Последние комментарии

  • Анатолий Кравцов
    "Нортманны из Рослагена" вот не надо фантазий)))))))))))территория Рослаген поднялась из под воды примерно в 16-17 ве...Скандинавские морские разбойники в IX–X вв.
  • Николай Кочергин
    Казанское ханство приняло ислам только в 1670 году, после того, как Московия -романовская, приняла, по указке Ватикан...В Татарстане готовят к изданию самый древний труд булгарского богослова
  • ne_pervoj_svezhesti sholohov
    А зачем? Будет не столь научно.Генетическая история Рима — до и после империи

Восточные письменные источники о монголах.

 

Монголы у стен Багдада. Персидская миниатюра

 

Народы, не имевшие своей письменности, известны истории из сообщений своих соседей, письменность имевших. И то насколько эти народы были интересны или причиняли неприятности грамотным соседям. Поэтому об истории многих народов мы знаем или очень мало или почти ничего.

Наши предки до IX-Х вв. писать не умели и соседей не беспокоили, поэтому наша история скрыта в тумане времени, который кое-как проясняет археология. Так и история монголов известна только по сообщениям китайских авторов (и только то, что те хотели сказать). Но когда к власти пришел Чингисхан, то о монголах заговорили. Не раз и не два мне приходилось читать от фальсификаторов истории ("монголов-не-было-Фоменко-врать-не будет"), что источников про монголов нет, а те что есть якобы Романовы с какими-то историками зачем-то подделали (версия, что историкам это нужно было для подтверждения исторической гипотезы меня откровенно смешит). Однако, азиатские соседи, которые от монголов весьма пострадали оставили нам довольно много сведений о самих монголах и их завоеваниях (не говоря уже о дальнейшей истории). Восточные источники почти не известны широкому читателю, хотя в научный оборот они введены достаточно давно. Но это объясняется недостатком популяризации восточной истории, тем более монголы были нашими врагами. Восполним этот пробел.

1. "Сокровенное сказание монголов" ("Тайная (секретная) история монголов").

Единственный полноценный письменный источник, написанный самими монголами. Так сказать прижизненный. Остальные источники - несколько коротких надписей. "Сказание" было закончено в 1240 г. Кто был автором и цель сочинения остается спорным вопросом. "Сказание" охватывает жизнь Чингисхана и правление Удегея. По стилю - это героический эпос. В "Сказании" масса интереснейших сведений о монголах, Чингисхане и устройстве Монгольской империи. Вот, например об установлении почтовых станций (у альтернативных "историков" есть сомнения на их счет): "...в определенных местах устанавливаются станции - ямы, и послы впредь обязуются, за исключением чрезвычайных обстоятельств, следовать непременно по станциям, а не разъезжать по улусу". Батыя так же обязали установить ямы. Есть несколько переводов и все читаются легко и приятно.

2. "Мэн-да бэй-лу", или "Полное описание монголо-татар".

Да, именно монголо-татар (кит. мэн - монголы, да - татары), поэтому этот термин придумали китайцы в 13 веке. Это не историческое сочинение, а донесение китайского шпиона, поэтому сведениями там достоверные (насколько это было возможным). В 1220 г. командующий пограничными войсками империи Южная Сун послал к монголам посольство. Автор сочинения (считается, что имя его было Чжао Хун) был в составе посольства, внимательно наблюдал, расспрашивал и запоминал. Монголы, как китайцы, в это время воевали с чжуржэнями. Посольство побывало в городе Яньцзинь и вело переговоры с монгольским наместником Мухали. В сочинении масса информации, необходимой для китайской дипломатии и разведки: от имен генералов и чиновников до обычаев монголов. Читается с интересом.

3. Пэн Да-я, Сюй Тин "Краткие сведения о черных татарах" ("Хэй-да ши-люэ").

Еще одно служебное донесение о монголах от китайских дипломатов. Точнее два, объединенных в один документ. Пэн Да-я побывал у монголов в 1233 г., а Сюй Тин в 1235-37 гг. В сочинении много сведений об обычаях монголов, о торговле, письменности, налогообложении. Читается легко и с интересом.

4."Путевые записки китайца Чжан Дэ Хой во время путешествия его в Монголию в первой половине XIII столетия".

