Виктор Хомутский предлагает Вам запомнить сайт «Исторический дискуссионный клуб»
Вы хотите запомнить сайт «Исторический дискуссионный клуб»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

История - это роман, который был, роман - это история, которая могла бы быть. (Гонкур)

Блог
Кому и зачем нужен миф о 80% грамотных детей в царской России?

Кому и зачем нужен миф о 80% грамотных детей в царской России?

Одним из несомненных достижений большевиков является всеобщая грамотность населения, но и это сторонники «России, которую мы потеряли», намерены отнять у создате

Виктор Хомутский 20 сен, 18:01
+7 82
Девичник 1941 года в США: покер, сигары и стриптиз

Девичник 1941 года в США: покер, сигары и стриптиз

Утонченный и нежный образ женщины середины 20 века никак не сочетается с тем, что мы видим на этих кадрах. Клубы сигаретного дыма, звонкий смех, будто бы долет

Виктор Хомутский 25 сен, 08:14
+3 1
ПОВЕСТЬ О СПОРЕ МАЛЬЧИКА-СИРОТЫ С ДЕВЯТЬЮ ВИТЯЗЯМИ ЧИНГИСА

ПОВЕСТЬ О СПОРЕ МАЛЬЧИКА-СИРОТЫ С ДЕВЯТЬЮ ВИТЯЗЯМИ ЧИНГИСА

Почти 90 лет прошло с тех пор, как в монголоведной литературе появилось упоминание о средневековом фольклорном произведении под названием «Činggis bo γda-yin y

Виктор Хомутский 24 сен, 07:40
+4 1
Москва может оказаться на 100 лет старше официальной даты основания

Москва может оказаться на 100 лет старше официальной даты основания

Заместитель руководителя департамента культурного наследия, главный археолог столицы Леонид Кондрашев предположил, что Москва может быть на 100 лет старше, ч

Виктор Хомутский 16 авг, 11:17
+8 15
Страсти по Георгию. Битва символов и смыслов

Страсти по Георгию. Битва символов и смыслов

https://youtu.be/Z7JxId0eefA В 2005-м году на территории Российской Федерации стартовала общественная акция "Георгиевская ленточка". Акция имела успех и ст

Виктор Хомутский 18 сен, 20:33
+3 46
Слоны в царской России. Россия - родина слонов

Слоны в царской России. Россия - родина слонов

Вообще, со слонами на Руси не сразу заладилось. Известно, что первый слон на Руси появился во времена Ивана Грозного, и собственно, ему и принадлежал, будучи под

Виктор Хомутский 22 сен, 10:37
+13 6
Русско-польская война 1654-1667

Русско-польская война 1654-1667

Русско-польская война 1654-1667 Автор: Малов А.В. Жанр: исследование Описание: Московское государство вступило в 1654 г. в очередную войну с Речью Посполитой, даб

Виктор Хомутский 21 сен, 13:42
+9 11
Ученые против мифов. Алексей Пантелеев: Раннее христианство и современная поп-культура

Ученые против мифов. Алексей Пантелеев: Раннее христианство и современная поп-культура

https://youtu.be/_nNmT88xrKY

Виктор Хомутский 9 мар, 09:47
+3 10
Запомнить

Ностальгический клуб любителей кино

    

 

Ностальгический клуб любителей кино .

Жизнь коротка, искусство вечно. Гиппократ

 

Летопись лихих 90-ых.

 

Яндекс.Метрика

Монгольские буддийские погребения Улуса Джучи в Улытау

развернуть

Монгольские буддийские погребения Улуса Джучи в Улытау

В 2011 году мне как археологу посчастливилось раскопать несколько погребений из погребального комплекса Карасуыр времени Золотой Орды (Улытауский р-он, Карагандинская обл., Северо-Западная Бетпакдала ). Исследования проводились по программе «Казахского научно-исследовательского института по проблемам культурного наследия номадов » (директор, к. и. н. Ерофеева И. В.), при поддержке «Национального историко-культурного и природного заповедника-музея «Улытау » (директор Б. С. Кожахметов) и участников экспедиции (А. Суслов, С. Колесников, Ш. Тажибаев, В. Крюков, С. Ладынский, Ю. Паршинов, Л. Когай, А. Байдильдинов). Погребения были великолепно продатированы по радиоуглеродному методу И. П. Панюшкиной (к. г. н., Университет Аризона, г. Тусон ) концом XIII – началом XIV века.

Материалы публиковались. Но атрибуция инвентаря — предметов вооружения, деталей, — по прежнему, вызывает много вопросов. Предлагаем вашему вниманию, совместную статью, которая в виде доклада была озвучена на ХIV Ежегодной Московской конференции «Восточные древности в истории России. Эпоха средневековья и ее археологическое окружение» в апреле 2017 г. Статья ждет своей публикации в КСИА. На данном сайте мы предлагаем к ней фото некоторых вещей: колчан, пластины доспеха, накладка на лук , костяные накладки на колчан и т.д. Будем благодарны за комментарии.

Монгольские буддийские погребения Улуса Джучи в Улытау

Посвящается памяти Владимира Петровича Костюкова — замечательного исследователя культуры Золотой Орды

Резюме. Рассмотрена проблема выделения монгольских и буддийских погребений кочевников Улуса Джучи. Представлены материалы могильника Карасуыр конца XIII – начала XIV в. (северо-западная Бетпакдала, отроги гор Улытау), материалы которого по топографии, погребальному обряду и инвентарю мы интерпретируем как монгольские буддийские погребения.

Монгольские буддийские погребения Улуса Джучи в Улытау

Проблемой выделения монгольских и буддийских погребений в Улусе Джучи плодотворно занимался В. П. Костюков, который обозначил основные критерии для их выделения (Костюков, 2006). Автор проанализировал многочисленные средневековые письменные свидетельства о погребальных ритуалах буддистов. При этом буддийские захоронения близ монгольской столицы Каракорума он сопоставил с погребальными комплексами на территории Золотой Орды. Выделенные им буддийские захоронения характеризуются следующими признаками: наличие сожжений или следов огня в могилах с трупоположениями; меридиональная ориентировка погребённых; правая рука положена кистью у головы; наличие покрывала, оборачивающего голову и вложенного в рот; наличие монеты или ценного украшения во рту, в руке или рядом с головой; следы мумифицирования (Костюков, 2006. С. 177–207). П. В. Попов выделил ещё один ряд признаков золотоордынских буддийских погребений. Согласно его исследованиям, в этих комплексах преобладает «монгольская» северная ориентировка, при наличии других, для которых не характерны следы огня. П. В. Попов сделал вывод о широком распространении буддизма среди золотоордынской аристократии, особенно в раннезолотоордынское время, до принятия мусульманства. Однако и во второй половине XIV в. встречаются буддийские погребения, что свидетельствует о сопротивлении части аристократии исламизации (Попов, 2011. С. 131). Есть примеры буддийских захоронений в XV в. (мавзолей № 1 в Наровчате), что говорит о сохранении буддизма среди монголов даже после второй волны исламизации (Попов, 2011. С. 131). Высказывались сомнения в правильности выделения индикаторов буддийских захоронений, и что в дальнейшем вероятны уточнения, но в целом накопление материалов и их осмысление подтверждают пра-вильность выводов В. П. Костюкова о возможности выделения этой группы погребений.

