Виктор Хомутский предлагает Вам запомнить сайт «Исторический дискуссионный клуб»
Вы хотите запомнить сайт «Исторический дискуссионный клуб»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

История - это роман, который был, роман - это история, которая могла бы быть. (Гонкур)

Блог
«Монголо-татарское иго»: история термина.

«Монголо-татарское иго»: история термина.

«Отношения русских земель с Ордой традиционно рассматриваются в рамках концепции «монголо-татарского ига», установившегося сразу после нашествия Батыя в 40-х г

Виктор Хомутский 19 май, 10:13
+16 104
Дьяково городище в Коломенском - археологи бьют тревогу

Дьяково городище в Коломенском - археологи бьют тревогу

Всего 9 фото На Дьякове городище, памятнике Федерального значения в Музее-заповеднике "Коломенское" в Москве любители экстрима соорудили из культурного с

Виктор Хомутский 22 май, 15:55
+10 9
Письменное наследие Монгольской империи. Приказ Хубилай-хана об уничтожении антибуддийских книг даосов (1258)

Письменное наследие Монгольской империи. Приказ Хубилай-хана об уничтожении антибуддийских книг даосов (1258)

Относительно мягкий приказ Мункэ 1255 года не остановил буддийско-даосского конфликта. В 1258 году по инициативе Хубилая, тогдашнего наследника престола, был о

Виктор Хомутский 22 май, 17:49
+7 20
Грузинская книжная легенда о Чингис-Хане

Грузинская книжная легенда о Чингис-Хане

Сохранились две исторические хроники средневековой Грузии, которые содержат сведения о завоевании монголами Кавказа . Одна из них принадлежит анонимному истор

Виктор Хомутский 23 май, 09:24
+5 19
Советские строители на стройке хрущевок.

Советские строители на стройке хрущевок.

Виктор Хомутский 23 май, 16:37
+7 4
Свиток монгольского вторжения. Мёко сюрай экотоба.

Свиток монгольского вторжения. Мёко сюрай экотоба.

Хомячкам фольк-хистории никак монголы покоя не дают. У всех монголы были: у русских, у венгров, у поляков, у китайцев, у японцев. Все монголов помнят, только у

Виктор Хомутский 10 май, 13:07
+7 146
Горсуд Петербурга отправил доску Колчаку на свалку истории

Горсуд Петербурга отправил доску Колчаку на свалку истории

Активисты центра «Белое дело» предприняли безуспешную попытку обжаловать решение Смольнинского районного суда Петербурга о демонтаже памятной доски белому адмира

Виктор Хомутский 26 апр, 10:22
+20 24
Как белые грабили православные храмы

Как белые грабили православные храмы

В новейшей российской историографии принято описывать ужасы большевистской экспроприации, в том числе «святынь» – никонианских церквей. Но тотальный грабёж хра

Vladimir Korneev 21 май, 17:39
+11 40
Запомнить

Ностальгический клуб любителей кино

    

 

Ностальгический клуб любителей кино .

Жизнь коротка, искусство вечно. Гиппократ

 

Летопись лихих 90-ых.

 

Яндекс.Метрика

«Монголо-татарское иго»: история термина.

развернуть

«Монголо-татарское иго»: история термина.

«Отношения русских земель с Ордой традиционно рассматриваются в рамках концепции «монголо-татарского ига», установившегося сразу после нашествия Батыя в 40-х годах XIII века и просуществовавшего вплоть до знаменитого Стояния на Угре 1480 года. Термин «монголо-татарское иго», однако, является насколько устоявшимся, настолько же и условным.

Русское словосочетание «монголо-татары» появилось спустя столетия после исчезновения средневековых монгольских государств и представляет собой искусственное этническое наименование. На Руси и в Европе подданных монгольских ханов именовали «татарами», что было неверно с исторической точки зрения. Как показал В. Л. Егоров, возникновение термина «монголо-татары» было связано со стремлением ученых первой половины XIX века «ликвидировать кажущееся несоответствие между хорошо известными названиями “монголы”, “Монголия” и постоянно встречающимися в средневековых источниках наименованиями “татары”, “Татария”». Это стремление привело «к появлению странного по своему содержанию, но внешне примиряющего историко-географические традиции Средневековья и новейшего времени словообразования “монголо-татары ”».

Впрочем, сращивание этих двух этнонимов наблюдалась и вдали от России, и задолго до XIX века. Например, в средневековой китайской историографии и официальных текстах, начиная с эпохи династии Сун (960-1269), «постепенно установилась традиция последовательно именовать монголов (мэнъу) и все прочие монголо-язычные племена татарами (да-да) либо монголо-татарами (мэн-да)».

