Добрыня Никитич – один из самых известных русских богатырей эпического периода, воспетого в былинах.
Добрыня Никитич – один из самых известных русских богатырей эпического периода, воспетого в былинах. По легендам, еще сохранившимся в рязанской глубинке, родился он в Шилово. Здесь 15 августа проходит ежегодный фестиваль, посвященный богатырю. А несколько лет назад в Шилово ему даже поставили памятник.
Богатырский остров
Происхождение второго по популярности богатыря русского героического эпоса у самих создателей былин не вызывало сомнений: хотя живет Добрыня в Киеве, но родина его в Рязани. Из Рязани же он едет сражаться с Ильей Муромцем! Знаменитый отечественный фольклорист Владимир Пропп в своем фундаментальном исследовании «Русский героический эпос» подчеркивает: «Родина Добрыни – Рязань. Обычное в этих случаях начало звучит так:
«Доселева Рязань она селом слыла,
А ныне Рязань слывет городом».
Это значит, во-первых, что события, воспетые в былине, народ относит к глубокой древности, когда Рязань еще была не городом, а селом. Во-вторых, точная локализация указывает на то, что события этой песни трактуются как действительно имевшие место. Они приурочиваются не к каким-нибудь фантастическим землям, о которых певец имеет весьма смутное представление, а к родной земле, к хорошо знакомой ему Рязани».
Ежегодно на родине богатыря проходит фестиваль «Слава Добрыни»
Федор Буслаев, один из самых известных филологов прошлого, заметил: «…Если Муромская земля соединила свои поэтические предания с идеалом Ильи Муромца, то соседняя с нею область Рязанская усвоила себе идеал княжеский в лице вежливого и грамотного Добрыни Никитича».
Сейчас об этом мало кто помнит, однако легенды о том, что Добрыня Никитич родом из-под Рязани, были очень популярны до революции. Кстати, только в Рязанской области существует множество названий мест, связанных с тем самым богатырем, – не меньше, чем с Ильей в Муроме!
«Касимовский уезд может по праву гордиться тем, что его земля служила ареною действий для богатыря Добрыни, недаром названного былиной Рязаничем. Свидетелем этого может служить Добрынь-остров – земляное возвышение в 70 саженях от Оки в районе села Ерахтур, во время половодья представляющее собой остров. Неподалеку находится еще одно возвышение, называемое Пупками. Народное предание гласит, что на Пупках сидел Илья Муромец, а на Добрынином острове – Добрыня Никитич, и что эти два богатыря перебрасывались топорами».
П. А. Гильдебрандт, газета «День», 1864 г.
О Добрынином острове и легендах, связанных с этим богатырем на Рязанской земле, пишут и советские археологи А. Мансуров и О. Бадер, в 30-е годы 20-го века проводившие в этих местах разведку. По собранной ими информации, неподалеку от Ерахтура есть еще одно место – бугор, на который, по легендам, Добрыня и бросал те самые топоры. По одной версии, Добрыня перебрасывался топором с богатырем Володей, который жил на Володиной горе. Впрочем, в дореволюционном путеводителе товарищем Добрыни назван Алеша Попович, живший на другом холме.
Шиловский след
Истории о богатырях рассказывали и в самом Шилово. Этнографу Светлане Костиной во время экспедиций удалось записать одно предание, позволяющее пролить новый свет на биографию Добрыни. Она показывает тетрадь с записями легенды: «Добрыня шиловский был. Ему принадлежали села Борок, Шилово, Алексеевское. Его отец очень богатый был, чуть ли не генерал…»
Памятник былинному воину воздвигли в Шилово
Здесь, в окрестностях Шилово, вплоть до 70-х годов прошлого века были очень популярны и былины о Добрыне, согласно которым легендарный богатырь родился именно здесь. В этих местах он жил до совершеннолетия со своей матушкой, вдовой Амельфой Тимофеевной. Помнили шиловцы и имя отца защитника Руси – Никита Романович. Народная память сохранила интересные подробности про молодость будущего богатыря: оказывается, тот самый Добрынин остров был чем-то вроде разбойничьей резиденции!