Монгольские буддийские погребения Улуса Джучи в Улытау

Как правило, археологи сталкиваются с золотоордынскими погребениями, в которых преобладают мусульманские черты или признаки язычества тюркских народов. Поэтому монгольские и буддийские комплексы оказываются в сводных работах в их общей массе, как языческие захоронения или с отклонениями от мусульманского обряда. А. А. Бисембаев провел обобщающее исследование кочевнических захоронений Западного Казахстана (Бисембаев, 2010). По основным определяющим признакам он разделил их на две основные группы: 1 – погребения, совершенные по языческому обряду; 2 – погребения, несущие отпечаток ислама. Материалы из 107 погребений XII – XIV вв. Актюбинской, Западно-Казахстанской и Атырауской областей автор обозначил как памятники кыпчакского периода. Интересно, что доминирующей ориентировкой погребённых оказалась южная – 31,2 %; северная – 10,8 %, северо-восточная – 12,9 %. Восточная ориентировка, маркирующая поло-вецкие захоронения, составила 8,6 %; западная ориентировка, преобладающая у тюркских кочевников, – 19,4 %, юго-западная – 5,4 %, юго-восточная не встречена (Бисембаев, 2010. С. 123). То есть характерные для монголов меридиональные ориентировки на север и юг, которые составляют около 2/3 по сравнению с тюркскими широтными направлениями.

Комплексы ногайлинского-казахского периода XV–XVIII вв. представлены 85 погребениями. Из них 54,1 % с западной ориентацией, 27 % с северо-западной, 5,9 % с юго-западной. Это полностью соответствует информации, полученной исследователями конца XIX в. от местных жителей, что «памятники анализируемого региона принадлежат казахскому населению и не могут быть оставлены другими этническими группами, к примеру, калмыками» (Бисембаев, 2010. С. 205).

Монгольские буддийские погребения Улуса Джучи в Улытау

Д. В. Васильев проанализировал 1825 золотоордынских захоронений Поволжья, Северного Кавказа и Западного Казахстана, среди которых выделил 1019 «чистых» мусульманских (Васильев, 2009. С. 80, 127), следовательно, «языческие», с языческими отклонениями от мусульманского и «буддийские» погребения составляют 796 захоронений (около ¾). В то же время по ориентировкам они распределяются следующим образом: З – 1369 случаев – 75 %; ЮЗ и СЗ – 286 – 15,7 %; Ю – 15 – 3 %; ЮВ – 6 – 0,3 %; В – 44 – 2,4 %; С и СЗ – 23 – 1,3 %; неопределённые – 1,3 % (Васильев, 2009. С. 119–121). Наибольшая концентрация погребений с буддийскими проявлениями встречена в мо-гильнике Маячный Бугор, Астраханской области, где имеются трупосожже-ния, вторичные захоронения, меридиональные ориентировки могил, найдены многочисленные китайские предметы, ткани китайского производства и гроб с нарисованными красками драконами (Васильев, 2009; Болдырева, 2009).

Ориентировка костяков может быть решающей для дифференциации тюркских и монгольских погребений. Для монгольских и тюркских народов стороны света имеют не только пространственное, но и сакрально- символическое значение. Главная, передняя сторона у монголов – юг (урда тала); задняя – север (ара тала). Соответственно западу – правому крылу (баруун тала) противопоставлен восток – левое крыло (зуун тала). У тюрков главная сторона – восток, правое крыло – юг, левое – север (Нанзатов и др., 2008). По сторонам света организована пространственная ориентация жилищ и погребений. Поэтому для монгольских захоронений основной должна быть меридиональная ориентировка, для тюрков – широтная.

А. А. Бисембаев исследовал погребения из курганов Западного Казахстана, Д. В. Васильев изучил главным образом могильники городских центров, крупных населённых пунктов и прилегающих к ним курганов на более широкой территории. Мы видим принципиальную разницу. В первом случае значительно преобладают меридиональные (монгольские) ориентировки, во втором – широтные (тюркские). Найти объяснение этому сложно, так как монголы составляли элиту Золотой Орды и должны быть ближе к городским центрам, а кыпчаки кочевали на периферии. А. А. Бисембаев отмечает, что золотоордынский период характеризуется сменой восточной (половецкой) ориентировки костяков на западную (общетюркскую и мусульманскую) и северную (монгольскую). Миграция идёт с востока на запад (Бисембаев, 2010. С. 157). Эта статистика отражает преобладание среди осёдлого населения переселенцев с завоёванных территорий, а кочевники монголы могли иметь отдельные места для погребений, как, например, на могильнике Маячный Бугор. Суммарная характеристика погребений даёт лишь общую картину, но для определения монгольской языческой или буддийской составляющей требуется их индивидуальная характеристика и специальная работа, начало которой было положено В. П. Костюковым. Подтверждением правильности его выводов могут служить материалы раскопок могильника Карасуыр, который находится на территории Казахского мелкосопочника, в горах Улытау – одном из культовых центров Золотой Орды, Джучидов и потомков монголов вплоть до конца XVI в. (Усманова и др., 2015; Дрёмов и др., 2015).

