Виктор Хомутский предлагает Вам запомнить сайт «Исторический дискуссионный клуб»
Вы хотите запомнить сайт «Исторический дискуссионный клуб»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

История - это роман, который был, роман - это история, которая могла бы быть. (Гонкур)

Блог
Кому и зачем нужен миф о 80% грамотных детей в царской России?

Кому и зачем нужен миф о 80% грамотных детей в царской России?

Одним из несомненных достижений большевиков является всеобщая грамотность населения, но и это сторонники «России, которую мы потеряли», намерены отнять у создате

Виктор Хомутский 20 сен, 18:01
+4 30
Про опровергателей татаро-монгольского ига, а также о пользе посещения музеев.

Про опровергателей татаро-монгольского ига, а также о пользе посещения музеев.

Давеча несколько дней я провел в московском Историческом музее и так совпало, что мне на глаза попались посты небезывестного писателя Алексея Кунгурова о том что

Виктор Хомутский 12 авг, 06:46
+5 90
"Матильда" для Натальи Поклонской. Цензурная версия

"Матильда" для Натальи Поклонской. Цензурная версия

В чера депутат Госдумы Наталья Поклонская заявила, что если из фильма "Матильда" не устранят нарушения, то она сама защитит честь Николая II в суде. Мы предст

Виктор Хомутский 9 фев, 11:09
+3 11
В Польше осквернили очередной монумент павшим советским воинам

В Польше осквернили очередной монумент павшим советским воинам

На этот раз в Варшаве вандализму подвергся главный монумент павшим советским воинам, где захоронены останки 22 тыс. павших советских воинов, погибших при освобож

Виктор Хомутский 20 сен, 08:51
-3 8
Страсти по Георгию. Битва символов и смыслов

Страсти по Георгию. Битва символов и смыслов

https://youtu.be/Z7JxId0eefA В 2005-м году на территории Российской Федерации стартовала общественная акция "Георгиевская ленточка". Акция имела успех и ст

Виктор Хомутский 18 сен, 20:33
+3 20
Настоящая история свастики

Настоящая история свастики

15 сентября 1935 года Германия приняла свастику как официальный символ государства, чем опорочила древний сакральный знак. Чем же является свастика на самом деле

Виктор Хомутский 16 сен, 13:23
+5 15
Бронзовый век и его оружие

Бронзовый век и его оружие

Во многих древнейших преданиях, повествующих о возникновении первых сообществ людей, упоминается «золотой век» человечества. Но как на самом деле происходило ра

Виктор Хомутский 20 сен, 10:26
+9 3
Немка Софи Шолль, казненная в Германии за распространение антифашистских листовок в 1943 году.

Немка Софи Шолль, казненная в Германии за распространение антифашистских листовок в 1943 году.

Последние слова Софи Шолль: «Как может добродетель восторжествовать, когда практически никто не готов пожертвовать собой ради нее? Такой прекрасный солнечный д

Виктор Хомутский 19 сен, 15:41
+14 4
Запомнить

Ностальгический клуб любителей кино

    

 

Ностальгический клуб любителей кино .

Жизнь коротка, искусство вечно. Гиппократ

 

Летопись лихих 90-ых.

 

Яндекс.Метрика

«Монголо-татарское иго»: история термина.

развернуть

«Монголо-татарское иго»: история термина.

«Отношения русских земель с Ордой традиционно рассматриваются в рамках концепции «монголо-татарского ига», установившегося сразу после нашествия Батыя в 40-х годах XIII века и просуществовавшего вплоть до знаменитого Стояния на Угре 1480 года. Термин «монголо-татарское иго», однако, является насколько устоявшимся, настолько же и условным.


Русское словосочетание «монголо-татары» появилось спустя столетия после исчезновения средневековых монгольских государств и представляет собой искусственное этническое наименование. На Руси и в Европе подданных монгольских ханов именовали «татарами», что было неверно с исторической точки зрения. Как показал В. Л. Егоров, возникновение термина «монголо-татары» было связано со стремлением ученых первой половины XIX века «ликвидировать кажущееся несоответствие между хорошо известными названиями “монголы”, “Монголия” и постоянно встречающимися в средневековых источниках наименованиями “татары”, “Татария”». Это стремление привело «к появлению странного по своему содержанию, но внешне примиряющего историко-географические традиции Средневековья и новейшего времени словообразования “монголо-татары ”».