«Сам он был родом из Шилова, потом, уже повзрослев, стал баловать. Под Ерахтуром есть остров, он на нем засел и грабил купцов. Мать его терпела, терпела да и отправила служить в Киев, к князю. Много подвигов совершил Добрыня, но во время битвы с татарами погиб. Привезли его на Рязанщину и похоронили. Перед войной мужики раскопали курган. Там нашли шлем, меч, кольчугу и пояс с золотыми бляшками. Из-за него и прозвали Добрыню Злат Пояс».
(рассказ Тимофея Кирсанова)
Эту легенду в Шилово передавали в разных вариантах. По некоторым рассказам, на Добрынином острове богатыри взимали пошлину за проезд по Оке. По другим версиям, разбойники, в числе которых называют и юного Добрыню Никитича, пропустили по дну реки цепь, и когда судно оказывалось между ними, поднимали цепь и грабили корабль.
Эту информацию, записанную в 1923 году в Рязанской губернии, подтверждает и авторитетная «Библиотека русского фольклора». Похоронен богатырь, по старинным преданиям, тоже неподалеку от Шилово. Добрынин курган – так называли это место – находился недалеко от устья Пары в местечке под названием Дубки.
О кургане близ села Шилово писал еще знаток местной старины Николай Любомудров в 70-х годах 19-го века. В научном архиве Рязанского кремля есть запись от 1930 года, составленная шиловским краеведом Кленовым, в которой он описывает курганы в местечке Дубки и рассказывает о раскопках, произведенных местными крестьянами в 20-х годах прошлого века. Крестьяне расчищали место для сельхозработ и разровняли курган.
Директор местного краеведческого музея Александр Гаврилов о тех раскопках узнал от шиловского старожила Тимофея Кирсанова. Тот присутствовал там лично! Рассказывал, что нашли скелет с мечом, в шлеме и с поясом из золотых или позолоченных накладок. Самые важные находки увез представитель власти, так они и пропали.
Сам дед Тимоха взял себе на память костяной крючок от ножен, вот только со временем он затерялся…
Добрыня Никитич стал героем современных мультфильмов
Впрочем, сотрудникам музея удалось найти на месте кургана позолоченную накладку от пояса. Шиловские ученые в своих выводах осторожны, а вот местные жители с удовольствием приходят в музей посмотреть на накладку с золотого пояса богатыря Добрыни.
Меч-кладенец
Историк и археолог Андрей Гаврилов, большой знаток шиловского фольклора, написал о Добрыне захватывающий роман «Проклятый меч». Он рассказывает, что золотой пояс – не единственная деталь, связанная с Добрыней Никитичем. Только в Шилово сохранилась легенда о волшебном мече богатыря, с которым тот был непобедим.
Этот меч Добрыня получил в битве с Чамкой – еще одним персонажем, достойным представлять Рязань на сказочной карте России.
Чамка – существо, похожее на русалку, только живет в лесу или на болоте. «Сверху она баба бабой, а ноги у ей как у ящерицы! С когтями, и хвост огромный!» – цитирует Андрей Гаврилов бабушку из села Борок. Кстати, от Хозяйки озера получил свой волшебный меч и король Артур. Так и защищал бы богатырь Добрыня родную землю от врагов, только хитрые татары с помощью колдовства подменили волшебный меч на обычный, и герой погиб…
По легенде, меч Добрыни обладал волшебной силой
По народным преданиям, впрочем, враги побоялись оставить легендарный меч себе: колдуны их предупредили, что это грозит страшными бедствиями. Так что меч привезли матери русского воина, а та выбросила его в реку. Он до сих пор лежит где-то в Оке и ждет прихода нового богатыря, призванного защищать родную землю…
Впрочем, скорее всего, былинные герои Храбры, богатыри – это наслоение огромного количества пластов: реальные персонажи тут перемешаны с героями мифов, древними богами, перепутаны границы и города! Однако самое важное в них открыто и доступно для всех. Это то невыразимое, что мы узнаем из былин и сказок еще в детстве. Тот самый русский дух, сердце нашего народа, то, что учит нас никогда не сдаваться, верить в победу добра над злом и в то, что, когда над родиной снова сгустятся тучи, новый богатырь обретет волшебный меч-кладенец и встанет на ее защиту!
Наталья Макагонова
«Дом.Строй» №32 — 19.08.2015г.