Памятник расположен в бассейне р. Сарысу в междуречье рек Буланты и Калмаккырган (современное название бывшей реки Белеуитты, Улытауский р-он, Карагандинская обл., Республика Казахстан). В районе сопки Карасуыр выявлено около 20 погребальных сооружений, из которых исследовано пять сооружений (раскопки и описание материалов Э. Р. Усмановой, 2011 г.) (Усманова и др. 2015). Четыре из них расположены в ложбинах на склоне сопки. Надмогильные сооружения состоят из беспорядочно сложенных камней, образующих подовальные конструкции размерами 4–5 м, высотою до 0,5–0,7 м. Далее мы их обозначаем общим термином – курган. На двух из них имеются надгробные обелиски из местного грубо оббитого плотного кварцита (курган 1, один камень черного цвета; курган 5, два камня черного и зеленого цветов) (рис. 2, 2, 3, 4). Курган 4, в отличие от остальных, расположен не в ложбине, а на вершине сопки. Он имеет округлую в плане форму, и сложен не беспоря-дочно, а «камень на камень» без раствора. Могила менее глубокая (0,5 м), чем остальные, обложена камнями, лежащими плашмя по внешним сторонам, камни встречались и в заполнении (рис. 1, 4, 9). В кургане 3 отмечена крепида из вертикально вкопанных камней высотой до 0,8 м. В каждом кургане находилось по одному погребению в грунтовых ямах подпрямоугольной формы, без облицовки внутри. На иллюстрациях отражены наиболее характерные находки, полный их перечень приведён в подписях к планам погребений.

Размеры могил около 1 х 2 м, глубина 1,2–1,4 м. Все погребения выполнены по обряду трупоположения вытянуто на спине, руки вдоль туловища, головой на С ( курганы 1, 2, 5), на С–В (курган 3) и на В (курган 4). Лицевая часть черепа обращена вверх (курганы 1, 2), вправо на Ю–В (курган 5), вполоборота влево на Ю (курган 3).

Инвентарь включает кресала с огнивыми кремнями (рис. 3, 7, 13, 14), железные ножи, железные и костяные наконечники стрел (рис. 3, 15–19); железные пластины от ламинарного доспеха (рис. 3, 12); берестяные колчаны с костяными накладками (рис. 3, 6), орнаментированными прочерченными параллельными линиями и геометрическим орнаментом; костяные накладки на лук в виде лопаточки (рис. 3, 9) и отдельной пластины; железные пряжки (рис. 3, 8), колчанный крюк. В погребениях курганов 1, 2, 3 имелись кости мелкого рогатого скота: ноги, рёбра, позвонки. В погребение кургана 1 находились баранья лопатка со срезанным краем и бараний астрагал с тремя насечками.

В надмогильной обкладке кургана 1 с западной стороны погребения лежала горизонтально каменная плита, на которой прослеживаются следы изображения бурхана (?) (рис. 2, 1, 5). Плита трапецевидной формы из кварцита серо-зеленого цвета, шириной 60 см, высотой 55–36 см. Поверхность плиты ровная, но не гладкая, с естественной шероховатостью. В сколах и неровностях поверхности просматривается изображение головы с ушницей и нимбом, которая оконтурена полосой в виде квадрата, с удалением корки камня (определение образа на плите по фотографии сделано А. Н. Дауманн, сотрудником ИА РАН, Москва). Торс образуют естественные сколы и неровности на камне. Изображения квадрата и головного убора имеют следы подправки: заравнивание поверхности и точечная сплошная выбивка, которая четко просматриваемой вдоль границы на поверхности камня (определение способа нанесения изображения на плиту по фотографии сделано А. Е. Рогожинским, к. и. н., ведущим научным сотрудником, Алматы). Не исключено, что естественная поверхность камня с природными сколами и шероховатастями была использована создателями кургана для внесения корректив с дополнительной выбивкой с целью создания задуманного художественного образа.
В могиле кургана 2 около черепа погребенного лежали предметы, которые могли иметь ритуальное значение: составной колокольчик и железный крюк. По всей видимости, колокольчик состоял из бронзовой тонкой полусогнутой пластины величиной около 4 см, с еле заметными отверстиями по двум нижним краям (рис. 3, 5). Возможно, что пластина играла роль футляра или верхнего чехла (?), в котором находилось тулово колокольчика в форме ворворки, свернутой из железной пластины длиной около 2 см, диаметром 1,5 см (рис. 3, 1). В тулово были помещены железный язычок серповидной формы длиной до 3 см с утолщением на конце (рис. 3, 4), и две железные заклепки (рис. 3, 2, 3). Ниже бронзовой пластины с железным содержанием, параллельно ей лежал рог со сквозным отверстием, по всей видимости, ручка длиной до 5 см, диаметром 1,5 см (рис. 3, 6) и плохо сохранившиеся фрагменты от железного крюка длиной около 10 см.

Монгольские буддийские погребения Улуса Джучи в Улытау
В традиционных культах колокольчики встречаются в шаманских и народных буддийских ритуалах на Алтае и в Тибете. В ритуальных комплексах они часто сочетаются с другими предметами. В ламаизме колокольчик обязательно сопровождается ваджрой, их держат в разных руках, но иногда ваджра может быть заменена крюком . По-видимому, в погребении кургана 2 крюк, находившийся вместе с колокольчиком, выполнял функцию ваджры.

На бронзовой пластине сохранился фрагмент двухслойной материи типа лампаса. Узор формируется дополнительными утками, в данном случае золотными нитями. По способу ткачества и использования золотных нитей место производства данной ткани можно отнести к территории, простирающейся от Ирана до Китая. По структуре ткань типична для текстиля XIII–XIV веков (Орфинская, Усманова, 2015).

Датировка погребений установлена радиоуглеродным анализом кости ребра из погребения кургана 1, выполненым в Университете Аризоны. Возраст образца (лабораторный номер АА103462) 707 +/- 44 BP. Калибровочный интервал даты, расчитанный в программе Calib 7.1 с использованием калибровочной кривой IntCal-13, устанавливает календарный возраст погребения между 1260–1300 гг. н. э. (1-сигма) или 1220–1320 гг. н. э. (2-сигма). Погребальный комплекс может датироваться концом XIII – началом XIV века (Усманова и др., 2015).

Краниологическая характеристика четырех погребений показала, что скелеты принадлежали мужчинам: курган 2 – погребенный в возрасте 25–30 лет; курганы 1, 3, 5 – погребенные в возрасте 40–55 лет. Захороненные мужчины из курганов 1, 2, 3 относятся к центрально-азиатской монголоидной расе, представителями которой являются монголы, калмыки, буряты (Колбина, 2015). Погребение из кургана 5 принадлежало европеоиду и не имело воинского инвентаря, но по северной ориентировке костяка и наличию кресала с кремнем оно однотипно с остальными. Присутствие европеоида среди монголов не является экстраординальным явлением. Путешественники того времени отмечали присутствие в Золотой Орде представителей различных народов.
Монгольские буддийские погребения Улуса Джучи в Улытау
Череп из погребения кургана 4 не определён из-за плохой сохранности. Данное погребение имеет восточную «тюркскую» ориентировку и отличается от захоронений с северной ориентировкой также и по инвентарю. Здесь была обнаружена низка из бусин (12 шт.) с костяной застежкой, которая располагалась ниже черепа, вдоль почти разрушенных фрагментов нескольких позвонков. Бусины изготовлены из отрезка тянутой трубочки непрозрачного стекла, что позволяет утверждать происхождение бусины с Ближнего Востока (определение технологии изготовления бусин проведено Ю. А. Лихтер, к. и. н., Москва). Бусины могли принадлежать накосному женскому украшению или шейному. Ювелирный аксессуар указывает на вероятность атрибутации данного погребения как женского.

В буддизме погребальные обряды менее ограничены канонами, чем в других религиях. Основное значение придаётся не столько самим погребениям, сколько сопровождающему похороны ритуалу. В погребальных обрядах ламаистов используются древние практики в сочетании с буддийским ритуалом (Герасимова, 1992. С. 151). Поэтому у буддистов отмечались фактически все возможные виды погребальных обрядов: кремация, мумификация, погребения в воде, на деревьях, на поверхности земли, на настилах на столбовых конструкциях с последующим перезахоронением и в могилах (Нефедьев, 1834, С. 201–202; Кольцов и др., 2011. С. 59–64). Похоронный обряд зависит от многих факторов: даты рождения, социального статуса умершего, времени года и т. д. Форму погребения, его место и время похорон определяет священник, и похороны у буддистов отличаются большим разнообразием. У монголов умерший мог быть положен головой по направлению к любой части горизонта (Позднеев, 1993. С. 463–474). Современные калмыки хоронят, как правило, в прямоугольных ямах головой на запад. Решение, как и в прошлые столетия, принимает гелунг или лама (Кольцов и др., 2011. С. 59–64).

Характерно, что все погребения в могильнике Карасуыр (кроме погребения 4, которое, скорее всего, относится к другому времени) расположены на южных отрогах сопок. Такое размещение свойственно для буддийского погребального обряда, так как оно соотносится с монгольскими и буддийскими представлениями о Мировой Горе и расположением ворот храмов с южной стороны (Содномпилова, 2005. С. 239–240). В шаманских погребениях Тувы в верховьях Енисея наземные захоронения устраивали на северных склонах или у подножия гор головой в сторону вершины или низины. Различное направление объяснялось практически одинаково: в первом случае — чтобы усопший в виде аза не вернулся в мир живых, во втором — чтобы покойный мог благополучно «уйти», «не споткнулся, не повернул». «Однако встречались погребения и на южных склонах, что, по-видимому, является монгольским заимствованием» (Кисель, 2009. С. 25).

Показательным признаком монгольских захоронений является установка в изголовье умершего передней или задней ноги мелкого рогатого скота (Костюков, 2010. С. 53). В кургане 2 у черепа погребенного была зафиксирована кость задней ноги овцы, вертикально вкопанной в материк, часть туши овцы (грудина, лопатка, передняя нога) была помещена в ногах умершего. Погребение из кургана 3 по инвентарю и антропометрическим данным не отличается от погребений курганов 1, 2, но имеет северо-восточную ориентировку. Характерное положение ноги барана и северная ориентировка с отклонениями к западу и востоку – это культуроопределяющие элементы погребального обряда монгол в XIII–XIV вв. (Акишев и др, 2008. С. 62). По всем определяющим признакам погребения курганов 1, 2, 3 могильника Карасуыр являются монгольскими.

Монгольские буддийские погребения Улуса Джучи в Улытау

В. П. Костюков отмечал, что «вряд ли следует ожидать выявления в имеющемся фонде золотоордынских погребений, особенно степных, большого числа комплексов, которые можно было бы с полной уверенностью определить как буддийские» (Костюков, 2006. С. 206). В случае погребений из могильника Карасуыр мы имеем редкое, если не уникальное исключение, когда определяется монгольская и буддийская принадлежность погребённых не только по отдельным признакам, но и по их совокупности.

В погребальном обряде сочетаются следующие монгольские и буддийские признаки:
— расположение могил в ложбинах на южном склоне горы;
— наличие овальных каменных насыпей, с вертикально установленными камнями-обелисками в надмогильной конструкции;
— северная и северо-восточная ориентировки костяков;
— наличие вертикально вкопанной кости ноги барана.

В инвентаре к культовым буддийским предметам мы относим плиту с образом буддийского бурхана (курган 1), комплекс из колокольчика и железного крюка (курган 2). К культовым вещам имеют отношение бараний астрагал с тремя насечками и баранья лопатка со срезанным краем (курган 1). Подобные предметы использовались для гадания у многих кочевых народов, как монгольских, так и тюркских, что является пережитком шаманизма. Но для монголов, хазаро-монголов и калмыков этот вид гадания (Далны Мэргэ) наиболее характерен и сохранился до настоящего времени. Подрезанный край на бараньей лопатке указывают на факт использования, так как её сохранность является одним из показателей применения при гадании (Мохаммади, 2016).

В материалах погребального обряда могильника Карасуыр сочетаются монгольские языческие и буддийские черты, что отражает ранний этап рас-пространения буддизма у монгольских племён.