Это путевой дневник китайского путешественника в Монголию в 1248 г., который просто заносил в дневник свои путевые впечатления (а может не просто, а с разведывательными целями). В книге прекрасно описана система почтовых станций Монгольской империи. Текст дневника был переведен еще XIX в. замечательной личностью - архимандритом Палладием (Кафаровым) и издан в 1867 г. в "Записках Сибирского отдела ИРГО", кн. 9-10. Посмотреть цифровую копию можно здесь. Читать скучно и не интересно, потому что китаец только и делал, что километры отсчитывал.

5. "Описание путешествия на Запад" ("Си ю цзи").

Путевые записки о путешествии знаменитого даосского монаха, ученого и поэта Чан Чуня в 1221 г. в Монголию и Среднюю Азию. Про ученость Чан Чуня узнал сам Чингисхан и вызвал ко двору, однако правителя монголов он там не застал и ему пришлось догонять Чингисхана в Средней Азии. Один из его учеников по дороге вел дневник, заодно записывая стихи и мудрые мысли учителя, который тот сочинял по пути. Записки очень интересные, описывают монгольскую империю изнутри. Стоит прочитать всем, кто считает монголов отсталыми дикарями. Прочитать можно здесь.

 

6. Фазлаллах Рашид ад-Дин "Сборник летописей".

Сочинение иранского государственного деятеля, министра монгольской династии Хулагидов (закончил жизнь на плахе под мечом палача). Рашид да-Дин (ум. 1318)  по приказу Газан-хана составил данное сочинение. "Сборником" оно называется не зря - это действительно собрание фрагментов из различных летописей. Сейчас такую книгу назвали бы хрестоматией. Огромное количество сведений об истории монголов - от генеалогий и этнографических сведений до описаний монгольских завоеваний и народных анекдотов о монгольских ханах. Одна беда - читать не просто. Рашид ад-Дин собрал множество сведений, но соединил их только хронологически по правлению ханов. Поэтому связной картины сочинение не дает. Нужная информация разбросана по всему сочинению и найти без справочного аппарата не просто.

7. Ибн ал-Асир "Полный свод всеобщей истории"

Огромный исторический труд арабского историка (курда по происхождению) Ибн ал-Асира, человека интересной биографии (даже султана Саладина знал). Оставил подробную историю завоевания монголами государства Хорезмшахов. Монголы для Ибн ал-Асира проклятые язычники, враги и дикари из племени турков. Он смотрит на монголов со стороны, поэтому сведений о них не много - только военная деятельность. Его сочинение дает картину постепенного завоевания монголами Средней Азии, которое далось монголам не легко, и опровергает мнение, что монголы совершили завоевания стремительно.

8. "Жизнеописание султана Джалал ад-Дина Манкбурны" ("Шихаб ад-Дин Мухаммад ибн Ахмад ан-Насави") Мухаммада ан-Насави.

Это рассказ о жизни последнего султана Хорезма, написанное личным секретарем султана (закончено в 1267 г.). Автор сам был свидетелем событий и написал книгу на основе многочисленных непосредственных свидетелей событий, а так же описывает жизнь султанского двора в эти трагические годы. И свою персону в сочинении вниманием не обидел (описал, например, свою поездку в крепость исмаилитов Аламут). Читается с интересом.

                                                      ***   ***

Это разумеется не все источники - их гораздо больше. Но эти сочинения переведены на русский язык и их можно прочитать. Закончить хотелось бы поздними сочинениями по истории монголов. В последнее время появились абсурдные обвинения, что монгольские завоевания являются якобы поздней фальсификацией и что поздняя память о монголах ничего не сохранила. Это не правда.

Аньчунь Гурунь ("История Золотой империи") - историческое сочинение, написанное в XVII в. по заказу маньчжурских императоров Цин. Содержит историю чжуржэньской империи Цзинь, где описана гибель империи от монголов.

"Дафтар-и Чингиз-наме" ("Книга о Чингисе") - татарское сочинение XVII в., восходящее к золотоордынской традиции.

"Чингис-наме" - еще одно сочинение о Чингисхане, созданное в традициях золотой Орды в XVI в., написанном Утемиш-хаджи, придворным хивинского хана Ильбарса.

"Алтан тобчи" ("Золотое сказание") - летопись, написанная монгольским ламой Лубсаном Данзаном в XVII в. Почти целиком посвящена Чингисхану.

Если вы захотите прочитать средневековые источники, то без специальных знаний, желательно хотя бы базовых, вы мало что поймете. Поэтому для начала советую прочитать учебник по истории средних веков для ВУЗов (советую учебник под ред. Н. Ф. Колесницкого и др., 1986 г. - написан очень хорошо, коротко и ясно).

Источник ➝

Популярное в

))}
Loading...
наверх