Впрочем, сращивание этих двух этнонимов наблюдалась и вдали от России, и задолго до XIX века. Например, в средневековой китайской историографии и официальных текстах, начиная с эпохи династии Сун (960-1269), «постепенно установилась традиция последовательно именовать монголов (мэнъу) и все прочие монголо-язычные племена татарами (да-да) либо монголо-татарами (мэн-да)».

Не менее искусственным является и термин «иго». Сами жители русских княжеств этот термин никогда не использовали, предпочитая иначе описывать свои отношения с Ордой. И это несмотря на то, что слово «иго» им было, несомненно, известно (наиболее распространенные в то время значения слова - узда, хомут, ярмо, ноша, поклажа,гнет чьего-либо владычества). Получается, что на Руси знали «работное иго» и даже «иго Христово» (под него попадали монахи, принимая постриг), но не знали ига монголо-татарского.

Как показал А. А. Горский, впервые для описания русско-ордынских отношений определение «иго» было использовано тогда, когда сама зависимость русских земель от Орды практически уже становилась историей, - в 1479 году: его употребил иностранец - польский хронист Ян Длугош (jugum barbarum, jugum servitutis).

На русской почве оно стало использоваться гораздо позже - впервые, насколько можно судить, в «Казанской истории», посвященной покорению Казанского ханства Иваном Грозным и созданной во второй половине XVI века. Впрочем, в этом произведении, где неоднократно указывается на то, что при предках покорителя Казани ордынские ханы «поработили» Русскую землю («осироте бо тогда и обнища великая наша Русская земля, и отъяся слава и честь ея, но не вовеки, и поработися богомерску царю и лукавнейшю паче всеа земли, и предана бысть, яко Иерусамлимъ в наказание Навоходоносору, царю вавилонскому...», упоминается лишь «иго работное».

Длительное время - вплоть до Н. М. Карамзина - термин «иго» бытовал преимущественно в зарубежной историографической традиции и употреблялся хронистами и историографами в основном при рассказе о свержении зависимости от Орды. Н. М.Карамзин, пожалуй, первым (вероятно, для большей экспрессии) применил слово «иго» в первоначальном смысле - в значении хомута, надетого на шею русских («государи наши торжественно отреклись от прав народа независимого и склонили выю под иго варваров»). И хотя для «последнего летописца» это слово было скорее художественным эпитетом, чем строгим научным термином, именно с «Истории государства Российского» берет свое начало понятие «татарское иго», прочно вошедшее в отечественный исторический лексикон. Почему?

Представления о том, что Русская земля была «порабощена» иноземными завоевателями, стали формироваться сразу после нашествия. В законченном виде их можно обнаружить в Поучениях Серапиона Владимирского (70-е годы XIII века), который осмысливал произошедшие с Русью события, используя библейские сюжеты и образы пророческих книг.
Согласно этим представлениям, согрешившие народы накануне Страшного Суда будут наказаны, в том числе оказавшись «подъ ярмомъ работы», т.е. под ярмом рабства. События того времени - нашествие монголо-татар, а также необходимость выплаты им дани - давали вполне очевидные поводы для обнаружения параллелей между историей Руси и пребыванием «избранного народа» в плену у фараона, а также с событиями «вавилонского пленения».

По справедливому замечанию А. В. Лаушкина, в основе таких представлений лежала «вера в то, что гнев Господень есть свидетельство избранничества наказанного народа, заботы Бога о его спасении». В рамках этой идеологии подчинение и даже служба «царю неправедну, лукавнеишу же паче въсея земля» (в данном случае - хану) выглядела как один из способов доказать свое смирение перед лицом карающего Бога.

Однако ко второй половине XV века на смену идеологии «смирения» приходит идеология «борьбы» с татарами, в рамках которой упор делался уже на необходимость свержения «рабства».

Вассиан Рыло, отправивший Ивану III знаменитое «Послание на Угру», объясняя причины возникновения зависимости от Орды, отмечал: «Попусти Богъ на преже тебе прародителей твоих и на всю землю нашю окаанного Батыа, иже пришед разбойнически и поплины всю землю нашу, и поработи, и воцарися над нами». «Если покаемся, то помилует нас милосердный Господь, и не только освободит и избавит нас, как некогда израильтян от лютого и гордого фараона, - нас нового Израиля, христианских людей, от нового фараона, поганого Измайлова сына Ахмета, - но и нам их поработит», - писал ростовский архиепископ.

Можно предположить, что тема «ярма»/«ига» как синонимов «рабства» возникла в первую очередь в результате осмысления книжных (главным образом библейских) представлений о нашествии иноплеменников и последующем порабощении народа как каре Господней за грехи. Аналогия между «вавилонским пленением» иудеев и «ордынским пленением» Руси позволяла не только отыскать необходимый в таких случаях, согласно законам средневековой историографии, прообраз происходящего в Священной истории человечества, но и актуализировать «идеологию выживания» в условиях иноземного владычества.

При этом помимо книжного восприятия действительности в тогдашнем обществе существовали представления о русско-ордынских контактах, основанные на «непосредственных», а не почерпнутых из книг наблюдениях. И чаще всего обыденность не подпадала под столь драматичные определения, как «ярмо», «иго» или «рабство». Так, семейные отношения с представителями ордынской знати (поработителями!) считались более чем почетными даже для святых благоверных князей, поездки в Орду - и вовсе «честью», а сами ордынцы часто воспринимались как «свои», переходили на службу к московским князьям и т.д. Получается, что «книжная» линия восприятия татар и ордынской власти мирно сосуществовала с «обыденной» и была лишь частью более общей картины мира. И чем больше проходило времени, тем существеннее эти две линии восприятия татар расходились друг с другом.

Как раз в конце XV века представления об ордынском «ярме» переживали своеобразный ренессанс: тема антиордынского противостояния активно облекалась в форму борьбы с «рабством». Скорее всего, будучи современником этого «ренессанса», польский хронист Ян Длугош и применил к описанию русско-ордынских отношений слово «иго», вполне, по его разумению, соответствовавшее русскому слову «рабство». Интересно, что распространенные в русской средневековой книжности, а потом и заимствованные историографией представления о «рабстве» напрямую не вытекали из тех форм зависимости Руси от Орды, которые выделяются современной наукой, и не отражали всей гаммы русско-ордынских отношений середины XIII-XV веков. Тем не менее со временем понятие «иго», которое, будучи «анахронизмом, свойственным более историографической традиции, нежели реальному положению дел», прочно вошло в отечественный исторический лексикон.

Почему оно получило столь широкое распространение в историографии XIX-XX веках?

Очевидно, начиная уже с Карамзина формирующееся русское национальное самосознание требовало объяснений, почему Россия - не Европа? Что стало причиной ее отставания в развитии?

Концепция «ига» - столетнего рабства, навязанного извне, - позволяла с наименьшими «имиджевыми» издержками для формирующегося национального самосознания отвечать на эти неудобные вопросы. Тем более что эта концепция давала возможность не только объяснять отставание Руси, но и черпать в такой трактовке событий дополнительные мотивы для национальной гордости.

Лучше всех это сформулировал А. С. Пушкин: «России определено было высокое предназначение... Ее необозримые равнины поглотили силу монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы; варвары не осмелились оставить у себя в тылу порабощенную Русь и возвратились на степи своего востока. Образующееся просвещение было спасено растерзанной и издыхающей Россией». Получалось, что именно Руси Запад обязан своим передовым развитием.

Советская историография унаследовала концепцию «ига» практически в неизменном виде, опираясь не только на русскую дореволюционную историографическую традицию, но и на положения работы К. Маркса «Разоблачение дипломатической истории XVIII века». Маркс же прямо писал: «Татарское иго... не только подавляло, но оскорбляло и иссушало самую душу народа, ставшего его жертвой. Татаро-монголы установили режим систематического террора; опустошения и массовая резня стали непременной его принадлежностью».

Приведенный пассаж пользовался большой популярностью у советских исследователей: А. Н. Насонов - автор одной из первых обобщающих работ по истории ордынской политики на Руси - даже избрал его (наряду с цитатой из И. В. Сталина) в качестве эпиграфа к своей книге. И это несмотря на то, что Маркс смело использовал для анализа русской истории сведения, не имевшие отношения к истории русско-ордынских контактов. Чего, например, стоит его заявление о том, что «оставляя после себя пустыню, они (татары. - В. Р.) руководствовались тем же экономическим принципом, в силу которого обезлюдели горные области Шотландии и римская Кампанья, - принципом замещения людей овцами и превращения плодородных земель и населенных местностей в пастбища»!

И хотя большинству сегодняшних исследователей очевидно, что «иго» (так же, как и «рабство» в чистом виде) - не вполне удачное определение для русско-ордынских отношений второй половины XIII-XV века, тем не менее термин продолжает использоваться. В том числе в силу сложившейся традиции, сформировавшейся под влиянием древнерусского книжного восприятия, риторической экспрессии Карамзина, патриотического пафоса Пушкина и историософского преувеличения Маркса.»

Цитируется по: Рудаков В.Н. Монголо-татары глазами древнерусских книжников середины XIII-XV в.


Источник →

Опубликовал Виктор Хомутский , 19.05.2017 в 10:13

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Hadji-Murat bin Shay-Ahmet
Hadji-Murat bin Shay-Ahmet donskoy sphinx 20 мая, в 10:58 Были и есть среди них некоторое число мусульман, были сектанты, жидовствующие, староверы, зело много атеистов, имеются и отказники от чуждой религии - патриоты славянской архаики: сторонники неоязычестава, а больше всего псевдоправославных. Текст скрыт развернуть
0
donskoy sphinx
donskoy sphinx Hadji-Murat bin Shay-Ahmet 20 мая, в 11:58 Мусульман среди русских не было вообще никогда - мы не берем единичные случаи некоторых современных баб и каких-то бизнесменов, решивших, что так бизнес пойдет лучше - это исключения, подтверждающие правила. Есть и крестившиеся мусульмане (и не меньше) - и тоже среди них бабы (такой они нестойкий пол). Староверы - тоже православные, жидовствующих было мало, очень давно и короткий промежуток времени - их быстро извели. Среди простонародья бытовал и протестантизм - баптисты, к примеру, но это все равно христиане и их тоже немного. Есть и сектанты, но они есть везде во всех религиях и во всех обществах, не они являются определяющим фактором. Неоязычество - по сути те же секты. Атеисты сейчас есть у всех народов. но по культуре они все равно или мусульмане или католики или лютеране или православные и т.д.. Им ближе своя архитектура, музыка, живопись, скульптура религиозная литература и т.д..Русские - даже атеисты, к примеру, имеют представление хотя бы Новом Завете, а Коран им совершенно по барабану. И в русском искусстве христианские, в целом, и православные мотивы, в частности, присутствуют и близки тем же атеистам, они все равно находятся в православной культурной среде и она им не чужда. Музыка мусульманских стран, опять же, совершенно не близка большинству русских. "Псевдоправославные" - очень спекулятивное понятие, кто может определить насколько "псевдо"? Как могут люди так и верят, после 70 лет государственного атеизма не каждому легко воцерковиться, но идут-то в церковь. а не в мечеть. Сегодня "псевдо", а завтра уже и не "псевдо". Текст скрыт развернуть
4
Аркадий Сотников
Аркадий Сотников donskoy sphinx 21 мая, в 21:47 Вы ошибаетесь. Среди русских были мусульмане. Их было немного, но они существовали. Сохранились свидетельства на этот счёт. Во времена орды и позже. Кстати, некоторые фамилии тоже оттуда- например Резанов, Резаных. От слова "обрезание". После начала русско-турецких войн известны случаи принятия ислама русскими военнопленными в турецком плену, как принудительного, так и добровольного. Но это были редкие случаи. Текст скрыт развернуть
0
donskoy sphinx
donskoy sphinx Аркадий Сотников 21 мая, в 22:06 Это ИСКЛЮЧЕНИЯ и не более. Есть русская деревня, переехавшая в 90-е годы в Израиль, в сарае были найдены свитки Торы, раввины признали их евреями, и они на радостях мотанули на новую родину - время было голодное. И что теперь говорить, что русские исповедывают и иудаизм? Ислам культурологически чужероден русским и исторически враждебен, среди русских у него нет перспектив, для русских это - другая недружественная цивилизация. Текст скрыт развернуть
0
din sariph
din sariph donskoy sphinx 23 мая, в 09:54 Про этимологию "русских" я уже писал и некорректно его использовать в данном контексте;)... А как же быть с обрусевающими народами? А как же быть с народами, которые думают по-русски, разговаривают по-русски, у которых менталитет "русский", т.е."российский"? Что-то шовинизмом попахивает... Текст скрыт развернуть
-1
din sariph
din sariph donskoy sphinx 23 мая, в 10:00 О каках верующих в России идёт речь, если их меньше 5%?? О какой мусульманин музыке ты пишешь, если даже у башкир или татар совсем не ближневосточная культура?... Идёт речь о "российском" духе, менталите, который присущ многим народам России, которые многие являются мусульманами, хотя Коран ни разу не видели? Определись о чем ведешь речь и в своих представлениях... Текст скрыт развернуть
0
donskoy sphinx
donskoy sphinx din sariph 23 мая, в 19:25 Этимологией лучше заняться лингвистам и историкам, но в данном случае все элементарно - я тоже уже написал. Если народы думают по-русски, но записаны, к примеру, татарами или якутами, то они - думающие по-русски татары и якуты. Американские негры, вон, и говорят и думают по-английски, но никто же их англичанами не считает. Чтобы успокоить комплекс национальной неполноценности тех кто им страдает, русские что - должны отказаться от своей сущности и самосознания? Не жирно ли будет? Это какая-то дремучая наивность - ожидать подобного. Не нужно дразнить медведя и совать в берлогу палку. Русские себя показали вполне опасными в войнах (в том числе - в Гражданскую), в Смутное время, во времена Разина и Пугачева. Зачем их раздражать и провоцировать агрессию? В этом случае мало никому не покажется. И раздраженные националистическими фокусами последней четверти века русские сейчас стали злее, чем в расслабленные советские времена - это тоже надо учитывать. Не нужно отождествлять слова "русский" и "россиянин" - это совершенно разные понятия. Россиянин - гражданин России, а русский - человек русской национальности. Все те же татарин и якут - россияне, но не русские, как русские не татары и не якуты, но тоже россияне (если граждане России, естественно). Текст скрыт развернуть
1
donskoy sphinx
donskoy sphinx din sariph 23 мая, в 20:00 "Мусульманская" музыка (я имел в виду в смысле - музыка народов исповедывающих ислам, скорее всего - уроженцев Средней Азии) очень часто звучит на рынках, у нас в подъезде ремонт как-то делали - наслушались мы ее. Для нашего уха она не близка - чужеродна. Ты считаешь мусульманами тех, кто "Коран ни разу не видели", но отказываешь в вере невоцерковленным. Как я писал - как могут они так и верят, и ходят не в мечеть, а в церковь. Почему-то в церковь ходит больше 5% (особенно женщин), и детей крестят более 5 %. Текст скрыт развернуть
0
din sariph
din sariph donskoy sphinx 23 мая, в 21:38 Она там близка к арабской, равно как и остальной Восток... А вот татаро-башкирские мелодии близки к китайским (или, точнее, наоборот) и, видимо, идут от древних тюрках, по происхождению от "ариев" которые, ИМХО, а, также, чем-то башкирские мелодии со славянскими близки, хотя, может я и ошибаюсь () Текст скрыт развернуть
0
Wolf :
Wolf : donskoy sphinx 23 мая, в 22:25 Спешу вас разочаровать на счёт татар - это бывшие русские , только по какой-то причине принявшие ислам и по этому более интенсивно перемешались с тюркскими народами. Наша русская гаплогруппа R1A1 среди татар имеет достаточно высокий процент до 16 %., как у болгар. Текст скрыт развернуть
0
din sariph
din sariph Wolf : 23 мая, в 22:48 У татар R1a - до 37%... И если R1a-Z280 называли себя "русами" и 5000 лет назад, то да, тогда татары - давно бывшие русские... Текст скрыт развернуть
0
donskoy sphinx
donskoy sphinx din sariph 24 мая, в 22:28 Это никакая не этническая музыка - это типичная советская музыка не на русском языке. Мелодия написана не талантливым маститым советским композитором, а периферийным местным малоталантливым, поэтому эту песню не будут петь. Но она типичная советская - пример неудачный. Текст скрыт развернуть
0
donskoy sphinx
donskoy sphinx Wolf : 24 мая, в 23:10 Это бывшие волжские булгары. а не русские. Если интересно, то надо было изучать историю, тогда не пришлось бы верить сектантству. Последователи культа карго тоже верят в свою пургу, но это не делает их правыми. Степень веры не критерий истины. Вы попали в сети, потому, что не гуманитарий и оказались совершенно не подготовлены, у Вас совершенно не было исторических знаний - иммунитета от заразы. Зараза имеет свою историю:http://poganoj.smute.net/2015/09/01/sovtstkij-neoproekt/ Вы, даже, не понимаете, что объективно стали врагом народа. А росказни про миллионы лет и другие планеты - это, вообще, за пределами здравого смысла. Как у Вас все запущено - Вы в опасности. Текст скрыт развернуть
0
Путник
Путник 21 мая, в 22:36 Монголы совсем недавно узнали, что их называют монголами, и что у них был когда-то великий хан Чингиз-хан, завоевавший пол-Мира. Это тогда, когда они жили сами в каменном веке. С удивлением узнали и поставили сами себе памятник. Здорово Запад переписывает нам нашу изТОРЫю. Текст скрыт развернуть
-2
donskoy sphinx
donskoy sphinx Путник 21 мая, в 22:38 Какая к черту Тора? Вы сами-то знаете, что это такое? Ополоумели технари-невежды совсем. Текст скрыт развернуть
2
Alexandr Shishkan
Alexandr Shishkan Путник 22 мая, в 00:19 Ну какое "совсем недавно"... есть "Сокровенное сказание", написанное в 1240 году на монгольском языке того времени, там история Чингиза подробно описана. А Вы в курсе, что в 1264 году столица Монгольской империи была перенесена в Пекин, и вся знать перебралась туда? Монголы, живущие на территории современной Монголии - это ведь очень небольшая часть прежних племен, это те, чьи предки остались на родине и никуда не перебирались. А есть ещё Внутренняя Монголия (территория которой и сейчас в состав Китая входит, по размеру не меньшая, чем Внешняя, монгольские земли в эпоху Чингиза намного больше были).
И зачем Западу в пользу монголов историю переписывать? Хотели бы фальсифицировать - написали бы, что он англо-сакс. А евреи могли бы заявить, что он еврей. Но они же не идиоты:)
Текст скрыт развернуть
3
Hadji-Murat bin Shay-Ahmet
Hadji-Murat bin Shay-Ahmet Alexandr Shishkan 22 мая, в 08:09 Найдено на просторах Интернета: "Свое новое имя "Чингисхан" (или хан Востока) получив 1206 году во время всеобщего ... Он был еврей из Левитов. Настоящее имя Чингиз Хаим га Коэн". Текст скрыт развернуть
1
Alexandr Shishkan
Alexandr Shishkan Hadji-Murat bin Shay-Ahmet 22 мая, в 08:35 Да, нашёл: в одном из комментариев к этой статье:
http://russian7.ru/post/kem-o-nacionalnosti-byl-chingiskhan/
Надеюсь, что это шутка. Неужели всерьёз такое пишут...
Кстати, в соседнем комментарии написано:
"Да он Чингисханов Иван Иванович. Как и Александр Иванович Македонский.Если не верите, то у них спросите…" :):)
Текст скрыт развернуть
1
Hadji-Murat bin Shay-Ahmet
Hadji-Murat bin Shay-Ahmet Alexandr Shishkan 22 мая, в 10:03 В свидетельстве о рождении. выданном Бердическим отделением ЗАГСа еще в XII веке, было записано черным по белому следующее: Темуджинский Барух (Борис), сын выкреста, купца II гильдии Исаака Рубинштейна и мещанки малороссийской Авдотьи Никитичны Алан-Гоа.
Из материалов уголовного дела: бесчестные фальсификаторы, вступив в преступный сговор против исторической истины, некто Фоменко и Носовский выкрали из Центрального музея Улан-Батора и сожгли данный документ, а пепел развеяли над речкой Онон (о чем они составили соответствующий акт, который незамедлительно передали в Госархив МНР).
Вышеизложенное свидетельствует в пользу вполне обоснованного мнения о врейском происхождении Чингисхана. Помимо прочего, этот вывод поддерживают и все британские ученые.
Текст скрыт развернуть
1
Александр Попов
Александр Попов 1 июня, в 00:35 ПУРГА и ОХИНЕЯ. Все 4-е главные религии: КОММЕРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ. Соблюдай 10-ть ЗАПОВЕДЕЙ и НЕ ПОКЛОНЯЙСЯ ИДОЛАМ. Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Комментарии с 1 по 20 | всего: 249
Комментарии Facebook
Комментарии ВКонтакте
МОНГОЛЫ, ТАТАРЫ И МОНГОЛО-ТА…

МОНГОЛЫ, ТАТАРЫ И МОНГОЛО-ТАТАРСКОЕ ИГО

1 окт 13, 12:45
+47 154
Баскаческая организация на Руси

Баскаческая организация на Руси

7 апр 16, 19:06
+14 5
Историческая география Золот…

Историческая география Золотой Орды. Источники и историография. Государство Джучидов.

18 май 13, 12:24
+17 6
Историческая география запад…

Историческая география западной части Рязанского княжества XII-начала XVI в.

29 июн, 09:58
+1 1
Присоединиться

Последние комментарии

Ася
Ася
Ася
Ася
Анна Ларичкина
Валерий Мироненко
Александр Юсупов
Александр Корнев
Александр Юсупов
Александр Юсупов
Скорее лет 180.
с 1917 прошло 100 лет.
Александр Юсупов Кому и зачем нужен миф о 80% грамотных детей в царской России?

Поиск по сайту