ЛИТЕРАТУРА
Акишев К. А., Хасенова Б. М., Мотов Ю. А. К вопросу о монгольских погребениях XIII–XIV вв. (по материалам некрополя городища Бозок) // Бозок в панораме средневековых культур Евразии. Астана: Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилёва, 2008. С. 56–65.
Бисембаев А. А. Кочевники средневековья Западного Казахстана. Актобе, 2010. 248 с.
Болдырева Е. М. Китайское влияние в культуре Золотой Орды // Астра-ханские краеведческие чтения: сб. статей / под ред.
А. А. Курапова. Астра-хань, 2009. Вып. I. С. 20–23.
Васильев Д. В. Ислам в Золотой Орде: Историко-археологическое исследование. Астрахань: Изд. дом «Астраханский университет», 2007. 192 с.
Герасимова К. М. Похоронные обрядники тибетских и монгольских авторов XVI-XIX вв. // Традиционная обрядность монгольских народов. Новосибирск, 1992. С. 133–157.
Дрёмов И. И., Семёнова И. В. Казахи и калмаки Улытау в постзолотоордынское время // Национально-освободительная борьба казахского народа. Булантинская битва. – Астана: Казахский НИИ культуры, 2015. С. 73–82 .
Кисель В. А. Поездка за красной солью. Погребальные обряды Тувы XVIII–начало XXI в. СПб: Наука, 2009. 142 с.
Колбина А. В. Антропологический облик воинов из захоронения конца XIII – начала XIV вв. Могильник Карасуыр, Улытау // Булантинская битва: история исследований. Улытау, 2015. С. 174–179.
Кольцов П. М., Кольцова К. П. Погребальный обряд калмыков как отражение их мировоззрения // Роль Букеевской орды в укреплении дружбы, социально-экономических и культурных связей народов. Атырау, 2011. С. 59–64.
Костюков В. П. Следы буддизма в погребениях золотоордынского времени // Вопросы истории и археологии Западного Казахстана. 2006. № 1–2. С. 177–207.
Костюков В. П. Улус Шибана Золотой Орды в XIII–XIV вв. Казань: Фэн АН РТ, 2010. 200 с. Мохаммади Ишхак. Далны Мэргэ, 2016. Интернет ресурс. – Режим доступа: http://asiarussia.ru/news/12322/
Нанзатов Б. З., Николаева Д. А., Содномпилова М. М., Шагланова О. А. Пространство в традиционной культуре монгольских народов. М.: Восточная литература, 2008.
Нефедьев Н. А. Подробные сведения о волжских калмыках. СПб., 1834. Орфинская О. В., Усманова Э. Р. Ткань из погребения могильника Карасуыр // Национально-освободительная борьба казахского народа. Булантинская битва. Астана: Казахский НИИ культуры, 2015. С. 146–148. Позднеев А. М. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношениями сего последнего к народу. Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1993. 512 с.
Попов П. В. К вопросу о распространении буддизма в Золотой Орде (по данным археологических источников) // Вопросы истории и археологии средневековых кочевников и Золотой Орды. Сборник научных статей памяти В. П. Костюкова. Астрахань: Изд. Дом «Астраханский университет», 2011. С. 131.
Содномпилова М. М. Системы ориентации кочевников Центральной Азии // Известия Лаборатории древних технологий. Иркутск, 2005. Вып. 3. С. 237–243.
Усманова Э. Р., Дрёмов И. И., Панюшкина И. П. Погребения монгол-буддистов конца XIII – начала XIV вв. из Центрального Казахстана // Древние культуры Северного Китая, Монголии и Байкальской Сибири. Хоххот (Китай), 2015. Т. 2. С. 515–528.


Источник →

Опубликовал Виктор Хомутский , 04.07.2017 в 13:58

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Владимир Барашкин
Владимир Барашкин Виктор Хомутский 4 июля, в 23:13 Спасибо Виктор за интересный ответ!!! В 1958 примерно году, около села Кошки-Ново-Тимбаево Тетюшского района ТАССР тоже археологи копали, даже нас за какие то не помню деньги нанимали в помощь. Я учился в 1 классе. В Тетюшах было старинное кладбище с громадными тополями и красивыми могилами. У пруда. И вот раз прошел слух, что захоронение откопали воры и клад утащили, и мы пацаны нашли эту могилу, была выкопана яма в могиле. Вроде свод кирпичный был. Да!!! Работа тяжелая!!! И интересная. А я уже заканчиваю свою жизнь исполняя свои детские мечты. Вот "Демон" построил довожу до ума, мечтаю обогнать все яхты своего класса. И последняя мечта, построить маленький экранолетик и на нем путешествовать по СССР. По рекам. Текст скрыт развернуть
0
Владимир Барашкин
Владимир Барашкин Олег Милованович 4 июля, в 23:14 Спасибо Олег за ответ!!! Молодцы!!! Текст скрыт развернуть
0
Амир
Амир Виктор Хомутский 16 июля, в 10:00 ".........П. В. Попов сделал вывод о широком распространении буддизма среди золотоордынской аристократии........."
1) Ведь не скажешь, что погребения буддийскими ритуалами были аристократами, а совсем наоборот самых низких слоев.
2) И кто определил, что это монгольские захоронения, ведь и у казахов есть род Тангут, Толехан завоевав Тангутов забрал часть т.е. пишут половину населения в степь не их ли захоронения?
3) И у монгол есть роды Улус тангут,Орда Тангут и Всем Вам известно монголы ОСТАВЛЯЮТ СВОИХ ПОКОЙНИКОВ НА СЪЕДЕНИЕ ШАКАЛАМ И ПТИЦАМ так же как Тибетцы!!!!
4) Чингисхан не преследовал представителей разных религиозных убеждении, а наоборот хотел роднить разные религии-" куда табыскан етемис".
5) И кто даст гарантию, что это ДЖУНГАРСКИЕ захоронения "Калмак кырылган"!!! И никакое исследования радиоуглеродным методом не дают даже приближения , тем более в Казахстане где все пропитано радиацией и гептилом.
Текст скрыт развернуть
0
Амир
Амир Олег Милованович 16 июля, в 10:09 ".....Даже ряд вассальных орд, в монгольской державе мы знаем четыре улуса - 4 Х 300 тыс = 1 млн 200 тыс., фактически вдвое меньше....."
Аксак Тимур оставил в 1391 году на камне запись "Мен.............................Жети Жуз Торпак жеринде", что означает " Я....на земле 7 ЖУЗ( 700х тумен=
7 миллион) Огузов..."
Это значит на земле Золотой Орды(Улус Джучи)!!!
А казахи,когда достигли рассвета Три ЖУЗа= 300хтумен = 3 млн.человек!!!!
Текст скрыт развернуть
0
Олег Милованович
Олег Милованович Амир 16 июля, в 11:37 Когда казахи достигли численности в 3 миллиона человек?
Сами образованные казахи отсчет своей истории начинают с откочевки султанов из рода Джучи Керея и Жаныбека около 1480 года. На минуточку, Золотой Орды уже не существовало и данная откочевка тоже была признаком распада.
Данный взгляд совпадает с популярной в РК теорией этногенеза Л.Н. Гумилева им. Национального Университета. Все, в том числе народность, имеет свое начало, развитие и конец. Ваша биография - это ваша биография с момента рождения, хотя папа и мама как-то в этом участвуют...Но дедушкины медали все же лучше доставать и протирать, показывать детям и убирать, а не носить как свои.
В орде Керея и Джаныбека, сиречь в Казахском, а не кипчакском или уйгурском, ханстве было 200 тысяч человек.
При Касым-хане начинается рост численности с 200 тысяч возможно до 300 тысяч, за счет присоединения к сильному правителю новых родов, мангыты, Агиш и Алач, сыновья Ямгурчи...Но далее происходит типичное дробление орд до оптимального числа. При Тахир-хане откалываются орда Агиша и Агача (300 тысяч, Ходжа-Муххамед и 15 его сыновей - 300 тысяч под рукой - ушли к ногаям (1535)
"В конце 16 века, согласно данным Кадырали Жалаири, казахов насчитывалось 50 тысяч мужчин, из них 20 тысяч относились к племени Катаган, а остальные 30 тысяч относились к разным племенам [16, 172]. Если следовать классическому соотношению количества войска к населению в кочевых обществах (20 %), то казахов тогда насчитывалось около 250 тысяч, из которых 100 тысяч были представителями рода Катаган, остальные были представителями разных племен. После 1627 года, количество Катаганов резко снизилось в составе казахов из-за репрессий против них, предпринятых Ишим-ханом (1598–1628), так как катаганы были сторонниками его соперника Турсун-Мухаммеда."
Сабитов Ж. М. Численность казахов в средневековье // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 744-746.
По данным Левшина А. в 1820–1830 годах казахов насчитывалось 2,5–3 миллиона человек. Старший Жуз: 100 000 семей Средний Жуз: 210 000 семей Младший Жуз: 190 000 семей. Итого: 500 000 семей.
Факторы: прекращение войн, прибавка пастбищ джунгар и постепенное оседание с добавлением к хоздеятельности земледелия.
По переписи 1897 года в Российской империи насчитывалось 3 млн 745 тыс. казахов, а в границах Казахстана на 1927 год — 3 млн 392 тыс.
Текст скрыт развернуть
1
Анатолий Жуков
Анатолий Жуков Олег Милованович 17 июля, в 10:25 приятно читать Ваши аргументированные и объективные ответы... респект... Текст скрыт развернуть
1
Амир
Амир Олег Милованович 18 июля, в 16:05 ".......из которых 100 тысяч были представителями рода Катаган.....После 1627 года, количество Катаганов резко снизилось..."
Хорошо, что Вы читали перевод на русский язык К.Жалаири, но вы точно уверены то, что переведено "правильно" . И известно, то что переводили русскими сомнительно, ведь оригинал всегда как на зло пропадает; или "сгорает при пожаре" или "потрескается почему то" или "теряется" в хранилищах.
Или вообще не находятся как голова Кенесары, хоть нашли голову Кеики и вернули, и на том спасибо.
И куда делись 100 тысяч Катаганов? Ничего не пропадает бесследно.
Вы, что думаете Казахи не могли достичь 3 млн.человек? Вы не знаете, что казахи в Узбекистане при советской власти в документах массово начали записываться Узбеками.Сейчас Казахов должно быть около 36 млн. человек, конечно если не было геноцида в Царский период и голода в Советское время и не было бы Степновых-обрусевших казахов и обузекованных казахов.
Самый рассвет Казахского Ханство произошло в 1680-1718 годах когда собраны все земли казахов.
"........Ваша биография - это ваша биография с момента рождения, хотя папа и мама как-то в этом участвуют........"
Что хотите сказать, Русскими стали называться финно-угры только после И.Грозного, который осадил и завоевал Новгород? И зря князей Киева считаете своими предками?!!! Киев-город-столица Укров !!!
".......По переписи 1897 года в Российской империи ......" Интересно как проводили перепись,когда часть казахов кочевали на территории Китая(сейчас 1,8 млн.), Монголии и Сибири.
Не пойму, или все русские -военные или только военные -умные?
Текст скрыт развернуть
0
Олег Милованович
Олег Милованович Амир 18 июля, в 17:08 Я - казахстанец,патриот Караганды, Сары-Арки и Казахстана в целом, в таком порядке.
Как носящий погоны, люблю точность.
Русские переводили с копии, оргиналы пропадают не в одной России, а везде и всегда. Как и голову Кенесары отрезали кара-киргизы из Туркестана, России неподвластного тогда, насколько я помню. Источниковедение я тоже учил в Казахстане, принимал Булат Т. Аубакиров.
