чем, на Ваш взгляд, примечательна история и культура Золотой Орды для Донецкого края?

Если не считать начавшиеся в XIX веке бурное экономическое развитие и массовое заселение Донбасса, то до этого наибольший всплеск жизни нашего края пришелся как раз на золотоордынское время, точнее – на период правления беклярбека (что-то вроде премьер-министра) Золотой Орды Мамая, который был не ханского происхождения. Того самого, армия которого в 1380 году была разбита на Куликовом поле русским войском во главе с великим князем Дмитрием Донским.

Во владения Мамая входила вся территория нынешнего Донбасса и две трети современной Украины. При нем земли, которые обычно называют Диким полем, были довольно плотно заселены, преимущественно кочевниками, пришедшими с Востока. В Северном Приазовье и на Северском Донце появился целый ряд поселений, что свидетельствовало об оседании бывших кочевников на землю и о переместившейся сюда части прежнего оседлого населения, в том числе и с Руси. Тогда же начали процветать ремесла и торговля – не только с ближайшими соседями, но и с весьма отдаленными странами, например с Египтом.

Большое значение для социально-экономического развития региона имело стремительное развитие в XIV веке денежного обращения, покрывшего не только территорию Золотой Орды, но и многие соседние государства. На его основе или благодаря его влиянию развивались финансовые системы Крымского ханства, Литовского и Русского государств, а также других держав.

В научно-популярных книгах и учебниках о нашем крае практически нет сведений о материальной и духовной культуре периода Золотой Орды. Не свидетельствует ли это о том, что археологические памятники золотоордынского времени немногочисленны или они просто мало изучены?

К сожалению, письменные источники почти не оставили сведений о нашем крае в данный период. Поэтому основная надежда на изучение региона отводится археологии. Нет, до нас дошли культовые и погребальные памятники археологии, монеты, произведения торевтики (рельефных художественных изделий из металла), предметы вооружения, причем среди них есть очень интересные находки.

Правда, количество археологического материала не идет ни в какое сравнение с тем, что найдено в признанных центрах Золотой Орды – в Поволжье, Крыму, в устье Дона и других регионах. Но причины небольшого количества сведений о нашем крае времени Золотой Орды в основном другие.

Во-первых, не все вещи удается уверенно датировать золотоордынским временем.

Во-вторых, в советское время исследование периода Золотой Орды не приветствовалось. Надо было любить только Родину и ненавидеть врагов во всем, в том числе монголо-татар, у которых, по тогдашним понятиям, не могло быть развитой культуры, искусства, цивилизованных законов и всего остального, что присуще жителям Руси.

Вот у меня на полке стоит книга «Книга о Донбассе», изданная в Донецке в 1977 году. Периоду Золотой Орды на ее 319 страницах уделено всего три абзаца – по четыре строки. На девятой странице читаем шаблонный текст: «Монголо-татары принесли неисчислимые беды, надолго задержали экономическое и культурное развитие Руси. Приазовье и Придонцовье обезлюдели, стали Диким полем, по просторам которого кочевала Ногайская Орда». Ниже написано: «В битве на Куликовом поле 8 сентября 1380 года русские войска наголову разбили полчища Мамая. Сто лет спустя татарское иго было окончательно сброшено».

Да, действительно, русские воины в нашей истории в конечном итоге всегда побеждали. Но никто не пишет, что Мамай практически одновременно воевал на два фронта – с Русью и против законного хана Золотой Орды Токтамыша, и никаких шансов у него не было. Надо, наконец-то, перестать ненаучно ставить вопрос об отрицательном или, наоборот, положительном влиянии монгольского нашествия на развитие русской государственности и культуры. Надо признать главное: история Золотой Орды – это часть истории России, в том числе и Донецкого края. И это время, не считая начальной острой стадии, было грандиозным по своим переменам к лучшему.

В-третьих, как бы это ни уязвляло наше самолюбие, но надо признать, что донецкая археология, поставляющая артефакты исторической науке, развивалась в глубокой провинции, во многом на уровне археологического краеведения. Отсюда хорошо осмысленные переходы от данных археологии к истории были далеко не всегда, нередко случались искажения.

А что это за искажения?

Например, в среднем течении Северского Донца, прежде всего – у современных населенных пунктов Райгородок и Маяки, обнаружены следы поселений, которые местные археологи и историки называют городищами или даже крупными золотоордынскими центрами, якобы «игравшими ведущую роль в ремесленной и торговой жизни края».

Однако, как показывают раскопки, золотоордынское поселение у села Маяки было не городом ремесленников и торговцев, а относительно небольшим административным центром, где, вероятно, происходил процесс обработки и реализации тех природных и других богатств, которые поступали с подчиненных территорий Степи.

Видимо, население поселка в известной степени занималось чугунолитейным производством, есть сведения и о другой деятельности. И численность его населения вряд ли доходила даже до тысячи человек. Что уж тогда говорить о поселке у Райгородка, если там вообще нет выразительных находок.

Но Донецкий край все-таки славился в этот период своим кочевым населением, из которого, преимущественно, собирались войска, дань и где вырабатывалась основная продукция Степи.

Какие народы нашего края можно назвать выходцами из Золотой Орды?

Во времена татарского господства здесь был относительно пестрый этнический состав населения. Достаточно привести свидетельство монаха Гильома де Рубрука, посла французского короля, направленного к монгольскому хану. В 1253 году он упоминал в своих дневниках о подвластных татарам русских, венграх и аланах. Но подавляющее большинство населения края в ордынское время составляли тюрки – половцы-кипчаки.

Нередко говорят, что нынешние новоросы – наполовину татары. Насколько это верно?

Данные археологии, палеоантропологии, топонимики, письменных источников в совокупности позволяют говорить, что корни современного населения Донбасса, а также жителей центральных, южных и восточных земель современной Украины в значительной степени восходят к степным тюркским истокам и что наиболее ощутимые, активные этнокультурные процессы в данных районах начались в золотоордынское время.

Сергей Голоха

Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб