Эпоха Ярослава Мудрого

Эпоха Ярослава Мудрого

А.Д. Кившенко Чтение народу Русской Правды в присутствии великого князя Ярослава 1880

Историк Игорь Данилевский о приходе Ярослава к власти, эсхатологических ожиданиях XI века и попытке обрести политический и религиозный суверенитет от Константинополя

 
 
Как Ярослав стал киевским князем? Когда он получил прозвище Мудрый? Для чего Ярослав начинает создавать сакральный центр в Киеве? Почему дата смерти Ярослава вызывает споры у историков? И как его дети решили вопрос об управлении страной после его смерти? На эти и другие вопросы отвечает доктор исторических наук Игорь Данилевский.

Ярослав Мудрый — одна из ключевых фигур Древней Руси. Обычно помнят его отца, Владимира Святославовича, помнят его деда, Святослава, и, конечно, помнят Ярослава. Это притом, что Ярослав — одна из загадочных фигур нашей истории. Начнем с того, что само прозвище Мудрый, несмотря на то что многие историки считают, что это современное прозвище, которое ему дали его подданные и окружение, на самом деле появляется в историографии в 60-х годах XIX века. До этого времени его просто называют Ярослав Владимирович или Ярослав I. Сама история Ярослава тоже достаточно любопытна, потому что Ярослав был одним из сыновей Владимира, а сколько у него было сыновей, не знает никто. Есть два перечня детей Владимира, но они расходятся между собой. Ярослав был посажен в Новгород, а это один из крупнейших центров Древней Руси, собственно, второй по значимости после Киева. И он был один из первых, но не самый первый, кто попытался отделить свою территорию от Киевской Руси.

С именем Ярослава связывается целый ряд очень важных событий. Это и создание «Русской Правды», самостоятельного русского законодательства Древней Руси, и такое важное событие, которое у нас проходит вторым или третьим планом, как строительство Золотых ворот в Киеве, Софии Киевской, учреждение двух монастырей — Святого Георгия и Святой Ирины. Понятно, почему такие монастыри: Георгий — это крестильное имя самого Ярослава, а Ирина — это крестильное имя его супруги, шведской принцессы Ингигерды. Оказывается, что Ярослав выстраивает структуру Киева по образу Константинополя, он повторяет константинопольскую модель. Там тоже есть Золотые ворота, от которых дорога идет к Софии Константинопольской, с левой стороны, так же как и в Киеве, монастырь Святого Георгия, с правой — Святой Ирины. Хотя и Константинополь был неоригинален — он повторял иерусалимскую модель. И это говорит о том, что Ярослав начинает создавать сакральный центр Русской земли.

Ярослав был первым, кто поставил своего митрополита без согласования с Константинополем — того самого Илариона, который произнес «Слово о законе и благодати» на освящении надвратного богородичного храма над Золотыми воротами. И это был очень сильный ход, потому что тем самым Русская земля пыталась выйти из-под крыла Константинополя. Попытка, с одной стороны, удачная, с другой стороны, как только умер Ярослав, Иларион тут же был смещен со своего поста. На смену ему, как всегда, пришел уже митрополит-грек, был восстановлен статус-кво, но сама попытка любопытная. Потому что Киевская Русь попыталась стать абсолютно независимым государством и религиозным центром. Это потом будет повторяться неоднократно разными князьями: Андреем Боголюбским, Дмитрием Московским, которого мы знаем с прозвищем Донской, но это история более позднего времени. Ярослав заложил основы российской государственности, российского законодательства и управления русской землей на много десятилетий и столетий вперед.

Ссылка на первоисточник
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Исторический дискуссионный клуб