Основы этнологии: обрусевшие казахи - русские, обузбеченные казахи - узбеки, если не сопротивляются, ассимиляция такой процесс... То есть ассимилированные немцы сегодня вполне себе казахи, а наоборот - никак?
Казахами считать будем как положено, тех, кто считает себя казахом, а не тех, кого считаете вы.
Никакого геноцида ни я , ни мои преподаватели в имперское время не наблюдали. Россия вообще не одобряла геноцид - редкость населения способствовала покровительству росту податных. Напротив, на факт фантастического роста численности под рукой империи мне указали товарищи казахи. Я не считаю, что ках НЕ могли достичь 3 млн, МОГЛИ и ДОстигли, но когда? Во благовременьи...Зато в период вашего расцвета, меня учили - см. выше - 1680-1718 - был геноцид джунгаров, степная война на уничтожение, нужны пастбища и скот, а пастухи надежнее свои. Там же и 100 тысяч катаганов, заметьте, внутриказахские разборки...
По поводу столицы Киева. Еще раз: вы - это вы, ваши родители - это только родители, но не лично вы. Что на личном уровне, что на этническом. Процесс этногенеза восточных славян перезапустился в 14 веке, русские, украинцы и белорусы одного возраста, приблизительно ровесники казахам. Поляне, радимичи, вятичи, древляне, словене и протчая - предковые этносы. Новый отсчет, при наследстве культуры. То же самое и у тюрок.
Текст скрыт развернуть
0
Амир
Амир Олег Милованович 19 июля, в 20:38 ".......кто считает себя казахом, а не тех, кого считаете вы......"
Вы отметили точно "кто считает себя казахом", никто не хочет быть представителем " малого(слабого) народа" и метисы назовутся тем кто сильнее или тем с кем можно достигнуть положения в верху пирамиды. Я не хвалю казахов, казахи такой же народ как хакасы 30% которых не знают родной язык и родную историю и большинство живут ради пропитания(существуют ) и это не нормально.
".......Напротив, на факт фантастического роста численности под рукой империи мне указали товарищи казахи...." - казахи здорово научились подхалимству и эти "товарищи" не только скажут "Никакого геноцида в имперское время не наблюдали" . Нужно принимать "белое-белым,черное-черным". Это факт истории и не только хорошие стороны должны знать но "черные" дни истории.
То что Казахстан стал ядерным полигоном и местом сброса гептилла и про другое , Вы, хорошо знаете -это позволяют только казахи потому,что они Манкурты(это тоже знаете). Про это казахи вам не говорили?.
".....Я - казахстанец,патриот Караганды, Сары-Арки и Казахстана в целом, в таком порядке...."
Похвально, даже то, что Вы не покинули "тонущий корабль т.е. ядерный полигон" в 90 годы -это многое значить!
Текст скрыт развернуть
0
Олег Милованович
Олег Милованович Амир 19 июля, в 21:25 Факты геноцида в имперское время со ссылкой на сборники документов.
Осмелюсь напомнить, что в 30-е годы такие факты были бы очень охотно опубликованы, раз догма требовала осудить империю за колониализм.
Но фактически до 1815 во внутренние дела не вмешивались, в 1815 началась внутренняя смута и борьба за ханство вылилась в нечто большее, чем интриги, возникла угроза гражданской войны, поэтому ханскую власть ликвидировали. Но! всем султанам предложили поступать на службу на льготных условиях, детям предложили образование. Сын мятежного Вали-хана Чингиз стал полковником, а внук - офицером разведки Генерального штаба и членом Географического общества. Это пример. Кто служить не хотел, лишался прав благородства, но ни одной лошади не терял. Все рабы были освобождены "Указ о Сибирских киргизах" 1822 был самым прогрессивным в империи. И мятежного Кенесары гоняли по степи его же родственники-торе в званиях зауряд-майоров со своими нукерами в казачьих мундирах.
Текст скрыт развернуть
0
Амир
Амир Олег Милованович 20 июля, в 14:01 То,что Вы перечислили,Я не отрицаю,но были насильственные
захваты земель Царской Властью -Вы посмотрите все плодородные земли были отобраны ,вытеснены в степи- и этот отрицать?! И никакое государство не признает то что они"вытворяюти".И сейчас в 21 веке продолжается беспредел и захваты земель- хотите нет этого.
Текст скрыт развернуть
0
Виктор Хомутский
Виктор Хомутский Амир 20 июля, в 15:04 Средневековые монголы видимо не знали, что "ОСТАВЛЯЮТ СВОИХ ПОКОЙНИКОВ НА СЪЕДЕНИЕ ШАКАЛАМ И ПТИЦАМ" так как покойников своих они хоронили. Причем хоронили в рамках определенных традиций с предметами монгольской материальной культуры.
Критерии по которым данные захоронения были определены как монгольские в материале присутствуют.
А если тот факт, что в монгольский захоронениях лежат монголойды не соответствует вашим байкам о том что "монголы энто тюрки" так это ваши проблемы а не археологии.
И в качестве Лекбеза.
Если в захоронении присутствует оружие, элементы доспехов, расшитая золотом ткань и ювелирные изделия. То можно смело утверждать, что там похоронены представители аристократии, а не "самых низких слоев".
Радиоуглеродный анализ если дотировать уголь дает точный результат, а если кости, как в данном случае с интервалом в несколько десятков лет "календарный возраст погребения между 1260–1300 гг. н. э. (1-сигма) или 1220–1320 гг. н. э. (2-сигма).".
Текст скрыт развернуть
0
Олег Милованович
Олег Милованович Амир 21 июля, в 07:44 Плодородные земли не просто не были никак не оформлены, но и принципиально не оформлялись, по обычаю "не моя земля, Аллаха". Там, где землю обрабатывали, неважно кто, г о с у д а р с т в о уже не претендовало. Факт же "мужик-жила", он интернационален, баи тоже этим грешили. Но дальше мы будем говорить только о государстве, иначе утонем...
Изымались "излишки" земель, которые явно не использовались.
Это не мое оправдание, я излагаю логику того времени, я всегда на стороне истории.
Ко времени статистических сборников, казахи Кустанайского уезда засевали в среднем по 28 десятин на хозяйство. Наличие своих шести сортов проса и поливной агротехники, говорит о собственной традиции. Эти земли никто не изымал.
Большие площади брали в аренду, 70 коп. серебром за десятину. То, что деньги доставались главам родов, кого следует винить? Обычай.
Далее, принцип "все познается в сравнении, в развитии, во времени"
В те же годы происходил действительный геноцид американских индейцев, и "цивилизованное общество мира" молчало. Таковы нормы того времени. Как видите, Россия никому не раздавала зараженных оспой одеял, не отстреливала, не уничтожала скот. За все серебром платили. Вы посмотрите, сколько того царского серебра на женских украшениях сохранилось, и это после Торгсина. К тому же ремени относится "прецедент чероки.
Индейская народность чероки быстро училась у белых. Уже в 19 веке они имели кузни, вырабатывали ткани с индейскими рисунками, навахо их копируют. Чероки Секвойя, в его чест дерево назвали, изобрел индейский алфавит, издавалась газета, работал телегрф, были свои индейские машинисты паровозов.
Официальная доктрина США и Европы гласила, что с дикарями приходится поступать грубо, сами виноваты. Но чероки по всем признакам не считались дикарями. Однако их согнали с о с в о е н н о й и маркированной земли. Вместо оформления прав собственности по закону США.