Не менее искусственным является и термин «иго». Сами жители русских княжеств этот термин никогда не использовали, предпочитая иначе описывать свои отношения с Ордой. И это несмотря на то, что слово «иго» им было, несомненно, известно (наиболее распространенные в то время значения слова - узда, хомут, ярмо, ноша, поклажа,гнет чьего-либо владычества). Получается, что на Руси знали «работное иго» и даже «иго Христово» (под него попадали монахи, принимая постриг), но не знали ига монголо-татарского.

Как показал А. А. Горский, впервые для описания русско-ордынских отношений определение «иго» было использовано тогда, когда сама зависимость русских земель от Орды практически уже становилась историей, - в 1479 году: его употребил иностранец - польский хронист Ян Длугош (jugum barbarum, jugum servitutis).

На русской почве оно стало использоваться гораздо позже - впервые, насколько можно судить, в «Казанской истории», посвященной покорению Казанского ханства Иваном Грозным и созданной во второй половине XVI века. Впрочем, в этом произведении, где неоднократно указывается на то, что при предках покорителя Казани ордынские ханы «поработили» Русскую землю («осироте бо тогда и обнища великая наша Русская земля, и отъяся слава и честь ея, но не вовеки, и поработися богомерску царю и лукавнейшю паче всеа земли, и предана бысть, яко Иерусамлимъ в наказание Навоходоносору, царю вавилонскому...», упоминается лишь «иго работное».

Длительное время - вплоть до Н. М. Карамзина - термин «иго» бытовал преимущественно в зарубежной историографической традиции и употреблялся хронистами и историографами в основном при рассказе о свержении зависимости от Орды. Н. М.Карамзин, пожалуй, первым (вероятно, для большей экспрессии) применил слово «иго» в первоначальном смысле - в значении хомута, надетого на шею русских («государи наши торжественно отреклись от прав народа независимого и склонили выю под иго варваров»). И хотя для «последнего летописца» это слово было скорее художественным эпитетом, чем строгим научным термином, именно с «Истории государства Российского» берет свое начало понятие «татарское иго», прочно вошедшее в отечественный исторический лексикон. Почему?

Представления о том, что Русская земля была «порабощена» иноземными завоевателями, стали формироваться сразу после нашествия. В законченном виде их можно обнаружить в Поучениях Серапиона Владимирского (70-е годы XIII века), который осмысливал произошедшие с Русью события, используя библейские сюжеты и образы пророческих книг.
Согласно этим представлениям, согрешившие народы накануне Страшного Суда будут наказаны, в том числе оказавшись «подъ ярмомъ работы», т.е. под ярмом рабства. События того времени - нашествие монголо-татар, а также необходимость выплаты им дани - давали вполне очевидные поводы для обнаружения параллелей между историей Руси и пребыванием «избранного народа» в плену у фараона, а также с событиями «вавилонского пленения».

По справедливому замечанию А. В. Лаушкина, в основе таких представлений лежала «вера в то, что гнев Господень есть свидетельство избранничества наказанного народа, заботы Бога о его спасении». В рамках этой идеологии подчинение и даже служба «царю неправедну, лукавнеишу же паче въсея земля» (в данном случае - хану) выглядела как один из способов доказать свое смирение перед лицом карающего Бога.

Однако ко второй половине XV века на смену идеологии «смирения» приходит идеология «борьбы» с татарами, в рамках которой упор делался уже на необходимость свержения «рабства».

Вассиан Рыло, отправивший Ивану III знаменитое «Послание на Угру», объясняя причины возникновения зависимости от Орды, отмечал: «Попусти Богъ на преже тебе прародителей твоих и на всю землю нашю окаанного Батыа, иже пришед разбойнически и поплины всю землю нашу, и поработи, и воцарися над нами». «Если покаемся, то помилует нас милосердный Господь, и не только освободит и избавит нас, как некогда израильтян от лютого и гордого фараона, - нас нового Израиля, христианских людей, от нового фараона, поганого Измайлова сына Ахмета, - но и нам их поработит», - писал ростовский архиепископ.

Можно предположить, что тема «ярма»/«ига» как синонимов «рабства» возникла в первую очередь в результате осмысления книжных (главным образом библейских) представлений о нашествии иноплеменников и последующем порабощении народа как каре Господней за грехи. Аналогия между «вавилонским пленением» иудеев и «ордынским пленением» Руси позволяла не только отыскать необходимый в таких случаях, согласно законам средневековой историографии, прообраз происходящего в Священной истории человечества, но и актуализировать «идеологию выживания» в условиях иноземного владычества.

При этом помимо книжного восприятия действительности в тогдашнем обществе существовали представления о русско-ордынских контактах, основанные на «непосредственных», а не почерпнутых из книг наблюдениях. И чаще всего обыденность не подпадала под столь драматичные определения, как «ярмо», «иго» или «рабство». Так, семейные отношения с представителями ордынской знати (поработителями!) считались более чем почетными даже для святых благоверных князей, поездки в Орду - и вовсе «честью», а сами ордынцы часто воспринимались как «свои», переходили на службу к московским князьям и т.д. Получается, что «книжная» линия восприятия татар и ордынской власти мирно сосуществовала с «обыденной» и была лишь частью более общей картины мира. И чем больше проходило времени, тем существеннее эти две линии восприятия татар расходились друг с другом.

Как раз в конце XV века представления об ордынском «ярме» переживали своеобразный ренессанс: тема антиордынского противостояния активно облекалась в форму борьбы с «рабством». Скорее всего, будучи современником этого «ренессанса», польский хронист Ян Длугош и применил к описанию русско-ордынских отношений слово «иго», вполне, по его разумению, соответствовавшее русскому слову «рабство». Интересно, что распространенные в русской средневековой книжности, а потом и заимствованные историографией представления о «рабстве» напрямую не вытекали из тех форм зависимости Руси от Орды, которые выделяются современной наукой, и не отражали всей гаммы русско-ордынских отношений середины XIII-XV веков. Тем не менее со временем понятие «иго», которое, будучи «анахронизмом, свойственным более историографической традиции, нежели реальному положению дел», прочно вошло в отечественный исторический лексикон.

Почему оно получило столь широкое распространение в историографии XIX-XX веках?

Очевидно, начиная уже с Карамзина формирующееся русское национальное самосознание требовало объяснений, почему Россия - не Европа? Что стало причиной ее отставания в развитии?

Концепция «ига» - столетнего рабства, навязанного извне, - позволяла с наименьшими «имиджевыми» издержками для формирующегося национального самосознания отвечать на эти неудобные вопросы. Тем более что эта концепция давала возможность не только объяснять отставание Руси, но и черпать в такой трактовке событий дополнительные мотивы для национальной гордости.

Лучше всех это сформулировал А. С. Пушкин: «России определено было высокое предназначение... Ее необозримые равнины поглотили силу монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы; варвары не осмелились оставить у себя в тылу порабощенную Русь и возвратились на степи своего востока. Образующееся просвещение было спасено растерзанной и издыхающей Россией». Получалось, что именно Руси Запад обязан своим передовым развитием.

Советская историография унаследовала концепцию «ига» практически в неизменном виде, опираясь не только на русскую дореволюционную историографическую традицию, но и на положения работы К. Маркса «Разоблачение дипломатической истории XVIII века». Маркс же прямо писал: «Татарское иго... не только подавляло, но оскорбляло и иссушало самую душу народа, ставшего его жертвой. Татаро-монголы установили режим систематического террора; опустошения и массовая резня стали непременной его принадлежностью».

Приведенный пассаж пользовался большой популярностью у советских исследователей: А. Н. Насонов - автор одной из первых обобщающих работ по истории ордынской политики на Руси - даже избрал его (наряду с цитатой из И. В. Сталина) в качестве эпиграфа к своей книге. И это несмотря на то, что Маркс смело использовал для анализа русской истории сведения, не имевшие отношения к истории русско-ордынских контактов. Чего, например, стоит его заявление о том, что «оставляя после себя пустыню, они (татары. - В. Р.) руководствовались тем же экономическим принципом, в силу которого обезлюдели горные области Шотландии и римская Кампанья, - принципом замещения людей овцами и превращения плодородных земель и населенных местностей в пастбища»!

И хотя большинству сегодняшних исследователей очевидно, что «иго» (так же, как и «рабство» в чистом виде) - не вполне удачное определение для русско-ордынских отношений второй половины XIII-XV века, тем не менее термин продолжает использоваться. В том числе в силу сложившейся традиции, сформировавшейся под влиянием древнерусского книжного восприятия, риторической экспрессии Карамзина, патриотического пафоса Пушкина и историософского преувеличения Маркса.»

Цитируется по: Рудаков В.Н. Монголо-татары глазами древнерусских книжников середины XIII-XV в.


Источник →

Опубликовал Виктор Хомутский , 19.05.2017 в 10:13

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
din sariph
din sariph Wolf : 23 мая, в 23:30 Я обратил внимание на Ваш западный ник только от того, что сами ставите его в укор... В эту ересь даже не стоит верить! По подсчетам ДНК-генеологов возраст праславянских мутаций M458 и Z280 - 5400-5300 лет, тогда как возраст самих родов, имевших общего предка (прошедшие "бутылочное горлышко";) - 3200-2500 лет... Возраст самой R1a1a - общей для всех русских и нерусских линий - около 8000 лет, R1a - около 23000... Где были взяты 300000, тогда как общий предок для всех мужчин на Земле жил около 150тыс.-180000 лет назад - по подсчётам чрез гаплотипы, не понятно и , в свете научных данных, просто глупо! Не ведитесь на эти псевдоисторические и фрические данные! Будьте человеком разумным, логичным и проверяющим!... Текст скрыт развернуть
0
Ingvar Ruricson
Ingvar Ruricson 20 мая, в 01:52 Никакого монголо-татарского ига, как инонационального завоевания конечно же не было. Было многовековое межконфессиональное противостояние, временами переходящее в гражданскую войну, между изначальными русскими мусульманами и позднейшими русскими же христианами. Сначала верх в этом конфликте одержали мусульмане, но, поскольку в итоге к XVII веку всё-таки победили христиане, то они объявили противоположную сторону инородцами и оккупантами. Текст скрыт развернуть
-3
donskoy sphinx
donskoy sphinx Ingvar Ruricson 20 мая, в 10:04 Русские никогда не были и не будут мусульманами. Русские до Владимира были язычники, а после и навсегда стали православными. Мусульманами стали татары и башкиры (если не брать Северный Кавказ) но они совсем не русские. Текст скрыт развернуть
2
Hadji-Murat bin Shay-Ahmet
Hadji-Murat bin Shay-Ahmet donskoy sphinx 20 мая, в 10:58 Были и есть среди них некоторое число мусульман, были сектанты, жидовствующие, староверы, зело много атеистов, имеются и отказники от чуждой религии - патриоты славянской архаики: сторонники неоязычестава, а больше всего псевдоправославных. Текст скрыт развернуть
0
donskoy sphinx
donskoy sphinx Hadji-Murat bin Shay-Ahmet 20 мая, в 11:58 Мусульман среди русских не было вообще никогда - мы не берем единичные случаи некоторых современных баб и каких-то бизнесменов, решивших, что так бизнес пойдет лучше - это исключения, подтверждающие правила. Есть и крестившиеся мусульмане (и не меньше) - и тоже среди них бабы (такой они нестойкий пол). Староверы - тоже православные, жидовствующих было мало, очень давно и короткий промежуток времени - их быстро извели. Среди простонародья бытовал и протестантизм - баптисты, к примеру, но это все равно христиане и их тоже немного. Есть и сектанты, но они есть везде во всех религиях и во всех обществах, не они являются определяющим фактором. Неоязычество - по сути те же секты. Атеисты сейчас есть у всех народов. но по культуре они все равно или мусульмане или католики или лютеране или православные и т.д.. Им ближе своя архитектура, музыка, живопись, скульптура религиозная литература и т.д..Русские - даже атеисты, к примеру, имеют представление хотя бы Новом Завете, а Коран им совершенно по барабану. И в русском искусстве христианские, в целом, и православные мотивы, в частности, присутствуют и близки тем же атеистам, они все равно находятся в православной культурной среде и она им не чужда. Музыка мусульманских стран, опять же, совершенно не близка большинству русских. "Псевдоправославные" - очень спекулятивное понятие, кто может определить насколько "псевдо"? Как могут люди так и верят, после 70 лет государственного атеизма не каждому легко воцерковиться, но идут-то в церковь. а не в мечеть. Сегодня "псевдо", а завтра уже и не "псевдо". Текст скрыт развернуть
2
Аркадий Сотников
Аркадий Сотников donskoy sphinx 21 мая, в 21:47 Вы ошибаетесь. Среди русских были мусульмане. Их было немного, но они существовали. Сохранились свидетельства на этот счёт. Во времена орды и позже. Кстати, некоторые фамилии тоже оттуда- например Резанов, Резаных. От слова "обрезание". После начала русско-турецких войн известны случаи принятия ислама русскими военнопленными в турецком плену, как принудительного, так и добровольного. Но это были редкие случаи. Текст скрыт развернуть
0
donskoy sphinx
donskoy sphinx Аркадий Сотников 21 мая, в 22:06 Это ИСКЛЮЧЕНИЯ и не более. Есть русская деревня, переехавшая в 90-е годы в Израиль, в сарае были найдены свитки Торы, раввины признали их евреями, и они на радостях мотанули на новую родину - время было голодное. И что теперь говорить, что русские исповедывают и иудаизм? Ислам культурологически чужероден русским и исторически враждебен, среди русских у него нет перспектив, для русских это - другая недружественная цивилизация. Текст скрыт развернуть
0
din sariph
din sariph donskoy sphinx 23 мая, в 09:54 Про этимологию "русских" я уже писал и некорректно его использовать в данном контексте;)... А как же быть с обрусевающими народами? А как же быть с народами, которые думают по-русски, разговаривают по-русски, у которых менталитет "русский", т.е."российский"? Что-то шовинизмом попахивает... Текст скрыт развернуть
-1
din sariph
din sariph donskoy sphinx 23 мая, в 10:00 О каках верующих в России идёт речь, если их меньше 5%?? О какой мусульманин музыке ты пишешь, если даже у башкир или татар совсем не ближневосточная культура?... Идёт речь о "российском" духе, менталите, который присущ многим народам России, которые многие являются мусульманами, хотя Коран ни разу не видели? Определись о чем ведешь речь и в своих представлениях... Текст скрыт развернуть
0
donskoy sphinx
donskoy sphinx din sariph 23 мая, в 19:25 Этимологией лучше заняться лингвистам и историкам, но в данном случае все элементарно - я тоже уже написал. Если народы думают по-русски, но записаны, к примеру, татарами или якутами, то они - думающие по-русски татары и якуты. Американские негры, вон, и говорят и думают по-английски, но никто же их англичанами не считает. Чтобы успокоить комплекс национальной неполноценности тех кто им страдает, русские что - должны отказаться от своей сущности и самосознания? Не жирно ли будет? Это какая-то дремучая наивность - ожидать подобного. Не нужно дразнить медведя и совать в берлогу палку. Русские себя показали вполне опасными в войнах (в том числе - в Гражданскую), в Смутное время, во времена Разина и Пугачева. Зачем их раздражать и провоцировать агрессию? В этом случае мало никому не покажется. И раздраженные националистическими фокусами последней четверти века русские сейчас стали злее, чем в расслабленные советские времена - это тоже надо учитывать. Не нужно отождествлять слова "русский" и "россиянин" - это совершенно разные понятия. Россиянин - гражданин России, а русский - человек русской национальности. Все те же татарин и якут - россияне, но не русские, как русские не татары и не якуты, но тоже россияне (если граждане России, естественно). Текст скрыт развернуть
0
donskoy sphinx
donskoy sphinx din sariph 23 мая, в 20:00 "Мусульманская" музыка (я имел в виду в смысле - музыка народов исповедывающих ислам, скорее всего - уроженцев Средней Азии) очень часто звучит на рынках, у нас в подъезде ремонт как-то делали - наслушались мы ее. Для нашего уха она не близка - чужеродна. Ты считаешь мусульманами тех, кто "Коран ни разу не видели", но отказываешь в вере невоцерковленным. Как я писал - как могут они так и верят, и ходят не в мечеть, а в церковь. Почему-то в церковь ходит больше 5% (особенно женщин), и детей крестят более 5 %. Текст скрыт развернуть
0
din sariph
din sariph donskoy sphinx 23 мая, в 21:38 Она там близка к арабской, равно как и остальной Восток... А вот татаро-башкирские мелодии близки к китайским (или, точнее, наоборот) и, видимо, идут от древних тюрках, по происхождению от "ариев" которые, ИМХО, а, также, чем-то башкирские мелодии со славянскими близки, хотя, может я и ошибаюсь () Текст скрыт развернуть
0
Wolf :
Wolf : donskoy sphinx 23 мая, в 22:25 Спешу вас разочаровать на счёт татар - это бывшие русские , только по какой-то причине принявшие ислам и по этому более интенсивно перемешались с тюркскими народами. Наша русская гаплогруппа R1A1 среди татар имеет достаточно высокий процент до 16 %., как у болгар. Текст скрыт развернуть
1
din sariph
din sariph Wolf : 23 мая, в 22:48 У татар R1a - до 37%... И если R1a-Z280 называли себя "русами" и 5000 лет назад, то да, тогда татары - давно бывшие русские... Текст скрыт развернуть
0
Путник
Путник 21 мая, в 22:36 Монголы совсем недавно узнали, что их называют монголами, и что у них был когда-то великий хан Чингиз-хан, завоевавший пол-Мира. Это тогда, когда они жили сами в каменном веке. С удивлением узнали и поставили сами себе памятник. Здорово Запад переписывает нам нашу изТОРЫю. Текст скрыт развернуть
-2
donskoy sphinx
donskoy sphinx Путник 21 мая, в 22:38 Какая к черту Тора? Вы сами-то знаете, что это такое? Ополоумели технари-невежды совсем. Текст скрыт развернуть
2
Alexandr Shishkan
Alexandr Shishkan Путник 22 мая, в 00:19 Ну какое "совсем недавно"... есть "Сокровенное сказание", написанное в 1240 году на монгольском языке того времени, там история Чингиза подробно описана. А Вы в курсе, что в 1264 году столица Монгольской империи была перенесена в Пекин, и вся знать перебралась туда? Монголы, живущие на территории современной Монголии - это ведь очень небольшая часть прежних племен, это те, чьи предки остались на родине и никуда не перебирались. А есть ещё Внутренняя Монголия (территория которой и сейчас в состав Китая входит, по размеру не меньшая, чем Внешняя, монгольские земли в эпоху Чингиза намного больше были).
И зачем Западу в пользу монголов историю переписывать? Хотели бы фальсифицировать - написали бы, что он англо-сакс. А евреи могли бы заявить, что он еврей. Но они же не идиоты:)
Текст скрыт развернуть
3
Hadji-Murat bin Shay-Ahmet
Hadji-Murat bin Shay-Ahmet Alexandr Shishkan 22 мая, в 08:09 Найдено на просторах Интернета: "Свое новое имя "Чингисхан" (или хан Востока) получив 1206 году во время всеобщего ... Он был еврей из Левитов. Настоящее имя Чингиз Хаим га Коэн". Текст скрыт развернуть
1
Alexandr Shishkan
Alexandr Shishkan Hadji-Murat bin Shay-Ahmet 22 мая, в 08:35 Да, нашёл: в одном из комментариев к этой статье:
http://russian7.ru/post/kem-o-nacionalnosti-byl-chingiskhan/
Надеюсь, что это шутка. Неужели всерьёз такое пишут...
Кстати, в соседнем комментарии написано:
"Да он Чингисханов Иван Иванович. Как и Александр Иванович Македонский.Если не верите, то у них спросите…" :):)
Текст скрыт развернуть
1
Hadji-Murat bin Shay-Ahmet
Hadji-Murat bin Shay-Ahmet Alexandr Shishkan 22 мая, в 10:03 В свидетельстве о рождении. выданном Бердическим отделением ЗАГСа еще в XII веке, было записано черным по белому следующее: Темуджинский Барух (Борис), сын выкреста, купца II гильдии Исаака Рубинштейна и мещанки малороссийской Авдотьи Никитичны Алан-Гоа.
Из материалов уголовного дела: бесчестные фальсификаторы, вступив в преступный сговор против исторической истины, некто Фоменко и Носовский выкрали из Центрального музея Улан-Батора и сожгли данный документ, а пепел развеяли над речкой Онон (о чем они составили соответствующий акт, который незамедлительно передали в Госархив МНР).
Вышеизложенное свидетельствует в пользу вполне обоснованного мнения о врейском происхождении Чингисхана. Помимо прочего, этот вывод поддерживают и все британские ученые.
Текст скрыт развернуть
1
Показать новые комментарии
Комментарии с 1 по 20 | всего: 104
Комментарии Facebook
Комментарии ВКонтакте
МОНГОЛЫ, ТАТАРЫ И МОНГОЛО-ТА…

МОНГОЛЫ, ТАТАРЫ И МОНГОЛО-ТАТАРСКОЕ ИГО

1 окт 13, 12:45
+47 178
Баскаческая организация на Руси

Баскаческая организация на Руси

7 апр 16, 19:06
+14 5
Историческая география Золот…

Историческая география Золотой Орды. Источники и историография. Государство Джучидов.

18 май 13, 12:24
+16 9
Государство чингисидов Золотая Орда

Государство чингисидов Золотая Орда

21 дек 13, 19:34
+29 454
Присоединиться

Последние комментарии

Поиск по сайту