Подчеркиваю: в мире главенствовал Запад. Быть колонизатором считалось почетным. Элита России, скажем откровенно, смотрела в рот Западу. Но вот этому она не училась. Хотя точно не была раем на земле. И великороссам она не была раем в первую очередь. С великороссов она требовала, казахам давала льготы.
И итогом: рост численности казахов обеспечило оседание на земле, сенокошение, земледелие в сочетании со скотоводством, конечно. Земледелие обеспечивало бОльший прибавочный продукт, чем скотоводство на тот момент. Плодородие земли выявлялось только при ее обработке. А "земля принадлежит тем, кто ее обрабатывает" - оченьь древний принцип, время расставляло только свои акценты, "обрабатывает" буквально или опосредованно...
Текст скрыт развернуть
0
Олег Милованович
Олег Милованович Амир 21 июля, в 08:02 Будем реалистами. "Захваченные" земли обрабатываются по сей день и государство, уже Республика Казахстан, "государство казахов" по Конституции, заинтересовано, чтобы земледельцы ее не покидали. А они уезжают. В первую очередь потомки целинников, "столыпинские" и казаки держатся крепче. На потомков тех жутких колонизаторов РК рассчитывает, второй стратегический экспортный продукт - твердые сорта пшеницы. Заброшены только земли "для галочки" советского времени, их вообще не стоило пахать, отдача того не стоила. Может быть, многолетние травы, клевер, но не зерновые. Так или иначе, земледелие победило чисто экономически. Не русские, так сами казахи проделали бы и проделывают сейчас то же самое. Это надо просто принять и не тратить свое драгоценное время жизни на выяснение отношений в прошлом. В целом же, психологически это именуется виктимизацией (от виктим - жертва, лат.)и не свидетельствует о психическом здоровье общества. Причем, страдают сейчас этой социальной болезнью очень многие страны, а я смотрю с оптимизмом в наше будущее и надеюсь на полное выздоровление. Текст скрыт развернуть
0
Амир
Амир Олег Милованович 23 июля, в 12:18 "........Так или иначе, земледелие победило чисто экономически....Не русские, так сами казахи проделали бы и проделывают сейчас то же самое....."
Кто отрицает это, то что было- то было, многому казахи научились у русских, но если пришли бы англичане, то произошло то же самое, но уже меньшими потерями, так как они не смогли бы заселиться и меньше было бы захваченных земель и массово не переименовывали казахские названия. И построенное англичанами до сих сохранились.
И о казахах, Галия Камбарбекова-востоковед-иранист, привезла с Тегерана документы,хотя и копию, подтверждающие что этноним Казах упоминается в "Тарихи Монгол" 10 века , то что Казахи с родами Канлы,Кипчак нападали в некоторые города. Всего с Ирана 28 источников связанные с Казахами,а с Индии 12 материалов.
В Орхонских надписях есть и встречается не однажды "Орман Казагы","Казагымнын Суб-Жери" .
А Вы говорите Казахи не могли достичь 3 млн.раньше.Многие информации до сих пор хранятся и не видят "свет".
Текст скрыт развернуть
0
Амир
Амир Виктор Хомутский 24 июля, в 15:22 ".......Критерии по которым данные захоронения были определены как монгольские в материале присутствуют............"
Если они буддисты -это не значить, что они монголы! Есть казахи-кришнаиты, есть даже общество возле Алматы-это не значить, что оНи-индусы.
А то, что описывается как монгольские-это Тангутские с Тенгрианским влиянием.
Текст скрыт развернуть
0
Амир
Амир Виктор Хомутский 24 июля, в 15:39 "...... Радиоуглеродный анализ если дотировать уголь дает точный результат ......."
Радиулердный метод дает резльтаты с погрешостью 1000- 1400 лет!!!
Об этом доказывает анализ "Плащаницы":
"......В 1988 году было проведено датирование методом радиоуглеродного анализа. Образец был разделён на три части и исследован в лабораториях Аризонского университета (США), Оксфордского университета (Великобритания) и Федерального политехнического института в Цюрихе (Швейцария). Датировки в этих трёх лабораториях проводились «слепым» методом и независимо друг от друга и дали практически один и тот же результат (с учётом небольшой погрешности). Специалисты лабораторий пришли к выводу о радиоуглеродном возрасте плащаницы в 691 ± 31 год[10], что после калибровки с 95%-ной вероятностью указывает на дату изготовления между 1275 и 1381 гг...
И под нажимом Религии та же самая Элита науки позже пришли к выводу, что сделано плащаница в начале летоисчисления т.е. в 0 году и только после казни Иисуса началось наше летоисчисление.
Ваше качество "Лекбеза" стоит на качелях,завтра так, а завтра не так.
Текст скрыт развернуть
0
Амир
Амир Виктор Хомутский 24 июля, в 15:46 "........Средневековые монголы видимо не знали, что "ОСТАВЛЯЮТ СВОИХ ПОКОЙНИКОВ НА СЪЕДЕНИЕ ШАКАЛАМ И ПТИЦАМ" ......."
Это были не монголы(современные), а были Тюрки -буддисты с Тенгрианскими обычаями, язык монголов и тюрков разделился в 16 веке( монгольский ученый Харжаубай.Сарткожаулы -ярый сторонник монгольского происхождения Чингисхана)!!!! С этого момента монголы стали монголами и монголы точно "ОСТАВЛЯЮТ СВОИХ ПОКОЙНИКОВ НА СЪЕДЕНИЕ ШАКАЛАМ И ПТИЦАМ" ......." !!!!!!!!
Текст скрыт развернуть
0
Виктор Хомутский
Виктор Хомутский Амир 25 июля, в 09:03 Радиоуглеродный анализ совершенно четко датировал пшеницу 1275 и 1381 г. Что подтверждает проведенный ранее исследования историков и искусствоведов согласно которым плащаница впервые упоминается в 14 веке и изображенный на ней Христов соответствует тому как изображали оного в 14 веке.
Плащаница была изготовлена в 14 веке и это такой же факт как и монгольские захоронения по всей Азии. А если действительность противоречит вашим идеологемам то это ваши проблемы.
Текст скрыт развернуть
0
Амир
Амир Виктор Хомутский 25 июля, в 18:31 "........Плащаница была изготовлена в 14 веке......" Тогда Иисус жил в 14 веке?
Ученые уже отреклись от своих решении-есть документальный фильм про это.. Если изготовлена в 14 веке какая это "плащаница"???
Это просто одурманивание верующих, никакой "плащаницы" не существует-очередной трюк верхушки религиозных лидеров. Все Попы, Муллы и патриарх Кирилл Гундяев - обманщики, богатеющие за счет верующих.
В Мекку съездил-стал святым,
Пьет бузу,лакает водку,
.........
Взятки сотнями берет,
Белоручка и бездельник
На чужой "спине живет",
Грабит всех кого попало
И судьей себя завет
Разве будет люд счаслив,
Если вождь несправедлив
. ........
".....А если действительность противоречит вашим идеологемам то это ваши проблемы......."
Не надо беспокоится за меня, Я пишу правду, а надо переживать за "зомби", которые обмануты.
Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Комментарии с 1 по 20 | всего: 29
Комментарии Facebook
Комментарии ВКонтакте
МОНГОЛЫ, ТАТАРЫ И МОНГОЛО-ТА…

МОНГОЛЫ, ТАТАРЫ И МОНГОЛО-ТАТАРСКОЕ ИГО

1 окт 13, 12:45
+47 154
ОБЗОР ОСНОВНЫХ КИТАЙСКИХ ИСТ…

ОБЗОР ОСНОВНЫХ КИТАЙСКИХ ИСТОЧНИКОВ ПО ИСТОРИИ МОНГОЛИИ И КИТАЯ XIII—XIV вв.

9 сен 16, 09:41
+13 14
Осадные технологии монголов

Осадные технологии монголов

21 фев 14, 19:42
+17 42
Вооружение кочевого населени…

Вооружение кочевого населения северо-восточных районов Золотой Орды

20 дек 15, 15:10
+22 297
Присоединиться

Последние комментарии

Воробей
Ася
Ася
Ольга Кучинская
хорошо повеселились.
Ольга Кучинская Девичник 1941 года в США: покер, сигары и стриптиз
Воробей
Воробей
Ася
виктор м
Ася
виктор м

Поиск по сайту